Урок "Семья в современном обществе"
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме

Хохрина Ольга Викторовна

 

Урок ОБЖ 11 класс

Тема урока "Семья в современном обществе"

Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.

Подготовка к мероприятию:

1. Подготовить презентацию.

2. Сбор свадебных фотографий родителей и учителей для создания слайд-шоу в презентации.

3. Провести беседу учащихся по вопросам семьи.

4. Записать интервью учителей по вопросу “Как прожить долгую и счастливую совместную жизнь”?

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Слайд 1 “Брак… есть нравственная правовая любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак”. К. Маркс

Ход мероприятия

- Здравствуйте! Тема нашей дискуссии “Семья в современном обществе”. (Слайд 2) Тема довольно, актуальна в наше непростое время. Мы приглашаем вас к честному и откровенному разговору на личные, возможно даже интимные темы. Мы надеемся, что те психологические знания и социальный аспект по вопросам семьи помогут вам сделать вашу семью счастливой. Мы думаем, что вы примете активное участие в дискуссии.

- Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_v_sovremennom_obshchestve.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хохрина Ольга Викторовна МБОУ СОШ №32 г.Южно-Сахалинска

Урок ОБЖ 11 класс

Тема урока "Семья в современном обществе"

Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.

Подготовка к мероприятию:

1. Подготовить презентацию.

2. Сбор свадебных фотографий родителей и учителей для создания слайд-шоу в презентации.

3. Провести беседу учащихся по вопросам семьи.

4. Записать интервью учителей по вопросу “Как прожить долгую и счастливую совместную жизнь”?

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Слайд 1 “Брак… есть нравственная правовая любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак”. К. Маркс

Ход мероприятия

- Здравствуйте! Тема нашей дискуссии “Семья в современном обществе”. (Слайд 2) Тема довольно, актуальна в наше непростое время. Мы приглашаем вас к честному и откровенному разговору на личные, возможно даже интимные темы. Мы надеемся, что те психологические знания и социальный аспект по вопросам семьи помогут вам сделать вашу семью счастливой. Мы думаем, что вы примете активное участие в дискуссии.

- Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

- Что же такое семья? (ответы учащихся, слайд 3)

- Семь – Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?

Как появилась слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила “Я”.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…?
-“Я, я, я”- Ева молвила – “Я”.
И так на земле появилась семья.

- С социальной точки зрения это союз лиц, в основе которого лежит брак, родство, усыновление, удочерение. Семья характеризуется общностью жизни всех ее членов, их едиными интересами, заботой друг о друге. Семья начинается с брака. Логическое ее развитие- появление детей. Муж, жена и дети связанны между собой тесными родственными узами. Они составляют ядро семьи. Но у мужа или жены есть еще родители, братья, сестры, которые могут входить в состав семьи. (Слайд 3)

- В связи с этим возникает вопрос “А для чего нужна семья? И нужна ли она вообще?” (Ответы учащихся, слайд 4)

- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь. (Слайд 5)

- Что же произошло со всеми этими функциями теперь?

Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)

- Таким образом:

1. Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Конечно, в ряде случаев вести совместное хозяйство удобнее, но это лишь удобство, а не жесткая необходимость. У большинства из нас сегодня нет таких накоплений, о дальнейшей судьбе которых стоило бы беспокоиться.

2. Следующее, что отличает современную семью,- это, конечно же, малочисленность, в основном она состоит из одного- двух поколений. Это связанно с потребностью в свободе и самостоятельности молодых семей. В семье сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных (в одном доме жили несколько поколений, для передачи опыта), самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения отошли на второй план.

3. Семьи в основном одно-, двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми (известно, что подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение с 1992 года смертности над рождаемостью).

4. Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.

5. Свобода заключения и расторжения брака. Никто не вправе навязывать вам свою волю в этом глубоко личном вопросе.

6. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи.

7. Преимущественно преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью).

8. Отстранение церкви от регулирования брачных и семейных отношений. Брак, заключенный в церкви, не признается действительным.

9. На сегодняшний день возникла и окрепла новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась другими связями. И практически все споры идут именно из-за этой функции. (Слайд 6)

- Таким образом, подведем некоторый итог: сегодня говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Исчезновение же любви довольно быстро превращает совместную жизнь в ад.

- Вопрос, который я вам задам может показаться странным: нужна ли человеку любовь? (Ответы учащихся, слайд 7).

- Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто.

В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени. Если вас интересует этот аспект взаимоотношений между людьми, приглашайте меня на классный час.

- Так как мы говорим о семье то, любовь нужна детям, независимо от того в каком браке они появились на свет.

- Мы подошли к интересному вопросу: “ А так ли обязательно регистрировать брак?” (Ответы учащихся, слайд 8)

Думаю, что, вернее всего нас рассудит, действующее брачно-семейное законодательство. Конечно, можно согласиться, что отметка в паспорте – это еще не гарантия семейного благополучия. Да и не может быть такой гарантией, ибо только взаимные любовь и уважение скрепляют семью. Но, с другой стороны, образование семьи связано с определенными правовыми последствиями для мужа и жены. И не только для них, но и для детей.

- Давайте познакомимся с основами семейного законодательства.

- Семейные отношения, как и другие важные вопросы жизни общества, регулируются нормами права.

Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами и другими членами семьи.

Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово “БРАК” образовалось от древнерусского “БРАЧИТИ” – отбирать хорошее и отклонять плохое.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности.

Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства.

Когда семья распадается, это плохо для всех: и для самих супругов, и особенно для детей.

К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй.

Закон в одном – единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.

- Мы ознакомились с вами с особенностями современной семьи, проследили за основными правами брачного законодательства, представим, что двое молодых людей решили узаконить свои отношения. Двое отправляются в дальнее плавание. Путь предстоит долгий. Пусть он будет долгим! Что ждет двоих на жизненной дороге? (Музыка Мендельсона, свадебные фотографии родителей и учителей на экране) Дворец бракосочетания. К его подъезду то и дело подъезжают машины, украшенные лентами, цветами. Жених и невеста, такие влюбленные, счастливые. Это ваши родители, учителя. Узнаете? (Слайд 9) 

- Какие сложные, многоступенчатые формулы заучивают в школе, так неужели невозможно усвоить и запомнить к 18 годам еще одну, совсем незамысловатую: семья складывается из любви и обязательств. Эта формула вступает в силу с первого дня совместной жизни, и оба ее слагаемые обязательны, потому что без любви брак становится сделкой, а без взаимных обязательств – любовным эпизодом. (Слайд 10)

- Но вот церемония бракосочетания закончена. Молодожены принимают поздравления. А что если, отвести их сейчас по разные стороны и поинтересоваться, как они себе представляют долгую совместную жизнь? (Ответы учащихся, слайд 11)

- Такие психологические опросы проводились не раз, и выяснялось любопытная вещь: каждый ждет от другого любви, чуткости, заботы, нежности, умения внести в жизнь веселье, уют и еще чего-то чудесного, чего не выразить словами. При этом каждый из молодоженов совершенно не в состоянии сказать, что же внесет в супружество он сам.

- Опасных ситуаций у любой семьи достаточно. Будто двое впервые в жизни выходят в открытое море на парусном судне, считая, что с парусами и с ветром может справиться другой. А семейное море будет штормить, не штормить оно не может. Посмотрим в чем же трудности семейной жизни.

Разбор ситуаций (вызвать двух учащихся, желательно разных полов):

Ситуация 1: 

Она: ты, почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках дипломата я могу провести все утро. (Слайд 12) 

Он: (либо ответы учащихся)

Ситуация 2: 

После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.

Он: стол накрыт, пожалуйте!

Она: ой, как есть хочется! (вдруг подозрительно спрашивает мужа): ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку! (Слайд 13)

Он: (либо ответы учащихся)

- Кто прав в этих ситуациях? Проанализируйте действия супругов.

- Подобных примеров можно привести множество. Ведь каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. В одной – было принято говорить вполголоса, в другой, по любому поводу возражать, здесь – чистота и аккуратность возведены прямо в культ, там – не обращают внимание. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой – пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.

Но вот объединились двое, притащили в свою комнату по целому рюкзаку привычек, традиций, линий поведения.

- Что получится? Или постепенно все само собой уладится? Как сохранить долгую совместную жизнь? (ответы учащихся)

- Ну, а теперь узнаем у семей, имеющих разный стаж совместной жизни. (Интервью учителей)

Вывод: Хорошая дружная семья – не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные попреки могут отравить жизнь даже любящим друг друга людям.

Супружество – не увеселительная прогулка с “милым”, это труд. В переносном и буквальном смысле. Семью надо СТРОИТЬ, а это тяжелый труд. А в любом труде первое дело – ТЕРПЕНИЕ. (Слайд 14)

- Я много знаю семейных пар, которые отпраздновали и серебряную и золотую свадьбы. Невольно ловишь их обращенные друг на друга смущенные, но полные тепла и нежности взгляды, и вспоминаешь прекрасные строки А.Блока:

Прошли годы, но ты – все та же:
Строга, прекрасна и ясна,
Лишь волосы немного глаже
И в них сверкает седина.
А я – склонен над грудью книжной,
Высокий сгорбленный старик, -
С одною думай непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да нас года не изменили
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года…

- Вот и кончились раздумья перед долгой дорогой. Как всегда, что-то важное позабыто. Что-то нужное не сказано. Многое еще предстоит додумать. А кое-что, вероятно, будет отвергнуто…

Быстро текущая жизнь диктует свои законы, рождаются новые проблемы, многое из того, что годилось отцам, может, не пригодится детям.

И все-таки, греет надежда. Чтобы лучше, теплее жилось на нашей Земле, нужно, прежде всего, научиться ЛЮБИТЬ! (Слайд 15)

Заключение материала:

Выполнение задания письменно: заполните таблицу необходимыми сведениями (информацией, которую должны внести ученики, т.е. их предполагаемые ответы).

Условия заключения брака

и принципы семейного права

Брак – это добровольный, равноправный,

надлежаще оформленный союз мужчины и женщины,

имеющий целью создания семьи, рождение и воспитание детей,

 ведение общего хозяйства

Условия заключения брака:

  1. Взаимное добровольное согласие вступления в брак.
  2. Достижение брачного возраста (в России – 18 лет, в исключительных случаях – 16 лет).
  3. Супруги не должны состоять в другом браке.
  4. Отсутствие родственных связей между супругами.
  5. Дееспособность супругов.

Брачный договор

(контракт)

Оформленное в надлежащей форме соглашение между супругами о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым в период брака, а также о разделе этого имущества в случае развода.

Принципы семейного права:

  1. добровольность брачного союза;
  2. равенство прав супругов в семье;
  3. взаимное согласие при решении внутрисемейных вопросов;
  4. приоритет семейного воспитания детей;
  5. забота о развитии и благосостоянии детей;
  6. приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Итог урока.

Учитель: прочитайте записанные   на доске мудрые мысли, объясните, какой смысл в них вложен (слайд 16-18).

Домашнее задание: ответить на вопросы:

  1. Что такое ЗАГС и для чего он нужен?
  2. Можно ли жить семейной жизнью без регистрации брака?
  3. Является ли венчание в церкви официальным закреплением семейных отношений?
  4. Законспектировать основные положения Семейного кодекса РФ по плану:

- источники семейного права

- имущественные права и обязанности супругов

- основания прекращения брака

- права и обязанности родителей

-опека

           - попечительство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Урок обществознания "Семья в современном обществе"

Урок по обществознанию в 10 классе...

Политическая жизнь современного общества.

Урок с использованием интерактивной доски.  УАктивизирует деятельность учеников. Помогает ускорить теап урока. Эта презентация является частью урока. На первых слайдах опрос, вторая часть слайдов...

Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"

Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...


 

Комментарии

Филимонова Юлия Сергеевна

Спасибо, материал пригодился при подготовке к уроку.