Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Алямкина Галина Викторовна

Обобщение   педагогического опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_alyamkinoyg.v.docx97.91 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение инновационного педагогического опыта

 Алямкиной Галины Викторовны,

  учителя русского языка и литературы

 муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Ковылкинского муниципального района РМ

 

Тема: «Исследовательская  деятельность на уроках  русского языка и                           литературы»

 

         Личный сайт:  nsportal.rualyamkina-galina-viktorovna

Сайт МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа»  Ковылкинского муниципального района РМ:   kovschool31@rambler.ru

1.Обоснование актуальности  и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

     Обучение русскому языку и  литературе  в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.  В соответствии с   Концепцией модернизации российского образования  общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  

     В данной Концепции  в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Ведущую роль в достижении этих  целей  играют активные творческие методы обучения.   Одним из   таких методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам,  является исследовательская деятельность школьников.

       Известный  российский  педагог  И.И. Лернер говорит об исследовательском  методе   так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, так как вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности».  

    И действительно, развитие исследовательских умений и навыков   на уроках русского языка и литературы помогает   поднять интерес  обучающихся  к   учебе, повышают эффективность обучения. Исследовательская работа   дополняет способы получения знаний,  так как она подразумевает самостоятельное изучение выбранной темы,  накопленный   учеником базовый материал, анализ данных и умение самому делать выводы.

Все эти навыки    развивают  творческие способности учащихся,   помогают   увидеть взаимосвязь разных наук, воспитывают самостоятельность.  

Цели и задачи исследовательской работы, которые   поставлены мною на уроках русского языка и литературы следующие:

· вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

· развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

· формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков

 · обогащение духовной культуры;

· развитие творческих задатков личности.

      Следовательно, передо мной встала  задача обучать детей таким образом, чтобы они могли находить пути   решения    проблем и задач с помощью исследования.

    Для более эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы мною были изучены    научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Шацкого, М.Г. Качурина и др. В   работах ученых также  отстаивается идея исследования на уроках, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».

     Урок перестраивается так, чтобы ученик стал субъектом познавательной деятельности, для него  открываются возможности применить различные формы исследования, что   помогает раскрыть личностный потенциал учащегося.    В результате   внедрения    данного вида   деятельности на уроках и во внеурочное время приводит  к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся;   к созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование исследовательских технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом  тема инновационного педагогического опыта  «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»  достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской и проектной  работы  учащихся на уроках.  

          

2. Условия формирования  ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

     Условиями формирования  педагогического опыта «Исследовательская  деятельности на уроках русского языка и литературы», становлением опыта    явилось   изучение  данной  проблемы  в научной и методической литературе;  изучение опыта коллег в процессе посещения уроков,  семинаров, курсов повышения квалификации; участие в районных и региональных методических объединениях, педагогических конференциях, мастерских,  мастер-классах;  конкурсах  исследовательских работ.

     Становление  и апробация моего педагогического опыта осуществляются  в   МБОУ «Ковылкинская СОШ №3». Наблюдения за детьми показали, что наметилась тенденция снижения интереса к обучению. В ходе изучения уровня развития   умений и навыков мною было установлено, что у обучающихся постепенно пропадает интерес к обучению, к печатному слову,  возросло число учащихся,  которые ограничиваются чтением литературы только по школьной программе. На уроках русского языка  некоторые ученики, у которых существуют проблемы с грамотностью, возникают проблемы   при  выполнении  различные упражнения,    написании диктантов, изложений и других видах письменной  работы.

      Считаю, что причинами снижения интереса к обучению стало усиление влияния средств массовой информации (чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером); возросло число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка; изменилась позиция взрослого к совместной деятельности с детьми; отсутствует система целенаправленного формирования  учебной деятельности школьников.

    Для того чтобы повысить не только мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы, но и уровень качества образования,  стала искать новые средства и технологии подачи учебного материала для современного школьника.   Познакомившись с исследовательской технологией, я решила, что   она   поможет замотивировать учащихся на уроках русского языка и литературы, будет способствовать  повышению уровня подготовки учащихся, так как     данный    инновационный метод    направлен  на поиск ответа на творческую    задачу с заранее неизвестным решением,   сбор собственного материала, его анализ и обобщение,  умение делать выводы.  

  Цель педагогического опыта «Исследовательская  деятельности на уроках русского языка и литературы» - определить и апробировать методы и технологии,  которые  позволят наиболее эффективно  активизировать  исследовательскую деятельность обучающихся, формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

 Задачи:        

определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии  активизации

у обучающихся  исследовательской и проектной  деятельности, создание презентаций, ученических проектов;

повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности, используя исследовательскую технологию на каждом уроке;

повысить результативность обучения;

активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 Объектом изучения является  образовательный процесс, предметом изучения - исследовательская, проектная,  коммуникативная  деятельность школьников на уроке.

Предполагаемым результатом является  формирование у обучающихся  потребности заниматься исследовательской деятельностью, позволяющее им    повысить качество знаний  не только по   гуманитарным дисциплинам, но и по  истории,    обществознанию, иностранному языку; адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;     выражать свои чувства и представления о мире различными способами;  активизировать творческую деятельность, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач: создавать исследовательские и проектные работы, презентации, участвовать в различных творческих конкурсах.

                                     

                             3. Теоретическая база опыта

    Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению. Это  научно-практические конференции  и семинары, на которых рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы в школах,  различные публикации и научные труды.

    Немецкий педагог Адольф Дистервег почти двести лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открывать. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».  Педагог  Константин  Дмитриевич  Ушинский   полтора столетия назад писал, что главная  цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
     Методологической основой  опыта послужили теоретические положения и   концептуальные идеи Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова в их  трудах по формированию творческой личности, в работах  Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева  по проблемам творческой деятельности.  Исследовательский принцип в обучении  положены в основу технологии проблемного обучения, разработчиками которой  являются  Махмутов М.И. и Ларнер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера  исследования.
     По мнению многих ученых, термин «исследование» означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.  В частности, Дружинин В.Н. считает, что именно «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний».

     Нельзя не согласиться с  утверждением, что  работа над созданием проекта, исследовательской работы позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления исследования. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.  

    Организация исследований требует тщательной специальной подготовки не только нас, учителей, но и  учащихся.  

      Для организации    работы с учащимися    использую учебники и методические пособия, рекомендованные   Министерством образования  как соответствующие  Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения,   программы основного общего образования по русскому языку и литературы и рабочие программы по русскому языку и литературы   для 5-11  классов общеобразовательной школы.

    Кроме этого, в помощь нам, учителям, опубликован ряд методических указаний для  организации исследовательской деятельности обучающихся:

 1. Андриянова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология. –2015. – №1. – с. 7

2. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее //  Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

4.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003;

5.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998;

6.Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001;

7.Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность. / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005;

8.Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы)

     Данная методическая литература помогает конструктивно и результативно использовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы.

                                  

4.Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

   Технологию  педагогического опыта   или   его отдельные элементы можно использовать  на уроках  русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности.

   На уроках и во внеурочное время  систематически использую       разнообразные виды  исследовательской деятельности:

 - информационную (собирается  информация о каком-то объекте, явлении,    анализируется, обобщается  для представления   широкой аудитории. Например,  жизнь и творчество   поэта или писателя,  издание  книги, описание части речи по русскому языку);

 - ролевую (обучающиеся  выступают роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода  художественного произведения  или   устного народного творчества, составление сказки);

 -  практико-ориентированную (выявляются социальные интересы участников проекта. Например,  с какой целью  изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знания,  полученные на уроках, в современной жизни?);

 - творческую (театрализованные представления произведений).

  Проектная  деятельность организуется на трёх уровнях:

 -   объяснение технологии подготовки ученического проекта (знание);

 -   выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);

 - самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

    Для того чтобы заинтересовать учащихся заниматься исследовательской  деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, использую разнообразные   приемы:   это и  сопоставление иллюстраций,  просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются   разные  работы    к одному и тому же произведению.  

      Для организации исследовательской  и проектной деятельности,   используем   следующий алгоритм действий: 1) выбираем  тему исследования  или проекта; 2)  формулируем  цель,  гипотезу (Для чего я это делаю?  Какой будет результат и почему?);   3) выбираем метод исследования. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?); 4) собираем необходимую информацию, материал, оформляем его; 5) подводим итоги по полученным результатам; 6) анализируем результаты, сравниваем с гипотезой;  7) делаем выводы; 8) проводим защиту результата.

     Многообразные  типы  исследования и проектов дают  нам возможность    решить самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме, что  позволяет им активнее приобретать и применять знания и умения, расширять   учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

     Что же может стать содержанием исследования по русскому языку и литературе? 

    На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и

создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  Мною опробованы различные виды  исследований на уроках русского языка и литературы. Это такие  исследовательские проекты, как «Тайна происхождения имён,  прозвищ и фамилий», «Речевой портрет школьника», «Происхождение названий улиц»,

      В ролевом проекте учащиеся  исполняют  роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, мини-проект  нескольких  учащихся  «Встреча городничего и Хлестакова после  прочтения письма » из комедии  Н.В. Гоголя   «Ревизор», где    ученики  придумывают сценку,   героями которой   являются  Хлестаков и городничий  (придумываются  вопросы  городничего    и ответы     Хлестакова).

      Творческий проект  предполагает   свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это театрализованные представления произведений искусства, творческие вечера. Например, на уроке развития речи был создан проект «Театрализованное представление  по произведению В. Катаева «Сын полка», творческий вечер по произведениям В.В.Высоцкого.

      Курс литературы в пятых-седьмых классах  также предоставляет много возможностей для исследовательской деятельности. Например, во время изучения  сказа  П. П.  Бажова «Медной горы хозяйка»    ученики  обращают внимание на её жанровые особенности (Почему П.Бажов назвал свое произведение сказом?  Что в нем на быль, а что - сказ?).  Так мы начинаем наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное,   а реальное – в сказочное, и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом.  Из наблюдений возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

     В период изучения сказок А.С. Пушкина и  В. А. Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени очень важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в седьмом классе народные предания и  жития учащиеся ищут ответ на вопрос: «Какими перед нами предстают в  «Повести о Петре и  Февронии  Муромских»   главные герои и  муромские  бояре?».  Интересны и  исследовательские работы по былинам  «Речь былинных героев»   «Забытые слова»,  где учащиеся    ведут наблюдение  за речью былинных героев. Ученики   проводят исследования, сопоставляют  художественные и исторические образы. Итогом  данной  работы  стало самостоятельное составление  сказов, былин, лучшей  из которых признан «Сказ о Ковылкино».  

       На уроках литературы  в   десятом  классе   во время  изучения  пьесы  «Гроза» А.Н. Островского   учащиеся   знакомятся  главными действующими лицами произведения, обращают внимание на фамилии. Значение  определяли по толковым словарям С.И. Ожегова, В.И. Даля, так как фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных.  Работая в группах,учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М. Кабанова), Дикого, Кнурова. В процессе межгрупповой деятельности ученики выявили родственность происхождений данных фамилий. Кабан – Дик – Кнур – (свинья). Словообразовательный анализ прозвища Кабаниха показал, что суффикс -их- в ономастике при образовании женских имен обозначает презрительное наименование женщин по мужчине. Итогом данной работы  стала письменная работа на тему: «Говорящие  фамилии   героев пьесы А.Н. Островского «Гроза».  

       Исследовательская деятельность,  которая проводится  мной на уроке,  продолжается и  во  внеклассной  работе по предмету. Мы      проводим   предметные недели,  конкурсы и  викторины, предметные  олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Так, ко Дню Победы был проведен конкурс исследовательских работ по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Обучающиеся создавали презентации, готовили исследовательские проекты по произведениям Бориса  Васильева, Александра Твардовского,  Михаила  Шолохова, Константина Симонова, Михаила  Девятаева и др.  

      Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они увереннее чувствуют себя на уроках, становятся  более  коммуникативны, общительны, активнее участвуют в  школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ,  научно-практических конференциях.  

                                  

                                 5. Анализ результативности опыта

Реализация  исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время проводится мной  с 2015 года по настоящее время.

   Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету
  • положительная динамики уровня обученности
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности
  • устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности

В рамках социализации личности:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся
  • осознание ценности творческого открытия учащимися
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников

      Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов

     В процессе работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы отмечены следующие положительные результаты: обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, у них расширяется   словарный запас и кругозор, лучше закрепляются имеющиеся грамматические навыки; повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах;   формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук,   повышается учебная, познавательная мотивация школьников.

     Результативностью опыта является рост числа обучающихся, активно участвующих в  школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ,  научно-практических конференциях.  

   

Результативность деятельности учащихся по русскому языку    и        литературе за межаттестационный период

   Среднее качество знаний  по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период по русскому языку и литературе составляет  66%.

      Итоги внутреннего мониторинга   качества знаний по предметам подтверждены протоколами методического совета школы № 5 от 21.05.2015 г.,  №5 от 21.05.2016 г.,  №5 от 23.05.2017 г.

    Среднее качество знаний  по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период составляет 54%.

     

Классы

    % качества знаний

СР КЗ %

2017 г.

2018 г.

        5

61

-

  54%

        6

-

47

               

Результаты внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

№      

Название

мероприятия

Год

Фамилия, имя ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень участия во Всероссийской предметной   олимпиаде школьников

 

1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по русскому языку 

2014

 Еремкина Татьяна       Обманкина Арина    Добренькова Кристина

11

8

10

  призер

  призер

  призер

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2014

   Добренькова Кристина      Еремкина Татьяна  

Обманкина  Арина

10

11

8

 призер

 участник      

 участник

  Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по русскому языку

2015

 Добренькова  Кристина

  Рачков Дмитрий

  Обманкина  Арина

  Баранова Анастасия

 11

 7

 9

 9

призер  участник

участник

участник

   Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2015

  Добренькова Кристина

  Рачков   Дмитрий

  Обманкина  Арина

 

 11

 7

 9

 призер

 призер

 участник

  Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по русскому языку

2016

   Баранова  Анастасия

   Обманкина  Арина

   Резепов Илья

   Шичкина Галина

   Рачков  Дмитрий

   Волков  Максим

   Кормышова  Татьяна

   

 10

10

8

8

9

9

9

10            

 победитель

 участник

 участник

 участник

 участник

 участник

 участник

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2016

   Обманкина  Арина

   Ефимкин  Максим

   Баранова  Анастасия

   Шичкина  Галина

   Рачков   Дмитрий

   Волков Максим

   Кормышова  Татьяна

     

10

7

10

7

8

8

8

 

победитель

призер

участник  участник

 участник

 участник

 участник

 участник

   Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по русскому языку

2017

  Баранова  Анастасия

  Обманкина  Арина

  Кормышова  Татьяна

  Волков  Максим

  Шичкина   Галина  

 11

11

9

9

8

призер

призер  призер  призер

призер

   

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2017

   Баранова  Анастасия

   Обманкина  Арина

   Кормышова Татьяна

   Волков Максим

   Шичкина   Галина

   Ефимкин  Максим

 11

11

9

9

8

8

 призер

 призер

 участник

 участник

 участник

 участник

 

               Республиканский  

  этап

    Всероссийской      
     олимпиады        
     школьников  

        по литературе

1

  Республиканский этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2015

Добренькова Кристина

10

участник

 2

  Республиканский этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2017

Обманкина   Арина

10

призер

 3

  Республиканский этап Всероссийской олимпиады  школьников по  литературе

2018

Обманкина   Арина

11

участник

     Муниципальный   уровень   результативности   участия в  творческих    конкурсах

1

Муниципальный   конкурс  творчества «Наследие» в номинации  «Наследие предков -молодым»  

2014

Шукшин Сергей

11

призер

2

Муниципальный конкурс творчества «Наследие»,

секция «Видеопрезентация»

2014

Шукшин Сергей

Видяшкин Владислав

11

призеры

     3

Муниципальный конкурс литературных работ «Искусство слова», номинация «Проза»

2014

Нестеренко Валерия

11

призер

     4

Муниципальный конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

2014

Волков Максим

5

призер

5

Муниципальный конкурс сочинений «Мордовия. Здесь родины моей начало»

2015

Марюткина Алина

10

призер

6

Муниципальный конкурс  творческих работ, посвященных Дню Матери

2015

Евдокимова Марина

10

призер

7

I муниципальный Пушкинский фестиваль искусства «О Пушкине и с Пушкиным  - словом, кистью, музыкой, компьютером»

2015

Батраков Сергей

10

призер

8

Муниципальный фестиваль «Есенинские чтения»

2015

Добренькова Кристина Рогаленков Никита

10

победитель призер

   9

Муниципальный конкурс сочинений, посвященный 145-летию Ф.В. Сычкова

2015

Апашкина Яна

Марюткина Алина

10

победитель призер

10

Муниципальный конкурс  творческих работ,  посвященных

 26-ой годовщине вывода Советских войск из Афганистана. Номинация «Литературное творчество»

2015

Апашкина Яна

10

победитель  

11

Форум «Одаренные дети»,

Номинация «Глаголом жечь сердца людей»

2015

Евдокимова Марина

10

призер

12

Муниципальный этап республиканского конкурса «Шумбрат, Мордовия!»

2015

Батраков Сергей

10

призер

13

II муниципальный Пушкинский фестиваль искусства «О Пушкине и с Пушкиным  - словом, кистью, музыкой, компьютером»

2015

Апашкина Яна

Староверов Николай

Чукаров Владислав

11

победитель

победитель

победитель

14

I  открытый муниципальный  литературный  фестиваль – конкурс «Юность моя»

 2016

Евдокимова Марина

 11

победитель

15

Муниципальный фестиваль  «Есенинские чтения»

2016

Рогалёнков Никита

Жиличкина Юлия

8

5

победитель

участник

16

  III муниципальный Пушкинский фестиваль искусства «О Пушкине и с Пушкиным  - словом, кистью, музыкой, компьютером

 2016

Надежкина Эльмира

Ефимкин Максим

Рогалёнков Никита

Кормышова Татьяна

 

 8

7

8

8

  победитель

  призер

  победитель

  призер

17

Муниципальный конкурс сочинений   «Мордовия. Здесь Родины моей начало»

2016

Евдокимова Марина

11

призёр

18

Муниципальный  этап Всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика»    

2016

Рогалёнков  Никита

8

победитель

19

Конкурс «Лучшее школьное сочинение» на тему воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией

2016

Чуприна Марина

9

призер

20

Форум «Одаренные дети»,

Номинация «Союз юных журналистов»

2016

Группа учащихся

11

победители

21

  IV муниципальный Пушкинский фестиваль искусства «О Пушкине и с Пушкиным  - словом, кистью, музыкой, компьютером

2017

 Обманкина Арина

 Чуприна  Марина

11

11

победитель

участник

22

Муниципальный фестиваль  «Есенинские чтения»

2017

Баранова Анастасия

Рогаленков Никита

11

9

призер

участник

23

II  открытый муниципальный  литературный  фестиваль – конкурс «Юность моя»

2017

Алямкин Иван

10

победитель

24

Муниципальный конкурс  творческих работ, посвященных Дню Матери

2017

Ефимкин Максим

8

призер

25

Муниципальный  этап Всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика»    

2017

Чуприна Марина

11

победитель

26

Муниципальный конкурс сочинений   «Мордовия. Здесь Родины моей начало»

2017

Колдашова Ольга

8

победитель

27

 Муниципальный  этап Международного форума «Одаренные дети», номинация «Союз юных журналистов»»

2017

Жиличкина Юлия

6

победитель

28

III  открытый муниципальный  литературный  фестиваль – конкурс «Юность моя»

2018

 Колдашова Ольга Жиличкина Юлия

Солдаткина Дарья

Волков Максим

Алямкин Иван

8

6

9

9

11

победитель призер

призер  призер  призер

29

Муниципальный конкурс  «Библионочь» 2018

2018

Рогаленков Никина

Чуприна Марина

9

11

победитель

победитель

30

  Муниципального конкурса «Природа родного края»

2018

Артамошкина Юлия

9

победитель

31

Муниципальный конкурс «Живая история»

2018

Жиличкина Юлия

Рогаленков Никита

Чуприна Марина

6

9

11

победитель

призер

победитель

32

Муниципальный музыкально-поэтический фестиваль, посвященный 80-летию Владимира Высоцкого

2018

Рогаленков Никита  

Алуева Елизавета

Парецкова Анна

9

10

10

победитель

призер

призер

33

Муниципальный музыкально-поэтический фестиваль-конкурс, посвященный 29 годовщине вывода Советских войск из Афганистана

2018

Чуприна Марина

Рогаленков Никита

группа учащихся

11

9

9

победитель

победитель

призеры

34

Муниципальный конкурс «Город мастеров»

2018

группа учащихся  

9

призеры

35

Муниципальный  конкурс чтецов  «Салют, Победа!»

2018

Чуприна Марина

Рогаленков Никита

Солдаткина Дарья

Волков Максим

Ежов Дмитрий

11

9

9

9

9

победитель победитель победитель победитель победитель

Республиканский уровень

   

 

Волков Максим

1

Конкурс литературных работ «Искусство слова», номинация «Проза»

2014

Нестеренко Валерия

 11

победитель

2

III открытая республиканская учебно- практическая конференция школьников  

 «Юный исследователь»

2014

Шукшин Сергей

 11

призер

3

   Республиканский конкурс литературного творчества «Пожарные-добровольцы  глазами детей» в номинации «Эссе»

 2014

Шукшин Сергей

 11

 победитель

4

Межведомственный конкурс сочинений, посвящённый

292-й годовщине образования прокуратуры России  «Что значит честь»

2014

Шукшин Сергей

11

призёр обладатель целевого направления в Саратовскую правовую академию

5

Конкурс творческих работ, посвященных 100-летию  со дня рождения А.С. Абсалямова

2014

Нестеренко Валерия

Добренькова Кристина

11

10

победитель

победитель

6

IX республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

2014

Шукшин Сергей

11

победитель

7

Республиканский конкурс среди общеобразовательных учреждений Республики Мордовия «Энергосбережение – фактор здоровой экономики»

2014

Апашкина Яна

9

победитель

8

Республиканский этап Международного форума «Одаренные дети», номинация «Союз юных журналистов»

2015

Волков Максим

7

призер

Открытый республиканский литературный фестиваль «Подвиг героев в сердцах поколений»

2015

Апашкина Яна

Батраков Сергей

Добренькова  Кристина

10

10

призер

участник

участник

9

Форум «Одаренные дети»,

Номинация «Союз юных журналистов»

2015

Волков Максим

8

призер

10

III научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»

2016

Волков Максим

8

призер

11

Конкурс творческих работ

«Слово, которое объединяет»

2016

Евдокимова Марина

11

призер

12

 Республиканский этап Всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика»      

2016

Рогалёнков Никита

8

участник

13

IV научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»

2017

 Волков Максим

9

призер

14

Республиканский этап Международного форума «Одаренные дети», номинация «Союз юных журналистов»»

2017

Жиличкина Юлия

6

участник

15

Республиканский  этап Всероссийского  конкурса сочинений  

2017

Колдашова Ольга

8

призер

16

Республиканская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

2018

Волков Максим

9

призер

17

III научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»

2018

Волков Максим

9

призер

18

 Республиканский  конкурса   «Каждый день горжусь Мордовией»  

2018

Колдашова Ольга

Волков Максим

Жиличкина Юлия

8

9

6

призер

участник

участник

19

Республиканский  конкурс о воинах-героях

2018

Солдаткина Дарья

9

участник

Межрегиональный  уровень

1

Конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Война в истории  моей семьи»

2015

Апашкина Яна

10

призер

2

Межрегиональный творческий конкурс, посвященный

75-летию битвы под Москвой

2016

Атамошкина Юлия

Ефимкин Максим

Волков Максим

8

7

8

призер

призер

призер

Российский уровень

1

Всероссийская сверхпрограммная  предметная олимпиада  «Олимпус»

2014

Кормышова Татьяна

Чуприна Марина Байкова Юлия

5

7

7

лауреат

лауреат

лауреат

2

Всероссийский «Молодежный чемпионат по русскому языку и языкознанию»

2014

Шукшин  Сергей

11

победитель

3

Всероссийская  дистанционная   олимпиада по  русскому языку проекта  «Инфоурок»

2014

Шукшин  Сергей

11

победитель

     4

Сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус» по русскому языку

2016

Аношкина Валерия

Жиличкина Юлия

Колдашова Ольга

Ефимкин Максим

Солдаткина Дарья

Волков Максим

5

5

7

7

8

8

лауреат

лауреат

лауреат

лауреат

призер

призер

5

XII Всероссийский историко-литературный конкурс с международным участием «Династия Романовых - живое знамя России»

2016

Алямкин Иван

10

призер

6

Всероссийский конкурс литературно – художественного творчества «Золотое перо»

2016

Евдокимова Марина

11

призер,

II место

7

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Араповские чтения»

2016

Волков Максим

8

призер

8

Всероссийский  конкурс «Россия первозданная»

2017

Ефимкин Максим Артамошкина Юлия

8

9

победитель

победитель

9

Всероссийская сверхпрограммная  предметная олимпиада  «Олимпус»

 по русскому языку и литературе

2017

Аношкина Валерия

Жиличкина Юлия

Колдашова Ольга

Ефимкин Максим

Шичкина Галина

Волков Максим

66

8

8

8

9

лауреат    

лауреат

лауреат

лауреат

призер

призер

10

Всероссийский конкурс «Гимн понятными словами»

2017

 Жиличкина Юлия

 6

участник 

11

Всероссийский конкурс творческих работ «Крым наш»

2018

Жиличкина  Юлия  

7

участник

12

Всероссийская сверхпрограммная  предметная олимпиада  «Олимпус» по русскому языку и литературе

2018

Аношкина Валерия

Жиличкина Юлия

Спирюгов Сергей

Зубрилина Арина

Шичкина Галина

Лощилина Виктория Ефимкин Максим

Колдашова Ольга

Тряпкина Анастасия

Волков Максим

Солдаткина Дарья

5

5

5

5

8

8

8

8

8

9

9

 лауреат

 лауреат

 призер

 призер

 призер

 призер

 призер

 призер

 призер

 призер

 призер

                                

                             6.  Трудоёмкость опыта

      Трудоемкостью опыта   является сложность в организации слаженной     организации учебного процесса, когда на уроках и внеклассных занятиях учащийся   становится не объектом, который воспринимает  готовые знания, а исследователем,  который ведет   активную поисковую деятельность,  учится логически и правильно выражать свои мысли; грамотно писать и говорить; меньше используются  информационно-объяснительные  методы обучения, больше -  деятельностно-развивающие,  которые  формируют широкий спектр личностных качеств ребенка. Для учителя и учеников  важным становится   не только  процесс усвоения  знания, но и   способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала.   

      На первых этапах работы     учащиеся испытывают трудности      из-за  слабого  владения  ими исследовательскими умениями. Такие  необходимые  моменты  исследования, как формулировка проблемы, выбор темы, постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, часто выполнялось  не самими обучающимися или они вовсе опускались.   Но   в процессе работы над исследованием эти  навыки  у учащихся    развиваются, потому что они  у них развивается   интерес самостоятельно читатьузнаватьисследоватьанализировать.

    По моему мнению, в исследовательской деятельности наиболее успешны те обучающиеся, для которых характерны любопытство, любознательность, потребность в познании, чувствительность к проблемам, способность продолжать поиск, умение логически мыслить, повышенный интерес к открытым задачам, оригинальность и гибкость мышления, способность находить ассоциации, способность к прогнозированию, концентрация внимания, хорошая память, способность к оценке, широта интересов, стремление к совершенству, самостоятельность, творческое восприятие случайностей, эмоциональный интеллект.

7.   Адресные рекомендации по использованию опыта

     Инновационный педагогический опыт по теме «Исследовательская деятельность  на уроках русского языка и литературы» адресован учителям русского языка и литературы, желающим добиваться   высоких результатов  как в урочной, так и внеурочной деятельности,   повышать  мотивацию к  углубленному изучению  предмета,  активизировать познавательный  интерес, развивать   творческую   активность и самостоятельность  учащихся.

    Исследовательскую, а значит и проектную, и творческую деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметных недель, тематических вечеров, различных конкурсах, научно-практических конференциях.   Каждый учитель – и начинающий, и опытный –  может применить  данный опыт  в своей работе. Я активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, охотно делюсь своим опытом, выступая на ШМО, ММО, на педагогических советах. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на муниципальном и республиканском  уровнях.        

8. Наглядное приложение.

    Конспекты открытых уроков, исследовательские работы учащихся, педагогический опыт Алямкиной  Галины Викторовны представлены  в  социальной сети работников образования «Наша сеть»

       nsportal.rualyamkina-galina-viktorovna.

А также помещены на сайте МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа»  Ковылкинского муниципального района РМ.

Адрес сайта:  kovschool31@rambler.ru

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...