"Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югры до 2020 года"
статья на тему

Письменная Ирина Викторовна

В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнительного образования как комплекс наукоёмкого развития региона и целенаправленно формировать человеческий потенциал, а также регулировать региональные социокультурные диспропорции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Концепция развития дополнительного образования в ХМАО-Югре  до 2020 года»

(выступление на педагогическом совете музыкального отдела)

Подготовила: Письменная И.В.

методист музыкального отдела

       В нашем регионе разработана и реализуется «Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре  до 2020года». Её наличие позволяет использовать систему дополнительного образования как комплекс для наукоёмкого развития региона и целенаправленно формировать человеческий потенциал, а также регулировать региональные социокультурные диспропорции.

       Цель концепции развития: придание системе дополнительного образования и молодёжной политике региона нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала.

       Основными задачами концепции развития являются:

- внедрение организационно-педагогических форм открытого образования;

- создание культурно-досуговых центров, центров дистанционного образования, тьюторских центров, менеджерских центров;

- расширение круга субъектов образования, включение в реализацию региональных и муниципальных программ открытого образования коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональных сообществ;

- обеспечение включения педагогических кадров в современные формы открытого образования, а также привлечение представителей профессиональных сообществ к реализации образовательных программ;

- переход от мероприятивного подхода в управлении к программному, формирование открытых и вариативных учебных планов;

- внедрение программ индивидуального и группового сопровождения учащихся при включении в конкретные типы творческой, исследовательской, проектной деятельности.        Дополнительное  образование в ХМАО-Югре представлено по следующим направлениям:

- техническое;

- эколого-биологическое;

- туристско-краеведческое;

- военно-патриотическое;

- все виды образовательной деятельности.

Тем не менее,  по мнению специалистов, распространённые сегодня направления деятельности в сфере дополнительного образования уже не полностью отражают потребности социализации детей нашего времени. Поэтому возникла необходимость сформировать новые направления.

  «Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре  до 2020года» содержит примерный перечень приоритетных направлений  программ дополнительного образования:    

- Социальные технологи: включение школьников в создание новых форм организации социальной жизни;

- Технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и в практики управления современными процессами средствами культуры;

- Технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы и территориальными комплексами, посредством комплексного анализа развития российских регионов и территорий (региональные исследования, естественная и гуманитарная картография, разработка региональных программ и т.д.);

- Технологии научного познания: включение школьников в практики научной работы как в практики наблюдения, описания, конструирования основных явлений окружающего мира;

- Инженерные технологии: включение школьников в создание технических объектов, построенных по законам природы и обеспечивающих уклад жизни (производство или быт);

- Визуальные технологии: включение школьников в  реализацию современных визуально-эстетических практик; освоение школьниками основных современных технологий: современное сценическое искусство, видео, кино, телевидение и др.;

- Антропологические технологии: освоение школьниками практик развития Человека в различных аспектах – духовном, интеллектуальном, эмоциональном, физическом, волевом.

Новые формы открытого образования

- Интенсивная модульная образовательная программа: позволяет сконцентрировать предметное и практическое содержание в образовательном занятии или в комплексе занятий; образовательные программы доступны для всех школьников региона; даёт возможность привлечь к реализации программы дополнительно специалистов.

- Компетентностная олимпиада: даёт возможность учащимся продемонстрировать компетентностные результаты.

- Дистанционные курсы: позволяет компенсировать потерю учебного времени из-за актированных дней, карантина, болезни и т.д.; привлечь к работе компетентных специалистов.

- Учебные командные проекты: обеспечивают возможность развития профессиональных, социальных, коммуникативных компетенций, демонстрация достижений.

-  Предметно-практические лаборатории и «полигоны»: помогают увидеть научную проблему в целом и решить конкретные проектные задачи.

- Развивающие и формирующие пространства (интерактивные музеи, зоопарки, специализированные театры и др.): позволяет осваивать свойства окружающего мира, знакомиться с разнообразием форм и укладов человеческой жизни и профессиональной деятельности.

- Проблемные и деятельностные клубы: помогают формировать сообщества по интересам, что способствует самоидентификации, самореализации, самоопределению и социализации, а также расширяет круг друзей подростков и молодёжи.

- Элективные предметные и метапредметные курсы: позволяют интегрировать дополнительное образование с основным.

- Тьюторские центры: обеспечивают дистанционное сопровождение школьников и молодёжи с индивидуальными образовательными запросами, а также позволяют выстроить индивидуальную схему образовательного пространства региона.

В «Концепции развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре  до 2020года» отражены программные направления с учётом ситуаций в муниципальных образованиях округа и образовательными потребностями их населения. Они предполагают:

- формирование личностного набора компетентностей, который поможет выпускнику получить качественное современное высшее образование, современную профессию, нормально социализироваться в условиях крупного города и профессионального сообщества;

- формирование национальной идентичности, позволяющего выпускнику успешно освоиться в «большом мире»;

- распространение новых образовательных моделей, управление новыми сетевыми программами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года

     В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнит...

Концепция развития дополнительного образования детей

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р...

Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года...

Концепция развития дополнительного образования в ХМАО - Югре до 2020 года

Концепция развития ситсемы образования ХМАО - Югры...

Педсовет на тему "Реализация Концепции развития дополнительного образования детей"

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования  как системного интегратора открытого вариативного образования, обесп...

Стратегические ориентиры развития дополнительного образования в ХМАО-Югре

Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»;Программа «Развитие культуры в ХМАО-Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»...

Стратегические ориентиры развития дополнительного образования в ХМАО-Югре

Программа "Развития образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года"Программа "Развитие культуры в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 20230 года"...