ВЫСТУПЛЕНИЕ на педсовете по теме: «Формы работы на уроках географии и биологии по повышению мотивационной сферы учащихся»
статья

Филипович Любовь Владимировна

Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете по теме:

«Формы работы на уроках географии и биологии по повышению мотивационной сферы учащихся»

        Подготовила: Л.В.Филипович

учитель географии и биологии.

                                              Родоманово

                                                    2018год.

     Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Поэтому для повышения мотивации учащихся ставятся такие

 цели: освоение новых технологий и методик, методов и приемов в урочной и внеурочной

1. Развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения.

2. Формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучаемому предмету.

3. Пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех этапах образовательного процесса.

деятельности для формирования интеллектуальной культуры участников образовательного процесса повышение мотивационной сферы и обеспечение их самореализации.

Задачи:

4. Обеспечить самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

5. Стимулировать физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей.

6. Применять такие методы и приемы обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету.

      В соответствии с целью задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным. Школьников необходимо учить самостоятельности, высказывать и проверять предположения, уметь делать выводы, применять знания на практике, Многое зависит от мастерства учителя, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, это позволяет вернуть утраченный интерес к изучению своего предмета. Для повышения мотивации я решаю эту проблему всесторонне: через урочную, внеурочную деятельности, через взаимодействие с другими учителями -предметниками, через взаимодействие с родителями.

Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения:

1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач.

2. Тесты, позволяющие фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.

3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается усилиями, но иногда возможна и неудача.

4. Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения.

Условия развития мотива, созданные в играх:

1. Несколько уровней сложностей.

2. В конце игры обратная связь – победил или проиграл.

3. Нравиться игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия.

4. Ребенок сам выбирает игру, он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации.

     Вторым компонентом мотивационной сферы является смысл учения. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование которое включает два момента: осознание ребенком субъективной значимости учения.

   Третьим компонентом является постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

   Четвертым компонентом являются эмоции – это реакции ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему.

  Пятый компонент интересы – познавательно – эмоциональное отношение школьника к учителю. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

       На формирование мотива или одного из компонентов мотивационной сферы будут работать следующие установки педагога:

-совместная постановка учебных задач, осмысление и принятие цели предстоящей деятельности;

-создание ситуации успеха;

-изучение возрастных особенностей школьников;

-вера учителя в возможности ученика;

-формирование адекватной самооценки ученика;

-использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

-создание на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

-использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

-нестандартные формы проведения уроков;

-применение поощрения и наказания;

-эмоциональная речь учителя;

-выбор средств, адекватных целей.

      Отдельные установки и действия учителя можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Изучая проблемы мотивации, можно убедиться в том, что учителя с демократичным стилем управления учебной деятельности стремятся создать для школьников ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед. Для этого они правильно подбирают уровень сложности задания, используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, выстраивают положительные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого изучение индивидуальных особенностей ученика, опора на его возможности и мотивы. Педагоги с авторитарным стилем руководства чаще используют внешние стимулы. Такие педагоги считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми. Это также помогает стимулировать. Но все же решение проблемы в развитие внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника – познавательных, социальных. Это не значит, что не нужно использовать внешние мотивы. Так есть дети со слабо развитыми мотивами и в работе с ними без внешнего стимулирования не обойтись. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради того, чтобы избежать наказания и получить оценку, а ради знаний. Остановимся на применении отдельных методов и форм обучения по повышению мотивации.

I.1. Формы и методы по повышению учебной мотивации в рамках коррекционно-развивающего направления.

Методы по повышению мотивации школьников должны отвечать следующим требованиям:

-пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

-стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

-обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

-стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;

-обеспечить самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

      Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Проблемная ситуация создается с помощью активирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих новизну, важность, противоречия и другие отличительные качества объекта познания. Суть этого метода состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой-то мере воспроизводит путь их открытия. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились ученик должен начать действовать. Эффективно начинать введение новых знаний с создания учебно-проблемных ситуаций, не с задач или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий. Создание на уроке ситуации успеха – основа для проявления активности ребенка, его мотивируемого обучения. Самый простой способ создания такой ситуации успеха – это определенность домашнего задания. Если ученик будет четко понимать задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке оговаривается, как следует выполнять данное задание. Какие формы можно использовать для повышения мотивационной сферы:

1. Дидактические игр и упражнения в урочной и внеурочной деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

3. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель).

4. Творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам.

5. Проведение предметных олимпиад.

6. Использование различных педагогических технологий.

7. Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).

8. Использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника).

     Говоря об организации учебного процесса, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Конечно, нельзя забывать и о традиционных уроках, как основной формы обучения и воспитания детей. Необходимо использовать в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов для активации познавательной деятельности, повышающих интерес к занятиям и быстрому запоминанию полученной информации. Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес к изучаемому предмету, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Применение таких форм обучения обеспечивает не только эффективное.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикуют:

-уроки-деловые игры;

-уроки-соревнования;

-уроки-игры;

-уроки-типа КВН;

-уроки-зачеты;

-уроки-семинары;

-уроки с групповыми формами работы;

-уроки-обобщения;

-уроки-конкурсы;

-уроки-игры типа «Поле чудес»;

      Основываясь на свой опыт и наблюдение, я могу сказать, что использование разнообразных форм и методов на уроке и во внеурочную деятельность необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частном использовании разных форм проведения уроков, использование игр во внеурочной деятельности будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. Могу с уверенность утверждать, что дети с удовольствием принимают участие в исследовательской работе, проектной деятельности, в играх и тем самым реализовывают свои творческие возможности, но также получают новые знания и закрепляют уже полученные. Обучая посредством игры во внеурочной деятельности, мы учим детей не так как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно, его взять. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.

                                           Литература:

  1. Боднарчук М.М., Ковыленко Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: учитель, 2007.
  2. Кириленкова И.В.; Сивоглазов В.И. Методическое пособие. _ М.: Дрофа, 2007.
  3. Леонтьева О.М., Игры на уроках. Пособие для учителя. – М.: ООО Издательство АСТ, 1998.
  4. Максимова В.Н. Проблемный поход к обучению в школе. Методическое пособие, Л.: 1973 .
  5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии. Образование в современной школе 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания р...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...