Методические рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме
статья

Жилина Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме

Основной характеристикой современного образования становится универсальность. Требования, предъявляемые глобальным миром к освоению дисциплины иностранный язык, соотносятся, и в определенной степени определяются постулатами современной парадигмы образования. Основными постулатами современного образования являются:

- понимание необходимости образования на протяжении всей жизни, т.е. осуществление непрерывного образования;

- ученик - это субъект образования;

- от знаний в освоении предметом к компетенциям;

В процессе образования основными компетенциями становятся:

- информационная компетенция, т.е. умение владеть и оперировать данными и информацией, наличие навыков по владению, поиском информацией;

- коммуникативная компетенция;

- драматизация, т.е. постановка сцен, сюжетов по заданной теме;

- социокультурная компетенция, т.е. создание межпредметных связей;

Целью современного образования становится предметное и межпредметное воспитание ученика. В этой связи к изучению предмета иностранный язык предъявляются соответствующие требования по поиску наилучших форм передачи и осуществления задач построения предметных и межпредметных связей, а так же поиск лучших форм реализации базовых предметных компетенций на уроках английского языка в основной школе. Исходя из этих базовых положений осуществляется реализация ФГОС по дисциплине иностранный язык в основной школе, так же ФГОС реализуется и в требованиях к проведения выпускного экзамена за курс основной школы.

В аспекте подготовки к ГИА в 9-м классе ФГОС по требованиям к освоению дисциплины соответствует требованиям, представленными в Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком в рамках уровней А2-B2, что создает основу для успешной сдачи любого экзамена по английскому языку на данном этапе освоения дисциплины. Данный факт в большой степени подтверждает мысль об особенности современного образования, как о приобретающем глобальный характер, где учителю иностранного языка в современной школе необходимо уметь владеть базовыми предметными компетенциями, в равной степени соотнося осуществление процесса образования основываясь на парадигмах современного образования. Этот факт необходимо учитывать так же при подготовке учеников к ГИА, когда в процессе подготовки к устной части необходимо разъяснить ученикам необходимость решения коммуникативной задачи, т.е. задача реализации коммуникативной компетенции.

При подготовке учеников к сдаче ГИА в своей деятельности учитель на уроках английского языка должен быть ориентирован на пошаговое формирование умений в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении. Это означает, что каждый урок должен быть в той или иной степени ориентирован на формирование определенного вида речевой деятельности, что на практике означает выполнение заданий, развивающих отдельные микроумения, тренирующие необходимый языковой материал.

Остановимся на них подробнее и расскажем о каждом.

Чтение

Осуществление рецептивного вида деятельности подразумевает изучение языкового и речевого изучаемого материала. При подготовке к ГИА учителем должны предлагаться коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирование, упражнения на отработку отдельных навыков.

Требования, предъявляемые к учебным текстам должны учитывать такие характеристики текста как: длина текста, место основной идеи, тематика текста, проблематика, степень аутентичности, наличие изучаемой лексики по теме.

Необходимо ознакомить учеников с основными видами чтения текста и алгоритмом выбора лучшего в зависимости от выполняемого задания в разделе «чтение».

Виды чтения:

- skimming (1 задание) определение основной идеи, темы текста

- scanning (2 задание) поиск конкретной информации в тексте

- reading for detail детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла;

Также можно выделить следующие типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, изучающее, поисковое, просмотровое, ознакомительное.

Для эффективного чтения необходимо сформировать следующие навыки:

- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению основной задачи;

- вычленить информацию, необходимую для понимания смысла текста;

- читать, опираясь на ключевые слова;

- иметь навык работы со словарем;

- использовать сноски и комментарии, представленные в тексте;

- интерпретировать и трансформировать информацию, представленную в тексте;

Работа с текстом

Работа с тестом делится на три этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.

Дотекстовый этап.

Цели, которые ставит учитель при работе с текстом на дотекстовом этапе: сократить речевые трудности, определить ключевые задачи, актуализировать личный опыт учащегося, побудить стимулировать мотивацию. На практике это может означать демонстрация картинки, образа, связанного с основной мыслей, темой текста, вступительное слово учителя, содержащее подводку к заголовку текста, наводящие вопросы по заголовку текста, предлагающие ученику догадаться о чем текст по заголовку, «мозговой штурм» на поиск ассоциаций на ключевое слово из текста и т.д.

Текстовый этап

Включает в себя задания, которые учащийся выполняет непосредственно во время чтения. Первое прочтение предполагает чтение и проверку своих догадок, озвученных на дотекстовом этапе. При повторном чтении ученики решают коммуникативные задачи:

- выделяют смысловые части, определяют основную мысль каждой части текста

- выделяют ключевые слова в каждой части текста

- отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение определенных слов

- устанавливают связи между частями текста;

Следует обратить внимание, что на данном этапе работы с текстом вопросы ориентированы преимущественно на смысл, а не на содержание текста, так называемые motivating questions.

Послетекстовый этап

На данном этапе ученики определяют основную функцию текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями о прочитанном.

Аудирование

Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух.

Трудности при аудировании:

- трудности, обусловленные условиями аудирования

- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи

- трудности, обусловленные языковыми особенностями восприятия материала;

Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи, возникают в основном ввиду отсутствия практики восприятия на слух.

Трудности, обусловленные языковыми особенностями восприятия материала, возникают в том случае, если в прослушиваемом тексте присутствует большое количество незнакомой лексики, идиоматические выражения, разговорные формулы, специальные термины, аббревиатуры.

Механизмы аудирования подразумевают использование речевого слуха, памяти, вероятностное прогнозирование, артикулирование.

Система работы с аудиотекстами:

Дотекстовый

Подразумевает обсуждение вопросов, утверждений до прослушивания, догадка по заголовку.

Текстовый

Этап собственно слушания текста. На этом этапе трудности можно снять с помощью слов синонимов/ антонимов на доске.

Послетекстовый

На данном этапе ученики определяют основную функцию прослушанного текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями об услышанном.

Письмо

На данном этапе подготовки основным является обучение орфографии, знакомство с типичными буквосочетаниями, исключениями, трудными словарными словами. Это те слова, которые невозможно объяснить, их нужно запомнить, слова, имеющие древний корень или заимствования. Данный вид речевого умения тренируют: выполнение упражнений и заданий по формированию навыков записи, списывание с доски с дополнительным заданием, выполнение упражнений на трансформацию-видоизмение, упражнения на нахождение ошибок, выполнение заданий на составление вопросов на ответы, правильная компоновка текста.

При построении работы с учениками на отработку письменного навыка при подготовке к ГИА, учитель, прежде всего, должен руководствоваться кодификатором и критериями оценивания письменного задания.

Говорение

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Упражнения на видоизмение текста, рассказ от лица героя тренируют этот вид речевой деятельности.

При подготовке речевого высказывания ученик должен помнить, что пересказ – это не говорение. Главная задача, которую должен ставить перед собой учитель при подготовке ученика к выполнению данного типа заданий – отработка навыков, направленных на решение коммуникативной задачи: высказывание, содержащее выражение своего мнения. Нужно учить пересказывать, запоминая текст с целью дальнейшего его воспроизведения.

Учитель должен использовать активные методы обучения. Дети должны больше говорить. Учитель должен направлять ученика, а выражать мысли он должен сам. Все дети участвуют в общении, нельзя допускать монополию общения сильными учениками. Учащихся можно побудить к разговору благодаря источнику мотивации, чем может служить картинка.

Важное значение при построении говорения должно придаваться правильной мотивации. Учителю нужно создать атмосферу доверия, доброжелательности. Нужно шире использовать парные, групповые формы работы. Целевая мотивация – поставить цель что-то узнать. Мотивация успеха – хорошие оценки.

Учителю важно помнить, что серьезным инструментом при подготовке к говорению является использование ИКТ на уроке английского языка. Это может быть интерактивная доска, компьютерная презентация, проектор, так же может использоваться планшет или электронный учебник.

Основной задачей при подготовке к говорению выступает выход на монологическое высказывание. Учителю важно помнить, что никто его не заставляет давать программу строго по учебнику. Ставить прохождение учебника самоцелью нельзя. Важным аспектом подготовки является проведение интегрированных уроков. Это может быть урок истории с английским или литературы с английским. Здесь также важно использовать наглядные средства: картинку или/и музыку. Распространенной проблемой, с которой может столкнуться учитель при подготовке учеников к говорению остается факт, когда один ребенок говорит, остальные молчат. В этом случае, если один ребенок выступает с презентацией или с монологом, остальные дети в это время составляют вопросы или заполняют лист с заданием.

Основными характеристиками монолога являются: целенаправленность, непрерывный характер, логичность, смысловая законченность, самостоятельность, выразительность.

Цель монолога определяется поставленной задачей. На уроке создать эту задачу является ключевой задачей учителя.

Обучение монологу и диалогу на уроке происходит двумя путями: сверху вниз и снизу вверх.

Первый способ подразумевает развитие речевой ситуации с опорой на текст, второй: от темы, проблемы, обсуждаемого вопроса.

Упражнения на развитие монолога: назвать слово, изображенное на картинке; отгадать слово по его дефиниции; отработка слов на уровне предложения: соединить разрозненные части предложения, задать вопросы к представленным членам предложения; на уровне фразового единства: описать картинку, «снежный ком».

На старшем и среднем звене при подготовке говорения можно использовать упражнения на составление спайдер-грамм, языковые игры на угадывание, бинго.

Также хорошим инструментом подготовки являются речевые упражнения: прокомментировать пословицу, выразить свое мнение, подготовить доклад или/и презентацию по теме.

Опоры при подготовке упражнения могут быть: речевые, языковые, вербальные, невербальные.

Основными характеристиками диалога являются: реактивность, ситуативность. Первая обусловлена трудностями владения языком, вторая тем фактом, что речь происходит не столько вне ситуации, сколько именно ситуация определяет суть общения. Отдельно суть общения определять не надо, из смысла диалога все становится ясно, например «в транспорте» и т.д.

Диалог также бывает: стандартный и нестандартный.

При подготовке к диалогу учителю важно знать, что необходимым условием для выхода на диалог является наличие реактивной ситуации, создание которой задача учителя. Одной из характеристик диалога сейчас является отсутствие исходного образца: ученики либо не умеют читать, либо работают в формате свободного диалога без опоры на образец. В этом ключе у ученика необходимо формировать умение логично формулировать серию вопросов, базирующихся на прочитанном с целью выхода на диалогическое высказывание.

При подготовке к ГИА также важно учитывать передовой преподавательский опыт, который включает в себя использование активных методов обучения, таких как: работа в чате, т.е письменные вопросы, через которые реализуется деятельностный подход, синквейные методы, «смысловое чтение», прием fishbone, мозговой штурм и др.

Проектная методика

Данные формы и методы требуют активного использования, начиная с периода начальной школы во внеурочной деятельности.

Модульное обучение, например подготовка к празднику: подготовка к зимнему празднику, дни английского языка, неделя английского языка, культуры являются хорошими площадки для формирования УУД в начальной школе.

Совмещение английского языка и урока труда, внеурочной работы: кружок лепки, рисования, пения с использованием иностранной лексики по заданной теме – хорошие инструменты для отработки навыка повтора изученной лексики. Например, учитель делит детей на группы, одна группа получает задание лепить гостиную, вторая лепит спальню вместе с мебелью. После этого дети описывают свою работу, используя активную лексику по теме «дом, квартира» и грамматическую конструкцию there is, there are.

Театральные формы

Реализация проекта «в гостях у королевы». Драматизация эпизода.

Проектная работа обязательно заканчивается красочным выступлением.

В этой связи задача учителей- это подготовка профессиональной площадки для реализации проекта: организация жюри, выработка критериев для оценки работ, организация работы площадки для осуществления выступления, проведение научно-практических конференций, семинаров.

Подводя итог, хотелось бы сказать о необходимости аккумуляции всего педагогического опыта учителей английского языка с целью реализации всесторонней подготовки учеников к сдаче ГИА. Реалии современной системы образования таковы, что изменяющиеся критерии оценивания и возросшие требования, предъявляемые к знаниям учеников, проходящих выпускной экзамен за курс средней школы, требуют от учителей постоянного профессионально роста, повышения квалификации, обмена знаниями и практическим опытом с целью создания необходимых условий на уроке для всесторонней успешной подготовки ученика к сдачи ГИА.

Список дополнительной литературы для подготовки к ГИА

Английский язык. Тип. тест. зад. Е. Н. Соловова. Е. С. Маркова – 2015

Exam.Success. Rimmer W., Vinogradova S.- 2013

Английский язык. Подготовка к устной части М.Н. Бодоньи – 2015

КИМ по английскому языку Н.Н. Трубанева – 2015

Банк открытых заданий ГИА http://fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...

Методические рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ

Подготовка учащихся 9 и 11 классов к ГИА по английскому языку, главные аспекты...