Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Черненко Галина Романовна

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx76.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №16»

г. Красногорск

Методическая разработка

по предмету обществознание

«Политическая система общества»

                                                        Выполнила преподаватель

                                                                      Черненко Г.Р.

2017 год


Тема: Политическая система общества

Цель урока:

Развитие проблемного обучения посредством включения обучающихся в процесс изучения государства как наиболее важного политического  института и его функция.

Тип урока:   Изучение нового материала.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ответить на   в о п р о с :

  1. Что такое политическая система?
  2. Каковы функции политической системы?
  3. Назовите структурные элементы политической системы.

II. Изучение нового материала.

П л а н :

1. Государство в современном научном понимании.

2. Государство как наиболее важный политический институт.

3. Функции государства.

4. Государственный аппарат.

 - Что вам известно о государстве из курса истории?

- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

- Государство – явление не вечное, его не было в течении многих тысячелетий существования первобытного строя. Разные народы пришли к государственности в разное время.

Государство явилось результатом объективных процессов социально-экономического развития общества. Оно не было навязано обществу извне, а возникло естественным путем, как результат целой цепочки взаимосвязанных социальных и экономических процессов, таких, как появление частной собственности, имущественное расслоение, возникновение потребности в защите интересов небольшой группы людей, обладающих материальными благами…

Таковы наиболее распространенные научные представления о возникновении государства.

- Назовите известные вам теории происхождения государства.

Теологическая -  возникновение государства объясняется и санкционируется волей Бога;

теория общественного договора – исходит из понимания государства как результат консенсуса, заключаемого между сувереном-властителем и подданными; 

патриархальная – исход из того, что государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая во имя всех и ко всеобщему благу;

   социально-экономическая – государство возникает в связи с появлением частной собственности и классового и классового антагонизма;

теория завоевания – объясняет завоевание одних групп другими.

В узком смысле государство – организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории.

Современные ученые-политологии рассматривают государство как многогранную целостность и пытаются отразить в определении все стороны этого сложного общественного явления.

Государство – это определенный способ организации общества, организация публичной власти, которая распространяется на все общество, выступает его финансовым представителем и опирается в необходимых случаях на меры принуждения.

Государство как социальный институт можно использовать в различных целях.

- Показать на примерах, как доминировала классовая сущность государства на определенных этапах общественного развития.

(Антагонистические общества – борьба угнетенных с эксплуататорами становилась борьбой с государством.)

 Государственная власть несет в себе неистребимые импульсы к всевластию, стремление держать все в своих руках. – Покажите это на примерах.

Государство привносило и продолжает привносить в жизнь общества упорядоченность, организованность, координацию деятельности множества людей. Государство защищает своих граждан от угрозы завоевания внешними врагами, от взаимного уничтожения людей на почве религиозных или национальных конфликтов, обеспечивает безопасность, правопорядок в обществе. Государство гарантирует гражданам основные права и свободы, обеспечивает равные возможности для развития, заботится о благополучии граждан. Сегодня государство обеспечивает целостность и единение народа на базе общих национальных, экономических, культурных и иных интересов.

Ведущее положение государства в политической системе определяет его суверенитет. В Конституции записано: «Суверенитет российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

- Что такое суверенитет?

Современное понятие суверенитета следует отличать от традиционного представления о нем, сложившегося еще во времена абсолютизма. Тогда суверенитет сводился к независимости государства от любой другой власти как внутри государства, так и вне его, к праву на самостоятельность независимо государства от любой другой власти как внутри государства, так и вне его, к праву на самостоятельность независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц. Сегодня внутренний суверенитет Российского государства добровольно ограничен конституцией. Во-первых, в ней признается, что носителем суверенитета и единства источником власти является его многонациональный народ. Во-вторых, Конституция признала, что за субъектами РФ сохраняется вся полнота государственной власти в пределах ее компетентности.

Юридически внутренний суверенитет РФ выражается в том, что ему принадлежит право издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех членов общества. При этом российская Конституция и федеральные законы обладают верховенством.

- Объясните, что это означает? (Если те или иные правовые акты не соответствуют конституции, они подлежат отмене в установленном законом порядке. В случае явного противоречия между Конституцией РФ и каким-то законом исполнению подлежит Конституция. Если возникает противоречие между федеральным законом и актом меньшей юридической силы, то оно разрешается в пользу федерального закона.)

Внешний суверенитет государства заключается в его независимости от иностранных держав и международных организаций.

Помимо того, что государство имеет монополию на издание законов и их верховенство, оно еще обладает специальным аппаратом принуждения (вооруженные силы, правоохранительные органы, налоговая полиция), необходимым для того, чтобы заставить исполнять принятые законы, чтобы оказывать силовое воздействие на нарушителей закона.

Для того чтобы управлять обществом, государство имеет законодательные, исполнительные, судебные органы власти, профессиональный аппарат управления. Государству принадлежит собственность (природные недра, государственная казна, золотовалютный запас страны).

Таким образом, государство обладает многообразием как материальных, так и специфических ресурсов воздействия на общество. Все это обуславливает действительную полноту власти государства, позволяет ему влиять на деятельность всех иных политических институтов, реализовать свою политику, предопределяет его роль как важнейшего компонента политической системы.

З а д а н и е .

Известно, что государство суверенно. Что бы в нем ни происходило, нельзя вмешиваться в его внутренние дела. В этой связи как бы вы оценили следующие два факта:

  1. Бомбардировка Белграда в 2000 г. Самолетами ряда стран НАТО.
  2. Рассмотрение европейским парламентом вопроса о положении дел в Чеченской Республике и возможное принятие санкций против России.

Рассмотрение вопроса о функции государства начинается с выяснения, что такое «функция».

Функция – это основное направление деятельности государства на конкретном этапе исторического развития.

Традиционно функция государства подразделяются на внутренние и внешние. Осуществление внутренних функций связано с обязанностями и деятельностью государства внутри той территории, на которую распространяется его власть. Внешние функции государства связаны с его деятельностью на международной арене.

Внутренние функции государства:

а) политическая функция ( новые взаимоотношения между человеком и государством, которые бы основывались на взаимной ответственности, организация избирательных кампаний, проведение выборов, объявление референдумов);

б) экономическая функция (заключается в воздействие государства на экономические отношения – разработка стратегии экономического развития страны);

в) социальная функция (социальная защита различных категорий населения, корректирование негативных последствий рыночных отношений, проведение государственной политики в области образования, культуры, здоровья людей);   

г) экологическая функция (разработка программ по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов, проведении государственных экологических экспертиз экономических проектов);          

д) правоохранительная функция ( защита прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка, борьба с правонарушениями, преодоление общественных противоречий);

е) национально-культурные функция (сопряжена с сохранением национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

Внешние функции государства:

■  развитие дипломатических отношений;

■  ведение войн;

■  оборона.

Внешние функции современного Российского государства претерпели существенные извещения в результате интеграции России в мировое сообщество, мировую экономику. На них повлияли процессы глобализации, тесная взаимосвязь внутренней и внешней политики.

З а д а н и е .

Составьте схему «Функции современного Российского государства».

 - Что такое государственный аппарат? Каковы необходимость его существования?

Государственный аппарат – это система государственных органов, которые осуществляют управления обществом.

Любое общество является объектом управления со стороны государственных и общественных органов. Власть государства в обществе функционирует непрерывно, поэтому для осуществления властных функций необходимо постоянно действующий государственный аппарат. Отличительное чертой государственного органа является наличие у него государственно-властных полномочий. Это значит, что он может принимать решения, давать указания и тем самым воздействовать на деятельность других органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Каждый государственный орган создается специально для выполнения определенных задач и функций, в связи с чем наделяется соответствующей компетенцией, то есть имеет свою сферу деятельности.

Элементы организационной структуры

государственного аппарата

  1. Система представительных (законодательных) органов.
  2. Система исполнительно-распорядительных органов.
  3. Система судебных органов.
  4. Система надзирательно-контрольных инстанций.
  5. Органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы, органы налогообложения и налоговой полиции.

За работой государственного аппарата в любой стране стоит профессиональная деятельность служащих. В Российской Федерации структура государственного аппарата базируется на принципе федерализма и поэтому включает как федеральный аппарат, так и аппарат субъектов РФ.

Государственная служба в РФ строится по номенклатурному принципу (подбор кадров производится в основном закрыто, открытые выборы – конкурсы не проводятся).

Исполнением экономической функции Российского государства занято Федеральное правительство и многое министерства (Министерство экономики, финансов, государственного имущества РФ и др.).

Социальная функция возложена в основном на федеральные и региональные министерства (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство образования).

Правоохранительную функцию государства исполняют судебные органы (Конституционный Суд, суды общего назначения, возглавляемые Верховным судом РФ, Арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ).

Контроль за исполнением законов со стороны граждан, организаций и должностных лиц осуществляет прокуратура.

 Охрана общественного порядка и борьбы с преступностью возложена на органы внутренних дел.

На страже интересов государств стоит Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, налоговые инспекции, санитарно-эпидемиологические инспекции и др.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальными аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

- По каким признакам мы определяем государство?

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения (население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом).

4. Налоги (ни одно государство не может существовать без отбора общеобязательных платежей).

- Чем государство отличается от иных политических организаций современного общества?

1. Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и нормативные акты, обязательные для населения всей страны.


III. Закрепление изученного.

   Групповая работа – каждая группа, изучив схему, объясняет ее.

   1-я группа – государство (О.З. Муштук, М.В.Цыбульская).

                                                       Государство

   2-я группа

       Отличительные признаки и атрибуты государств

  3-я группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

Методическая разработка урока по теме "Политическая система. Территориальное устройство США. Обучение говорению"

Данная разработка предназначена для классов, работающих по УМК Кауфман "Happy English"  и направлена на отработка грамматического материала по теме "Пассивный залог", а также развитие навыков гов...

Методическая разработка урока по обществознанию "Политическая власть"

Тема данного урока является началом новой темы. Специфика его заключается втом, что учащиеся должны осознать решающее значение в процесс становления общества,раскрыть содержание понятия «политическая ...

Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"

Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....

Методическая разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме «Политические режимы»

Цели: Сформировать у учащихся представление об основных видах политических режимов, их характерных черт, основных форм и ценностей; обеспечить организационно-педагогические условия для формирования то...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Политическое поведение»

Тема и место урока в изучаемой теме: Урок 27 «Политическое поведение».  Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:1. Обучающие: сформировать у учеников, основанные на принц...