Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
статья

Безрукова Ольга Анатольевна

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Современный этап развития специального образования в России можно назвать переходным от традиционного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе специального образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых образовательных технологий. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного ФГОС, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.

В соответствии с образовательной программой коррекционной школы – интерната г. Нефтеюганска на период 2012 - 2015 г. нами была разработана и апробирована рабочая программа по предмету «География». Данная программа ориентирована на формирование познавательного мотива у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством применения проектного метода обучения на уроках географии.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике, что особенно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью.

Использование проектного метода обучения на уроках географии способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательного мотива. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Более того, географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Проектная деятельность учащихся сориентирована на решение географических задач. Такая деятельность предусматривает процесс планирования, решения и моделирования географической ситуации на определенной территории на основе разнообразных источников информации, общих и специальных умений обучающихся. 

В результате изучения предмета, предусмотренного учебным планом, у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.

В процессе работы, на уроках географии, обучающиеся выполняют все виды проектов (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий). Так как, наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты, то именно с них мы и начинаем знакомство в 6 классе. В начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, этапы работы, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, «Сезонные изменения в природе». Обучающиеся должны уяснить что, сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года. Вместе составляем план исследования (приметы осени; изучить как в древности предсказывали погоду; собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа; составить «Народный календарь»; смоделировать схему причинно – следственных связей). Готовый проект ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Когда проекты готовы, назначается день защиты и ребята представляют их, и мы вспоминаем пройденный материал. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения.

Конечно, проект, выполненный шестиклассником не претендует на звание исследовательского, но в процессе работы ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Данный процесс способствует формированию познавательного мотива. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект научно-исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

В старших классах выполняем проекты, которые выбирают школьники по своим интересам: «Происхождение человека», «Стихийные природные явления» и др. Данное научно-практическое направление дополняет и углубляет знания по предмету и происходит приобщение к исследовательской деятельности. Особенно школьников привлекают проекты, связанные с изучением родного края. Старшеклассники с большим желанием оформляют стенды с презентацией проекта «Нефтеюганск – наш город», «Наш край самый красивый», знакомят учащихся младших классов с результатами своей деятельности.

Таким образом, проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Нами были разработаны критерии оценивания проектной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Уровень общей успеваемости, по результатам внутриучережденческого контроля составил 100%. Качество обученности школьников с интеллектуальной недостаточностью составляет на протяжении трех лет обучения 45% - 46%- 47% (на примере 8 класса за 2015-2016гг). Использование метода проекта стимулирует познавательную активность, все школьники с интеллектуальной недостаточностью проявляют старательность, заинтересованность при планировании и выполнения заданий.

Таким образом, мы видим, что ожидаемые результаты ирезультаты промежуточной диагностики показывают повышение уровня развития познавательного мотива у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии посредством применения проектного метода обучения.