Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"
план-конспект по литературе на тему

Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или как урок-концерт в начале изучения творчества поэта. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографиейЛермонтова, узнают, что он был не только поэтом, но и замечательным художником и даже шахматистом. Красиво украшенная комната, музыка и звучащие в исполнении ребят стихи М.Ю. Лермонтова - все это призвано проявить интерес учащихся к творчеству поэта и к литературе в целом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной гостиной                                                         

Такой разный Лермонтов

Цели проведения гостиной: вызвать интерес  учащихся к личности М.Ю.Лермонтова;  показать многогранность его таланта; углубить представление учащихся об искусстве, о взаимосвязях разных видов искусства и специфике  литературы (поэзии)  и музыки, их взаимосвязи, расширить кругозор учащихся.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции его картин, иллюстрации к произведениям, музыкальные произведения на стихи Лермонтова. Портреты композиторов: А. Варламова, А. Даргомыжского,               Н. Римского- Корсакова, А. Рубинштейна.

На фоне звуков вальса Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова открывается гостиная.

1-й слайд М.Лермонтов. Портрет писателя
Учитель
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли, 
Чьи строки, как удар кинжальный, 
Под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол, 
Как бы светящаяся туча 
По небу русскому прошел.

Такие слова подобрал советский поэт Ярослав Васильевич  Смеляков, говоря об одном из лучших сынов России, - Михаиле Юрьевиче Лермонтове. И сегодня мы поговорим о том, какое впечатление сложилось у вас при имени Лермонтов, что отложилось в памяти, пробудилось в вашей душе.

1 Ведущий: Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

2 Ведущий 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

1 Ведущий:  Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.

 2 Ведущий: Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником.

1 Ведущий: Перед вами портрет Лермонтова, писанный им самим с себя масляными красками при помощи зеркала. В автопортрете Лермонтов нисколько не идеализирует свой внешний облик. По утверждению современников, поэт «был далеко не красавец, он очень хорошо знал это, вместе с тем в наружности его были такие черты, что «внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось».

2 Ведущий: Высокая одухотворенность, внутренняя просветленность скрадывают неправильности его лица и в автопортрете. Этот портрет был утерян. И 80 лет о нем ничего не было известно. В 60-е годы он был обнаружен в ФРГ и возвращен в нашу страну.
1 Ведущий:. Начало 19 –го века- это годы расцвета музыки. Какой бы жанр мы не упомянули- романс, опера, балет, симфония, камерная музыка,- везде русские композиторы сказали новое слово. Видное место занимают романсы М.И. Глинки,  А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва.

2Ведущий: М.Ю. Лермонтов- один из самых музыкально одарённых русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал колыбельные матери. В заметках поэт писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если  услыхал её, она бы

произвела прежнее действие. Её  певала мне покойная мать».

1 Ведущий: С детских лет он знал русские народные песни, любил слушать музыку, рано освоил скрипку. Всё это не могло не отразиться в его творчестве. Он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Предлагаем вашему вниманию романс на слова М.Ю. Лермонтова, музыка Гречанинова.  «Казачья колыбельная песня»

2 Ведущий: В.Г. Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою»

1 Ведущий:   Русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие им мотивы.

   Например, стихотворение «Парус», мятежный дух которого хорошо передан в романсе А.Е.Варламова.

Чтение стихотворения учеником.

ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Рассказ учащегося об истории создания романса. 

Стихотворение «Парус» было сочинено М. Лермонтовым в 1832 году. Но не Лермонтов автор первой строчки, вошедшей навсегда в русскую литературу.

Автор первой строчки Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Это из его неоконченной поэмы «Андрей — князь переяславский»:

Белеет парус одинокий,

Как лебединое крыло,

И грустен путник ясноокий,

У ног колчан, в руке весло.

Лермонтов, вернувшись в Петербург после морских впечатлений, приступая к своему стихотворению, взял первую строчку оттуда. Бестужев-Марлинский к этому времени уже умер.

Лермонтовское стихотворение, названное им «Парус», было опубликовано впервые еще через 9 лет — в 1841 году — и вот тогда, уже в лермонтовском варианте, строчка приобрела известность — но как стихи М.Лермонтова. И стала романтическим символом душевного разлада, одиночества и несбыточной мечты.

Александр Варламов написал музыку к стихотворению уже после смерти поэта, в 1848 г.

Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн ,  В. И. Ребиков, Свиридов. Тем не менее известность романс приобрел с музыкой А.Варламова.

2 Ведущий: А вот знаменитый «Парус». Однако он не является автоиллюстрацией к одноименному стихотворению, но, возможно, стихотворение и акварельный рисунок были навеяны каким-то одним впечатлением.

1 Ведущий:  В своем первом письме из Петербурга, адресованном Бахметьевой, поэт пишет: «На лодке ездил в море – я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!». Впечатления от встреч с морем находили свое воплощение и в поэзии, и в рисунках.

2Ведущий:  Лермонтов, одаренный большими способностями к живописи, любил чертить пером и кистью вид разъяренного моря. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия.

1Ведущий: Изображение моря и паруса в стихотворении и известной акварели объединены темпераментом, эмоциональным накалом, свойственным Лермонтову как поэту и живописцу.
Послушайте романс Варламова на стихи Лермонтова.
2 Ведущий:  После того как  десятилетний Лермонтов побывал на Кавказе, он страстно мечтал вернуться в этот край, который произвел на него большое впечатление. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки, всадников, лошадей.

 1 Ведущий После первой ссылки на Кавказ он пишет картину «Воспоминание о Кавказе». Контрастное сочетание темного и светлого тонов, длинные закатные тени вызывают у зрителя ощущение тревоги, предчувствие опасности, подстерегающей всадников.
2Ведущий:  И в то же время какое  успокоительное чувство ночной тишины и прохлады веет от стихотворения «Горные вершины»

Чтец:

ИЗ ГЕТЕ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

1 Ведущий: Композитор Варламов написал романс на стихотворение «Горные вершины». Музыка тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя. Мелодия романса простая и выразительная.

2 Ведущий: Военная тема и тема Кавказа остаются ведущими в живописи поэта. Красота горных пейзажей, пляска грузинок, эпизод сражения, похороны убитых – все это нашло отражение в картинах Лермонтова.

1Ведущий: композитор Александр Сергеевич Даргомыжский  тоже писал музыку на стихи Лермонтова. Он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение.

2 Ведущий:  Стремление приблизить вокальную мелодию к поэтической интонации  особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи  Лермонтова «И скучно и грустно».

Чтение стихотворения учащимся на фоне музыки Даргомыжского.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...

1 Ведущий: Стихотворение «Отчего»-один из шедевров зрелого творчества  М. Ю. Лермонтова . Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной её будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. Цветущая молодость прекрасной женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия:

2 Ведущий:  « За каждый светлый день иль сладкое мгновенье, слезами и тоской заплатишь ты судьбе». Начало стихотворения-«Мне грустно потому, что я тебя люблю» перекликается с концовкой «Мне грустно потому, что весело тебе.» Кольцевая композиция становится здесь своего рода метафорой, символизирующей безысходность.

Рассказ учащегося:  Стихотворение «Отчего» посвящено Марии Щербатовой - молодой вдове,  новой возлюбленной Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

Романс Даргомыжского на слова поэта имеет форму монолога. Мелодия насыщена речевыми интонациями, а последний стих является итогом всего стихотворения, выделен музыкально, повторяясь  дважды.

Чтение стихотворения.

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

Слушаем романс.

1 Ведущий: Поэзия М.Ю. Лермонтова привлекала и А.Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперу «Демон» и множество романсов: «Молитва» ( Не обвиняй меня всесильный), «Кинжал», «Тучки», «Утёс»,  «Желанье»(Отворите мне темницу) и другие.

2 Ведущий:  Романс  «Желанье»на одноименное  стихотворение стал пользоваться любовью слушателей,  начиная с 50-годов 19-века Это одно из наиболее ярких произведений ранней лирики  Лермонтова.

ЖЕЛАНЬЕ 
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...

Послушайте романс, написанный на текст этого стихотворения.

К сожалению, мы ограничены во времени, и, закрывая нашу гостиную, хотелось бы уделить внимание ещё одному романсу на стихи поэта.

Романс-стремление к покою, желание тишины, посвящённый вечной красоте жизни.  

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Музыка романса очень проста и мелодична. Мелодия передаёт лиризм, поэтичность общего чувства и настроения.

Учитель: Итак, наша встреча подошла к концу. Сегодня мы услышали стихотворения М.Ю.Лермонтова, познакомились с его полотнами и прослушали романсы русских композиторов на слова поэта.

Литературно-музыкальная гостиная закрывается .

До новых встреч!                                                                                                             Звучит вальс Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»

Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...

Сценарий литературно- музыкальной гостиной, посвященной творчеству В.С. Высоцкого

Знакомство с личностью и творчеством В.С. Высоцкого, биографические факты из жизни поэта...