Главные вкладки

    урок обществознания "Молодежь в современном обществе"
    план-конспект урока (10 класс) на тему

    Федорова Татьяна Алексеевна

    Проблемный урок в 10 классе по обществознанию  "Молодежь в современном обществе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_-molozhezh_v_sovremennom_obshchestve.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в 10 классе по «Обществознанию»

    Тема урока: Молодежь в современном обществе

    (в форме конференции)

    Цели урока:

    Образовательная- сформировать представление учащихся о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения.

    Развивающая – развивать у учащихся критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.

     Воспитательная -  воспитывать у учащихся социально-значимые качества: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.

      Оборудование –     результаты социологического опроса школьников в СОШ №6, исследовательско - проектные работы учащихся. Статьи из Конституции РФ, Трудового ,Семейного Кодекса.

    Оформление доски: На доске тема урока, домашнее задание - §19, написать эссе на стр. 218.

    Проблемный вопрос: Легко ли в наше время быть молодым?

    План

    1. Молодежь как социальная группа.
    2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
    3. Молодежная субкультура.

    Понятия, термины: молодежь, молодежная субкультура.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Тема  урока: Молодежь в современном обществе.

        Цели урока заключаются в том, чтобы у вас сформировалось представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения; вы должны развивать у себя критическое мышление, воспитывать у себя ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность постоянно учиться.

       Учитель задает проблемный вопрос: Легко ли быть молодым? В ходе обсуждения формируются 3 группы: 1 считает, что молодым быть легко, другая – молодым быть нелегко, 3-я молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

    Учитель задает вопрос: Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы и какие?

    Учащиеся обсуждают вопрос в группах, а затем называют проблемы и пишут их в рабочей карте урока:

    1. Получение высшего образования.
    2. Организация досуга.
    3. Наркомания.
    4. Проблемы «отцов и детей».
    5. Одиночество.
    6. Финансовая проблема

    II. Изучение нового материала 

    1. Молодежь как социальная группа

    Учитель (с. 209 определение). Ребята, с чем у вас ассоциируется понятие «молодежь» Ответы: «это возрастная группа с 15-30 лет, студенты,не вполне самостоятельные, малоопытные, финансово-зависимые, энергичные, активные, смотрящие вперед и др.) Запишите, пож-та, определение понятия «молодежь». Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

    Вопрос к классу: Каковы возрастные границы понятия «молодежь»?

    Ответ: От 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).

    Вопрос к классу: Знакомо ли вам понятие тинейджер? Что оно означает? (это термин из западной психологии –возраст от 13 до19 лет – числительное, заканчивающее на «teen»)

    Учитель: Нам необходимо выяснить: Какое же место занимает молодежь в социальной структуре общества?

    Ответ: Прежде всего, молодежь это будущее страны и наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Отсюда и криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения с 1-й стороны и романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому труд. усилий – с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Так же молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

    Учитель подводит черту: Итак, вы видите, что в современном российском обществе происходит ценностное и имущественное расслоение молодежи. Поэтому нельзя говорить о российской молодежи как единой группе населения.

    1. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

    Учитель: Как вы знаете роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции.

    Как изменяются социальные роли человека в течение жизни? Ответ учащихся: В дальнейшем появляются новые социальные роли: студент, работник, супруг, родитель.

    Учитель. Давайте рассмотрим, как меняются основные роли. Но для этого вспомните: как постепенно расширяется дееспособность индивида.(т.е. способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности)

    • С 14лет он получает паспорт
    • С 14 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и самостоятельно нести по ним имущественную ответственность(по сути дела вести предпринимательскую деятельность)
    • С 14 лет подлежит уголовной ответственности за многие преступления, включая, убийство, грабеж, кражу, мошенничество и т.п.
    • С 15 лет может поступать на работу и самостоятельно заключать трудовой договор с работодателями
    • С 16 лет несет уголовную ответственность по любым преступлениям
    • С 16 лет, если он работает по трудовому договору или если в соответствии с законом он до 18лет вступил в брак, он может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
    • С 18 лет - после окончания школы он может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.

    Учитель обобщает: т.о. в 18 лет наступает совершеннолетие, и молодой человек полностью несет ответственность за свои поступки.

    Учитель. Значительная часть молодежи – это учащиеся и студенты. Как вы думаете, чем привлекает молодых людей студенческая жизнь? ( престиж данного учебного заведения и будущей профессии, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей и определенная степень свободы.)

    Какие трудности поджидают молодых людей, уезжающих учиться в чужой город? В чем могут быть причины неуспеха и разочарования в учебе (особенно на первом курсе)?

    Ответ: неумение и не желание систематически заниматься, не всем удается правильно распорядиться возросшей степенью свободы, не умение экономить время

       Учитель. Что является главным фактором успеха в жизни?

     - высокий уровень образования

     - готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованием рынка

     - овладение знаниями и умениями, навыками, которые высоко ценятся на современном рынке труда.

    Учитель. Еще одна важная роль выпадает на молодые годы человека. Это - роль работника, труженика. Обратимся с вами к Российскому законодательству – Трудовому кодексу.

    Работа с документом

           С какого возраста российское законодательство предусматривает возможность  устройства на работу? (с15 лет)

           Какие льготы предусматриваются для лиц, не достигших 18 лет? (короче рабочий день: в 15-16 лет – 24 часа в неделю, в 17-18 лет – 36 часов  в неделю, длиннее отпуск и в летнее время, запрещается работать в ночную смену, выходные дни, временно командироваться на тяжелую работу)

         Как вы думаете, с охотой ли возьмут на работу молодого человека младше 18 лет? Почему? 

    1-Да. Государство заинтересованно в предоставлении  рабочих мест молодежи ( приучение к труду, не каждый взрослый будет заниматься не сложной работой, уважительное отношение к детям, кто-то должен заменить пенсионеров.)

    2- Нет. Руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставленных льгот.

       Учитель. Таким образом, мы с вами видим, что трудоустройство молодежи, это один из сложных вопросов в нашем обществе.

       Учитель. Рассмотрим с вами роль семьянина.

    Работа с документом. Семейный кодекс.

    Согласно Семейному кодексу РФ с какого возраста устанавливается брачный возраст? Где может быть оформлен брак ? ( с 18 лет, в отдельных случаях с 16 лет, в органах ЗАГСа)

    Какие обязанности несут супруги?(обязанности супругов по взаимному содержанию, супруги обязаны материально поддерживать друг друга, вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются совместно)

    Учитель. Сейчас существуют две тенденции при вступлении в брак: 1 – ранневозрастные браки и 2 – поздневозрастные.

     К каким проблемам ведет раннее вступление в брак и рождение ребенка?(«Тормозится» образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличивается доля тех, кто нуждается в социальной помощи, родители, нередко совмещая работу и учебу, не всегда имеют возможность уделять ребенку все свое внимание, забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга)

    1. Молодежная субкультура.

    Учитель. Один из самых интересных вопросов, который мы рассмотрим на нашем уроке, это молодежная культура или субкультура

    Запишите определение (с.213), что такое  молодежная субкультура (это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов)

    Учитель: В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология. Практически все были октябрятами, пионерами и комсомольцами. Для нас взрослых была разработана определенная система ценностей, модель поведения, жизненный стиль. А есть ли сегодня официальные политические молодежные организации?

    (Ответы учащихся)

    Учитель: В нашем городе тоже есть официальная молодежная организация «Молодая гвардия», которая работает под крылом «Единой России», ей руководит бывший ученик нашей школы Глушичкин Дмитрий. Одному из вас было дано  задание, узнать о деятельности этой организации. Послушаем Куклину Настю.

    Учитель. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. У современной молодежи отдых и досуг – ведущая форма жизнедеятельности. Она вытеснила труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежная субкультура все больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

    Вам было дано задание, провести опрос среди учащихся нашей школы и выяснить, что побуждает молодежь уходить в эти группы?

    Заслушаем итоги этого мини-исследования. Учащиеся указывают причины. (Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.)

      Одним из вопросов исследования был: знаете ли вы какие-то неформальные группы, и существуют ли они в нашем городе.

    Каковы же ответы?

    Некоторые из вас приготовили небольшие сообщения-презентации о неформальных группах. Познакомимся с ними.

    Учитель: Итак, подводим итоги. Я думаю, что сегодня каждый из вас мысленно примерил себя к тому или иному направлению и сделал свой выбор.

    Те направления, которые были представлены, почти нигде не зарегистрированы, своего положения и устава не имеют, условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако они могут успешно вписаться как в процесс демократизации общества, так и стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиции открытого противостояния правоохранительным органам власти. Тем не менее, молодежную субкультуру можно рассматривать как некое целое, которой присущи общие черты. Какие?

    Ответы учащихся: (вызов ценностям взрослых, эксперимент с собственным образом жизни, своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке, манере поведения, и т.д.)

    Чтобы подвести итог нашему уроку, еще раз ответим на проблемный вопрос:

      Легко ли быть молодым в наше время? Изменили ли вы свое отношение к этому вопросу?

     - Выступления ребят.

    Учитель. Да, действительно, молодым быть нелегко. Молодых людей подстерегают разные опасности в виде соблазнов, проблемы в получении образования, трудоустройстве, проблемы морального выбора. И поэтому перед вами стоят задачи решить эти проблемы. Главным помощником здесь могут быть ваши старшие друзья – это родители, учителя, авторитетные для вас люди.

    III. Рефлексия. Ребята, что нового вы узнали на уроке?

    Домашнее задание - §19, написать эссе на стр. 218.

    Спасибо всем за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Семья в современном обществе"

    Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

    Урок "Семья в современном обществе"

    Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

    Урок "Семья в современном обществе"

    Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

    Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

    Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

    Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе

    Тема урока:   Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование  понятия  семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...

    конспект урока "Молодежь в современном обществе"

    конспект урока  обществознания "Молодежь в современном обществе" 11 класс...

    Конспект урока Семья в современном обществе

    Урок "Семья в современном обществе" - урок по обществознанию в 10 классе...