Главные вкладки

    Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
    методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

    Чарнецкий Сергей Николаевич

    Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_molodezh_v_sovremennom_obshchestve.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обществознания в 11 классе

    Тема: «Молодежь  в современном обществе».

    Цели урока: 

    Образовательная - изучить понятие «молодежь»; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, выявить социальные функции молодежи в современном российском обществе.

    Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на

    основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации,

    Развивающая цель - в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных

    умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений

    и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения

    Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение,

         направленное на успешное решение личностных или общественных проблем

    Технология: решение ценностно-значимых задач.

    В соответствии с технологией учащиеся решают познавательную задачу: Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?

    1 Определение условий и требований к задаче.

    Требование к задаче: провести самостоятельно социологическое исследование среди молодых людей  

    Учащиеся самостоятельно решают информационную задачу (опережающее задание к уроку):

     Выделение ключевых направлений поиска информации.

    Ожидаемый результат: ученики определяют ключевые слова поиска: молодежная политика, проблемы молодежи, инфантилизм.

    2. Поиск информации: Интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.

    3.Систематизицация и анализ информации, в том числе в ходе консультаций с учителем.

    4.Формулирование выводов.  

    Используемое оборудование: 

    Мультимедийный компьютер, проектор, экран,  

     План урока

    1. Орг. момент.
    2. Тема урока, термины.

     Актуальность темы. 2009 год был объявлен годом молодежи

    1. Характерные черты молодежи.

    Задание на повторение. Вспомним материалы теста по социологии.

    1. Определение главного понятия.

    Под запись.

    1. Основные черты молодежи как социальной группы.

    Какими чертами обладает молодежь как социальная группа?

    1. «Потерянное поколение»?! -  

    Типичный ярлык пожилого поколения. Согласны ли вы с такой характеристикой?

    1. Легко ли быть молодым?

    Как бы вы ответили на этот вопрос? Сейчас вашему вниманию будет представлен ролик, подготовленный к году молодежи. Согласны ли вы с точкой зрения его создателей. Какие проблемы он затрагивает?

    1. Ролик.

    Какие проблемы высветил ролик? Согласны ли вы со всеми обвинениями?

    1. Выводы социологов.

    Работа с понятийным аппаратом.

    1. Соц.  опрос группы исследователей и их выводы.

     Выступление «социологов». Ваше мнение об итогах опроса и о поставленных

    1. Влияет ли молодежь на развитие страны? Какова роль молодежи в будущем?
    2.  Выводы.
    3. Д/З. Эссе.

    Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?

    Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

    Ценностно-значимая задача:

     Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?

    Какова особенность молодёжи?

      Опрос  «группы социологов» [1] 11 «А» класса. Респонденты учащиеся 9-11 классов. Вопросы исследования:

    1. Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?

    2. Почему старшее поколение критикует  современную  молодежь?

    3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему

        они  возникают?

    4. Есть ли проблемы у молодежи?

    5. Помогает ли государство решить проблемы молодежи? Насколько эффективно?

    6. Интересуются ли молодые люди политикой?

    7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?

    8. Есть ли идеалы у современной молодежи?

    9. Молодые люди: потребители или созидатели?

    Какие проблемы существуют у молодых?

    Материал для учителя:

    Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.

    Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.

    Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.

    Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.

    Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.

    Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.

    Как ни в одном возрасте,  необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.

    Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.

    У молодых теряется доверие к взрослым, с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.

    Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,  

    Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.

    Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.

    Наверное, неслучайно, в государстве  уделяется большое внимание молодежи (2009 год был объявлен годом молодёжи наверное, это признание и важности молодёжи, и видение её проблем.

    Для чего нам важно это?

    Ожидаемый ответ: Каждый школьник на пороге взрослой жизни задумывается о перспективах своей деятельности, мечтает добиться определенного успеха. Алгоритма поведения для всех стремящихся к успеху нет, но социология дает нам некоторые советы. 

    Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.

    Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.

    Вторая после прагматизма черта ценностной ориентации молодежи сегодня- индивидуализм[2]. Ещё в 1998 г. 70% молодёжи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, о своём здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. В целом это позитивно. В важности развития индивидуализма мало кто сегодня сомневается, однако процесс индивидуализации явно переходит меру. Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности-цели человеческой жизни (труд, образование, творчество, культура искусство, познание) из ценностей-целей превратились в ценности-средства, то есть происходит примитивизация, выхолащивание духовного, возвышающего начала.

    Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая[3] направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм[4] и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.

    Участие в политической жизни

    в шкале ценностных суждений в ходе анкетного опроса учащихся старших классов заняло последнее место (6%). По самооценке лишь треть имеет сложившиеся политические убеждения, 30% и 37% вообще не обладает либо никогда не задумывалось об этом.

    Одна треть старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничего неделание», в то время как познавательная, креативная, эвристическая функции не реализуются совсем или недостаточно. Образование для школьника и студента отходит на второй план перед реализацией экономических (заработать деньги) и досуговых (интересно провести время) потребностей.

    Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативности молодёжи представителями взрослого мира приводит к социальному и культурному инфантилизму[5], с другой стороны – к прагматизму и социальной неадаптированности противоправного или экстремистского характера.                                         (Д.Никольский)

    Социализация в России                                                                                                 В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко в силу маргинальности[6] её социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного

    сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, не могут ничем помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, отрицание прежних норм или гибкость, приспособляемость к новым условиям, безграничная свобода межличностных отношений или семья как оплот успеха.

    Динамика социальных изменений

    Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое.

    Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей  учёбы, добросовестной работы  формирует у одних неуверенность, у других – циничное отношение к жизни, установку «деньги не пахнут», способствуют преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. Состояние неопределённости в будущем, необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к запрограммированному неблагополучию молодёжи.

     (Лисовский В.Т.)

    В современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности.

    (Клименко А., Румынина В.)

    Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.

    У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы.

    Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

     Структура занятия

     

    ЭТАПЫ

    Формы и методы

    Ожидаемые результаты

    1.Формулировка темы

    и цели урока

    Просмотр видеофрагмента

    У учащихся должно появиться

    желание обсудить тему урока,

    понимать и сформулировать цель

    2.Актуализация

    понятия молодежь и

    выявление ее проблем

    Беседа,  

    Смогут более четко усвоить

    понятие молодежь

    3.Выбор актуальной и решаемой проблемы

    Анализ

    Смогут показать умения анализа

    5.Представление

    решения проблемы

    Представление, слушание и обсуждение

    Каждый включается в той или

    иной роли в работу на уроке.

    Получают возможность проявить

    и улучшить умения, связанные

     с ораторским искусством

    7.Итог урока

    Обобщение учителя

    Учитель дополнит, а ученики

    осознают важность и

    необходимость решения проблем

    Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и  здоровья, который  выгодно отличает ее от других групп населения.

     Диспут «Социализация молодежи»: 

     Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

    Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

    Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.

    Вывод: От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.  Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

    Домашнее задание:  написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».

    ( Гоголь НВ.)

    Самоанализ

    Урок «Молодёжь в современном российском обществе» соответствует программе, плану, особенностью подготовки и проведения занятия является отсутствие учебного материала. Форма – урок с элементами групповой и практической работы.

     Цель урока:

     Способствовать формированию ответственности как важнейшей психологической составляющей гражданского самосознания.

    -продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации,

    -продолжить формирование умения соорганизации в группе, представления работы

    Развивающая цель:

    в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированно высказывать свое мнение

    Воспитательная цель: помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем

    В соответствии с поставленными целями в структуре урока особое внимание было уделено на предъявление учащимися собственного опыта, возможности вступить в диалог с учителем, друг с другом, с источником информации.

    Важный момент урока: мотивация и целеполагание: через не совсем традиционное начало.

    План как таковой детьми не предъявлялся, так как в момент целеполагания прозвучали собственно вопросы, но важно, что была достигнута договорённость о неких правилах работы.

    Рефлексия чётко прозвучала в конце урока.

     В целом считаю, что урок достиг поставленных целей, состоялся не просто разговор, а решение проблемы, что может быть перенесено в жизнь за пределами школы – что очень важно для воспитания зрелого человека и гражданина. Важно, что была возможность примерить на себя костюм взрослых, роль взрослых, что способствует пониманию и терпимому отношению к другим, взрослым, с которыми часто молодые этого периода готовы вступить в конфронтацию.

    Дети были активны, включились в работу, мне приятно было видеть интерес, достаточно интересные, даже зрелые суждения

    Для более эффективной организации работы на уроке: важна импровизация, умелое ведение разговора, выдерживание генеральной линии урока, умение услышать каждого.

    Д/З  с учетом особенностей подготовки учащихся к ЕГЭ, позволяет творчески переосмыслить изучаемую проблему.

            


    [1] Виды социологических исследования: наблюдение, опрос, перепись насаеления

    [2] Индивидуализм (франц. individualisme, от лат. individuum — неделимое), тип мировоззрения, сутью которого является  абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу

    [3] Гедони́зм (лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни

    [4] прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов

    [5] Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

    [6] Маргинальность (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в   социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

    Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

    Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

    Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

    Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

    Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

    Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

    Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....

    Публикация статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №2, 2016 год.

    Публикация  статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом  научно-методическом  журнале “Магар...

    Публикация статьи по теме “Кеше китә – җыры кала”,- диләр, - бер җыр калсын эле бездән дә...” (методическая разработка урока по татарской литературе в 6 классе по творчеству Ф.Яруллина) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №9, 2018 го

    Публикация статьи по теме “Кеше китә – җыры кала”,- диләр, - бер җыр калсын эле бездән дә...” (методическая разработка урока по татарской литературе в 6 классе  по творчес...