Главные вкладки

    Литературно- музыкальная гостиная по творчеству В.С. Высоцкого«Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведёт…»
    методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

    В материалах представлен сценарий к юбилею Высоцкого, презентация, видеоролики с песнями Высоцкого. Материалы можно использовать как материалы к уроку по творчеству поэта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл l-m_gostinaya_vysotskiy.docx33.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная гостиная Цели:

     познакомить с личностью и особенностями творчества Владимира Высоцкого;

    развивать читательский и музыкальный вкус старшеклассников, творческие способности, интерес к поэтическому слову;

    воспитывать активную гражданскую позицию.

    Оформление: портрет Высоцкого , гитара,  свеча в подсвечнике, пустая ваза, фотографии Высоцкого, оформленные в виде кинопленки, презентация, видеоролики песен Высоцкого.

    На сцене портрет Высоцкого , гитара,  свеча.  

    Чтец 1 (зажигая свечу у портрета):

    Не поминайте ни добром, ни лихом, 
    Зажгите молча тонкую свечу. 
    И пусть в округе будет очень тихо, 
    А вдалеке лишь музыки чуть-чуть. 
    Не надо слов ни хоровых, ни сольных, 
    Пусть время плещет сквозь его причал. 
    Такие люди тишины достойны, 
    За нас за всех он криком откричал.

    Чтец 2:

    Тебя, как древнего героя, держава на щите несла, 
    Теперь не важно, что порою несправедливою была.
    Тебя ругали и любили, и сплетни ползли по Земле,
    Но песни твои звучали и в подворотне, и в Кремле…

    Чтец 1: Сегодня  в России не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт, композитор, Человек. Владимир Высоцкий…

     Владимир Высоцкий прожил короткую, яркую, творческую жизнь. Он в своих песнях сказал раньше других людям правду. Правду о себе, своих современниках, о нашем народе. Поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других - это их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь. Высоцкий пролетел через свою жизнь, как метеор, оставляя после себя долго звучащий, ранящий след.

     Чтец 2 Есть поэты   лучше Высоцкого, есть актеры лучше Высоцкого, но нет

    равного ему человека, в котором бы эти разные таланты слились воедино. Не

    опубликованные при жизни, его стихи распространялись в магнитофонных записях.

    Секрет его популярности   в том, что он всегда говорил правду и был абсолютно

    искренен.

    Звучит песня «Я не люблю…» в исполнении Высоцкого. ( видео)

    Чтец 1 Так каким же он был, Владимир Семёнович Высоцкий?

    Родился он 25 января 1938 года в Москве. Отец – кадровый военный, участник боёв за Берлин, освобождения Праги. «По-моему, главное в нём то,- говорил его отец Семён Владимирович,- что рос он, окружённый людьми простыми и честными, прошедшими через войну, настоящими людьми». Первоклассник Володя Высоцкий на всю жизнь запомнит то время, когда возвращались отцы наши, братья по домам. Потом он будет заново переживать время трудной фронтовой работы, боевого братства, требовавшее от людей невиданной стойкости. Не случайно одной из главных тем его творчества становится тема войны .

     Ученик читает стихотворение « На братских могилах…»

    На братских могилах не ставят крестов,
    И вдовы на них не рыдают, -
    К ним кто-то приносит букеты цветов,
    И Вечный огонь зажигают.

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче - гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы -
    Все судьбы в единую слиты.

    А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата.

    У братских могил нет заплаканных вдов -
    Сюда ходят люди покрепче,
    На братских могилах не ставят крестов...
    Но разве от этого легче?!

      Чтец 2: Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз. Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.

    После выхода первых пластинок с песнями о войне он стал получать письма от разных людей. Спрашивали: «Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым мы вместе выходили из окружения под Оршей?» Или, например: «Не воевали ли Вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там был друг, он похож на Вас по голосу…»

     Чтец 1: Нет, Высоцкий, конечно, не мог воевать: во время войны он был   мальчиком. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, памятью конкретного времени, общей памятью победившего народа. И уже после, начав работу в песне, он постоянно возвращался в эту память, все время проверял себя выросшего недавним грозовым прошлым. Проверял так, будто спрашивал: «А я бы мог?..» «А я бы не струсил?..» «Я бы выстоял?..»

    Звучит песня в исполнении учеников 10 класса «Песня о звездах».

     Чтец 2: Это было одновременно и творчеством, и становлением собственного характера, ибо Высоцкий вживался не в какой-то заранее заданный «образ героя», а в реальную, невероятно трудную солдатскую профессию, в смертельные солдатские будни. И ощущал их всем своим существом, каждой клеткой собственного тела. Поэтому кажется даже, что свои военные песни, большинство из которых написано от первого лица, он не сочинял, а вспоминал!

     Звучит стихотворение «Он не вернулся из боя».

    Чтец 1: В детстве он  не  был  паинькой,  был  живым   мальчиком.   Как   и   все
    послевоенные дети, в Германии , где служил его отец после войны, возился с патронами...   Когда вернулись в Москву, в доме на Большом Каретном он подружился со многими молодыми людьми, которые потом стали его друзьями.

     Звучит песня «На Большом Каретном…»

    Чтец 1: Тяга к творчеству появилась у Высоцкого в старших классах. Володя, поддавшись родительскому влиянию, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института.

    Чтец 2: В коллектив студентов влился сразу, но удовлетворения от учебы не получал: душа рвалась на подмостки театра. В конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Закончив актерское отделение, он стал работать в Московском драмтеатре имени Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актер снимался в художественных фильмах. Театр был делом его жизни, а песни, поэзия – его судьбой.

    Ученик читает стихотворение «Серебряные струны»:

    У меня гитара есть - расступитесь стены!

    Век свободы не видать из-за злой фортуны!

    Перережьте горло мне, перережьте вены –

    Только не порвите серебряные струны!

    Я зароюсь в землю, сгину в одночасье –               Кто бы заступился за мой возраст юный!            Влезли ко мне в душу, рвут ее на части -          Только б не порвали серебряные струны!

    Чтец 1:

    Первые его песни не нравились, их называли то блатными, то дворовыми. Сам поэт объяснял позже обращение к этой тематике тем, что для него в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания. Отсюда у его героев – порыв из тюрьмы, на волю, к семье, к любимой.

    Чтец 2: Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех. Но его мама осознала, что Володя сочиняет настоящие песни, только после фильма «Вертикаль».

    Звучит «Песня о друге» ( на фоне видео)

    Чтец 1: А потом мать слушала его уже взахлеб. Ее любимая песня - «Охота на волков». Когда она появилась, поэт Евгений Евтушенко прислал с Севера, где он гостил у моряков, телеграмму: «Слушали твою песню 20 раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени».

    Песня «Охота на волков» в исполнении Высоцкого. (видео)

    Чтец 2: Тема любви. Высоцкий стал одним из ярких и страстных певцов этого чувства. Этой теме отдан целый том, так и названный «О любви». «Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ», — пел Высоцкий, и вся страна знала о его любви. В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости. А облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства.

    Звучит «Лирическая» в исполнении учителя музыки.

     У Высоцкого много песен, написанных от имени и для женщины.

    Звучит «Я несла свою беду»  в исполнении учителя.

    Чтец1: Высоцкий еще в 70-е годы XX в. остро ощущал необходимость перемен, говорил о тех недостатках, о тех проблемах, о тех язвах, которые скрывали, делая вид, что их не существует. Он говорил правду еще тогда, когда это было опасно и трудно. Поэтому имя Высоцкого ассоциируется у многих людей с совестью.

     Стихотворение «Бег иноходца»  

    Я скачу, но я скачу иначе,

    По полям, по лужам, по росе…

    Говорят: он иноходью скачет.

    Это значит иначе, чем все.

    Но наездник мой всегда на мне,-

    Стременами лупит мне под дых.

    Я согласен бегать в табуне,

    Но не под седлом и без узды!

    Если не свободен нож от ножен,

    Он опасен меньше, чем игла.

    Вот и я оседлан и стреножен.

    Рот мой разрывают удила.

    Мне набили раны на спине,

    Я дрожу боками у воды.

    Я согласен бегать в табуне,

    Но не под седлом и без узды!

    Мне сегодня предстоит бороться.

    Скачки! Я сегодня — фаворит.

    Знаю — ставят все на иноходца,

    Но не я — жокей на мне хрипит!

    Он вонзает шпоры в ребра мне,

    Зубоскалят первые ряды.

    Я согласен бегать в табуне,

    Но не под седлом и без узды.

    Пляшут, пляшут скакуны на старте,

    Друг на друга злобу затая,

    В исступленьи, в бешенстве, в азарте,

    И роняют пену, как и я.

    Мой наездник у трибун в цене,-

    Крупный мастер верховой езды.

    Ох, как я бы бегал в табуне,

    Но не под седлом и без узды.

    Нет! Не будут золотыми горы!

    Я последним цель пересеку.

    Я ему припомню эти шпоры,

    Засбою, отстану на скаку.

    Колокол! Жокей мой на коне,

    Он смеется в предвкушеньи мзды.

    Ох, как я бы бегал в табуне,

    Но не под седлом и без узды!

    Что со мной, что делаю, как смею -

    Потакаю своему врагу!

    Я собою просто не владею,

    Я придти не первым не могу!

    Что же делать? Остается мне

    Вышвырнуть жокея моего

    И скакать, как будто в табуне,

    Под седлом, в узде, но без него!

    Я пришел, а он в хвосте плетется,

    По камням, по лужам, по росе.

    Я впервые не был иноходцем,

    Я стремился выиграть, как все!

     Чтец 2:  Кинорежиссер Алексей Герман рассказывает о случайной встрече с Высоцким в поезде: "Работать хочется, - говорил тогда Высоцкий, - вкалывать, а тут тебя вдалбливают в какую-то оппозицию, чуть ли не врагом выставляют". И Герман справедливо ставит вопрос: чем и кому был вреден Высоцкий? Слишком дерзко шутил? Позволял себе смеяться там, где смеяться нельзя? Почему нельзя? Он же не зубоскалил попусту, а воевал с серостью, пошлостью. Со всеми теми проклятыми недостатками, которые он яростно ненавидел, которые больше терпеть нельзя.
    И с этой точки зрения Высоцкий - полезный, государственный человек. Его надо было беречь, привечать, а не бить!"

    Чтец 1: Последнее выступление Высоцкого состоялось 16 июня 1980 г. в Калининграде. Им было написано более 800 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сценах театров, 30 ролей в кинофильмах. Он действительно был талантлив, но совсем не идеал. Заглушая физическую усталость алкоголем, а потом наркотиками, он считал, что в любой момент сможет остановиться, а когда понял, что НЕТ, ужаснулся. «Я недели две пробовал, и кажется не могу бросить. Мне страшно» (из воспоминаний друга Вадима Туманова)

    Учитель:  И еще одна тема, которая волнует. Был ли Высоцкий верующим человеком? Успел ли он принять крещение? Смог ли войти в церковную ограду? По словам священника Павла Гумерова, о духовных исканиях поэта и его отношении к вере могут лучше всего рассказать, опять-таки его песни и  Его стихи – это то, что существует  объективно, независимо от скандальных книг о Высоцком и фильмов о нем. Все, кто знаком с творчеством Владимира Семеновича, знают, что в своих песнях Высоцкий очень часто обращался к духовным темам, широко использовал религиозные мотивы, духовные образы и церковную терминологию. В его стихах мы нередко можем встретить славянизмы: лик, человече, уста, око, агнцы, древо, елей, ныне, присно, во веки веков и другие. Его песни изобилуют очень нехарактерными, непривычными для советской поэзии, словами и терминами: церкви, святая святых, колокольни, благодать, благословенье, заутреня, житие, образа, иконы, кресты, лампады, ладан, свечи, купола, колокола, набат, малиновый звон, молитвы, крещение, первородство, пророк, апостол, святитель, дьякон, пономарь, звонарь, архангелы, ангелы, херувимы, райский сад, рай, всемирный потоп. Не говоря уже об именах Божиих: Господь, Бог, Дух, Христос, Иисус, Распятый, Божий Сын. Упоминаются и имена Матери Божией: Богородица, Мадонна.  Поэт, однозначно, был знаком со Священным Писанием, он нередко цитирует библейские тексты.  Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту, иногда, он использует духовные образы, коробит их. Но, тем не менее, то, что он так часто прибегает к духовным темам свидетельствует о том, что духовный мир, вера очень интересны ему, он явно неравнодушен к религиозным вопросам. Скажите, у кого из поэтов советского периода мы найдем такое количество стихов, где упоминается Имя Божие (и совсем не всуе), и поднимаются духовно-философские вопросы? Приходиться иногда слышать возражения такого рода: для Высоцкого духовная терминология была просто красивым материалом, не более, он применял духовные мотивы как красочные образы, без всякого смысла и без веры. Известно, что поэт обладал очень большим кругозором, имел обширные, энциклопедические познания в самых разных областях: русской и зарубежной литературе, искусстве, истории, использовал совершенно различные специальные профессиональные термины из  разных областей человеческого знания. Но в обращении к духовной тематике, видится совсем другое: здесь нет поверхностного взгляда, все очень серьезно, к тому же не нужно забывать о том: когда писались эти стихи. в какой стране и в какое время В стране, где духовно- религиозные темы были не только не модны и непопулярны. И, тем не менее, Высоцкий рискует и поднимает в своих песнях, которые он пел перед тысячами людей, те закрытые, гонимые темы, которые волновали его самого и тревожили его, ищущую духовных ответов, душу.

     И нет в следущих строках глумления ни над Верой, ни над именем Всевышнего:

    Их восемь, нас двое - расклад перед боем

    Не наш, но мы будем играть.

    Сережа, держись, нам не светит с тобою,

    Но козыри надо равнять.

    Я этот небесный квадрат не покину

    Мне цифры сейчас не важны,

    Сегодня мой друг защищает мне спину,

    А значит, и шансы равны.

    Мне в хвост вышел "мессер", но вот задымил он,

    Надсадно завыли винты,

    Им даже не надо крестов на могилу,

    Сойдут и на крыльях кресты.

    Я первый, я первый, они под тобою,

    Я вышел им наперерез,

    Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою,

    В бою не бывает чудес.

    Сергей, ты горишь, уповай, человече,

    Теперь на надежность строп.

    Нет, поздно, и мне вышел "мессер" навстречу,

    Прощай, я приму его в лоб.

    Я знаю, другие сведут с ними счеты,

    Но по облакам скользя,

    Влетят наши души, как два самолета,

    Ведь им друг без друга нельзя.

    Архангел нам скажет: "В раю будет туго".

    Но только ворота щелк,

    Мы Бога попросим: "Впишите нас с другом

    В какой-нибудь ангельский полк".

    И я попрошу Бога, Духа и Сына,

    Чтоб выполнил волю мою,

    Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

    Как в этом последнем бою.

    Мы крылья и стрелы попросим у Бога,

    Ведь нужен им ангел-ас,

    А если у них истребителей много,

    Пусть пишут в хранители нас.

    Ученица читает: Одно из последних стихотворений, написанное в 1980 году, посвящено Марине Влади

    И снизу лед, и сверху, маюсь между.

    Пробить ли верх, иль пробуравить низ?

    Конечно, всплыть и не терять надежду,

    А там за дело, в ожиданье виз.

     

    Лед надо мною — надломись и тресни!

    Я весь в поту, хоть я не от сохи,

    Вернусь к тебе, как корабли из песни,

    Все помня, даже старые стихи.

     Мне меньше полувека, сорок с лишним,

    Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

    Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

    Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

     Учитель: Кто- то может усмотреть в последних строках этих большую гордыню; кто может сказать, что ему есть чем оправдаться перед Богом? Но я думаю, что понимать их нужно по-другому, как предчувствие поэтом своего скорого ухода и как осознание ненапрасности прожитой, пусть и с ошибками, жизни.

     Чтец: 25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Ему было 42 года. За полторы недели до смерти на концерте в НИИ Пастера он исполнил песню "Грусть моя, тоска моя...", за неделю до смерти он еще играл Гамлета на сцене Таганки, а 25 числа его не стало...  Москве шла Олимпиада. Ни радио, ни пресса ничего не сообщили. В театре на Таганке над кассой висело маленькое объявление о смерти актера, но никто из зрителей и не подумал сдать билет. В день похорон у Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседних зданий. Стояла жара, и люди зонтами закрывали цветы, чтобы не завяли. Стадионы в тот день были полупустыми. Двести тысяч человек пришли проститься с Высоцким. Очередь за траурной  процессией растянулась на 10 километров. А над толпой звучал голос Высоцкого…

    Последнее стихотворение В.Высоцкого

    Светя другим, сгораю сам.

    Сверчок из теплого угла:

    Сгораешь? Тоже чудеса!

    Сгоришь - останется зола.

    Сгорая сам, светя другим...

    Так где же вы - глаза к глазам,

    Та, для кого неугасим?

    Светя другим, сгораю сам!

    Ученица читает стихотворение Юрия Любимова:

    Духота, жара.

    Двадцать пятого в четыре утра

    Умер Владимир,

    Покинул мир.

    Он жил безоглядно,

    То падал на дно,

    То вновь поднимался,

    Предсмертно метался,

    Рвал струны и сердце

    Усердно! Усердно!

    Крещендо! Крещендо!

    Все форте и форте.

    Сломалась аорта.

    И скорбно у рта

    Тихо складка легла.

    И люди пришли,

    Положили цветы.

    Раскрыли зонты,

    От жары берегли цветы.

    И долго стояли,

    Как будто бы ждали.

    ...И девять дней все шли и шли.

    Давно уж не было такого!

    Он мертв. Не саван, дело шили.

    А хоронили в день Владимира Святого..

    Под песню Окуджавы «О Володе Высоцком…»  ученики поднимаются на сцену и ставят гвоздики в вазу с цветами.

     Приложение1.

    — Где твои семнадцать лет?

    — На Большом Каретном.

    — Где твои семнадцать бед?

    — На Большом Каретном.

    — Где твой черный пистолет?

    — На Большом Каретном.

    — Где тебя сегодня нет?

    — На Большом Каретном.

     

    Помнишь ли, товарищ, этот дом?

    Нет, не забываешь ты о нем!

    Я скажу, что тот полжизни потерял,

    Кто в Большом Каретном не бывал.

    Еще бы ведь…

     

    — Где твои семнадцать лет?

    — На Большом Каретном.

    — Где твои семнадцать бед?

    — На Большом Каретном.

    — Где твой черный пистолет?

    — На Большом Каретном.

    — Где тебя сегодня нет?

    — На Большом Каретном.

     

    Переименован он теперь,

    Стало все по новой там, верь-не верь!

    И все же, где б ты ни был, где ты не бредешь —

    Нет-нет, да по Каретному пройдешь.

    Еще бы ведь…

     

    — Где твои семнадцать лет?

    — На Большом Каретном.

    — Где твои семнадцать бед?

    — На Большом Каретном.

    — Где твой черный пистолет?

    — На Большом Каретном.

    — Где тебя сегодня нет?

    — На Большом Каретном.

     


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. С. Высоцкого для учащихся 9-11 классов

    «ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. Высоцкого для учащихся 9-10 классов25 января 2013 года Владимиру Высоц­кому исполнится 75 лет. Его судьба неотделима от истории е...

    "В певучем граде моем купола горят..." Литературно-музыкальная гостиная по творчеству М.Цветаевой.

    «В певучем граде моем купола горят…» Литературно-поэтическая гостиная по творчеству М. Цветаевой. Цели и задачи: познакомить с очерком жизни и творчества поэтессы; рассказать об основны...

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Спасибо, что живой"

    Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир С...

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

    Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."

    Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....

    Сценарий литературно- музыкальной гостиной, посвященной творчеству В.С. Высоцкого

    Знакомство с личностью и творчеством В.С. Высоцкого, биографические факты из жизни поэта...