Главные вкладки

    Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"
    методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

    Камалова Ирина Ирековна

     

    Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении заданий единого государственного экзамена.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu_11_klass.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Политическая идеология

    Цель: систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении заданий единого государственного экзамена.

    Задачи урока:

    образовательные:

    1.Рассмотреть понятие, признаки,  и функции политической идеологии.
    2.Сделать анализ современных политических идеологий.
    3.Продолжить систематизацию политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни.

    развивающие:

    1.Закрепить умение ставить и формулировать проблему.
    2.Продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.
    3.Совершенствовать информационно-коммуникативную компетентность учащихся. 4.Развивать образное мышление и умение творчески решить поставленные задачи. 

    воспитательные:

    1.Стимулировать мотив к поиску новых знаний.
    2.Способствовать формированию толерантного мышления.
    3.Формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

    Оборудование урока:

    1. мультимедийная презентация и оборудовани;
    2.раздаточные материалы (карточки);
    3. 4  ватмана, маркеры;
    4. таблички с названиями  групп;
    5.Конституция РФ

    6.учебник «Обществознание»

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Форма урока: Урок-практикум. Вся работа ученического коллектива построена на делении класса  в большие группы – по рядам А, Б, В. Учащиеся работают в парах.

    Урок рассчитан на 45 минут, может быть проведен в  11 классе при изучении политической системы общества.

    Основные понятия:   идеология, политическая идеология, либерализм, консерватизм,  коммунизм, национализм, фашизм, социал-демократизм.

                                                                 

    Ход урока:

    Мотивационная часть:

    Современный человек практически ежедневно сталкивается с политикой. Поэтому крайне важно, чтобы каждый из нас умел разбираться в сообщениях средств массовой информации, выступлениях лидеров различных политических групп, занимать самостоятельную позицию по вопросам общественно-политической жизни.

    Гражданское общество невозможно сформировать, пока каждый гражданин не будет чувствовать свою ответственность за происходящее в стране, пока поиски причин экономических и политических неудач не будут связаны с действиями каждого члена общества.

    Мир не изменится без изменений внутри каждого из нас, а началом изменений может стать понимание происходящего вокруг. Именно поэтому важны знания о политических идеологиях современности.

    Проблемное задание: Наблюдатели отмечают, что многие идеи и лозунги кочуют из программы одной партии в программу другой. Слова «патриотизм», «справедливость», «национальный интерес», «благосостояние», «демократия», «борьба с бедностью», «борьба с коррупцией» встречаются в документах и программных заявлениях лидеров многих партий. Говорят даже о «перехвате» лозунгов представителями одной политической силы у другой.

     Означает ли это, что идеологическая определенность партий размывается? Как ориентироваться избирателю?

    Основная часть урока:

    1.Значение слова идеология,  взгляды сложившиеся после появления данного термина.

    Учитель:

     Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — учение об идеях.

    В общем смысле идеология — это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей.

    В более узком смысле идеология — это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления. Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ. Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем   Дестют де Траси, принадлежавшим к группе «Идеологии» времен Великой Французской революции. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин (в сочинении «Элементы идеологии») для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому  Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших притив его цезаристских устремлений, «идеологами», т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды.

    Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

    1) Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в идеологии прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Идеология по К. Марксу — это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений) - она выражает специфические интересы определённого класса.

    2)  К. Мангейм также понимал её как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. Идеология по К. Мангейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

    Вопрос: В чем состоит сущность политической идеологии?  

    Большинство учёных трактуют политическую идеологию как определённую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

    Задание: Верно ли характеризует идеологию каждое из приведенных ниже суждений о ней? Дайте с этой точки зрения их аргументированную оценку (практикум, стр. 83).

    - Идеология дает людям ориентиры и способствует мобилизации людей на решение крупных политических задач.

    - Идеология не  позволяет людям разбираться в политике, поскольку навязывает точку зрения, определяемую политическими целями.

    Учитель:

    Основными функциями политической идео логии являются:

    - овладение общественным сознанием;

    - внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

    При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий во исполнение поставленных ею задач.

    Вопрос: Какую роль в политической идеологии играют положения, теоретически обоснованные и рассчитанные на веру?

    Помимо рациональных, нередко теоретически обоснованных, положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.

    Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

    2.Современные политические идеологии.

    Доска делится на  части, в каждой из них написано по одному слову: консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм, фашизм, социал-демократическая идеология (социал-реформизм). 

    Задание для учащихся группы А: выбрать   одно из слов,  написать фломастером  на листах  формата А3 основные ценности данной идеологии (для успешного выполнения задания учащимся необходимо  привлечь знания из истории). Далее листы со словами  вывешиваются на доске.  Ученики смогут проверить правильность выполнения  по ответам следующих двух групп.

    Задание для учащихся группы  Б: заполнить пропуски в таблице, объяснить свой выбор политической идеологии.

    Задание для группы В: дать  краткую характеристику политическим идеологиям, используя  информацию в учебнике на стр.163-166 и таблицу [приложение 1].

    3. Роль идеологии в политической жизни.  Учащимся предлагается ответить на вопрос:  Какую роль играет идеология в политической жизни? (Идеология является средством привлечения и сплочения людей, мотивом политической активности, играет мобилизующую роль, отражает общие национально-государственные интересы).

    4. Практическая работа (учащимся предлагаются разные задания на углубление и систематизацию знаний, задания аналогичные по форме тем, которые используются на едином государственном экзамене).

    Группа А. Преподаватель предложил студентам самостоятельно найти в различных изданиях определения идеологии. В результате на семинарском занятии прозвучали неодинаковые определения, как серьезные, так и парадоксальные, как научные, так и публицистические:

    •  Идеология — это система идей, взглядов и представлений, в которых выражается отношение людей к миру, к действительности.

    •  Идеология: монополия социума на истину — формула его власти над душами.

    •  Идеология — это подмена живого мировоззрения серийным протезом.

    • Идеология — относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых различные группы людей осознают свое место в социальной действительности, свое отношение к ней, свои интересы и устремления и пути их реализации.

    •  Идеология — социализированное мировоззрение, набор идей, определенным образом организующий социум, вера в который по этой причине определяется не теоретической, а так понимаемой нравственной необходимостью.

    Как вы считаете, какое определение поддержал преподаватель? Почему вы так думаете? Выскажите свое собственное отношение к каждому из приведенных определений. Есть ли среди них такие, с которыми согласиться невозможно? Почему?

    Группа Б. 

    В ответ на вопрос социологов: «Сторонником какого идейно-политического течения вы являетесь?» — сторонниками социал-демократической идеологии объявили себя 5% опрошенных в 1998 г. и столько же — в 2004 г. Количество сторонников коммунистической идеологии сократилось за те же годы с 10 до 8%. Количество сторонников радикальных рыночных реформ уменьшилось с 7 до 6%. Число сторонников самостоятельного русского пути развития тоже стало меньше: с 16 до 13% . Сократилось и количество тех, кто поддерживает центристов, — с 17 до 12% . При этом число заявивших, что они не являются сторонниками никаких политических течений, составило в 1998 г. 45% , а в 2004 г. — 56% . Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.

    Группа В.  Для каких идейно-политических течений являются типичными идеи,

    ценности, принципы, представленные ниже?

    Незыблемость естественным образом сложившегося порядка. Отмена частной собственности на средства производства. Разделение властей и свободные выборы институтов власти. Тотальный контроль над обществом и личностью.

    Задания для всего класса:

    1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют классификацию партий по идеологическому принципу.

    Коммунистические, консервативные, либеральные, социал-демократические, кадровые, националистические.

     Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.

    Ответ:________________________________________________________________________

    2. Ниже приведен перечень политических партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку.

    Коммунисты, консерваторы, либералы, регионалы социал-демократы.

     Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из  этого ряда.

    Ответ:________________________________________________________________________

    3. «В. Парето (1848-1923) отмечал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу. Идеологическое воздействие – один из двух основных ресурсов власти, наряду с силовыми, которое находится в распоряжении правящих элит. Так называемые элиты «лис»… предпочитают управлять, используя в первую очередь убеждение, хитрость и изворотливость, стремятся поддерживать свою власть эффективной пропагандой. Парето раскрыл механизм манипулирования массовым сознанием, связанный с воздействием на структуру чувств, описал методы идеологического и психологического воздействия, которые обычно используют политики» (Ирхин Ю.В. Политология: Учебник, 2002).

    - Приведите два примера, подтверждающие что «идеологическое воздействие – один из двух основных ресурсов власти, наряду с силовыми».

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    - Опираясь на знания истории и обществоведческого курса, раскройте роль ценностей в превращении идеологии во властный ресурс.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4.  Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

     «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и  самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными,  религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, 

    обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (Владимир Ульянов (Ленин)).

    5.Ответ на проблемный вопрос: Наблюдатели отмечают, что многие идеи и лозунги кочуют из программы одной партии в программу другой. Слова «патриотизм», «справедливость», «национальный интерес», «благосостояние», «демократия», «борьба с бедностью», «борьба с коррупцией» встречаются в документах и программных заявлениях лидеров многих партий. Говорят даже о «перехвате» лозунгов представителями одной политической силы у другой.

    Означает ли это, что идеологическая определенность партий размывается? Как ориентироваться избирателю?

    6. Домашнее задание: § 14, вопросы, А, Б - эссе

    - «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (К.Маркс, немецкий философ).

    - «Вера – то, ради чего умирают; идеология – то, ради чего убивают» (Антони Бенн, британский политик).

    -  «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы» (Бенджамин Дизраэли, английский политический деятель).

    - «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами» (Владимир Ульянов (Ленин).

     В - подобрать  материалы СМИ, характеризующие идеологию современных российских политических партий.

    Карточка № 1

    1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют классификацию партий по идеологическому принципу.

    Коммунистические, консервативные, либеральные, социал-демократические, кадровые, националистические.

     Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.

    Ответ:________________________________________________________________________

    2. Ниже приведен перечень политических партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку.

    Коммунисты, консерваторы, либералы, регионалы социал-демократы.

     Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из  этого ряда.

    Ответ:________________________________________________________________________

    3. «В. Парето (1848-1923) отмечал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу. Идеологическое воздействие – один из двух основных ресурсов власти, наряду с силовыми, которое находится в распоряжении правящих элит. Так называемые элиты «лис»… предпочитают управлять, используя в первую очередь убеждение, хитрость и изворотливость, стремятся поддерживать свою власть эффективной пропагандой. Парето раскрыл механизм манипулирования массовым сознанием, связанный с воздействием на структуру чувств, описал методы идеологического и психологического воздействия, которые обычно используют политики» (Ирхин Ю.В. Политология: Учебник, 2002).

    - Приведите два примера, подтверждающие что «идеологическое воздействие – один из двух основных ресурсов власти, наряду с силовыми».

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    - Опираясь на знания истории и обществоведческого курса, раскройте роль ценностей в превращении идеологии во властный ресурс.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4.  Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

     «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и  самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными,  религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, 

    обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (Владимир Ульянов (Ленин)).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

    Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

    Методическая Разработка Урока по Обществознанию

    Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...

    методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

    Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

    Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

    Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

    Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

    Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

    методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

    Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

    Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

    Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....