Дорогами творчества
статья

ГБОУ «Школа «Содружество»»   находится  в районе Лефортово г. Москвы, который  получил свое название от имени сподвижника Петра I - адмирала Франца Лефорта.   Исторически так сложилось, что  лицо  микрорайона во многом определяли воинские части и промышленные предприятия,    несмотря  на это, он  является хранителем культурного наследия столицы. Здесь  много социальных учреждений, высших учебных заведений, библиотек, школ, детских садов. В таком окружении  коллектив  работает уже  более 75 лет. За эти годы в кружках, клубах, студиях, штабах и секциях обучилось огромное количество детей по различным видам деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор -  Загорская Елена Владимировна

педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа «Содружество»»

 Дорогами творчества

Наследники  Победы

ГБОУ «Школа «Содружество»»   находится  в районе Лефортово г. Москвы, который  получил свое название от имени сподвижника Петра I - адмирала Франца Лефорта.   Исторически так сложилось, что  лицо  микрорайона во многом определяли воинские части и промышленные предприятия,    несмотря  на это, он  является хранителем культурного наследия столицы. Здесь  много социальных учреждений, высших учебных заведений, библиотек, школ, детских садов. В таком окружении  коллектив  работает уже  более 75 лет. За эти годы в кружках, клубах, студиях, штабах и секциях обучилось огромное количество детей по различным видам деятельности.  А начиналось всё летом 1944 года. В Москве уже чувствовалось  приближение Победы в Великой Отечественной войне. При отделе народного образования в Солдатском переулке в здании РОНО выделена комната  для  учреждения внешкольного воспитания - Дома пионеров, в котором работали пионерские и комсомольские районные штабы, школы пионерского и комсомольского актива, а также на базе школ были открыты 4 кружка детского художественного творчества: хоровой, танцевальный, кукольный и кружок художественного слова. Первым директором была назначена Анна Георгиевна Влазнева.  В 1965 году насчитывалось  уже 47 кружков. За годы своей деятельности Дом пионеров прошел типичный путь эволюции, характерный для внешкольного учреждения. Основными направлениями его работы   были   кружковая работа, учеба пионерского и комсомольского актива, проведение общероссийских игр: «Зарница», «Мое Отечество», организация и проведение детских творческих фестивалей и конкурсов,  разнообразная концертная деятельность.   В 1976 году     Дом  пионеров получил своё здание на улице Лефортовский  вал, дом 14.     С 1987 года    руководит Домом пионеров   Татьяна Викторовна Медведева. В стране – перестройка.  Впереди нелёгкие времена разрушений и созидания. Внедрение новой системы хозяйствования, поиск квалифицированных кадров и главное – единомышленников. В этих условиях Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» стремится найти собственные подходы к осуществлению образовательной и культурно - досуговой деятельности, разработать динамичную, хорошо организованную и управляемую модель учреждения, которая могла бы обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей детей, родителей и общества в различных видах творческой деятельности.    В  2002 году Центр досуга  переименован в Центр развития творчества детей и юношества "Лефортово.  В 2009 году Центр отметил юбилейный День рождения  - 65 лет со дня основания.  Сегодня  в Центре  развития творчества детей и юношества "Лефортово"  занимаются   1800 детей в 30 творческих коллективах.   Основными видами  деятельности ЦРТДиЮ «Лефортово» являются   образовательная, психологическая, досуговая, методическая.    В учреждении разработаны и реализуются современные образовательные программы по 8 направленностям.  За  последние годы увеличилось число воспитанников Центра, практически решена проблема сохранности контингента, открылись новые направления работы, на базе бывших кружков возникли студии, ансамбли, многие  воспитанники стали лауреатами и дипломантами творческих районных, городских, российских и международных конкурсов.  В настоящее время образование и воспитание в ЦРТДиЮ «Лефортово» направлено на выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к активному участию в духовной жизни общества.  

Педагогический коллектив Центра сохраняет ориентацию на создание условий для развития мотивации детей к познанию и творчеству, усвоения каждым из них образовательных программ, предназначенных для личностного развития,   укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда, формирования общей культуры, содержательного досуга, удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей. В ЦРТДиЮ   сложилась своя система работы, появились новые традиции, развивается клубная деятельность, содержательнее стали досуговые мероприятия. Мастера своего дела, педагоги Центра кропотливо работают над развитием способностей детей, углублению их знаний и творческого потенциала, создают доброжелательную, благоприятную обстановку в коллективах, помогают каждому ребенку найти свое место в приобщении к миру прекрасного. Праздники, которые родились в стенах нашего учреждения, стали традиционными. Эмоциональные, красочные, содержательные, они воспитывают в детях любовь к своему коллективу,   к нашему Центру   и  к Родине.

Некоторые вопросы организации   образовательной деятельности  

Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деятельность ЦРТДиЮ «Лефортово» имеет личностно-ориентированный характер, рассчитана на возможности ребенка, предусматривает развитие его способностей и потребностей в продуктивно-творческих формах.

Содержание образовательной деятельности Центра базируется на следующих принципах: открытость процесса образования для детей, родителей, науки и культуры; персонифицированность, предполагающая оказание помощи каждому ребенку в осознании своих образовательных потребностей, путей и способов их удовлетворения; субъектность, предусматривающая ориентацию педагогов на максимальную активизацию позиции обучающегося, создания условий для самопознания, самообразования и самореализации; адаптивность, обеспечивающая возможность усвоения и реализации образовательных программ каждым ребенком, формирование способности преобразовывать конструктивно, разумно себя и среду. Ребенок имеет право на свободу выбора сферы деятельности, свободное самоопределение и самореализацию. Педагоги центра стремятся  предоставить   возможности  для удовлетворения интересов и запросов детей, ориентируясь на право свободного выбора каждым ребенком образовательной программы и определение индивидуального маршрута ее освоения.   Образовательная деятельность Центра осуществляется на основе образовательных программ, разрабатываемых и реализуемых педагогами. Программы клуба «Лингва», «Тандем», компьютерного класса и др. нацелены на углубление знаний, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности учащихся. Программы студии «Мастерица», секции «Картинг», студии «Купавка», шахматной секции «Лев», дизайн – студии ориентированы на профессиональное самоопределение учащихся. Программы социальной адаптации студий «Гармония» и «Дошколёнок» рассчитаны на творческое развитие детей дошкольного  возраста. Программы изостудий «Волшебная кисточка», хореографического ансамбля «Синяя птица», хореографических коллективов «Эдельвейс»,  «Аверс» и «Ритм жизни», вокальной студии «Музыкальный дождь», театральной студии «Балаганчик», класса фортепиано и гитары рассчитаны на художественно – эстетическое развитие детей. Спортивно - оздоровительные программы предполагают формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья, формирование физической культуры. К ним относятся программы «Сила и здоровье», «Каратэ», «Юный гимнаст». Программа  клуба «ЮНЭК»   формирует  начальные экологические знания и экологическую  культуры школьников младших классов в процессе усвоения интегрированного курса природоведения. В Центре действуют  комплексные программы «Досуг», «Традиции в будущее», «Возвращение к итогам», предназначенные для целенаправленного упорядочения деятельности всех объединений Центра по созданию условий для отдыха и развлечений.   Программа патриотического воспитания  «Эстафета поколений» решает задачи приобщения детей к изучению истории и традиций страны. Образовательные программы реализуются в следующих формах детских  объединений: студии, клубы, секции, ансамбль, класс.   При разработке  программы педагог учитывает возрастные особенности учащихся и физиолого-гигиенические требования к организации учебного процесса. Недельная нагрузка учебной группы определяется в зависимости от ступени обучения, степени освоения программы, специфики предмета и индивидуальных особенностей  учащихся. Содержание учебного и практического материала должны иметь разные уровни сложности для успешного овладения ими детьми с различным уровнем начальной подготовки и особенностями индивидуального творческого развития.  Педагоги используют свой профессиональный потенциал и дополнительное время занятий для развития у детей интереса к занятиям и потребности продолжать образование, обеспечения социальной и профессиональной мобильности личности. Каждый педагог имеет утвержденную образовательную программу по своему направлению. Педагоги, работающие в Центре первый год, до 1 октября предоставляют проекты программ или учебно-тематический план.

Расписание занятий  творческого объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима дня детей по представлению педагога с учетом пожеланий родителей. В расписании для семидневной рабочей недели учитывается: расписание занятий школ микрорайона; возраст детей и психогигиенические требования к занятиям; занятость кабинетов; потребности образовательной программы. Контроль за ходом реализации программ и их корректировка проводится в течение года администрацией совместно с педагогом и с привлечением психологической службы. Объективный и систематический контроль за ходом образовательного процесса является важнейшим средством управления учреждением, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество своего труда.  

Педагогический труд представляет собой особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер. Социальная значимость педагогического труда предъявляет к личности педагога, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику особые требования.  Педагогу нужно быть воспитателем по убеждению, духу и сущности. Воспитывающее воздействие личности педагога нельзя подменить никакими ухищренными методами преподавания. Педагог не должен быть "транслятором знаний". И в то же время он всегда для детей является источником информации.

Особую актуальность в настоящее время приобретает развитие и формирование положительных мотивационных тенденций профессиональной деятельности у членов педагогического коллектива.  Особую значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация профессионального самосовершенствования педагогов дополнительного образования. Именно поэтому педагоги Центра активно участвуют в экспериментальной деятельности учреждения. В режиме эксперимента   Центр   работает с 2004 года, в 2007   году  ЦРТД и Ю «Лефортово»     стал     городской экспериментальной площадкой  второго уровня : «Формирование региональной модели дополнительного образования детей». В 2008 учебном году на базе Центра создана вторая экспериментальная площадка первого уровня: «Антропологическая модель психологического  здоровья  и  условия  ее  реализации   в  образовательных учреждениях» Анализ результатов экспериментальной работы в ЦРТДиЮ "Лефортово" позволяет определить профессиональное самосовершенствование педагога как относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, который учитывает внешние общественные требования к личности педагога и сознательное формирование, развитие на этой основе своей профессиональной подготовки и профессионально значимых качеств.  Ежегодно определяется тематика постоянно действующего семинара для педагогических работников Центра. Семинары по темам: " Нормативное развитие детей", "Моделирование психолого-педагогического эксперимента", "Использование современных методик и технологий для повышения качества образовательного процесса", "Программирование", призваны обеспечивать компенсацию недостающей педагогам профессиональной компетентности, способствуют их профессиональному самосовершенствованию. По итогам работы    городской экспериментальной площадки второго уровня  «Формирование региональной модели дополнительного образования детей» и городской экспериментальной площадки первого уровня «Антропологическая модель психологического  здоровья  и  условия  ее  реализации   в  образовательных учреждениях» в конце каждого учебного года проводится педагогическая конференция.  Участие педагогического коллектива в экспериментальной деятельности позволяет обобщить и осмыслить накопленный опыт, создает предпосылки для модернизации структуры и содержания образования, совершенствования его качества,  эффективности управления образовательным учреждением.

Центр располагает уникальными возможностями для организации образовательной среды. Ее созданию и развитию способствует осуществляемая на системной основе психолого-педагогическая диагностика реальных и потенциальных возможностей детей. В настоящее время актуальна проблема социальной защиты детей, поэтому в работе педагогов предусматривается комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка.  

Психологи помогают педагогам в коррекционной работе, проводят индивидуальное консультирование, дают рекомендации по сплочению коллектива, учат детей общаться. Прогнозы и рекомендации психологической службы учитываются при формировании коллектива.

Психолого-логопедический отдел  

Летопись

В 1991 году в ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» был открыт кабинет психологической помощи. С 1996 года в рамках Московской городской экспериментальной площадки «Экология детства» кабинет преобразован в психологическую службу. В 2002 году в структуре психологической службы начинает функционировать логопедический пункт. В 2008 году психологическая служба реорганизована в психолого-логопедический отдел.

Эти годы прожиты в режиме стабильной работы и развития. В летописи психологической службы можно выделить три этапа.

Первый этап стал временем поиска психологами своего места в структуре учреждения дополнительного образования детей, определения приоритетов профессиональной деятельности, апробации методов и оттачивания организационных форм работы. Специалисты ведут психопрофилактические консультации и коррекционно-развивающие занятия, проверяют психологическую готовность детей к началу обучения в школе и оказывают помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении, проводят социально-психологические исследования, составляют и реализуют психологически ориентированные оздоровительные и образовательные программы для детей, родителей, педагогов и детских объединений ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово». В деятельности подразделения закладываются основы профессиональных традиций и преемственности.

Второй этап связан с важными решениями II Всероссийского съезда психологов образования (Пермь, 1995 г.): подразделение начинает функционировать как служба психологического здоровья детей. Накопленный опыт позволил сформулировать авторские идеи и приступить к методологическим и организационно-методическим разработкам, направленным на совершенствование профессиональной практической деятельности. В их числе

  • в научном аспекте: антропологическая модель психологического здоровья;
  • в прикладном аспекте: проект службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей;
  • в практическом аспекте: автоматизированное рабочее место педагога-психолога и учителя-логопеда «Психея».

Проектная и методическая деятельность специалистов ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» патронируется Центром дополнительного и альтернативного образования МИОО, ГНУ Институт педагогических инноваций РАО, ГНУ Институт развития дошкольного образования РАО. Ее результаты освещаются в печатных работах. Статья руководителя психологической службы А.В.Шувалова «Начни сначала» признана редколлегией журнала «Внешкольник» лучшим материалом 2001 года. Специалисты принимают активное участие в работе профильных профессиональных конференций и съездов. Инновационные разработки подтверждены справками о внедрении МИОО, ГНУ ИРДО РАО, КГПУ им. К.Э.Циолковского, ГОУ ЦПМСС «Лекотека», ММОО «Верное наследие». Психологическая служба ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» занимает лидерскую позицию в региональной системе дополнительного образования детей.

Последние годы (третий – текущий этап) планомерная практическая работа психологической службы сочетается с внедрением инновационных разработок в практику других образовательных учреждений.

В 2001-2005 гг. на базе ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» организована работа городского методического объединения психологов системы дополнительного образования детей. Проводятся консультации педагогов-психологов по вопросам содержания и организации профессиональной деятельности.

В 2001-2006 гг. в Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и Московском институте открытого образования проводятся обучающие курсы по программам «Служба психологического здоровья в учреждении дополнительного образования детей» и «Обеспечение психологического здоровья детей средствами дополнительного образования». На этих курсах педагоги, специалисты и руководители образовательных учреждений Москвы и других регионов России знакомятся с методикой и организацией деятельности психологической службы ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово».  

В 2001 г. по инициативе отдела проектирования образовательных систем Национального института образования Беларуси научно-практические разработки наших специалистов были задействованы в рамках проекта экспериментального центра начального образования «Фальварак» (Минск).

В 2005-2006 г. психологи ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» по приглашению факультета психологии Калужского Государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского принимают участие в работе над профессиональной образовательной программой подготовки специалиста: специальность 03.03.00 – «Психология»; специализация 03.03.21 - «Психология здоровья».

В 2006-2008 гг. специалисты ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» стоят у истоков проекта «Центр психологического здоровья детей и семьи “Живая вода”» (Москва) и принимают деятельное участие в его реализации.

В 2008 г. апробированные научные и организационно-методические разработки легли в основу городских сетевых экспериментальных площадок по темам «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях» и «Автоматизированное рабочее место педагога-психолога и учителя-логопеда “Психея”». В рамках экспериментальной работы специалисты ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в сотрудничестве с лабораторией «Психологической антропологии» УРАО Институт психолого-педагогических проблем детства занимаются разработкой проблемы развития педагогической деятельности и психологической помощи как антропо-практики.

Но главной заботой наших специалистов (!) неизменно остается практическая работа с детьми и родителями. Уже более 5000 семей воспользовались в ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» доступной и квалифицированной помощью психологов и логопедов. Востребованность психологической службы является надежным свидетельством верно избранных приоритетов и качества проводимых работ.

Психологическая служба

Психологическая служба является системообразующим подразделением психолого-логопедического отдела ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово».

Методологическую основу деятельности педагогов-психологов составляют психологическая антропология, психология здоровья и практическая психология образования.

Главная цель психологической службы – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в соответствии с их особенностями и возможностями в условиях учреждения дополнительного образования.

Определяя ключевые направления деятельности педагогов-психологов, следует учесть одно существенное обстоятельство: практическая психология не имеет однозначного понимания. Выделены два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения: во-первых, практическая психология представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер - здравоохранения, образования, производства и др., во-вторых, создает особую сферу психологических услуг. Два типа задач представлены в структуре психологической службы образования в виде прикладного и практического аспектов. Специфика прикладного подхода - изучение психологической реальности в интересах педагогической деятельности; практический аспект предполагает организацию непосредственной работы психологов с этой реальностью в системе образования.

Педагогическая или, например, клиническая деятельность имеют давние профессиональные традиции и признание среди людей. Они не только научно описаны, но и по-житейски понятны: преподаватель - учит, врач - лечит. Можно ли дать лаконичное определение деятельности психолога? Мы провели экспресс-анализ вопроса, предлагая односложно определить суть работы практического психолога. Среди опрошенных были профессиональные психологи, студенты, получающие базовое психологическое образование, и люди, не имеющие к профессии психолога прямого отношения. В итоге каждая из трех категорий респондентов в большинстве своем дала определение “практический психолог - помогает ...”.

Если результаты упомянутого опроса использовать в качестве аргумента и определить функцию практического психолога как оказание квалифицированной психологической помощи, то в прикладном аспекте в ней заинтересован другой специалист. Благодаря такой помощи его деятельность становится более осмысленной, непротиворечащей закономерностям душевной жизни людей, а опирающейся на них, и потому - более эффективной. Особенное значение это имеет для гуманитарных сфер, прежде всего - образования и здравоохранения. Можно сказать, что психологи, работая в режиме сопровождения, помогают педагогам обучать и воспитывать детей; врачам - лечить и восстанавливать людей после болезни.

В практическом аспекте психолог помогает уже не специалисту - учить или лечить, а непосредственно другому человеку (по распространенному в профессиональной субкультуре определению - “клиенту”) - учиться, лечиться, интегрировать жизненный опыт прошлого, рефлектировать настоящее, проектировать будущее, стойко переживать проблемные ситуации и использовать их для своего развития, поднимать качество индивидуальной жизни, наполняя ее смыслом. В этой ипостаси практический психолог образования тоже нуждается в кооперации с родителями, педагогами и врачами.

Условием реализации практической психологии является сочетание моментов оказания и принятия психологической помощи. Принятие помощи психолога - это особый труд, связанный с мобилизацией интеллектуальных и волевых ресурсов личности. Без пробуждения внимания, интереса и доверия к этому труду психологическая помощь не дойдет до адресата, не состоится.

В условиях реальной работы педагогов-психологов, как правило, образуются сложные по составу участников и характеру связей конфигурации. Предложенная схема отражает принцип детоцентризма, которым следует руководствоваться и педагогам, и специалистам образования (см. схему).

Она открыта, т.е. не исчерпывает пространство и субъектов взаимодействия, но демонстрирует ключевые направления работы педагогов-психологов: психологическое сопровождение ребенка в условиях образовательной среды (прикладной аспект) и организация психологической помощи детям и семье (практический аспект).

В прикладном аспекте работа психолога ориентирована на цели и ресурсы образовательного учреждения. Ключевые позиции здесь занимают педагоги. Функция психолога - содействовать работникам образования в грамотном использовании психологических знаний и эффективном решении педагогических задач в контексте обеспечения здорового онтогенеза. Залогом успеха здесь являются культура профессиональной кооперации, принцип комплементарности (взаимодополнения) и коллегиальный подход к решению проблем развития и образования детей.

В практическом аспекте психологическая помощь реализуется в ответ на запрос со стороны детей или родителей. Здесь работа педагога-психолога, действующего в интересах ребенка, нацелена на своевременное преодоление конкретных психологических проблем и оптимизацию родительско-детских отношений в рамках системы семейного воспитания. Регулярно проводятся консилиумы, на которых анализируются наиболее сложные вопросы психологической практики, уточняется характер проблемных ситуаций, пути и средства оказания квалифицированной помощи.

Задачи психологической службы включают:

  1. Содействие в реализации возможностей детского развития на каждом возрастном этапе и полноценном проживании детьми возрастных кризисов.
  2. Реабилитация детско-взрослой со-бытийной общности, поддержка взрослых в здоровом родительском и профессионально-педагогическом самоопределении.
  3. Вторичная профилактика синдромов ранней детской нервности.
  4. Профилактика и коррекция субклинических психоэмоциональных состояний и нарушений поведения у детей.
  5. Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к школе и вопросам вхождения в школьную жизнь.
  6. Помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении.
  7. Разработка и реализация психологически ориентированных оздоровительных и образовательных программ для детей, подростков и взрослых.
  8. Организация и проведение тематических встреч для родителей, на которых затрагиваются насущные вопросы психологического здоровья, развития и образования детей.
  9. Диспетчерская помощь в ситуациях, требующих педагогического, медицинского, юридического, социального и иного профессионального вмешательства.

Одним из приоритетных направлений работы педагогов-психологов является участие в подготовке детей к вхождению в школьную жизнь. При построении занятий с детьми старшего дошкольного возраста ключевое значение приобретает вопрос об адекватных методах и формах развивающих воздействий. Он особенно актуален в связи с распространившейся в ДОУ порочной практикой интенсивного вовлечения детей в учебные формы деятельности (в рамках программ «подготовки к школе»). Здесь цель так называемого «предшкольного образования» сводится к «натаскиванию» детей к школе. По мнению авторитетных специалистов, такой подход сопряжен с пренебрежением возрастных интересов, возможностей и особенностей детей и в итоге оборачивается существенными рисками для их развития и здоровья.

Каждая возрастная ступень имеет свою специфику и потенциал развития. Чтобы ребенок начал с удовольствием и успешно учиться, ему необходимо полноценно прожить «игровой» период дошкольного детства. Показатели психологической готовности к школе отнюдь не ограничиваются интеллектом и предполагают определенный уровень функциональной и мотивационной зрелости. Поэтому содержание развивающих программ для детей дошкольного возраста должно быть ориентировано не на форсированный переход к обучению, а на развертывание и обогащение специфически детских форм игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), организацию общения и взаимодействия детей друг с другом и со значимыми взрослыми.

Специалистами психологической службы разработана программа «В гостях у сказки». Программа представляет собой курс специальных занятий: этюдов, игр и упражнений. Она рассчитана на один учебный год и нацелена на стимуляцию общего психического развития и нравственное воспитание дошкольников. Идея создания программы родилась в процессе диагностики психологической готовности к школе и консультационной практики, систематически выявляющей недостатки в социальном и эмоционально-нравственном развитии детей. Педагоги-психологи рассматривают программу в качестве альтернативы учебным методам, которые получили широкое распространение в реформированной системе дошкольного образования, заметно потеснили игровые формы развивающей работы и оказывают деформирующее воздействие на ход развития ребенка.

Структура занятий включает подготовительную (психогимнастическая разминка), содержательную (основные игры и упражнения) и заключительную (обсуждение и «обратная связь») части. В основе занятий - большие сюжетно-ролевые игры: либо на заданную тему, либо по сюжету детских литературных произведений. В процессе занятия дети вместе с педагогом-психологом прослушивают историю или сказку, обсуждают ее сюжет и мораль, выражают свое отношение к героям и их поступкам. Затем происходит распределение ролей, вживание в образы и собственно игра. Причем мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность «примерить» на себя все понравившиеся ему роли, поэтому одной истории может быть посвящено несколько занятий.

Отдельные занятия направлены на ознакомление детей с различными эмоциями и моральными чертами людей. Усвоение и закрепление полученной информации осуществляется посредством этюдов, игр-драматизаций и коллективных обсуждений.

Дополнительной формой работы является самостоятельная или коллективная изобразительная деятельность на заданную тему. Дети рисуют героев известных сказок или сюжеты самостоятельно придуманных историй, символически выражают свойственные персонажам эмоции и моральные черты. В конце занятия проходит демонстрация и обсуждение творческих работ.

Наблюдение, данные психологических обследований и отзывы родителей дают основания утверждать, что проводимые занятия оказывают положительное влияние на развитие у детей мышления и речи, произвольности и тонкой моторики, самоконтроля и мотивационной сферы. В рамках данного курса проводится профилактика невротических проявлений: тревоги, страхов, социальной неуверенности. Опыт показывает, что в ходе реализации программы у детей развиваются способности адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства окружающих, формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, закрепляются положительные черты характера, такие, как уверенность в себе, честность, социальная смелость и доброжелательность. Таким образом, описываемый цикл развивающих занятий позволяет решать задачу сохранения и укрепления психологического здоровья у детей.

Логопедический пункт

В связи с тем, что число детей с отклонениями речевого развития возрастает,  профилактическое и коррекционно-развивающее направления деятельности  образовательных учреждений приобретают самостоятельное значение. По оценкам специалистов дети с отклонениями в речевом развитии составляют наиболее многочисленную группу - до 80 % детской популяции. Нормальное развитие всех средств речи в период дошкольного возраста служит залогом сохранения нервно-психического здоровья детей, их полноценной социализации, успешного становления учебной деятельности и адаптации к обучению в школе. Этим обусловлена актуальность деятельности логопункта.

Профилактика и коррекция речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют основу содержания деятельности учителей-логопедов ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово». Работа учителей-логопедов строится в единстве двух аспектов: практического и прикладного. Логопедическая практика направлена на оказание специальной логопедической помощи ребёнку; прикладной аспект реализуется во взаимодействии с педагогами социально-педагогического отдела образовательного учреждения.

В процессе логопедической практики решаются задачи коррекции нарушения звукопроизношения, формирования и развития фонематического восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза, коррекции нарушений слоговой структуры слова, формирования и развития лексико-грамматических представлений, развития связной речи, начального обучения грамоте, предупреждения и преодоления нарушений чтения и письма.

Сотрудничество с социально-педагогическим отделом включает в себя консультирование педагогов по применению в образовательной деятельности специальных методов и приёмов сопровождения детей с особенностями развития, организацию и проведение детских логопедических утренников, участие в работе психолого-педагогических консилиумов и методических объединений, в проведении родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями.

 Профессиональная позиция учителей-логопедов соответствует трем основным принципам: это принцип сверхнормативности, принцип ориентации на детско-взрослую общность и принцип профессионального взаимодополнения во взаимодействии с психологами.

В ситуациях сложной речевой патологии и сочетанных диагнозов учителя-логопеды решают смежные задачи реабилитации и коррекции общего психического развития ребёнка. Оказывая комплексную помощь, ядром которой являются логопедические задачи, специалисты осуществляют функцию не только логопедов, но и  дефектологов (сверхнормативность).

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает участие в нем семьи. В течение учебного года систематически проводятся открытые индивидуальные логопедические занятия и консультации родителей (опекунов) по созданию условий речевого режима в семье и организации домашних занятий с использованием специального дидактического материала. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс позволяет существенно повысить качество и эффективность логопедической помощи детям (ориентация на детско-взрослую общность).

Работа с особенными детьми, как правило, требует инструктирования родителей не только со стороны логопеда, но и со стороны педагога-психолога. Подобные случаи выносятся на обсуждение психолого-логопедического консилиума. Разрабатывается индивидуальная программа логопедического воздействия и психологической помощи. Пролонгированная работа с ребенком и сопровождение семьи осуществляется координированными усилиями педагога-психолога и учителя-логопеда (профессиональное взаимодополнение).

От традиций к современности

  Центр  развития творчества детей и юношества «Лефортово» расположен в историческом месте Москвы. «История столичного района «Лефортово» в высшей степени поучительна. Как в фокусе, здесь сходятся равнодействующие всех влияний, складывающих национальный облик россиянина. Как зеркало, отражает она развитие страны, внешнее и внутреннее изменение города». (Из книги «Лефортово»: Далёкое и близкое. – М.: изд. МЖ, 1996).  Педагогический коллектив Центра постоянно работает с детьми по ознакомлению с историческим прошлым и настоящим района. Изучение  богатой истории района  послужило поводом воспроизведения истории тех лет в содержаниях мероприятий Центра. Так    появилась Ассамблея – это красочный, сказочный новогодний бал. Ассамблеями в России назывались в первой четверти XVШ века балы в домах вельмож,  учреждённые   указом Петра I в 1718 году.  Вот уже 19 лет   дети района и города веселятся на Ассаблеях в  ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово».  

Содержание Лефортовских  Ассамблей воспроизводит эпоху петровских времен, отражает историю лефортовской Немецкой слободы,  расширяя рамки времени.   Сюжеты каждой Ассамблеи  связаны со знаменательными историческими событиями и датами: 300-летие Петербурга, 300-летия российского флота, 200-летия со дня рождения Пушкина, 350-летия со дня рождения Ф.Лефорта.  

Традиционно Лефортовские Ассамблеи состоят из двух частей. Содержание первой части выполняется в петровском стиле, содержит историческую информацию на ту или иную тему. К театральному зрелищу добавляются концертные номера воспитанников и педагогов Центра. В общий сюжет действия органично вплетаются старинные стилизованные игры, а также конкурсы и викторины. Вторая часть Ассамблеи - новогодняя, танцевальная. Содержит в себе интерактивную театральную постановку новогодней сказки, приход новогодних персонажей, хороводы и игры вокруг елки, вручение подарков.

Персонажами Ассамблей  являются главные  герои: Петр Первый, Граф Франц Лефорт, Граф Александр Меншиков, графини Буйносовы, Анна Монс и персонажи,  соответствующие знаменательным датам. На новогодних Ассамблеях  появляется Дед Мороз и Снегурочка. В сюжет вплетаются отрицательные герои, мешающие проводить праздник, но по русской новогодней традиции побеждает Добро.

  Начинается  Ассамблея   с большой и интересной  раус - программы. Для приглашенных на  бал  детей устраивается  нескольких игровых зон.    На каждой игровой площадке,  выполненной  в духе петровского времени, участников бала встречают педагоги Центра    в  стилизованных карнавальных костюмах.    Они предлагают им конкурсы, игры и мастер – классы: обучение старинным танцам «Полонез» и «Менуэт», изготовление детьми тантамарески «Парадный костюм Петра», салонные игры, изготовление атрибутов одежды того времени , изучение языка веера и языка мушек и др.

 

Темы и названия Лефортовских Ассамблей ежегодно меняются и даже в названии балов отражается историческая составляющая: «Лефортовские забавы» посвящена 350 лет Францу Лефорту, «Люблю тебя, Петра творенье» посвящена 300-летию Петербурга, «Московские забавы Петра Первого», «Слава и доблесть России» посвящена 60-летию Победы,«Новогодняя Ассамблея Века» посвящена окончанию XX века, «Лефортовская Ассамблея» посвящена 300-летию района Лефортово,  «Версаль на Яузе» посвящена истории Немецкой слободы. В 2009 году Ассамблея была посвящена  300-летию Полтавской битвы и 65-летию Победы и называлась «Судьба России нам дана».  Ассамблея стала традиционным праздником  ГОУ  ЦРТДиЮ «Лефортово» ,  на котором дети не только веселятся и находят себе новых друзей, но   и в игровой форме знакомятся с историческими традициями района и столицы нашей Родины.

 От игры к познанию

Дошкольное детство - это не период подготовки детей к школе, а самоценный этап в развитии ребенка, ведущую роль в котором играют общение ребенка со взрослым и игра.                                                                              

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, а точнее поддержание и создание условий является одной из важнейших задач воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. Всем этим запросам и должно отвечать дополнительное образование детей дошкольного возраста. Учреждение дополнительного образования располагает значительным потенциалом для становления и развития личности  ребенка. Основной отличительной чертой при отборе программного содержания является мобильность, вариативность, разнообразие методов и форм подачи учебного материала, а так же структурирование учебно-воспитательного процесса.

В этой связи, социально-педагогический отдел ЦРТДиЮ «Лефортово», предлагает   комплекс развивающих программ для детей дошкольного возраста. Основные  цели программы деятельности  социально-педагогического отдела:                                                                                                                                1. Создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности;

2. Выявление творческих способностей каждого ребенка и помощь в выборе направлений для продолжения занятий в коллективах Центра                                        

          Программа социально-педагогического отдела составлена с целью обеспечения помощи дошкольникам при переходе на новую ступень образования без перегрузок и напряжения. Современные родители обладают разным уровнем психолого-педагогических знаний, и у многих есть уверенность в том, что центральным в образовательном процессе является количество накопленных знаний, умений и навыков, а для  педагогов, психологов, специалистов, очевидной задачей является  готовность к произвольной мыслительной деятельности, психологической и физической готовности ребенка к школе, развитие его познавательной активности.                             В 2009-2010 учебном году в отделе функционируют три программы.                    1.Комплексная программа  студии «Гармония» для детей от 4 до 5,5 лет срок реализации 2 года. Студия функционирует 20 лет. Ежегодно в студии занимаются более 80 детей. В программе обучения: развитие речи, развивающие игры, гимнастика, музыка, изотворчество, ритмика. Цель программы: Способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка.  После окончания обучения в студии «Гармония» дети переходят в студию «Дошколенок».                                                                                                                    2. Комплексная программа ст. «Дошколенок» для детей от 5,5 лет и старше, срок реализации 1 год. Студия функционирует 10 лет. В программе обучения: мир чтения и развитие речи, математика и развитие логического мышления, ритмика, изобразительное творчество. Цель программы: создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности.                                                                                               3.Программа хореографической студии для дошкольников «Веселинка» для детей от 4 лет, срок реализации-3 года. Студия функционирует с 2007 года.  Цель:  Выявление и развитие стартовых музыкально-ритмических способностей детей,  формирование и воспитание стойкого интереса  к музыкально - танцевальной культуре. Основа программного содержания - детский сюжетный танец. В том, как каждый ребенок создает,  проживает и переживает свой художественный образ.

             Все занятия проходят в форме игры в кабинетах, специально оборудованных для активных и разнообразных видов деятельности дошкольников. В дошкольном возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво, он быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Поэтому необходимы частые смены видов деятельности. Именно в игре ребенку становится доступным сравнительно длительное выполнение целенаправленных действий, которое в другой обстановке еще недоступно.                                                

             Так как наши развивающие программы комплексные, во многом это помогает решить ряд задач, активизации познавательной активности, в разных направлениях, будь то формирование интереса к родному языку, изучению литературы, интереса к физической культуре и спорту, к музыке, изобразительному искусству, танцам, интеллектуальным и математическим играм. Так же подкрепляется интерес в общении со сверстниками, совместных играх и творчестве.                                                                  

              Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. В дошкольном возрасте основным средством воспитания является детская общность. Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления опыта отношений, сотворчества. Основной способ воспитания - личный пример взрослого. Этот процесс неразделим как на занятиях, на переменах, встречах, во время взаимодействия с родителями, в идеале выработка единой линии воспитания дома и в образовательном учреждении.

Традиции отдела:  проведение праздников «Добро пожаловать», «Осеняя мозаика», «Зимняя фантазия», «День мимозы», музыкальные салоны «Музыка детям», «логопедические утренники».  Продолжая идею года семьи в России, считая, эту проблему актуальной, основной темой работы социально-педагогического отдела обозначили «Ты – Я – Он - Она - вместе дружная семья!» В рамках этой темы так же проводятся семейные старты «Веселая семейка», мастерские по прикладному и изобразительному творчеству «Вместе с мамой», семейные праздники в рамках клуба «Па-я-ма».

               В отделе постоянно действует методическое объединение педагогов «Дошкольник».  Проводятся мастер – классы, открытые занятия,   по обмену опытом с активным участием родителей,   в которых принимают  участие не только педагоги отдела, но и педагоги Центра и  получают практические навыки активизации творческих способностей ребенка. Так же успешно реализуется форма проблемной деловой игры.

         Особое значение для профессионального роста педагогов отдела имеют внешние связи с центрами ДТ г. Москвы.  Педагоги отдела посещают  занятия, семинары, мастер-классы.

           Посещая всевозможные конкурсы и фестивали для дошкольников, возникла идея подготовки и проведения семейного фестиваля для дошкольников, основные цели и задачи, форма проведения, которого, на наш взгляд,  полностью отвечает интересам и возможностям данной возрастной категории. Существуют интеллектуальные конкурсы, конкурсы художественной самодеятельности при подготовке к которым интерес детей полностью пропадает. Наши задачи - сделать для детей праздник, создать условия для плодотворного взаимодействия с родителями.

            С 2008 года в ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» проводится городской открытый фестиваль семей с детьми дошкольного возраста «Мы вместе». Фестиваль предполагает проведение конкурсов по различным направлениям творческой деятельности родителей с детьми дошкольного возраста, раскрытие интересного опыта работы учреждений дополнительного образования по организации работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста.  Цель фестиваля: пропаганда семейных и общечеловеческих ценностей, создание условий для развития творческих способностей детей, выявление новых интересных форм организации семейного досуга, формирование детско-взрослой общности, расширение пространства профессионального общения педагогов, учреждения дополнительного образования.  В рамках фестиваля проводятся творческие гостиные, семинары, круглые столы для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. По итогам каждого этапа фестиваля все участники награждаются грамотами, поощрительными призами.

               Невозможно строить работу, опираясь только на возможности целенаправленного педагогического воздействия в образовательном учреждении. И первыми союзниками на пути реализации задач образования и воспитания являются родители воспитанников. Родительские собрания, советы родительского актива, знакомства, выстраивание доверительных партнерских отношений - вот залог успешной работы.  

           Программа студий социально-педагогического отдела помогает ребенку и его родителям в выборе направления для продолжения занятий в творческих коллективах Центра. Является той первой, важнейшей ступенью на пути становлении, социализации личности ребенка и служит тем стартом для осознанного выбора творческой деятельности, а возможно и профессиональной!

Мастерство и вдохновенье

Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» возник в 1992 году по инициативе Московского комитета образования.   В 2003 году Управление дополнительного образования и воспитания Департамента образования города Москвы   поручает Центру «Лефортово» организацию и проведение мероприятий городских этапов фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии». Жанры - страноведение и танцевальный спорт. В 2004 году проводятся первые городские этапы фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» на базе Центра творчества «Лефортово». Основные задачи, которые ставит перед собой коллектив Центра при организации и проведении городских этапов  фестиваля «Юные таланты Московии» - это выявление лучших творческих детских коллективов и творчески одаренных детей – обучающихся образовательных учреждений в жанрах  страноведение  и  танцевальный спорт; привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования детей, организации их досуга; творческое развитие личности ребенка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира; формирование устойчивого интереса к ориентации и выбору будущих профессий;  распространение опыта педагогов дополнительного образования, повышение их профессионального мастерства. За годы проведения городских этапов Фестиваля в Центре накопился большой опыт организации фестиваля, сложились определённые традиции.  Городскими кураторами фестиваля  бессменно являются   педагоги  ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» Иванова Ольга Борисовна -  жанр  страноведение   и Буров Виктор Александрович –  жанр танцевальный спорт .  

 Городские этапы фестиваля в жанре танцевальный спорт  проходят очень красиво и зрелищно. Можно гордиться организацией, красочностью и высоким исполнительским мастерством детей на таких праздниках, как соревнования по танцевальному спорту. Перед зрителями и участниками конкурса открывается  мир спортивно-бального танца, приобщая  их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно.   Танцуя в паре, ребёнок многому учиться и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настраиваться на партнера, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителями.   В этом году  фестиваль «Юные таланты Московии»  -  жанр танцевальный спорт, проходил под девизом «И внуки восславят радость Победы» и был посвящен 65-летию Победы в Великой отечественной войне. В программе фестиваля участвовало   450    детей, в возрасте от 7 до 18 лет.  В фестивальной программе приняли участие лучшие пары Москвы, что говорит о престижности и высоком уровне проведения конкурсной программы.  Жанр  танцевальный спорт  постоянно разрастается, вовлекая в свои ряды новых участников. Практически во всех Центрах дополнительного образования, во многих школах г.Москвы существуют студии и клубы спортивных танцев.  

ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» - был организатором Открытого городского фестиваля в системе дополнительного образования детей «Британия и мы». Интерес к фестивалю, его значимость послужили толчком к появлению жанра страноведение  в рамках фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии». Городской этап фестиваля в жанре страноведение  постоянно расширяет свои границы. В первом фестивале принимали участие детские коллективы,  изучавшие страноведение на  английском языке,  в 2006 году к ним присоединились коллективы, изучающие немецкий и французский языки. Социальное значение фестиваля трудно переоценить: фестиваль развивает и воспитывает у учащихся  понимание важности изучения иностранных языков в современном мире, воспитывает качества гражданина, патриота, развивает стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлению иной культуры.  Постоянно растет интерес к фестивалю – если в 2003-2004 году в фестивале приняло участие 12 учреждений, то в 2009-2010  - более  60 коллективов.  Разнообразные номинации: «Конкурс сказки», «Музыкально – инсценированный номер», «Презентация творчества иноязычных поэтов и писателей» и т.д. предоставляют участникам  широкие возможности для демонстрации владения иностранными языками,  создают мотивацию к углубленному изучению иностранных языков, истории, географии и культуры различных стран. Городской этап фестиваля, жанр страноведение является творческой и практической  базой для учебно – воспитательного процесса в различных учреждениях, дарит всем участникам радость  общения, создает импульс для поиска новых подходов в изучении иностранных языков. На каждом новом этапе фестиваля  Центр творчества не только стремится развивать  достижения предыдущего, но и привносить  новые изменения  и новые формы  представления конкурсных заданий. В 2009 -2010 году   программа фестиваля в жанре страноведение включала в себя олимпиаду по английскому языку,  подготовку и представление творческого проекта посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне под девизом «И внуки восславят радость Победы»», конкурс сценического искусства дошколят.    В   олимпиаде приняли участие   96 победителей окружных олимпиад, чтобы показать уровень своих знаний. 16 из них стали лауреатами фестиваля «Юные таланты Московии»,  13 – дипломантами.    Программу  фестиваля    продолжила    защита    творческого проекта на английском, немецком, французском языках. В конкурсе приняли участие 248 детей.  Все проекты отвечали теме конкурса, носили исследовательский характер, способствовали развитию познавательной деятельности учащихся, лучшему знанию иностранного языка и умению свободно на нем общаться, расширению представлений о традициях и  культуре стран изучаемого языка. Каждый проект сопровождался компьютерной презентацией. Дети рассказали много интересного  о своих дедах и прадедах, прошедших Великую Отечественную войну. В своих проектах они представили архивные   материалы, фотографии,  результаты поисково-исследовательской деятельности,  выразили личностное отношение к освещаемым событиям и фактам Великой Отечественной войны.    Конкурс  сценического искусства дошколят в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» в этом году проходил впервые, в нем  приняли участие        детей.   Красочные и эмоциональные выступления  не оставили равнодушным ни жюри, ни зрителей в зале. Малыши доказали, что они не уступят в мастерстве своим старшим товарищам.

    Клубы   английского языка «Лингва» и «Тандем»   ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в 2009 году приняли участие в I  Международном лингвистическом фестивале  «Мир в детских ладонях» в городе Балчик в Болгарии. В фестивале приняли участие коллективы из России, Турции и Болгарии. Воспитанники наших клубов представляли г.Москву как победители городского фестиваля «Юные таланты Московии», жанр – страноведение, английский язык. В 2010 году пройдет второй Международный  фестиваль    «Мир в детских ладонях».  Таким образом, городской этап фестиваля, не имея статуса Международного фестиваля собирает вокруг себя знатоков и любителей  иностранных языков.

Фестиваль «Юные таланты Московии»  – это праздник,  здесь можно просто погостить, поучаствовать самому и познакомиться с интересными людьми. Фестиваль - это школа,   здесь можно многому научиться. Фестиваль – это мастерская, здесь можно не только учиться и пробовать, можно ещё и сделать что-то настоящее новое своё.  

Праздничные программы   городского уровня в рамках Фестиваля «Юные таланты Московии» дают старт на участие детей Москвы в Международных форумах и фестивалях: Международный московский фестиваль «Вифлеемская звезда»,     Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Талисман удачи» в  Турции,     Международный фестиваль народного творчества «БИ-ФОЛК» в г. Врбас, Сербия,   Международный лингвистический  фестиваль  «Мир в детских ладонях» в г. Балчик,   международный фольклорный фестиваль  в г.  Лажне - Белград в Чехии (по линии ЮНЭСКО); международный фестиваль –конкурс  «УЛЫБКИ МОРЯ»  в Болгарии (г.Балчик); слет творческих коллективов «Мир без границ» в Болгарии. Фестивальное движение приобщает детей к культуре, к здоровому образу жизни, способствует выявлению талантов и развитию личности, воспитывает в детях нравственность и уважение к культурным традициям соседних европейских народов. Любая поездка на конкурс – это не только праздник, впечатления и новые знакомства, но и результат проделанной работы, возможность получить материал, способствующий дальнейшему творческому росту коллективов Центра.    

Остров детства

 Тысячи юных жителей района «Лефортово» и  других районов Москвы в разные годы приходили в   Центр творчества детей и юношества «Лефортово». Кто-то постигал азы организаторского искусства,  кто-то учился работать с детьми, кто-то учился творить. Атмосфера творчества царит  здесь всегда.

Происходят смены поколений. Уже внуки первых воспитанников приводят сюда своих детей. Выпускники Центра пополняют ряды педагогов. Это их второй дом, потому что неизменным остается любовь к детям и желание зажигать в ребенке яркие лучи света, добра и справедливости. Приоритеты педагогического коллектива нашего Центра – это здоровье, личностное развитие и реализация творческого потенциала ребёнка.  За  многие годы сложилась своя система работы, появились новые традиции, развивается клубная деятельность, содержательнее стали   мероприятия.  Центр - это место встречи взрослого и ребёнка, где старшие передают  младшим то, чем культурно и духовно богаты.    Нам есть чем гордиться и есть к чему стремиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая программа «Дорогой творчества» по эмоционально – эстетическому (художественному) воспитанию школьников с отклонением в развитии

Программа ставит основную цель: воспитание высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, творчески развитого, социально-активного, любящего свое отечество гражданина, с сформированным чу...

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы , но и во внекла...

Урок по творчеству Н.А. Некрасова 6 класс. Стихотворение " Железная дорога."

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной). Тема: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Н.А.Некрасов – поэт-гражданин. (По произведению Н.А.Некрасо...

Литературно- музыкальная гостиная по творчеству В.С. Высоцкого«Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведёт…»

В материалах представлен сценарий к юбилею Высоцкого, презентация, видеоролики с песнями Высоцкого. Материалы можно использовать как материалы к уроку по творчеству поэта....

Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"

Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"...

День открытых дверей "По дороге творчества"

Сценарий проведения дня открытых дверей в учреждении...