Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС
материал

Лоскутникова Наталья Александровна

Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений по биологии и химии

Планируемые результаты освоения ООП ООО предполагают их оценивание для обеспечения необходимого качества образования. Стандарт предполагает вовлечение в оценочную деятельность и педагогов и обучающихся.

Функции системы оценки:

 1. Проверка достижения планируемых результатов ООП ООО.

 2. Обеспечение эффективной обратной связи.

3. Управление образовательным процессом.

 Объект системы оценки – требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах ООП ООО.

Система оценивания освоения ООП ООО складывается из 2-х составляющих:

1) внутренней;

2) внешней оценки.

Внутренняя оценка - это промежуточная аттестация, которая должна отражать динамику формирования у учащихся навыков к решению учебнопознавательных задач. Промежуточная аттестация проводится педагогами совместно с обучающимися.

Внешняя - итоговая аттестация проверяет уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимый для продолжения образования. Проводится внешними (по отношению к образовательному учреждению) организациями.

Итоговой оценке ученика по всем предметам подвергается блок "Выпускник научится". Система оценивания. Для оценки работы образовательного учения используются результаты оценивания 2-х блоков: "Выпускник научится" и "Выпускник может научиться". При оценивании результатов обучения проверяются 3 группы результатов образования: личностных, метапредметных и предметных на основе уровневого подхода. Проявлением уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе "метода сложения", при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для продолжения образования и реально достигаемыми большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории достижения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. На основе уровневой дифференциации в отличие от традиционной системы обучения отсчет ведется от требований к уровню обязательного для всех усвоения материала. Его достижение оценивается отметкой "зачет", что соответствует примерно "тройке". Превышение учеников обязательного уровня поощряется системой повышенных отметок. Введение уровневой дифференциации требует от учителя подготовки следующих материалов: - выделение требований к уровню обязательного усвоения материала; - представление обязательного уровня в виде списков учебных заданий (т.е. на понятном детям языке) "открытых" и посильных для учащихся.

 Система проверки знаний в условиях уровневой дифференциации дополняется тематическими зачетами. Содержание одного зачета включает основной материал одной большой или нескольких небольших тем. Зачеты проводятся на уроке и сдаются учеником по всем темам курса. Задания вариантов должны быть разделены на базовую и дополнительные части. Для получения оценки "зачет" ученик должен выполнить 2/3 обязательной части. Дополнительная часть оценивается только в том случае, если ученик получил зачет за обязательную часть. Непременным условием получения положительной итоговой отметки является сдача всех зачетов, запланированных в данной четверти, или полугодия.

Особенности оценки предметных результатов.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Он является достаточным для продолжения обучения и его достижение соответствует отметка «3» или «зачет». Повышенный уровень достижений оценивается «хорошо», а высокой отметкой «5». Индивидуальные траектории обучения учащихся с повышенными и высокими результатами следует формировать с учетом их интересов и планов на будущее. В период введения Стандарта критерий усвоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка достижений личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы и проводится в ходе внешних мониторинговых исследования. Результаты этих исследований могут служить основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе проводятся наблюдения и делаются выводы по сформированности у учащихся отдельных личностных результатов, таких как: 1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в данном ОУ; 2) участие в общественной жизни и общественно-полезной деятельности; 3) прилежание и ответственность за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории и профиля обучения. Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими внутреннего мониторинга в школе и в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности учащихся и использоваться исключительно в целях их личностного развития.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (познавательных, регулятивных, коммуникативных) Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

1. Способность и готовность к освоению систематических знаний.

2. Способность к сотрудничеству и коммуникации.

3. Способность к решению личностно и социально значимых проблем.

4. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

5. Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта и различные проверочные работы. Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта, руководителя; тема проекта должна быть утверждена; план реализации проекта разрабатывается совместно с руководителем проекта. Результатом (продуктом) проекта могут быть: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.) б) художественная творческая работа. в) макет или иное конструкторское изделие г) отчетные материалы по социальному проекту и т.д. Защита проекта осуществляется в присутствии специальной школьной комиссии или в рамках школьной конференции.

1. Освоить принцип «мини-макса» и в соответствии с ним выделить базовый материал, который необходимо усвоить ученику в рамках блока «Ученик научится».

2. Перевести требования обязательного уровня в список учебных заданий, «открытых» и посильных для учащихся.

3. Довести до сведения учащихся, что задания базового уровня будут оцениваться оценкой «3». Для получения более высокой оценки он должен выполнить не менее 50% базового задания, а затем получить задание более высокого уровня.

4. задания должны отражать перечень учебных действий, заложенных в программе

5. Научиться целенаправленно выбирать или проектировать приемы, необходимые для учебного успеха и развития конкретного ученика. Для реализации последнего пункта можно предложить «матрицу индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика)» , в которую заносятся психолого-педагогические характеристики учащегося. «Матрица» будет иметь вид картотеки, которая заполняется  в течение всего периода обучения. На основе «матрицы» учитель-предметник будет подбирать те приемы и задания, которые необходимо развивать у конкретного ученика. «Матрицы» можно составлять не на всех, а только на наиболее «проблемных» учащихся. Мониторинг результативности обученности детей поможет вовремя выявлять проблемы в формировании учебных действий и вовремя их корректировать. Все предпринятые меры будут способствовать укреплению знаний, формированию метапредметных умений и получению заслуженной оценки.

Задачи ОУ. 1. Разработка программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. 2. Разработка системы промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности. 3. Разработка системы итоговой оценки по предметам, не выносимым на итоговую аттестацию обучающихся. 4. Разработка системы оценки проектной деятельности учащихся. 5. Разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики. 6. Разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и ОУ в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»

В данном архиве полная подборка материалов для проведения семинара в образовательной организации....

Система оценивания образовательных достижений при переходе на ФГОС

Выступление на МО "Система оценивания образовательных достижений при переходе на ФГОС"...

Система оценивания образовательных достижений по русскому языку в условиях ФГОС

В данной статье отражены преимущества современной системы оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС....

Система оценивания образовательных достижений (ФГОС)

Материал будет полезен как учителям - предметникам, так и классным руководителям...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...