Главные вкладки

    Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
    материал

    Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

    до 2020 года

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

    до 2020 года

    1. Общие положения

               Концепция является документом, в котором излагаются основные положения, цели, содержание деятельности,задачи, принципы и идеи развитиязадачи, принципы и идеи развития системыдополнительного образования детей вХанты-Мансийском автономном округе – Югре.  

            Данная Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей,  определяет роль и место дополнительного образования   в региональной системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  
     Обновление дополнительного образования и перевод его в новое качественное состояние должны происходить с участием   детей, родителей (законных представителей), представителей общественных объединений, сферы бизнеса.
            В Концепции раскрываются ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития дополнительного образования детей в  округе.

    Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать созданию единого образовательного пространства, оптимизации использования областных ресурсов, а также формированию и реализации системной государственной политики в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

    Дополнительное образование детей - возможность добровольного выбора ребенком направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных образовательных программ, времени и темпа их освоения; многообразие видов деятельности с учетом интересов и желаний, способностей и потребностей ребенка или как зона ближайшего развития личности, путь развития в культуре, который ребенок выбирает сам в соответствии со своими потребностями, в настоящее время получает новые пути развития (Безлепкин В.В., Власов В.В. Мисеюк        П.К.        и        др.).

    Правовую основу настоящей Концепции составляют:

    • Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001;  
    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);
    • Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ред. от 08.08.2009);
    • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р, ред. от 27.12.2012);
    • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р);  
    • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504);
    • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 №7;
    • Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р;
    • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
    • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
    • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
    • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «Î ìåðàõ ïî ðåàëèçàöèè ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â îáëàñòè îáðàçîâàíèÿ è íàóêè».

    Нормативное обеспечение субъекта

    • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2010 №160-п целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года»;  
    • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от  29.10. 2010  №268-п   программа «Молодежь Югры» на 2011-2013 годы;
    • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от   10.02.2012 №52-п «О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012 году»;
    • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от   28.09.2012  № 357-п «Стратегия действий в интересах детей  в Ханты-Мансийском автономном  округе – Югре  на 2012 - 2017 годы»;
    • Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 9.11.2012  №663-рп  «План мероприятий по реализации в 2012-2013 годах Стратегии действий в интересах детей в ХМАО-Югре на 2012-2017 годы»;
    • Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

    2. Состояние дополнительного образования детей как важнейшего направления образовательной политики региона и необходимость его развития

    Начиная с последней трети XX века, в условиях появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным источникам современного мира все отчетливее проявляет себя тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в  услугах и консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных институтов.  

    Потенциал сферы  дополнительного  образования  детей становится предметом исследований и привлекает внимание общественности.

    В  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей юных граждан и молодежи создана инфраструктура, обеспечивающая в том числе поиск  и поддержку молодых талантов.

    Образовательные потребности обучающихся и молодежи реализуются в  195 учреждениях дополнительного образования детей, подростков и молодежи, в т.ч. учреждениях системы образования – 69, физической культуры и спорта – 55, учреждений культуры – 71.  

    Общее количество детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования,   составляет 72%   (в сфере образования – 46,5%) детей в возрасте от 05 до 18 лет. Дополнительное образование детей в автономном округе  осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной основе, с широким охватом детей различных возрастов.  

     Самыми  востребованными  и популярными направлениями  среди детей и подростков являются: художественно-эстетическое - 39%, патриотическое – 17,5%, спортивное (17, 4%).

     Мониторинг возрастного состава контингента воспитанников показал: в объединениях занимается 10,3% детей  в возрасте до 7 лет; от 7 до 10 лет  – 39,6 %; от 11-15 лет – 33,46%; 16-18 лет – 15,1 %; старше 18 лет – 1,5 %), из них количество обучающихся и студентов  начального и среднего профессионального образования -  491 человек (0,48%).  

    Характерными особенностями системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются:

    • Высокая занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей;
    • Внедрение компонентов лично-ориентированного подхода в образовательный процесс;
    • Реализация социальных заказов различных социальных  групп и уровней (детей, родителей, организаций, местного сообщества);
    • Ориентация возможностей системы дополнительного образования на потребности детей с ограниченными возможностями;
    • Развитие  интеграции общего и дополнительного образования, в т.ч. в рамках внеурочной деятельности;
    • Системное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов.

    К успехам и основным достижениям системы дополнительного образования детей в округе можно отнести следующие позиции:

    1. Большинство учреждений дополнительного образования детей по содержанию образования является многопрофильными;
    2. Большинство учреждений дополнительного образования детей в силу реализации образовательных, социальных, адаптирующих и других функций является социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований;
    3. Охват обучающихся в системе дополнительного образования детей остается на протяжении длительного времени  стабильно высоким;  
    4. Дополнительное образование детейв большинстве остается бесплатным для обучающихся: доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами   составляет 0,4 в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей;
    5. В большей степени услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 7 до 15 лет: от 7 до 10 лет  – 39,6 %; от 11-15 лет – 33,46%. Дети этого возраста составляют практически 75% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций;
    6. Учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни;
    7. В округе создан межведомственный Координационный совет по развитию одаренных детей;
    8. Органами исполнительной власти округа ежегодно проводится более 100 окружных конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных учащихся.

    Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования детей  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры существует совокупность проблем регионального плана и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации,  препятствующих использованию потенциала системы дополнительного образования детей в полной мере.
    В конце XX столетия  система дополнительного образования детей утратила указанную роль, осталась без заказа и ясного видения своего места и перспектив развития.

    В этой ситуации значительная часть учреждений дополнительного образования оказалась не  готова выстроить свою работу с ориентацией на заказ потребителей (семей, детей), как в силу сформировавшихся (патерналистских) установок, так и в силу отсутствия у управленческих кадров необходимых компетенций в области маркетинга.

    Это оказало негативное влияние на сами учреждения, на интересы потребителей и, в конечном итоге, на интересы государства.

    С принятием ФЗ-131 полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Это отвечало общему продуктивномузамыслу учета интересов территорий, местного сообщества.Однако на практике значительное число муниципальных образований  не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерен дефицит компетенций эффективного управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены.

    К числу  проблем относятся:

    • Противоречивость и недостаточная сформированность законодательной базы в сфере дополнительного образования детей;
    • Отсутствие документов, определяющих стратегию развития всей системы дополнительного образования детей в РФ, в т.ч. единой межотраслевой региональной системы;
    • Ограниченность необходимых условий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для всех слоев детского населения и учащейся молодежи;
    • Ведомственный характер усилий исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов управления, учреждений и организаций, по сохранению и развитию системы дополнительного образования детей;
    • Неразвитость механизмов государственно-общественного управления в системе дополнительного образования;
    • Несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей (норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы учреждений);
    • Ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий;
    • Недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
    • Недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
    • Отсутствие единой системы поиска и поддержки талантливых детей;
    • Тенденция нивелирования в молодежной среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской ответственности;
    • Отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей;
    • Возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.


    Перечисленные проблемы отрицательно влияют на процесс создания единого образовательного пространства в автономном округе,  использование в полной мере не только материально-технических, но и духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов        региона.
    Переход системы дополнительного образования детей в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия и требует компетентностного подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики. Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития региона.


    3.  Функции и принципы дополнительного образования детей вХанты-Мансийском автономном округе - Югре

    Важнейшие функции сферы дополнительного образования детей состоят

    в следующем:

    1) Развитие человеческого капитала страны.

    2) Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса.

    3) Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

    4) Обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социокультурного потенциала территории.

    Основными принципами государственной политики в сфере дополнительного образования являются:

    • партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей;
    • межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, географических ресурсов территорий;
    • координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций дополнительного образования;
    • обеспечение доступности и свободы выбора программ внешкольного образования и социализации;
    • развитие системы дополнительного образования как инвестиционно привлекательной и инновационной;
    • развитие системы дополнительного образования как социально-ориентированной  -  поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующие особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально -экономическим статусом);
    • развитие системы дополнительного образования как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, создание конкурентной среды и устранение административных барьеров;
    •  информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и товаров;
    • открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;
    • многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития дополнительного образования.

    Принципами, определяющими развитие региональной системы дополнительного образования детей, являются следующие:

    • Регионализация – организация деятельности с учетом региональных социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;
    • Межведомственность - направленность на все субъекты системы образования и воспитания, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти, органов управления образованием, культурой, спортом и молодежной политикой, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;
    • Гуманизация – создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;
    • Конкурентоспособность – формирование таких образовательных учреждений, организаций, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;
    • Открытость – участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
    • Доступность– создание сети учреждений дополнительного образования, позволяющей получать услуги дополнительного образованияпо интересам обучающихся и воспитанниковнезависимо от местажительства, социально-экономического статуса,  состояния здоровья.

    4.Цель, задачи и подходы   развития дополнительного образования детей вХанты-Мансийском автономном округе - Югре

    Целью настоящей Концепции является обеспечение стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой региональной системы образования и воспитания, необходимой для полноценного обеспечения гарантий в сфере дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности        ребенка.

    Задачи:
    -  закрепление и обеспечение социальных гарантий государства в сфере дополнительного образования;

    -  создание условий  для  эффективного использования  ресурсов дополнительного образования в интересах детей, семей, общества, государства;

    -  развитие механизмов вовлечения детей в сферу дополнительного образования и  обеспечение доступности услуг дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;

    - создание социально-экономических условий для  удовлетворения потребностей в интеллектуальном, духовном и физическом развитии  детей,их профессионального самоопределения;

    - увеличение  инвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития дополнительного образования;

    - развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования;

    - совершенствование нормативно-правового обеспечения, финансово-экономических механизмов  развития сферы дополнительного образования.

    Развитие региональной системы дополнительного образования детей определяют следующие подходы:

    • Системно-организационный, предполагающий скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей;
    • Деятельностный, определяющий дополнительное образование детей и учащейся молодежи как пространство для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации и самореализации.


    4. Направления и способы реализации настоящей Концепции


    Достижение указанных цели и задач обеспечивается следующими направлениями:  

    • Обеспечение доступности дополнительного образования для воспитанников, обучающихся и учащейся молодежи;
    • Обеспечение качества и эффективности дополнительного образования детей путем обновления содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей; обеспечение их преемственности на всех уровнях образования;
    • Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
    • Разработка и реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся;
    • Профессиональное совершенствование и повышение социального статуса педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
    • Повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей;
    • Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы;
    • Совершенствование финансово-экономических условий развития дополнительного образования.

    Направление 1. Обеспечение доступности дополнительного образования для воспитанников, обучающихся и учащейся молодежи

    Доступность дополнительного образования для детей и молодежи – неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности развития региона. 
    Условия реализации направления:

    1. Сохранение приоритетности бесплатного дополнительного образования детей, подростков и учащейся молодежи;
    2. Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
    3. Развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;
    4. Развитие межведомственного сотрудничества в сфере дополнительного образования воспитанников, обучающихся и учащейся молодежи;
    5. Создание необходимых условий, обеспечивающих равные возможности получения дополнительного образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
    6. Организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными организациями;
    7. Предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.


    Направление 2. Обеспечение качества и эффективности дополнительного образования детей путем обновления содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей; обеспечение их преемственности на всех уровнях образования

    Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо  постоянное совершенствование образовательного процесса,  его существенное обновление в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием округа развитием теории и практики дополнительного образования        детей. 
     Условия реализации направления:

    1. Обновление содержания системы дополнительного образования детей путем разработки программ нового поколения;
    2. Разработка инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования;
    3. Создание программ технического профиля нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, изобретательства, научно-технического творчества;
    4. Разработка программ экономической грамотности обучающихся, создание бизнес-инкубаторов с привлечением бизнес-структур;
    5. Обновление социально ориентированных, профилактических, этнокультурных, экологических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей;
    6. Создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;
    7. Создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи;
    8. Обеспечение преемственности образовательных программ,  включающихдолгосрочный индивидуальный образовательный  маршрут;
    9. Внедрение информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования;
    10. Участие дополнительного образования в системе профильного обучения,  создание условий, способствующих профессиональному самоопределению подростков.

    Направление 3. Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей

    Работа по развитию и поддержке одаренных детей – одно из основных направлений региональной системы образования. Разработанный         комплекс мер обеспечивает межведомственный характер. Однако мероприятия в сфере дополнительного образования не носят системный характер.  

    Условия реализации направления:

    1. Создание межведомственной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и учащейся молодежи;
    2. Распространение практики деятельности специализированных учреждений для одаренных детей;
    3. Использование дистанционных, заочных, очно-заочных форм обучения;
    4. Организация профильных смен;
    5. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям;
    6. Развитие форм поддержки академической и творческой одаренности.



    Направление 4. Реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся
    Здоровьесбережение молодого поколения – особая забота государства. Необходимо использовать в этих целях и ресурс дополнительного образования.

    Условия реализации направления:

    1. Разработка и внедрение программ адаптивного спорта;
    2. Разработка и внедрение программ, обеспечивающих формирование потребности  в здоровом образе жизни всех участников образовательного процесса;
    3. Внедрение новейших технологий здоровьесбережения;
    4. Развитие возможностей системы дополнительного образования в формировании потребностей детей, подростков и молодежи в здоровом образе жизни;
    5. Внедрение социальных практик;
    6. Создание безопасных условий в учреждениях дополнительного образования.



    Направление  5. Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих работников системы дополнительного        образования        детей

    Меры, направленные на повышение социального статуса педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей, призваны способствовать притоку в систему дополнительного образования детей молодых и квалифицированных кадров, что будет способствовать развитию данного типа образования.

    Условия реализации направления:

    1. Совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей;
    2. Создание системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;
    3. Совершенствование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в системе дополнительного образования детей лучших педагогических работников;
    4. Создание межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки работников дополнительного образования детей;
    5. Создание единой системы мониторинга кадрового обеспечения;
    6. Создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов;
    7. Развитие системы методического сопровождения педагогических кадров.



    Направление 6. Повышение эффективности управления системой дополнительного образования        детей. 
    Под эффективным управлением подразумевается такой механизм, который обеспечивает стабильное достижение более высоких результатов образовательногопроцесса.
     Условия реализации направления:

    1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей;
    2. Внедрение государственно-общественных форм управления в образовательных учреждениях дополнительного образования детей;
    3. Создание системы общественной поддержки дополнительного образования в различных формах (фонды, профессиональные сообщества и другие);
    4. Создание единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга;
    5. формирование механизмов выявления социального заказа на услуги дополнительного образования детей (в том числе уточнение минимального объема и состава, соотношения бесплатных услуг и услуг, финансируемых потребителем);
    6. Разработка и введение  социальных стандартов дополнительного образования, закрепляющих государственные гарантии в части объема и состава услуг дополнительного образования, предоставляемых за счет бюджетных средств, включение программ дополнительного образования    в  ведомственный перечень образовательных услуг;
    7. Разработка общественной оценки качества и доступности услуг дополнительного образования;
    8. Проведение комплексных маркетинговых исследований социального заказа на образовательные услуги.


    Направление 7. Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы.

     Обеспечение образовательного процесса системы дополнительного образования современными средствами обучения, а также комфортными и безопасными условиями. 


    Условия реализации направления:

    1. Внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами;
    2. Разработка механизмов государственной поддержки учреждений дополнительного образования;
    3. Разработка механизмов участия бизнес-сообществ в предоставлении услуг  дополнительного образования;
    4. Приобретение специализированного оборудования для развития технической направленности (робототехника, технопарки, мультиоборудование);
    5. Создание  инфраструктуры для развития экологического туризма, экономического образования (бизнес-инкубаторов), трудовой занятости подростков и молодежи, в т.ч. в фермерских хозяйствах;
    6. Оснащение учреждений дополнительного образования детей современным оборудованием, инвентарем, транспортом.

    Направление 8. Совершенствование финансово-экономических условий развития дополнительного образования.

    1. Совершенствование моделей финансирования учреждений дополнительного образования детей и дополнительного образования на базе других учреждений;
    2. Поддержка учреждений дополнительного образования детей посредством участия в реализации федеральных и региональных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней;
    3. Совершенствование механизмов привлечения в учреждения дополнительного образования детей внебюджетных средств;
    4. Формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг дополнительного образования;
    5.  Государственная грантовая поддержка муниципальных систем дополнительного образования.

    Основные этапы, предполагаемые результаты 
    и механизмы реализации настоящей Концепции

            Реализация настоящей Концепции предполагает три этапа.

    2013-2015 годы

    Первый  этап -разработка мер по созданию нормативно-правовой базы, обеспечивающей межведомственное взаимодействие, совершенствованию моделей финансирования дополнительного образования детей, созданию единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга, обновлению программно-методического фонда системы дополнительного образования детей, поддержке кадрового состава системы дополнительного образования детей.

    Развитие материально-технической базы системы дополнительного образования детей,обеспечения равного доступа к услугам дополнительного образования детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей.

     Модернизация образовательной сети и инфраструктуры дополнительного образования;  переход к эффективному контракту в сфере дополнительного образования; разработка критерий общественной оценки качества услуги в сфере дополнительного образования.

    Повышение квалификации педагогов.разрабатываться новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, проводиться модернизация системы дополнительного образования дополнительного образования летнего отдыха и занятости; будет формироваться система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов;  не менее чем 65 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены программами дополнительного образования детей.

    Система мер, разработанных на первом этапе реализации настоящей Концепции, позволит создать межведомственную региональную систему дополнительного образования детей. 

    2016-2018        годы
    Второй этап
    - практическое внедрение разработанных мер, создание современных центров исследовательской,  изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков;формирование территориальных сетей социализации детей и подрстков.В сфере дополнительного образования доминирующими становятся механизмы государственно -частного и социального партнерства. В городах формируются  современные социально-культурные среды для развития и социализации (эксплораториумы, музеи науки и техники и др.). В сельской местности – социокультурные центры разной ведомственной принадлежности

    Не менее 71% детей в возрасте от 5до 18 лет будет охвачено услугами дополнительного образования.  

    2019-2020 годы

    Третий этап.

    Не менее 72-75 % детей дошкольного, школьного возраста и молодежи будут охвачены услугами дополнительного образования.

    Для этого будет обеспечены:

    - оценка изменений действующей нормативно-правовой базы;

    -  обобщение результатов социологических опросов и мониторингов с целью определения динамики востребованности программ сферы дополнительного образования социальными партнерами;

    - обобщение статистических данных по сфере дополнительного образования (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);

    -  оценка эффективности, используемых полномочий сферы дополнительного образования на уровне муниципальных образований автономного округа;

    -  динамика содержательной деятельности сферы дополнительного образования в муниципальных образованиях и на  уровне субъекта;

    - интеграция образовательных ресурсов сети и инфраструктуры дополнительного образования;

    -  оценка эффективности пилотных и стажировочныхплощадок дополнительного образования, отвечающих современным требованиям сферы;

    - оценка эффективности сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на   региональном уровне;

    -  оценка эффективности перехода к «эффективному контракту» в сфере дополнительного образования;

    - оценка эффективности практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП).

    Результатом реализации настоящей Концепции станет стабильное развитие системы дополнительного образования детей вХанты-Мансийском автономном округе – Югре. Показателями реализации настоящей Концепции являются:

    • Доля учреждений дополнительного образования детей, которые включены в сетевое и межотраслевое взаимодействие, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей;
    • Доля общеобразовательных учреждений, на базе которых функционируют объединения дополнительного образования детей, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
    • Доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей группы риска, детей старшего школьного возраста и учащейся молодежи, включенных в систему дополнительного образования, в общем количестве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей группы риска, детей старшего школьного возраста и учащейся молодежи;
    • Доля программ нового поколения в общем количестве программ в сфере дополнительного образования детей;
    • Доля программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, реализуемых на межведомственной основе, в общем количестве программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
    • Доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих органы государственно-общественного управления, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей;
    • положительная динамика достижений воспитанников системы дополнительного образования детей;
    • Наличие системы выявления спроса населения на услуги в системе дополнительного образования детей;
    • Степень сохранения и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
    • Наличие системы научно-методического сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования детей;
    • Наличие единого информационного пространства дополнительного образования детей в округе;
    • Наличие системы многоканального финансирования учреждений дополнительного образования детей;
    • Степень материально-технической обеспеченности учреждений дополнительного образования детей и другие.

    Настоящая Концепция предполагает использование для ее реализации механизмов, интегрирующих региональные, муниципальные и общественные ресурсы  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югры до 2020 года"

    В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнительного образования как ком...

    Концепция развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года

         В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнит...

    Концепция развития дополнительного образования детей

    Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р...

    Концепция развития дополнительного образования в ХМАО - Югре до 2020 года

    Концепция развития ситсемы образования ХМАО - Югры...