Образовательная программа
рабочая программа

Мучинская Светлана Борисовна

Образовательная программа "Лоскутная мозаика" расчитана на 3 года обучения.Дети учатся определять виды тканей,их применение и назначение.Учатся работать на швейной машинке.Изготавливают не большие изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Я помню! Я горжусь!»

Составила:

                        педагог доп. образования

            Мучинская. С. Б

Май

2015 год

Цели:

  • расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;
  • расширение знаний об исторических событиях ХХ века;
  • обогащение словарного запаса;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

Оборудование:

  • аудиозаписи;
  • мультимедийная установка с экраном;

Ход мероприятия 


Пускай назад история листает 
Страницы легендарные свои 
И память, через годы пролетая, 
Ведет опять в походы и бои.


- Славной победе советского народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшнюю встречу. 

Запись метронома

Июнь… Клонился к вечеру закат, 
И белой ночи разливалось море, 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя.


Июнь…Тогда ещё не знали мы, 
Со школьных вечеров шагая, 
Что завтра будет первый день войны, 
А кончится она лишь в 45-м, в мае.


Такою все дышало тишиной, 
Что вся земля еще спала, казалось. 
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось!

-Есть события, над которыми время не властно и, чем дальше уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось…

Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны)

-22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины. 

Звучит "Священная война"

- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём.… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…

Было обычное жаркое лето.
Прабабушка мне рассказала об этом.
Все отдыхали: кто с мамой на даче,
Кто на реке загорал и рыбачил.
В лагере детском ребята играли,
Горя и бед до поры не видали.

Вдруг грохот раздался,
И всё потемнело,
Словно огромная птица влетела.
Рвутся снаряды,
Огонь полыхает,
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди
Кто уцелел, никогда не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – «Война!»

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых, разлучая и друзей.

Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая, сама, 
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.

А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных!

-Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

- Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень , разрушили 84 тысячи школ , лишили крова 25 миллионов человек.

– Четыре года войны.

– 1418 дней.
– 34 тысячи часов.

– И более 27 млн погибших советских людей.

Победой кончилась война,

Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.
А кто – за подвиг трудовой
В своем родном краю.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

- Нам современному поколению никогда не забыть о самой страшной войне всего человечества. Мы гордимся теми, кто отдавал жизни за мир и покой своих родных, своей страны. Нам дорого будущее нашей планеты. И наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Мы хотим, чтобы небо было голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.

Звучит песня "Пусть всегда будет солнце"

Посещение музея политехнического техникума п. Каменск



Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Для творческих объединений

«Лоскутная Мозаика» «Стиль»

«Новый год – у ворот»

Разработал: педагог доп. образования

Мучинская С.Б.

Декабрь

2013

Цель:  1. Формирование представлений о народных традициях.

            2. Развивать кругозор и творческие способности учащихся, способствовать сплочению коллектива.

            3. Воспитание культуры общения, чувства  прекрасного.

Ход  мероприятия

Звучит музыка « В лесу родилась елочка»  (эстрадный вариант)

Ведущий:  Всем, кто  любит праздник зимний,

                    Запах елки, скрип снежка,

                    И когда морозец сильный,

                    Зарумянится щека!

Всем, кто любит пляски, пение,

И гирлянд веселый свет,

Всем, кто ждал нас с нетерпением,

Всем друзьям -  большой привет!

                    За весной приходит лето,

                    А за осенью – зима,

                   Нас по кругу мчит планета,

                   И вращается сама!

Год прошел, а это значит,

Скоро всем нам принесет,

Счастье, радость и удачу,

Новый год!

Учитель: Новый год – праздник, отмечаемый  многими народами, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Встреча Нового года , является во многих странах значимым праздником. Сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольями, народными гуляниями.

Начало года с 1 января было установлено Римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящен Янусу – Богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название с честь Бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое назад. Традиции: дед мороз, праздничный стол, подарки, салют, новогодняя елка, карнавальные костюмы.

При встрече Нового года  близкие встречаются за столом. Собравшиеся сначала «провожают» год – вспоминают, чем он запомнился.   В 00 часов 00 мину  1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход Нового Года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желания.

В Новый год к детям приходит Дед Мороз и дарит подарки, которые приносит в мешке за спиной.  Одет в синюю, серебристую или красную шубу, расшитую узорами,  в шапке,  с длинной белой бородой, посохом в руке и в валенках.

При праздновании Нового Года используются разнообразные пиротехнические изделия: хлопушки, бенгальские свечи и в последнее десятилетие  - салюты, ракеты, римские свечи.  В настоящее время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят миллионы долларов, чтобы устроить масштабное пиротехническое шоу на Новый Год.

Согласно традиции   в доме устанавливается  новогодняя елка. Во многих странах ее ставят на Рождество и именуют Рождественской елкой. В России  длительное время существовала подобная традиция, но в 1916 году, во время  Первой мировой войны, елка была запрещена как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом перед новым 1936 годом, но уже как новогодняя елка.

На Кубе перед наступлением нового года, наполняют все кувшины, ведра, тазы, миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь  год.

В Колумбии главный герой новогоднего карнавала – старый год – разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуаль – колумбийский Дед Мороз – устраивает фейерверки.  Весело встречают  Новый год в Болгарии. Когда все собираются у новогоднего стола, во всех домах на 3 минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

В Англии, кроме елки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиками омелы.

Во Франции Дед Мороз – Пер Ноэль, приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. То кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобового короля» и в праздничную ночь все подчиняются ему.

В Италии под новый год принято освобождаться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием Рождественского полена.

Ведущий проводит конкурс загадок

Отвечайте-ка мне детки, что походит на конфетку,

А стреляет будто пушка? Как  зовут ее? (Хлопушка)

Жил я посреди двора, где играет детвора,

 Но от солнечных лучей, превратился я в ручей. (Снеговик)

Кормит в лесу она птичек, в праздник оденется яркой фольгой

Будет чешуйками ярко блистать, елочку нашу собой украшать (Шишка)

Отгадай что за игрушка, колпачок  как у Петрушки,

Маленький  удаленький, вырос ростом с валенок. (Гном)

Белоус и краснонос, под ветвями… (Дед Мороз)

Вьется лента из бумаги и шуршит когда летит,

Обовьется  словно змейка, закрутившись вся висит. (Серпантин)

Еще кого нам не хватает?

Кто может от жары растаять? (Снегурочка)

Покрутилась  звездочка, в  воздухе немножко

Села и растаяла на моей  ладошке. (Снежинка)

Учитель: «Веселые конкурсы»

«Сиамские близнецы»

Участники команд делятся по парам. У каждой пары для этого конкурса свободны только одна левая и одна правая рука. В команде получается 3 пары. Первая пара вырезает  - кружок, вторая – завязывает шнурок на ботинке, третья – меняет стрежни в ручке. За выполнение каждого задания команда получает балл, плюс баллы от одного до пяти, в обратном порядке по скорости выполнения заданий.

«Беззвучные действия»

Пары участников должны совершить все перечисленные действия, не издавая звуков. Первая пара – сдувает шарик, вторая – рассказывает напарнику то, что было написано на листке (листок читает один человек, для каждой команды своя информация). Третья – поймать ручку, между участниками расстояние 2 метра. За выполнение каждого задания – 2 балла.

«Глаз – алмаз»

Вычислить, не считая, сколь скрепок на столе. Кто ближе к истине - получает 5 баллов. Другие в соответствии с результатом.

«Как это было»

Каждой команде дается перепутанные номера газет.  Нумерацию страниц лучше удалить. Нужно собрать газету по нумерации страниц. За задание получают от 1 до 5 баллов, в зависимости от скорости выполнения задания.

Под Новый год, под Новый год  возможно невозможное.

Поверь в себя, успех придет, хотя задачка сложная!!!



Предварительный просмотр:

МАУ ДО " Каменский дом детского творчества"

Развитие коммуникативных способностей школьников посредством их приобщения к народному творчеству.

                                                                          педагог доп.образования:

                                                                           Мучинская.С.Б.

ноябрь

2018

В нашем динамично развивающемся высокотехнологичном мире становится недостаточным овладение детьми базовыми знаниями, навыками, умениями. Для того чтобы быть успешным, в современном обществе необходимо развивать креативность, гибкость мышления, умение свободно выражать свои мысли и самостоятельно действовать. Развивать свои коммуникативные способности.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Коммуникативные умения и навыки – это средства обеспечения успешной деятельности человека.

Формирование и развитие коммуникативных умений у  обучающихся– чрезвычайно актуальная проблема потому, что от уровня, на котором сформированы эти умения, зависит не только результативность обучения детей, но и степень их социализации, а также развития личности ребенка в целом. Социализация личности начинается с первых минут существования  и протекает на протяжении всей его жизни. И одной из важнейших ступеней в процессе становления личности является именно момент обучения ребенка . Умения человека формируются в деятельности самого человека и общества, в котором он адаптирован, а коммуникативные способности и умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Коммуникативность –это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, это умение верно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником.

Проще говоря, это способность легко и быстро находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений.

 Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, и, конечно же, речевую составляющую общения в процессе обучения, что максимально приближает сам учебный процесс к условиям естественного общения.

Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Развитие коммуникативных способностей обуславливается тем, как  школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. 

Такое обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим друзьям, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

 Система работы педагога в процессе формирования и развития коммуникативных способностей школьников должна строиться так, чтобы вызывать у детей, в первую очередь, необходимость речевого общения, потребность в нем. Обучить ребенка общению – это обучить речевой деятельности. Например: Учимся играть в футбол, играя в футбол, плаванию учимся, плавая, а пользованию гаджетами или компьютером - работая или играя на них. Изготавливая поделки и вещи своими руками, ребенок приобщается к истокам народного творчества. И, вполне естественно, что общению нельзя научиться, если не общаться с преподавателем и друг с другом.

Таким образом, сформировать коммуникативные умения - значит научить ребенка  быть активным в речевом пространстве, где необходимо ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения

Большинство детей младшего школьного возраста в отношении своих вещей занимают строгую собственническую позицию. Они, мягко говоря, не приветствуют, когда сосед пытается сделать замечание и что-то исправить в работе, а когда выполняют тестовые задания, то закрывают задания ладошкой. Современные занятия  должны нацеливать ребят  на работу в группе, в паре, поэтому предлагается посмотреть как выполнил задание сосед, сравнить его со своей работой, и помочь исправить ошибки . Такой подход поможет педагогу в формировании определенных нравственных основ личности, который  учит доверять своему соседу по парте, помогает планировать совместную деятельность, приучает распределять обязанности, позволяет посмотреть на свои ошибки и достижения со стороны другого человека, даёт возможность совместного обсуждения проблемы.

Это приучает к навыкам устного общения: ребята учатся доказательно излагать свою и уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать совместное решение, проводить взаимопроверку. Так начинает формироваться так называемая коммуникативная компетенции. Один из основных критериев организации диалога – это создание в процессе общения условий для доброжелательности и доверия в отношениях. В самом начале процесса формирования коммуникативных навыков у учащихся необходимо объяснить им основные принципы ведения диалога. Нужно донести до ребят, что в общении с собеседниками ценно каждое мнение, дать возможность другому высказать своё, а себе – его понять. Учащиеся должны усвоить, что в диалоге ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; что, если общаешься с человеком, то повернись так, чтобы видеть лицо

Сегодня перед ребенком раскрывается многообразие окружающего мира, что позволяет приобщиться к культурным ценностям и традициям народа населяющую нашу страну.

Хотелось, чтобы подрастающее поколение приобщалось не только к традициям русской культуры, но и  возрождало  народные промыслы. Всё то, что было утрачено в непростые годы перестройки.

В процессе творческой деятельности воспитанники создают продукты народного  творчества, раскрывают свой  потенциал, радуются результатам совместной деятельности.

В соответствии с ФГОС  основными задачами  образования  является развитие и поддержка индивидуальности ребенка, умение строить взаимоотношения с окружающими и поэтому коммуникативная компетентность является одной из ключевых.

Так на своих занятиях, прежде чем изготовить какое-либо народное изделие, мы изучаем историю его появления , назначение, подбираем соответствующий материал,  знакомимся с техникой выполнения.

 Для этого дети ищут материал  не только в Интернете, но и узнают у своих бабушек и прабабушек, как они изготавливали и пользовались данной вещью раньше. Своими знаниями они делятся с остальными  детьми на занятиях с помощью презентаций, сообщений. Показывают старинные вещи, рассказывают о них и ищут сходства и различия. Именно эти занятия пробуждают интерес к дальнейшей творческой деятельности. Ребята с большим удовольствием изготавливают обереги, мягкие игрушки, лоскутные покрывала, прихватки, шкатулки из ткани, народные костюмы.

Особенно ребятам нравится, когда они посещают поселковые выставки прикладников старшего поколения. У ребят горят глаза, они задают много вопросов и понимают, что знания полученные на наших занятиях пригодятся им в дальнейшем.

Мне бы хотелось, чтобы у моих учеников сформировался свой взгляд на окружающий мир, уважение к труду, оптимистичное отношение к жизни, стремление к семейному счастью, понимание величия и красоты Вселенной и своего места в ней. Способность адекватно воспринимать духовные источники народной культуры, понимание её значимости и ценности, желание сохранять и преумножать народные традиции. От того, насколько ясно  ученики будут осознавать, что история своего народа является живой сокровищницей, источником научения мудрости, мастерства, сил, зависит в дальнейшем их духовное воспитание, развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства.

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение

 дополнительного образования

«Каменский дом детского творчества»

                                                                                             Утверждаю:

                                                                 директор Дома  детского творчества

                                                               __________________О.Ю.Артёменко

                                                         Приказ №____от «_____»_________2016г

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Лоскутная мозаика»

                                                                        Возраст обучающихся: 7-17 лет

                                                                                  Срок реализации: 3 года

                                                                                 Составитель:    Мучинская С. Б

                                                                                 педагог МАОУ  ДОД

                                                                                  Каменского дома детского                                       творчества    

                                                                                 I квалификационной категории

Каменск

                                                                       2016

Пояснительная записка

Тип программы:  модифицированная

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественно-эстетическое

Форма обучения: очная

Направленность деятельности образовательной программы

 Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и составлена на основе  ряда образовательных программ (модифицированная)  по  обучению детей  лоскутному  шитью, учебных  пособий  и  популярной литературы  по шитью из лоскута.    

 Актуальность программы

 

Лоскутное шитье  - один из видов народного искусства, вобравший в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно - прикладного творчества. Его предметы объединяют в себе три начала: пользу, красоту и добро. И хотя лоскутные одеяла, коврики-«кругляши», дорожки и панно широко представлены в музейных коллекциях, эти изделия по-прежнему продолжают украшать повседневный быт людей.

Особенность этого ремесла заключается в том, что его формировала окружающая природа и крестьянская среда. Лоскутное шитье начинается с потребности сделать нужную и полезную в быту вещь, но с учетом законов гармонии цвета, стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь, а также с желания продолжить ремесло старых поколений мастериц. Дошедшие до наших дней традиции лоскутного орнамента кропотливо создавались на протяжении XIX - начала XX вв. Свою лепту внесли мастерицы середины XX в. - А. Ф. Похмельных, Е. А. Зимина, Н. А. Крехалева и др., которые превратили лоскутное шитье в отдельный вид декоративно-прикладного искусства.

Новизна.

В программе на первый план выдвигаются развивающие и воспитательные

возможности рукоделия:

- знакомство с разнообразием и особенностями текстильных материалов,

- развитие ручной умелости, координации движений и тактильного восприятия,

- развитие коммуникативных навыков,

- развивающий характер методов обучения,

- создание условий для творческого самовыражения личности ребенка.

- широкий спектр технологических приемов работы с текстильными

материалами,

 - сочетание в дизайне изделий фольклорных и современных форм,

- дифференциация уровня сложности изделий с учетом индивидуальных

возможностей и потребностей детей.

Педагогическая целесообразность.

Ручной труд оказывает положительное влияние на гармоничное развитие личности ребенка, развивая его интеллектуальные и творческие способности, физические навыки (координация движений, глазомер, тактильное восприятие и др.) и такие качества личности как трудолюбие, терпение, умелость и самостоятельность. Урбанизация, технический прогресс, повышение «скорости жизни» во многом изменили отношение к традиционным видам рукоделия. В современном обществе ручной труд перестал быть необходимостью,  обеспечивающей материальное благополучие семьи, теперь он в большей степени является средством самовыражения, формой содержательного досуга, основой для общения и способом проявления социальной активности. Современное лоскутное шитье вобрало в себя многовековой опыт обработки  текстильных материалов и органично сочетает плетение, вышивку, стёжку, роспись по ткани, аппликацию и различные виды ручного и машинного шитья. Лоскутные изделия — это не только традиционные коврики-панно и одеяла, но и всевозможные аксессуары: украшения, сумки, обувь, головные уборы, игрушки, предметы интерьера. Такое разнообразие изделий и технологических приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к прикладному (материально-художественному) творчеству.

        Изучение приемов художественной обработки текстиля может определить будущую профессиональную направленность или приучить к содержательному проведению досуга.

Занятия в группе способствуют развитию коммуникативных навыков детей. Совместная работа в мастерской приучает к бесконфликтному поведению, коллективные проекты способствуют формированию чувства ответственности, уважительного отношения к чужому труду, позволяют проявиться лидерским качествам воспитанников.

Организационно-педагогические основы деятельности по программе

          Программа  «Лоскутная мозаика»  предназначена  для   обучающихся  от 7 до  17 лет. Содержание программы реализуется на 3 года обучения.  Срок реализации программы может быть изменён (уменьшен или увеличен) в зависимости от возрастных, психических, физических, индивидуальных особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по изучаемому предмету.

         Для успешного освоения программы необходимо учитывать возраст детей, новизну и степень сложности материала, поэтому занятия в группе  предполагают дифференцированный подход и индивидуальную помощь педагога каждому ребенку.  Оптимальное количество обучающихся в одной группе  – 10 - 15 человек, при этом обучение проходит с каждым обучающимся  индивидуально, с учетом его способностей и возможностей.

       В группы первого года обучения принимаются обучающиеся   любых возрастов, начиная с 7 лет. Особых условий приема детей в объединение не имеется. В группы  второго года обучения зачисляются дети, успешно прошедшие первый этап  обучения.   В группы третьего года обучения  зачисляются обучающиеся, успешно прошедшие предыдущие этапы обучения.  В группы  второго и третьего годов обучения могут быть зачислены дети, имеющие опыт рукоделия и прошедшие собеседования с педагогом, а также дети более старшего возраста (обучение осуществляется благодаря уплотнению и усложнению некоторых тем). Состав учебной группы постоянный. Также, при организации образовательного процесса, возможно деление групп на подгруппы с целью учета индивидуальных, психологических, физиологических особенностей детей. Возрастные особенности учитываются и при составлении учебно-тематического плана.

 

     Отличительной особенностью структуры  и содержания данной программы является ее практическая направленность, возможность обучения  детей разных  возрастов (от 7 до 17 лет), вариативность практических заданий с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений,  возможность индивидуальной, групповой, коллективной работы.  

Цель  образовательной программы - развивать творческий потенциал личности  обучающегося с помощью создания форм традиционного лоскутного шитья.

 задачи:

- развить  и углубить знания по истории возникновения и развития лоскутного шитья;

- научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности материала и законы цветоведения;

- выполнять лоскутные изделия с применением творческого подхода к созданию новых форм в декоративно-прикладном искусстве;        Задач

- развивать  бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров;

  • нравственно-эстетические качества личности;          
  • творческие способности личности;        
  • образное мышление при работе с цветовой композицией и эстетический вкус.

В образовательной деятельности используются принципы  педагогики: «от учителя к ученику» и «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.

Процесс обучения строится по принципу « от простого к сложному».

Цель I года  обучения: создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка и выявить его способности.

Задачи :

- адаптация учащихся;

- вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- закрепление интереса к выбранному  ремеслу.

В ходе I года  обучения предполагается изучение истории возникновения ремесла, символики и обрядового значения шитья из лоскута. Воспитанники овладевают знаниями по материаловедению и основам цветоведения; техникой шитья традиционных элементов.

Цель II  года обучения: научиться копировать образцы подлинников декоративно-прикладного искусства

.

Задачи :

- осуществление творческого подхода при копировании и создании новых творческих   работ;

- изучение законов цветоведения;

- овладение приемами и навыками ручного и машинного шитья для качественного  исполнения лоскутных работ.

В ходе II года обучения учащиеся самостоятельно разрабатывают отдельные элементы и технологическую последовательность их исполнения, учатся работать с первоисточниками, экспериментировать, соединять свои композиционные решения в рамках традиционной системы лоскутного шитья.

Цель III года обучения: развить творческий подход у учащегося при создании авторского проекта лоскутного изделия с элементами «личного почерка».

Задачи:

 - проектирование изделия в цвете;

- решение технологии исполнения изделия.

 При изготовлении лоскутных работ используются методы копирования, повтора и варьирования, последний из которых является следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. С целью развития профессионального интереса у учащихся запланированы посещение  виртуальных  выставок, углубленное изучение ремесла. В программу также включено проведение  конкурсов, детских  практических конференций, которые позволяют оценить профессиональный рост обучающихся.

Формы организации обучения

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность, выставки творческих работ.

Формы организации обучения:

  1. Индивидуальная -  самостоятельная работа, позволяющая осуществлять индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях.
  2. Групповая  – учебные занятия, массовые мероприятия.
  3. Коллективная (совместная деятельность на учебных занятиях, массовых мероприятиях), которая учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчинения своих интересов общей цели, позволяет повысить их самооценку;
  4. Парная, предполагающая совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию доверительных отношений между взрослым и ребенком.
  5. Тематические выставки как наиболее адекватная творческому процессу форма оценки выполненных изделий, форма подведения итога трудовых и художественных достижений.

Формы подведения итогов реализации программы

Поскольку занятия носят преимущественно практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.  

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного;
  • беседы  с элементами викторины или конкурса;
  • контрольные работы – устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткань по цвету и фактуре, выполнения простейшего изделия;
  • после нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой (в кабинете) и обсуждением сделанных работ.
  • участие детей в  выставках детского творчества;
  • изготовление итоговых работ,  итоговая аттестация через защиту детских творческих проектов.

           

                      Содержание программы

Год

обучения

Оптимальное количество часов

Оптимальное    количество

обучающихся

Достигаемые

Уровни подготовки

обучающихся

В неделю

В год

1 год обучения

4

144

10 - 15

Начальный

2 год обучения

3

216

10 - 15

Освоение деятельности

3 год обучения

3

216

8 - 10

Совершенствование деятельности

                             

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В течение  учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчетной выставке в секции декоратино-прикладного творчества.

1 год обучения

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда при ручной работе

- история лоскутного шитья

- виды ручных простых швов

-материалы применяемые в лоскутном шитье

-способы выполнения аппликации

Учащиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда

- подбирать  и готовить  материалы для лоскутного шитья

- составлять и шить простые  лоскутные  узоры

- обрабатывать, оформлять лоскутные  узоры

 - делать аппликацию

- определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

2 год обучения

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда при ручной работе

- история лоскутного шитья

- технологию выполнения машинных швов

- материалы применяемые в лоскутном шитье

-способы выполнения сложных схем

Учащиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда

- подбирать  и готовить  материалы для лоскутного шитья

- составлять и шить простые сложные  лоскутные  узоры

- обрабатывать, оформлять  лоскутные  узоры

- определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

3 год обучения

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда при ручной  и машинной работе

- история лоскутного шитья

- технологию выполнения ручных и  машинных швов

- материалы применяемые в лоскутном шитье

- способы выполнения сложных схем

Учащиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда

- подбирать  и готовить  материалы для лоскутного шитья

- составлять и шить простые  и сложные  лоскутные  узоры

- обрабатывать, оформлять  лоскутные  узоры

- определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий,

- самостоятельно  изготавливать лоскутные изделия

                       Учебно – тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

цель

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

Прак-тика

всего

1

Вводное занятие

Ознакомить  с программой обучения

2

-

2

2

Техника безопасности.  Правила личной гигиены. Оборудование ручного места.  Оборудование утюжного рабочего места.  

ТБ на рабочем месте

2

-

2

3

История  развития ремесла.

Ознакомить с историей промысла

2

-

2

4

Виды ручных простых швов:

Изучить виды простых ручных швов для практичес-кой работы

2

-

-

14

Практическое задание

наметочный шов,

-

2

шов «Назад иглой»,

-

2

обметочный шов,

-

2

строчка,

-

2

потайной шов,

--

2

шов через край

-

2

5

Ткани и материалы,

характеристика и выбор тканей

Дать начальные знания о ткани и цвете для практичес-кой работы

2

2

4

Практическая работа

6

Природа цвета,

закономерности цветных сочетаний.

Дать начальные знания  о цветовом сочетании

1

1

2

Практическая работа

7

Отделочные швы:

Изучить виды  отделочных ручных швов для практичес-кой работы

2

-

8

Тест

Петельный стебельчатый шов,

-

2

Тамбурный,

-

2

Шов «козлик»

-

2

8

Просмотр документального фильма «Мастера лоскутного  шитья»

Ознакомле-ние с творчест-вом мастеров  ремесленников

2

-

2

9

Аппликация. Способы выполнения.

Ознакомить с техниками выполнения тканевых аппликаций

2

-

22

Тесты

Аппликация с использованием простых ручных швов:

составление эскиза,

-

2

подбор ткани,

-

2

перенос эскиза на ткань

-

2

Сборка аппликации

-

10

Оформление работы

-

4

10

Подготовка ткани к работе:

Технология подготовки  разных видов ткани к работе

2

-

8

Практическая работа

Стирка

-

2

Утюжка

-

2

декатировка

-

2

11

Нитки

Швейные. Вязальные. Вышивальные. Штопальные. Создание наглядного пособия.

Виды ниток по толщине, составу и т.д.

1

1

2

Тест

12

Виды лоскутного шитья.  Фильм «Мастер лоскутного  шитья»

Ознакомление с видами лоскутного шитья

2

6

Практическая работа

Создание рабочего  стенда «Виды лоскутного шитья»

2

2

13

Терминология машинных швов.

1

10

Фронтальный опрос

Стачивание

1

Притачивание

1

Обтачивание

1

Настрачивание

1

Растрачивание

1

Застрачивание

1

Окантовывание

1

Обметывание

1

Создание наглядного пособия из выполненных швов

1

14

Шнуры

Показать способы изготовле-ния шнуров, их прикрепле-ние к ткани на машине и вручную

-

2

2

Фронтальный опрос

15

Технологические способы и приемы лоскутного шитья. Фильм «Мастер лоскутного  шитья»

Отработка технологи-ческих приемов выполнения изделий

1

-

26

Практическая работа

Схема елочка

-

5

Схема колодец

-

5

Схема квадрат

-

5

Схема шахматка

-

5

Схема из прямоугольных треугольников

-

5

16

Лоскутные сувениры

Отработка  выполнения  изделий  в технике лоскутное шитье

16

16

Практическая работа

17

Участие в конкурсах и выставках

Самооценка, оценка качества усвоения учебного материала, работа с одаренными детьми

-

10

10

Выставка работ

18

Аттестационные и итоговые занятия

Качество усвоения учебного материала

6

6

Контрольная работа

Итого

    26

118

144

Содержание программы  первого года обучения

  1. Вводное занятие.

Темы образовательной программы на учебный год по изучению техники лоскутное шитье, расписание занятий, ознакомление с положением «Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении», положением «Правила поведения обучающихся на учебном занятии».

  1. Техника безопасности.  Оборудование.

Техника безопасности.  Правила личной гигиены. Оборудование ручного места.  Оборудование утюжного рабочего места. Оборудование машинного места.

  1. История  развития ремесел.

Презентация. Фильм о мастерах лоскутного ткачества.

  1. Виды ручных простых швов: наметочный шов, шов «Назад иглой», обметочный шов, строчка, потайной шов, шов через край.
  2. Ткани.

характеристика и выбор тканей, их сочетание. Дополнительный декор для изделий из ткани.

  1. Природа цвета.

закономерности цветных сочетаний.

  1. Отделочные швы.

Петельный стебельчатый шов, Тамбурный, Шов «козлик».

  1. Документальный фильм Мастера лоскутного  шитья».
  2. Аппликация.

Способы выполнения. Аппликация с использованием простых ручных швов: составление эскиза, подбор ткани, перенос эскиза на ткань, сборка аппликации, оформление работы

  1.  Подготовка ткани к работе:

Стирка. Утюжка. Декатировка.

11. Нитки.

Швейные. Вязальные. Вышивальные. Штопальные.

12. Виды лоскутного шитья.  Фильм «Мастер лоскутного  шитья».

Создание рабочего  стенда «Виды лоскутного шитья»

13. Терминология машинных швов.

Оборудование машинного места. Техника безопасности. Стачивание. Притачивание. Обтачивание. Настрачивание. Растрачивание. Застрачивание. Окантовывание. Обметывание. Создание наглядного пособия из выполненных швов.

14. Шнуры.

Шнуры и их предназначение в швейных изделиях. Шнур-косичка из лоскутков. Плетение шнурка на катушке.

15. Технологические способы и приемы лоскутного шитья. Фильм «Мастер лоскутного  шитья».

Схема елочка. Схема колодец. Схема квадрат. Схема шахматка. Схема из прямоугольных треугольников.

16. Лоскутные сувениры.

17. Участие в конкурсах и выставках.

18. Аттестационные и итоговые занятия.

Учебно  – тематический план второго года обучения

Наименование разделов и тем

цель

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

Ознакомить  с программой обучения

1

-

1

2

Техника безопасности.  Правила личной гигиены. Оборудование ручного места.  Оборудование утюжного рабочего места. Оборудование рабочего машинного места.  

ТБ на рабочем месте

2

-

2

3

История  развития ремесла.

Ознакомить с историей промысла

3

-

3

4

Подготовка ткани к работе

Стирка, глажка, утюжка, подборка по цветовой гамме

-

9

9

Фронталь-ный опрос

5

Сочетания цвета, фактуры и разных видов ткани

Особенности выбора материалов и техник в лоскутном шитье

1

8

9

Фронталь-ный опрос

6

Техника изготовления лекал, шаблонов

Научить пользоваться  лекалами, шаблонами

1

5

6

Фронталь-ный опрос

7

Швейная машина и ее механизмы

Ознакомить  с устройством швейной машины для более уверенных действий при работе,

1

8

9

Фронтальный опрос+ практичес-кое задание

8

Шитье из  треугольников по схеме «Мельница»

Учить  читать схемы изделий. Отрабатывать навыки  шитья.

3

15

18

Практичес-кое задание

9

Схема «Кольцо дружбы»

Учить  читать схемы изделий. Отрабатывать навыки  шитья.

3

15

18

Фронтальный опрос

10

Схема «Рождественская звезда»

Учить  читать схемы изделий. Отрабатывать навыки  шитья.

3

15

18

Практичес-кое задание

11

Традиционное лоскутное шитье России. Выполнение лоскутного изделия в технике аппликации на тему «Сказка».

Место аппликации в лоскутном шитье.

Знание теоретического материала, разработка эскиза в цвете, изготовление шаблонов.

3

21

24

Тест

12

Замысел, поиск коммуникационного решения.

Выполнение лоскутного изделия в технике свободной сборки

3

15

18

Практичес-кое задание

13

Просмотр фильма «Мастер лоскутного  шитья»

Развивать кругозор о техниках лоскутного шитья мастеров мира

3

-

3

Беседа

14

Техника «Русский квадрат», вариант цветового решения

Учить  читать схемы изделий. Углубление знаний по использованию цветовых решений

3

15

18

Контроль-ное чтение схемы

15

Оборки, воланы, рюши

Виды оформления изделий

3

15

18

Тест

Фестоны

Научить изготовлению изделий с фестонами

1

14

15

Практичес-кое задание

16

Витражный способ шитья.

Презентация

Ознакомление с новой техникой.

1

5

6

Тест

17

Создание эскизов творческих изделий

Развивать навыки самостоятельной, творческой работы

-

3

3

Практичес-кая работа

18

Шитье вручную

Отработка навыков ручного шитья

-

6

6

Практичес-кая работа

19

Участие в конкурсах и выставках

Самооценка, оценка качества усвоения учебного материала, работа с одаренными детьми

-

6

6

Выставка работ

20

Аттестационные и итоговые занятия

Проверка качества усвоения знаний по программе

-

6

6

Контроль-ная работа

Итого

35

181

216

Содержание программы  второго  года обучения

  1. Вводное занятие

Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. Режим занятий. Основные темы. Демонстрация работ воспитанников, выполненных ими за прошлые годы 2-го года  обучения. Техника безопасности.

  1. Техника безопасности.  Правила личной гигиены. Оборудование ручного места.  Оборудование утюжного рабочего места. Оборудование рабочего машинного места.  
  2. История  развития ремесла.

История развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах и творческих союзах,  индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Просмотр иллюстрированной  литературы, возможен просмотр материалов в интернете.

  1. Подготовка ткани к работе.

Для работы используются гладкоокрашенные (одноцветные), набивные, пестротканые, жаккардовые, ворсовые ткани. Рисунок ткани может быть крупным, мелким, растительным, геометрическим, абстрактным и т.д. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Каждая ткань обрабатывается при определенной температуре…

  1. Сочетания цвета разных видов ткани.

Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста.  Методическое обеспечение:  литература, образцы изделий, лоскутки ткани, материал педагога - папка «Основы цветовой грамоты».

  1. Техника изготовления лекал, шаблонов.

Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и др. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий .шаблоны значительно облегчают работу при раскрое ткани, позволяют экономнее ее использовать, помогают в поиске цветового решения). Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм.

  1. Швейная машина и ее механизмы.

Знакомство со швейной машиной: ее назначением и принципом работы. Краткая характеристика ее устройства.  Заправка и уход за швейной машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки.  Выполнение  прямой  и зигзагообразной строчки. Выполнение соединительных (стачных, настрочных), краевых швов (вподгибку, окантовочного).

  1. Шитье из  треугольников по схеме «Мельница».

Особенности раскроя  лоскутных деталей, учёт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы:  выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажно-тепловая обработка.  

  1. Схема «Кольцо дружбы».

Особенности раскроя  лоскутных деталей, учёт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы:  выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажно-тепловая обработка.  

  1.  Схема «Рождественская звезда».

Особенности раскроя  лоскутных деталей, учёт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы:  выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажно-тепловая обработка.  

  1.  Традиционное лоскутное шитье России. Выполнение лоскутного изделия в технике аппликации на тему «Сказка».

Понятие об аппликации. Способы выполнения аппликации: ручной, машинной, клеевой. Просмотр иллюстраций в литературе. Выполнение аппликации по рисунку

  1.  Замысел, поиск коммуникационного решения.

 поиск творческого решения с использованием  интернет ресурсов, литературы по лоскутному шитью.

  1.  Фильм «Мастер лоскутного  шитья».
  2.  Техника «Русский квадрат», вариант цветового решения.

Особенности раскроя  лоскутных деталей, учёт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТУ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы:  выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажно-тепловая обработка.  

  1.  Оборки, воланы, рюши.

Способы декорирования изделий.

  1.  Витражный способ шитья.  Показ презентации.

Особенности раскроя  лоскутных деталей, учёт направления долевой нити,  припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы:  выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия,  оформление изделия,  влажно-тепловая обработка.  

  1.  Создание эскизов творческих изделий
  2.  Шитье в ручную.

Изготовление различных  сувенирных игольниц, игрушек, орнаментов из многоугольников ручным способом. Анализ конструкций изделий. Этапы работы. Приемы соединения деталей. Техника утяжки при изготовлении частей поделок. Способы оформления работ. Правила раскроя деталей. Применение выкроек и шаблонов. В ходе работы дети закрепляют полученные навыки шитья, приобретенные в первый год обучения, развивают эти навыки и умения, т.к. предусмотрено поэтапное усложнение заданий.  

  1.  Участие в конкурсах и выставках.
  2.  Аттестационные и итоговые занятия

Учебно – тематический план третьего года обучения

Наименование разделов и тем

цель

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности.      

Ознакомить  с программой обучения

3

-

3

2

Оборудование, инструменты, приспособления.

ТБ на рабочем месте

3

-

3

Фронталь-ный опрос

3

Сочетания цвета, фактуры и разных видов ткани

Ознакомить с историей промысла

3

6

9

Беседа

4

Создание эскиза изделия

9

49

58

Практичес-кая работа

5

Техника шитья

9

55

64

Практичес-кая работа

6

Лоскутные  изделия и аксессуары.

9

55

64

Практичес-кая работа

7

Участие в конкурсах и выставках.

-

9

9

Выставка работ

8

Аттестационные и итоговые занятия

-

6

6

Контроль-ный тест

итого

36

180

216

Содержание программы  третьего  года обучения

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.    

 Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. Организационные вопросы. Демонстрация работ воспитанников, выполненных ими за прошлые годы 3-го года обучения. Общие правила организации труда и техники безопасности (повторение).

2. Оборудование, инструменты, приспособления.

Значение правильной организации рабочего места при занятии лоскутным шитьем. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы,  их назначение,  применение, правила хранения.

3. Сочетания цвета, фактуры и разных видов ткани

Особенности выбора материалов и техник в лоскутном шитье.  Правильный выбор цвета – основа лоскутного шитья. Зависимость цветовой гаммы изделия  от его назначения, конкретного интерьера. Особенности цветового решения, правил  сочетания цветов, подбора лоскутков, сочетания в работе ткани разных фактур,  подбора  ткани  по  плотности (шелк и  гипюр, вельвет и гобелен, трикотажные полотна,  костюмные ткани и др.)  

  1. Создание эскиза изделия. 

Основных составляющие изделий из лоскутков. Блок или несколько блоков, разделительные полосы, кайма и окантовка. Понятия блока, этапы формирования блока. Традиционные блоки, квадратные блоки, блоки из полос. Размещение блоков: горизонтальное, вертикальное, диагональное. Общий размер изделия, размер блока. Увеличение изделия с помощью разделительных полос и каймы.

 

  1. Техника шитья.

Ручная сборка геометрических фигур по шаблонам  и изделия.  Соединение треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников  в ровную поверхность на швейной машине. Использование ручной сборки по шаблонам в изделиях (элементы ручной сборки в изделиях).

Ускоренный раскрой тканей и техника ускоренной сборки  лоскутков. Техника ускоренной сборки лоскутков на примере орнамента из квадратиков (из одинаковых квадратиков-заготовок, «двойная шахматка», «диагональная шахматка».) Выполнение одного из вариантов на выбор. В качестве пособия используется литература по лоскутному шитью.

Кайма. Значение каймы для лоскутного полотна. Техники выполнения каймы.

Обработка края лоскутного изделия косой бейкой  (руликом). Правила раскроя (по косой 45˚), ширина рулика для различных изделий, способы выполнения.

Стежка – неотъемлемая  часть лоскутного шитья. Разнообразие техник стежки. Роль стежки в лоскутном изделии: украшение лоскутного изделия, соединение слоёв тканей выполняемой  работы, помощь в избежании деформации изделия при носке, чистке или стирке, скрытие небольших дефектов. Ручная, машинная стежка, подготовка к стежке (прометывание), правила стежки (от центра к краям изделия).

6. Лоскутные  изделия и аксессуары.

Лоскутные  декоративные  изделия  в современном интерьере дома. Лоскутная работа - в интерьер. Правила подбора цветовой гаммы для лоскутного изделия предназначенного для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты

Диванные подушки. История диванной подушки, их виды, место в интерьере дома. Выполнение диванной подушки на основе изученных техник. Групповая работа по созданию единого изделия.

Декоративные карманницы (или выполнение изделия по желанию: газетница, сумочка для телефона и др.) Композиционное решение, проектирование в цвете, способы выполнении.

Кухонные мелочи. Выполнение изделий (или комплектов) для кухни. Самостоятельная творческая работа.

7.Участие в конкурсах и выставках.

8. Аттестационные и итоговые занятия.

Психолого – педагогические аспекты работы с детьми.

        Для правильной организации процесса обучения лоскутному шитью необходимо:

знать возрастные особенности детей;

создавать комфортную доброжелательную атмосферу;

применять индивидуальную и групповую форму обучения;

уделять большое внимание созданию предметно-развивающей среды;

для снижения утомляемости организовывать перерывы в занятиях, смену вида деятельности, игровые и развлекательные моменты.

Интересы младшего школьного возраста неустойчивые. Часто, встретившись с трудностями, дети теряют интерес к работе или выполнению тех или иных операций. Поэтому для детей данного возраста необходимо начать знакомство с различными приемами и техникой шитья с соблюдением принципа «от простого к сложному». Первые изделия, которые необходимо предложить сшить, должны отвечать следующим требованиям: простота изготовления, минимальное время изготовления, эстетичность и необходимость в быту. Несложность выполнения первых работ дает детям уверенность в своих силах.

Дети среднего школьного возраста более осознанно подходят к занятиям. В возрасте с 12 лет  формируется Я-концепция (самоутверждение личности). Это самый главный этап в жизни человека.  Дети сравнивают свои дела и успехи с другими. Дети  данного возраста проявляют большую самостоятельность, у них развиваются волевые черты характера, проявляется упорство в достижении цели.  Поэтому выбор изделия для пошива, способа его изготовления и оформления,  можно предоставить самим детям. Многие работы экспонируются на выставках (в кабинете, районных и др.) Признание работы детей на выставках дает возможность для самоутверждения и самореализации.  

Дети старшего школьного возраста проявляют большую самостоятельность. В этом возрасте начинается формирование профессиональной ориентации. Необходимо им предоставить возможность самостоятельного проектирования   и изготовления  изделия.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности и поэтапности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, образцов).

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,      реализация своих творческих потребностей);

«от простого к сложному», «от меньшего к большему»;

единство теории и практики.

 Обучение осуществляется при условии единства теоретических знаний и практики.    Часто при проведении занятий теория  не выделяется в самостоятельную часть, а вплетается  в практическую деятельность и служит ее основой или  поддержкой.  Знания, полученные непосредственно в практике, оказываются, как правило, прочными и создают базу для последующей самостоятельной деятельности, поэтому большинство занятий по программе – практические. Занятия строятся  с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Используемые методы обучения:

по источнику знаний:

словесный  – разъяснение, беседа, рассказ и т.п.;

наглядный – иллюстрации, демонстрации, показ педагогом, наблюдение, работа по образцу;

практический - выполнение с помощью схем, таблиц, литературных источников и т.п.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

репродуктивный  (упражнения по образцу, дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

частично-поисковые (могут проходить в форме игры или конкурса);

метод проектов и творческих заданий  (предусматривают разработку и создание индивидуального  или  коллективного  творческого изделия).

Оборудование, необходимое для проведения занятий:

  • столы рабочие;
  • необходимое количество стульев;
  • столы для швейных машин;
  • стол для утюжильных работ;
  • дополнительное освещение;
  • утюг;
  • швейные машины;
  • шкафы  (для хранения лоскутков, швейных принадлежностей, выполненных работ; для  хранения  литературы, образцов,  наглядных  пособий и др.)
  • рабочий стенд «Лоскутное шитье» с информацией и образцами работ лоскутных техник.

Инструменты и материалы:

  • лоскут, межлекальные  выпады кроя, синтепон, ватин, тесьма,    пуговицы, ленты;
  • ножницы для раскроя ткани и ручных работ;
  • иглы разной величины, булавки с круглой головкой;
  • нитки армированные №35, №45, №44, лавсановые, х/б;
  • линейки, треугольники, циркуль, карандаши, мел портновский и школьный;
  • бумага (миллиметровая или  в клетку, калька, картон);
  • клей ПВА, клей-карандаш;
  • нитераспарыватель, сантиметровая лента.

Методические пособия:

  • иллюстрированная литература;
  • готовые изделия в технике лоскутного шитья;
  • пособия: «Материалы для проведения занятий», «Основы цветовой грамоты»,  
  • «Методические разработки занятий», «Образцы», «Выкройки и шаблоны»;
  • Видео и аудио материалы

Список использованной литературы

Литература для педагога

  1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 192с.: ил.- (Энциклопедия).
  2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА. – 96с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
  3. Жук С.М. Лоскутное шитье. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 96 с. Ил.
  4. Журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей       и

              молодежи» Выпуск №11.- М.:  ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006.

  1. Журнал «Сделай сам» №4/97. статья: «Лоскуток к лоскутку».  – М.:

             издательство              «Знание» 1997.

  1. Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции,

             2007. – 152 с.: ил.

  1. Каминская Е.А. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани. Ростов н/Д:
  2. Владис; М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.: ил.- (Красивые вещи своими

            руками).

  1. Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров / пер. с англ. Н.К. Яковлевой. _ М.:

            ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 296 с.ил.

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб., 2006.

        Литература для обучающихся

  1. Вышивка лентами. - М.:Издательство «Ниола-пресс», 2007.
  2. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.

         - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  1. Доброва Е. В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами, - М.: ООО «ТД

          «Издательство Мир книги», 2006.

  1. Жакова О. В., Копова Г. Р. Наряды для Барби, С.- Петербург: Кристалл, 2000.
  2. Закржевская Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц. - Ростов - на Дону:  

          «Феникс», 2005.

6.       Лихачева Т. Г. Моя подружка — мягкая игрушка.-Ярославль: «Академия  

          развития»,  1999.

7.      Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутики. - М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1998.

8.    Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

9.       Первые уроки дизайна. Учебное издание. - М.: «Мозаика- Синтез», 2005.





Предварительный просмотр:

1 Рецензия на образовательную программу «Лоскутная мозаика»

 в МАУ ДО «Каменского дома детского творчества»

педагога дополнительного  образования Мучинской Светланы Борисовны

2 Дополнительная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность, модифицированная ориентирована на обучение детей лоскутному шитью. Программа  реализуется в детском творческом объединении ,где занимаются дети  от 8 – 17 лет.

Содержание программы рассчитано на 3 года обучения, Срок реализации может быть изменён (уменьшен или увеличен) в зависимости от особенностей обучающихся. В  творческом объединении допускается разновозрастной состав.

3 Актуальность создания программы обусловлена желанием дать обучающимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём, как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески и индивидуально проявит себя, Новизна программы заключается в том, что она нацелена на развитие личностных качеств,

4 В пояснительной записке подробно описано направление деятельности образовательной программы из которой видно:

-  раскрыта актуальность  программы, как современный вид лоскутного шить -   содержит доводы педагогической целесообразности в мире технического прогресса

- организационно – педагогические основы деятельности программы по возрастной категории и наполняемости групп

Для педагога возможно деление групп на подгруппы с целью учёта индивидуальных, психологических, физиологических особенностей детей.

В пояснительной записке чётко указываются цели и задачи образовательной программы по годам обучения, где педагог планирует  создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка в разном возрасте. Указаны  формы организации обучения: индивидуальная. групповая, коллективная ,парная. тематические выставки. Прописаны формы подведения итогов реализации программы, что позволяет сделать качественный мониторинг обучающихся.

Содержание программы  представлено  по трём годам обучения  с  годовыми нагрузками, Указано оптимальное количество  обучающихся  по годам обучения и запланированный уровень подготовки,

В  учебно – тематическом плане указаны наименования разделов и тем, цель каждого занятия, количество часов отведённых на теорию и практику, и формы итогового контроля.

Содержание программы по годам обучения разнообразны ,темы данные в программе усложняются от первого до третьего года обучения,

Кроме традиционной работы с тканью планируется изучение таких тем, как история развития ремёсел, природа цвета и др.

Психолого – педагогические аспекты работы с детьми.

В этом разделе описано о правильной организации процесса обучения: от простого к сложному,проявление самостоятельности, принципы педагогического воздействия.

Используемые методы обучения

Используются различные методы обучения при  которых освоение полученных знаний происходит более полноценно.

 Словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный – для начяинающих.

Метод проекта и творческих заданий применяется для обучения старших групп.

В данном разделе программы показано использование необходимого оборудования, инструментов и материалов, и методических пособий.

Ожидаем  результаты и способы их проверки представлены по годам обучения, с учётом возрастных особенностей при использовании разных видов контроля  (текущий, промежуточный, итоговый). Непременным условием является участие детей в творческой выставок

Указана литература и интернет ресурсы.

5 В данной программе форма обучения – очная.

6 Программа способствует:

- стимулированию познавательных интересов

- развитию коммуникативных навыков

- развитию творческих способностей личности

-поддержание стремления к самостоятельной деятельности

- самоопределению ребёнка

Для достижения поставленной цели используются:

- система постоянно усложняющихся заданий, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы

- создание ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности

7 Ценность данной программы заключается в том, что педагог  воспитывает гармоничную личность, приобщает подрастающее поколение к историческим и культурным ценностям.

Реализуя программу можно добиться высокой результативности  в образовательной и воспитательной деятельности.

Программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.

Я считаю, что разработка данной программы заслуживает оценки хорошо Данная программа является модифицированной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...