Подпрограмма "Одарённые дети"
материал

Агеева Людмила Александровна

Совершенствование системы  выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.podprogramma_odarennye_deti.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

1.Подпрограмма     «Одарённые дети»

Паспорт подпрограммы

Наименование

Одаренные дети  

Цель

Совершенствование системы  выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи      

1.Совершенствовать систему координации работы с одаренными детьми.

2.Совершенствовать  методики выявления и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.

3.Обеспечить возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях разных уровней.

4. Создать оптимальные  условия, способствующие организации работы педагогов с одарёнными детьми,  подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми

5.  Стимулировать  творчество педагогов в работе с одарёнными детьми, повышение педагогического мастерства

6. Установить  сотрудничество с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми.

Исполнители основных мероприятий

Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 7, научное общество учащихся «Эрудит»

Срок реализации

2017 – 2022гг.

 Этапы реализации

1 этап: организационный  (2017-2018 учебный год.)

2 этап: практический  (2018-2021гг.)

3 этап: контрольно-аналитический  (2021-2022 учебный год)

Ожидаемые конечные результаты

1. Сформированная  система координации работы с одарёнными детьми.

2. Увеличение числа педагогов, работающих с одарёнными детьми  по  индивидуальным учебным  планам.

3. Увеличение числа творческих групп (педагоги, ученики, родители (законные представители)), занимающихся  проектной и исследовательской деятельностью.

4. Использование дистанционных технологий для углубления знаний учащихся.

5. Увеличение числа детей, участвующих в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.

6. Рост качества участия учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.

7. Наличие действенной  системы стимулирования педагогов, осуществляющих реализацию программы работы с одарёнными учащимися.

8. Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды.

Система контроля исполнения

Контроль в рамках Программы осуществляет администрация МАОУ СОШ № 7  и методический совет.

Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

 Источники финансирования

 Средства регионального и муниципального бюджетов, внебюджетные средства, привлеченные средства

Введение

             Подпрограмма «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования и  направлена на создание эффективной системы выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

             Подпрограмма содержит алгоритм действий педагогов,  администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.

Работа по выявлению и обучению одаренных детей  в МАОУ СОШ № 7   организована по следующим направлениям:

-формирование заинтересованности  педагогических работников в поддержке одаренных детей и молодежи  через  использование материальных и нематериальных стимулов;

-создание  условий для роста профессионального мастерства педагогических работников, по повышению квалификации по программам обучения педагогических работников работе с одаренными детьми;

-внедрение  современных технологий обучения (в т. ч. дистанционных);

-разработка разноуровневых образовательных программ;

-увеличение  количества дополнительных образовательных программ для учащихся, в том числе привлечение  ресурсов  организаций дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия.

В работе по данному направлению существует ряд проблем:

-недостаточно развита система выявления детей с признаками одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе;

-нет системы обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам;

-недостаточность деятельностных форм обучения (необходимость включения всех учащихся школы в проектную и исследовательскую деятельность);

-в олимпиадах по разным предметам участвуют одни и те же ученики;

-потенциал объединений дополнительного образования используется не в полной мере и не охватывает все типы одаренности;

-недостаточная информированность детей о существовании очно-заочных и заочных (дистанционных) школ.

Цель: совершенствование системы  выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

1.Совершенствовать систему координации работы с одаренными детьми.

2.Совершенствовать  методики выявления и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.

3.Обеспечить возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях разных уровней.

4.Обеспечить преемственно-перспективные связи в работе с одарёнными детьми между НОО, ООО, СОО.

5.Создать оптимальные  условия, способствующие организации работы педагогов с одарёнными детьми,  подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

6. Стимулировать  творчество педагогов в работе с одарёнными детьми, повышение педагогического мастерства.

7.Установить  сотрудничество с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми.

Актуальность

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной. В статье 29 Конвенции о правах ребенка указано,  что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Поэтому в МАОУ СОШ № 7 проводится целенаправленная работа с отдельными категориями учащихся, так как общие требования и единообразные формы работы не в полном объеме соответствуют интересам одаренных детей. Это  необходимо  для того, чтобы развить учеников,  удовлетворить  образовательные запросы разных групп детей,  сохранить контингент. А это напрямую  влияет на положительный имидж образовательной организации среди родителей. Если родители одаренных детей не видят перспектив для развития способностей своего ребенка, то переводят его в другую школу. Кроме того,  образовательная организация должна отвечать требованиям государственной политики, а государство признает одаренных детей ценностью страны и ее уникальным ресурсом. Правительство РФ утвердило Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239) и перечень подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей (приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2016 г. № 134). Работа с одаренными детьми важна  еще и потому, что количество одаренных детей влияет на оценку качества образования и результаты самообследования образовательной организации.

Концепция Подпрограммы

             Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи   и особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

 Стратегические направления Подпрограммы

В рамках Подпрограммы предусматривается реализация следующих направлений работы:

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы);

- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, проводимых на разных уровнях).

- координационное направление (организация работы всего коллектива школы,; обеспечение нормативно-правовой базы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности);

- диагностическое направление (проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей; создание банка данных «Одаренные дети»);

- кадровое направление (определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов на разных уровнях; создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий);

- развивающее направление (организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; создание системы психологического сопровождения одаренных детей; использование информационно-коммуникационных технологий);

- информационное направление (создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми).

Формы работы с одаренными детьми

1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, марафонам, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

3. Участие в предметных олимпиадах.

4. Психологические консультации, тренинги, тестирование, анкетирование.

5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования.

6. Посещение предметных и творческих кружков, курсов по способностям, спортивных секций.

7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

8. Создание Портфолио.

9. Научное общество учащихся и учителей школы.

10. Работа по  индивидуальному учебному  плану.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Сформированная  система координации работы с одарёнными детьми.

2. Увеличение числа педагогов, работающих с одарёнными детьми  по  индивидуальным учебным  планам.

3. Увеличение числа творческих групп (педагоги, ученики, родители (законные представители)), занимающихся  проектной и исследовательской деятельностью.

4. Использование дистанционных технологий для углубления знаний учащихся.

5. Увеличение числа детей, участвующих в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.

6. Рост качества участия учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.

7. Наличие действенной  системы стимулирования педагогов, осуществляющих реализацию программы работы с одарёнными учащимися.

8. Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды.

Мероприятия реализации Подпрограммы

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Результат

1

Развитие  системы  выявления одаренных и талантливых детей, детей с признаками одаренности

Ежегодно

Заместители директора

Классные руководители

Педагоги-психологи

Учителя-предметники

Внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей. Пополнение банка данных «Одаренные дети»

2

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей

2017-2018 уч. г.

Заместители директора

 

Учителя-предметники

Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды

3

Формирование и систематическое пополнение   Портфелей учебных достижений  (Портфолио)   учащихся на всех уровнях образования

Ежегодно

Заместители директора,  классные руководители, педагоги  школы

Создание и ведение Портфолио всеми учащимися школы

4

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

Ежегодно

Творческие группы учителей-предметников

 Реализация индивидуальной образовательной траектории учащихся

5

Создание информационной системы дополнительного образования детей, внеурочной деятельности

Ежегодно

зам. директора по ВР  

Создание банка данных образовательных программ дополнительного образования, внеурочной деятельности

6

 Научно-методическое и информационное обеспечение Подпрограммы

Ежегодно

Заместители директора

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,  проведение педсоветов,

семинаров-

практикумов         по организации работы с одаренными

детьми, стимулирование

педагогов  по

использованию

современных

технологий         при работе с одаренными детьми

7

Совершенствование  системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации учащегося

Ежегодно

Заместители директора по УВР, по ВР, педагоги дополнительного образования

 Увеличение количества учащихся, вовлеченных в систему

 дополнительного образования по всем направлениям

8

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка, проведение индивидуальных консультаций педагогов-психологов, педагогических работников, задействованных в работе с одаренными учащимися

Ежегодно

Заместители директора по УВР, по ВР, классные руководители, педагоги-психологи

Создание системы работы с родителями (законными представителями)  одаренных и

талантливых детей по вопросам  детской одаренности, способам ее поддержки и развития

9

Организация и проведение предметных олимпиад и  интеллектуальных конкурсов различного уровня; организация проектной и исследовательской деятельности,

-организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций  различной направленности , проведение смотров творческих достижений

Ежегодно

Заместители  директора

Руководители творческих групп

Учителя-предметники

Увеличение  количества участников конкурсных мероприятий; повышение результативности участников

олимпиадного движения, увеличение числа обучающихся – участников, научно-исследовательских конференций и конкурсов проектов

10

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

Ежегодно

Директор,

Заместители директора

родительский комитет,

Управляющий совет

Рассмотрение вопросов поддержки одаренных детей на заседании Управляющего совета и общешкольного родительского комитета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одарённые дети" (Подпрограмма для начальной школы)

Цель подпрограммы:Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.Основные задачи:ü...

Презентация подпрограммы развития "Одарённые дети"

В презентации раскрыта система работы в школе с одарёнными детьми....

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Анализ реализации подпрограммы " Одаренные дети" Программы развития лицея 2015год

В данном материале представлен анализ работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию  к обучению и результаты работы с данными детьми....