Методическая Разработка Урока по Обществознанию
методическая разработка по обществознанию по теме

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurishcheva.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема программы: Цивилизации прошлого.

Тема урока: Цивилизация России.

Цели урока: 

1. Сформировать у обучающихся представление о факторах развития российской цивилизации. Формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же проблемы.

2. Совершенствовать умения и навыки обучающихся по прослеживанию логико-смысловых связей.

3. Способствовать становлению национального самосознания, толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации урока: дискуссия.

Методы ведения урока:

  1. словесный (рассказ, беседа, сообщение, дискуссия)
  2.  наглядный (схема, портреты, эпиграф)
  3.  частично-поисковый (анализ тезисов)

КМО:

1. Учебник, Боголюбов Л.Н. «Человек и общество. Обществознание» 10-11 кл. Ч. 2. 11 кл. §9

2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», часть 2, Уроки 17, 18.

3. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание».

4. Тезисы для проведения дискуссии.

5. Схемы, портреты, эпиграф.

МПС: История России –  период становления VIII – XXI вв.

Культурология – Цивилизация. Менталитет.

Социология – Развитие социологической мысли в России.

Философия - Цивилизация. Славянофильское учение о мессианской роли русского

народа и соборности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

При-меча-ния

1.

Организаци-онный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

(Объединение в микрогруппы по 4-5 человек).

Приветствие.

1/

2.

Актуализа-ция

Мотивация

Вступительное слово.

 - Понятие «цивилизация».

Беседа об образе России.

 - Куда мы идем? ...

Участие в беседе.

1/

3.

Тема

Цели и задачи урока

 - Цивилизация России.

Эпиграф «Умом Россию не понять…» Ф. Тютчев

Знакомство с темой и целью урока.

3-4/

4.

Изучение нового материала

План изучения:

Организация и проведение дискуссии. 1. Введение в дискуссию: анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме:

а) Сообщения обучающихся. Взгляды на место России в цивилизационном процессе.

б) Обобщение преподавателя.

2. Факторы, определившие образ России. Основные вехи становления самобытности российской цивилизации.

а) Индивидуальная работа. Каждый участник получает листок с тезисами по теме. Участники должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцениваются по десятибалльной шкале

б) Работа в малых группах. В группах они разрабатывают единую систему приоритетов.

в) Совместная дискуссия. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях. Если участниками должно быть принято общее решение, то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.

Сообщения обучающихся.

1. Западники.

2. Славянофилы.

3. Евразийцы.

Участие в дискуссии.

1. 10-12/

2. 17-18/

5.

Закрепление

Проводится в процессе совместной дискуссии (в).

Обсуждение тезисов и доводов.

6.

Итоги урока

Подведение итогов по результатам дискуссии.

Выставление оценок.

Подведение итогов.

4/

7.

Д. / з

Учебник §9, повторение темы Цивилизации прошлого.

1/

8.

Рефлексия

Самооценка и оценка группы индивидуальной работы.

Работа с таблицей рефлексии

1/

Конспект урока.

1. Организационный момент

 - Приветствие.

Объединение в микрогруппы с помощью приёма «Свой цвет».

2. Актуализация и мотивация

На уроках истории и обществознания мы путешествуем по бескрайним просторам России. Его целью было разобраться, что представляет собой тот дом, в котором мы живём. Путешествие поставило перед нами ряд очень непростых и порой неприятных вопросов. Портрет России оказался написанным контрастными красками. Россия сегодня - это богатые природные ресурсы, самобытная культура, талантливые, образованные люди и вместе с тем - бедность, развал и даже чувство безнадёжности. Почему при столь больших возможностях мы имеем то, что имеем, и как нам из этой ямы выбираться?

Одна из черт современной России – чувство растерянности. Значительная часть людей словно потеряли ориентацию во времени и в пространстве, они не видят собственного места в мире и не знают, что делать дальше. Каждая страна имеет своё лицо, свой образ в глазах всего мира и собственных граждан. Англичане знают, что такое Англия. В её портрет входят верность традициям и Хартия вольностей, парламент и королева, Шекспир и Черчилль. Даже после того как Британия пережила шок, перестав быть великой империей, англичане нашли новое место в мире, обрели своё лицо. Америка тоже имеет своё лицо. В её образе соединены бейсбол и американский футбол, Голливуд и Уолл-стрит, небоскрёбы и маленькие городки среди бескрайней равнины. А, кроме того, американцы искренне верят, что их страна – образцовая, самая свободная и демократичная, что благодаря этому она возвысилась и теперь может управлять всем миром.

Можно ли сказать, что у России своего лица сейчас нет? Ещё вчера мы считали Россию сердцевиной великой державы, которая по общественному строю "впереди планеты всей". Мы воспринимали свою страну как центр мира. Когда эта приятная иллюзия исчезла, выяснилось, что мы не знаем своего места в мире и, что нам очень непросто его найти. Не знает этого и остальной мир, побаивающийся "русской непредсказуемости". Где теперь мы находимся – среди развитых стран Севера, пусть и на периферии Европы, или среди развивающихся стран Юга и Востока? Или же Россия – некая самостоятельная цивилизация, которая не укладывается в эту систему координат?

Мы приглашены сегодня, в качестве участников, для поиска собственных ответов на вопросы, которые здесь поставлены. Ведь портрет России не завершён. Он меняется с каждой минутой, с каждым новым человеком, который задумался о её судьбе.

3. Тема. Цели и задачи урока

        Тема: Цивилизация России.

Эпиграф:

Умом Россию не понять,

аршином общим не измерить:

у ней особенная стать –

в Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

3.

4. Изучение нового материала

Проведение дискуссии «Приоритеты»

4. 1. Введение в дискуссию: анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме.

Сообщения обучающихся по теме. Взгляды на место России в цивилизационном процессе.

Обобщение преподавателя: На рубеже тысячелетий вопрос о том, какой путь выбрать, вновь стал одним из главных в общественной жизни страны. Можно ли скопировать западный тип государства и экономики или эти новшества не приживутся и Россия должна искать собственный, ни на что не похожий путь? Многовековой спор западников и славянофилов, начавшийся несколько столетий назад, до сих пор не окончен.

Повторим правила ведения дискуссии … (Приложение 1)

4. 2. Факторы, определившие образ России. Основные вехи становления самобытности российской цивилизации (Приложение 2)

        а) Индивидуальная работа. Каждый участник получает листок с тезисами по теме. Преподаватель дает первое задание: участники должны выбрать и расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцениваются по десятибалльной шкале.

        б) Работа в малых группах. В группах они разрабатывают единую систему приоритетов. Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения данного случая на общем собрании (Приложение 3)

        в) Совместная дискуссия. Все участники собираются для совместной дискуссии. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях. Если участниками должно быть принято общее решение, то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.

Вопросы для активизации участников дискуссии:

«Что вы имеете в виду, когда говорите...?»

«Как вы докажете, что это верно?»

«Вы говорите, что…?»

«Правильно ли я поняла, что...»

«Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»

«Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»

В процессе обсуждения возможно использование Словаря, используемых терминов и понятий (Приложение 4).

5. Закрепление

Проводится в процессе дискуссии.

6. Итог

Подводится по результатам обсуждения.

Примерный вариант:

В России популярны и славянофильские, и евразийские идеи. Однако общероссийский многовековой спор о выборе между Западом и Востоком к концу XX столетия, по-видимому, постепенно решается всё-таки в пользу Запада. Россия наверное будет становиться всё более европейской страной, но сохраняя при этом уникальную многонациональную самобытность.

Выставление оценок.

7. Рефлексия

Самооценка и оценка группы участия в работе.

Фамилия Имя

Самооценка

Оценка группы

1

2

3

4

5

6

Приложение 1

Правила ведения дискуссии:

  1. Уметь слушать.
  2. Уважать чужое мнение.
  3. Не повышать голос.
  4. Говорить, только когда есть что сказать.
  5. Не давать советов и оценок.
  6. Соблюдать регламент.
  7. Правило «правой руки».

Приложение 2

Тезисы для анализа в ходе дискуссии

Факторы, определившие образ России.

Задание:

1. Участники должны выбрать и расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцениваются по десятибалльной шкале.

2. В группе разработать единую систему приоритетов.

Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения данного случая на общем собрании.

  1. Удалённость России от центров мировой цивилизации. Оторванность от мировых торговых путей.
  2. Обширная слабозаселенная территория, постоянная колонизация страны её населением.
  3. Отсутствие естественных границ. Постоянная опасность с Запада и Востока.
  4. Сложные климатические условия.
  5. Промежуточное положение русских территорий между Европой и Азией.
  6. Преобладание в экономике земледелия.
  7. Рационализм, вера в прогресс и познаваемость мира.
  8. Господство в экономике частной собственности.
  9. Общинность, коллективизм, основанные на нравственном начале.
  10. Православие.
  11. Мессианская роль русского народа на мировой арене. Жертвенность.
  12. Государство – самодержавность.
  13. Государство, общество и личность не разделены, не автономны, а взаимопроницаемы, целостны.

При необходимости вы имеете возможность добавить недостающие, на ваш взгляд, тезисы.

Приложение 3

Рабочий лист

Тезисы

Баллы

(1-10)

Доводы «за» или «против»

Приложение 4

Понятия и термины.

Автономность – независимость, самостоятельность.

Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Евразийцы – общественно-политическое течение возникло в среде русской эмиграции 20

- 30-х гг. XX века. Уникальность и слияние европейской и азиатской культур, образующих вместе неповторимое экономико-географическое, историко-политическое и культурное единство — «Россия-Евразия»

Западники – течение общественной мысли начала XIX века, сторонники линейной

концепции исторического развития. Все цивилизации развиваются по единой линии. Отставание России от стран Запада. Европейский путь развития – это единственно возможный для цивилизованной страны.

Колонизация – заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель

страны ("внутренняя колонизация"), а также основание поселений за ее пределами ("внешняя колонизация").

Мессианство – в иудаизме и христианстве вера в пришествие мессии.

Рационализм – (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление,

признающее разум основой познания и поведения людей. Научное знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

Славянофилы – течение общественной мысли начала XIX века, концепция

многолинейности исторического развития. У каждой цивилизации свой неповторимый путь развития. Восстановление старорусских устоев общественной и государственной жизни. Возрождение духовного единства русского народа.

Цивилизация – (от лат. civilis - "гражданский") - уровень общественного развития,

материальной и духовной культуры. Иногда этим словом называют характерный для определённой страны, региона, народа образ общественного устройства, культуры и религии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....