Рабочая программа элективого курса «Биология» для 10 класса общеобразовательной школы
рабочая программа (10 класс)

Кузнецова Альфреда Накиповна

Цель элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ: систематизация знаний и умений по курсу биологии, формировние практических навыков работы сКИМами , психологическая подготовка учащихся к  экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivyy_kurs_biologiya_10.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

приказ № 488 ос от 30.08.2018 г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа  имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       

Рабочая программа элективного курса

«Биология»

для 10 класса

 среднего общего образования

на 2018–2019 учебный год

                                                     Составитель: Кузнецова  А.Н.

 учитель биологии и химии, I категории.

пгт. Новоаганск

2018

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии» для учащихся 10 класса составлена на основании:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования  // Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях; / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006.

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России - №14, 2004 г;

- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Рабочая учебная программа  рассчитана на 35 часов  в год  (35 недель,  1 час  в неделю).

Цель элективного курса :

  1. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Систематизация знаний и умений выпускников по курсу биологии.
  2. Формирование практических навыков при решении задач и работы со схемами и рисунками.
  3. Психологическая подготовка учащихся  к сдаче  ЕГЭ по биологии.

Задачи:

  1. Совершенствование и развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.
  2. Ликвидация пробелов в умениях применять биологические знания для решения задач по цитологии, генетике, обоснования здорового образа жизни.
  3. Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Отработка навыка работы с КИМами по биологии.

Ведущие формы, методы и технологии обучения:

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные,  частично–поисковые, проблемные   методы.

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов  обучения по данной рабочей программе:  тематические варианты ЕГЭ, решенные на сайте «Решу ЕГЭ» по индивидуальному маршрутному листу.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольный вариант ЕГЭ, решенный на сайте «Решу ЕГЭ» по индивидуальному маршрутному листу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По итогам элективного курса учащиеся должны:

Учащиеся должны знать:

  • принципы работы основных систем человека и животных.
  • Виды иммунитета и механизм его формирования.
  • Основные виды наследственности и изменчивости.
  • Основные стадии антропогенеза, систематическое положение человека и человеческие расы.
  • Основные этапы и направления эволюции органического мира.
  • Способы деления клеток и размножение организмов.
  • Химический состав клетки.
  • Строение и значение грибов.
  • Особенности строения и размножения низших, высших споровых и семенных растений.
  • Особенности строения и многообразия животных.

Приобрести и отработать умения:

  • Решать генетические задачи.
  • Изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом.
  • Работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты и таблицы.
  • Использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Работать с тестами.
  • Владеть биологическими терминами и понятиями.
  • Формулировать собственную позицию и отстаивать ее в дискуссии использую различные сведения для ее аргументации.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся.

Оценка умений решать расчетные задачи, выполнять задания формата ЕГЭ.

 Тематический план «Биология»

темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практических

занятий

Формы контроля

1

Общая биология.

 

11

11

Решенные задачи, домашние работы

2

Клеточное строение  и многообразие организмов.

14

7

Решенные задачи, домашние работы

3

Анатомия и физиология человека.

10

8

Решенные задачи, домашние работы. Контрольная и зачет.

Итого

35

Содержание программы

Курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» состоит из 3 разделов:

  • Клеточное строение  и многообразие организмов.
  • Анатомия и физиология человека.
  • Общая биология.

Изучения курса  построено в направлении усложнения органического мира. В первом разделе систематизируется  строение и многообразие вирусов, бактерий, грибов и растений, животных. Повторяются знания о различных отделах растительного царства и особенностях их строения, размножения высших споровых растений, о строении вегетативных и генеративных органов цветкового растения, видоизменения корней и побега. Учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос об эволюции основных систем животных.

Раздел «Анатомия и физиология человека» знакомит учащихся с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий окружающей среды на сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учащиеся обобщают знания об  процессах кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения и их регуляции. А также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике заболеваний, связанных с недостатком йода.

Рассматриваются вопросы  о способах деления клетки и последствиях, возникающим при нарушении деления. Закрепляются знания об факторах, направлениях и результатах эволюции.

Изучение курса заканчивается  знакомством экологических проблем и состоянием биосферы. Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам.


Календарно-тематический план элективного курса «Биология» 10  класс

№ п/п

Раздел

тема урока

Кол-во часов

Компетенции

Учебный материал

Сроки

план

Сроки факт

Тема № 1 «Клеточное строение  и многообразие организмов» -14 часов

1

Биология как наука

1

Методы познания.

Наблюдение. Эксперимент, моделирование. Ученые и их роль. Биологические термины и понятия.

05.09.18

2

Вирусы, бактерии. Особенности строения прокариот.

1

Вирусы – переходная форма между живой и неживой материи. Особенности строения бактерий.

Сапрофиты, паразиты, симбиоз. Болезнетворные бактерии. Виды бактерий: кишечная палочка, стрептококки.

12.09.18

3

Сравнительная характеристика грибов, растений, животных.

1

Особенности строения клеток и жизнедеятельности организмов –эукариот.

Отличия растительной клетки от животной.

Хитин, мицелий, микориза, микоз, конидии, гликоген.

19.09.18

4

Онтогенез растений.

1

Жизненные циклы растений

Низшие и высшие растения. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности.

26.09.18

5

Решение заданий ЕГЭ 1-2.

1

Решение тестовых заданий ЕГЭ

03.10.18

6

Решение заданий ЕГЭ 3-4.

1

Решение тестовых заданий ЕГЭ

10.10.18

7

Общая характеристика царства животных.

1

Многообразие животных. Тип питания  и ткани животных.

Гетеротрофы. Миксотрофы. Экзодерма.  Мезодерма. Энтодерма. Нервная, соединительная, мышечная,   эпителиальная.

17.10.18

8

Простейшие.

1

Многообразие, среда обитания. Систематические группы. Образ жизни и поведение.

Микронуклеус, макронуклеус, циста, анаэробное и аэробное дыхание, стигма, пелликула, кокцидиоз. Паразиты: трипаносома, лейшмания, малярийный плазмодий, дизентерийная амеба.

24.10.18

9

Беспозвоночные Позвоночные.

1

Многообразие, среда обитания, образ жизни. Приспособления к жизни. Многообразие, среда обитания.

Кишечнополостные, типы черви, членистоногие, моллюски, хордовые.

10.11.18

10

Эволюция систем  органов животных.

1.

Эволюция пищеварительной системы животных,  кровеносной, выделительной, нервной.

Трехслойные. Гермафродиты. Паренхима, протонефридии, ацеломические,  билатеральная симметрия, лестничный тип н.с.

14.11.18

11

Решение заданий ЕГЭ 9-11

1

Умение распределять время для решения заданий ЕГЭ, выполнение заданий по теме «Клеточное строение  и многообразие организмов»

Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука.

21.11.18

12

Решение заданий ЕГЭ 9-11.

1

Умение распределять время для решения заданий ЕГЭ, выполнение заданий по теме «Клеточное строение  и многообразие организмов»

Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука. Основные систематические категории.

28.11.18

13

Решение заданий ЕГЭ 22-23

1

Применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации.

Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука.

05.12.18

14

Решение заданий ЕГЭ 24-25

1

Задание на анализ биологической информации. Человек и многообразие организмов.

Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука.

12.12.18

Тема № 2 «Общая биология» -11 часов

1

Основные свойства и уровни организации живой материи. Клеточная теория.

1

Выполнение заданий ЕГЭ.

Клеточный, молекулярный, субклеточный, органо-тканевый, дискретность, метаболизм.

19.12.18

2

Химический состав клетки.

1

Выполнение заданий ЕГЭ.

Гомеостаз, буферность,  гидрофобные, гидрофильные. Полимер, мономер, полисахариды, олигосахариды. Насыщенные  и ненасыщенные

жирные кислоты.

26.12.18

3

Виды нуклеиновых кислот, строение, функция.

Выполнение заданий ЕГЭ. Отличия и сходство ДНК, РНК, АТФ

Комплементарность, нуклеотид, аденин, гуанин, цитозин,  тимин, урацил.

16.01.19

4

Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический обмен.

1

Выполнение заданий ЕГЭ. Сравнительная характеристика процессов. Фазы фотосинтеза. Этапы энергетического обмена

Фотолиз. Хемосинтез. Гликолиз.

23.01.19

5

Биосинтез белка.

1

Выполнение заданий ЕГЭ. Механизм синтеза белка.

Ген,  генетический код, кодон, полисомы.

30.01.19

6

Митоз.

1

Выполнение заданий ЕГЭ. Механизм деления клетки. Его биологическая роль.

Жизненный цикл, редупликация, интерфаза Сперматогенез, овогенез, партеногенез. Онтогенез, филогенез. Органогенез, бластомеры, прямое и непрямое развитие.

06.02.19

7

Размножение в органическом мире.

1

Выполнение заданий ЕГЭ.

Формы и значения размножения. Бесполое и половое размножение.

13.02.19

8

Мейоз.  Отличия яйцеклетки от сперматозоида. Отличия зиготы от гамет.

1

Выполнение заданий ЕГЭ.

Мейоз, его механизм и биологическая роль.

20.02.19

9

Этапы онтогенеза, сущность биогенетического закона.

1

Выполнение заданий ЕГЭ.

27.02.19

10-11

Выполнение комплексной работы по типу ЕГЭ

2

Выполнение варианта работы по типу ЕГЭ.

06.03.19

06.03.19

Тема № 3 «Анатомия и физиология человека» - 9 часов.

1

Клетка. Ткани.

1

Взаимосвязь строения и функции, типы тканей.

Эпителиальная ткань, соединительная, мышечная и нервная.

13.03.19

2

Строение и функции систем органов.

1

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

Эндокринный аппарат, нервная  система, кровеносная.

20.03.19

3

Строение и функции систем органов.

1

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

Выделительная, анализаторы, половая, пищеварительная,  

03.04.19

4

Выполнение  заданий   по теме: «Организм человека. Ткани. Органы. Органы и системы органов».  

1

Решение заданий ЕГЭ 12

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

10.04.19

5

Выполнение  заданий   по теме: «Организм человека. Ткани. Органы. Органы и системы органов».  

1

Решение заданий ЕГЭ 13

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

17.04.19

6

Выполнение  заданий   по теме: «Организм человека и гигиена человека».

1

Решение заданий ЕГЭ 14

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

24.04.19

7

Применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации по разделу «Человек».

1

Решение заданий ЕГЭ 22

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

08.05.19

8

Задание на анализ биологической информации: «Человек и многообразие организмов».

1

Решение заданий ЕГЭ 23

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

15.05.19

9

Выполнение  заданий   по теме: «Эволюция и экологические закономерности: Человек»

1

Решение заданий ЕГЭ 24-25

Взаимосвязь строения и функции систем органов человека

22.05.19

Материально - техническое оснащение курса

1. Таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Бактерии», «Деление клетки», «Строение белков клетки», «Строение костей и типы их соединения», «Органы выделения», «Головной мозг человека», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса», «Внутреннее строение человека и животных», «Система органов кровообращения человека», «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Кожа», «Опыление», «Вирусы», «Биогеоценоз пресного водоема», «Лист. Побег.».

2. Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологии.

3. Схемы: «Строение ДНК, фазы метоза», «Энергетический обмен углеводов», «Строение нервной системы», «Схема кровообращения», «Строение органов пищеварения»,  «Функции белков», «Функции углеводов».

4. Тестовые задания.

Источники информации:

  1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ 2012 г. Министерство образования РФ.
  2. Журнал «Биология в школе» 2008-2012 г.
  3. .Тесты по биологии для поступающих  в ВУЗы. Шалапенок Е. , Камлюк Л.      
  4. Биология Реальные варианты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений. Москва. 2012    
  5. ЕГЭ Биология 2012-Москва «Просвещение» 2012г.
  6. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов «Лицей»
  7. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
  8. Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),  Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
  9. Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
  10. 3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
  11. Адреса сайтов в Интернете

- http://edu.1c.ru 

            - www.som.sio.ru

            - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

- www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...

Рабочая программа по алгебре для 7 класса общеобразовательных школ.

Программа разработана на основе  программы  «Алгебра, 7»  Ю.Н. Макарычева,      Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешкова, С.Б. Суворова Ю.Н. // «Алгебра. Сборник рабочих...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса общеобразовательных школ.

Программа разработана на основе  «Программы по геометрии. 7 класс», авторы     Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев // Программы общеобразовательных учреждений . Г...

Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательных школ.

Программа разработана на основе  программы  «Геометрия, 8»  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев  и др.// «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы»: пособие для...

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...

Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной школы.

Программа содержит все разделы, направленные на изучение литературного произведения в практике 8 класса....

Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Ко...