Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
материал по литературе на тему

Григорьева Наталья Андреевна

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_lit_gost_po_chekhovu.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Жизнь и творчество А.П. Чехова»

           В рассказе «Крыжовник» Чехов пишет: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого,  счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» («Крыжовник», 1898).

          Эти слова были написаны почти 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей, сегодняшней жизни. В них  весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком  с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что  «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И сам Чехов к этому стремился и как писатель, и как врач, и как общественный деятель.

        Но, чтобы понять Чехова – человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким.

        Ведь он прожил 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Лев Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

       Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший по ночам старших сыновей, петь в церковном хоре, мучивший их спевками  поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке.  Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей.  Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах. Долг перёд семьей был для Чехова святым: «Отец и мать — единственные для меня  люди на всем земном шаре, для  которых  я  ничего  никогда  не  пожалею.  Если  я  буду  высоко  стоять, то это дело их рук ...»
      Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый, крутой характер, от которого нередко страдала жена и дети. Но воспитание - великое  дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание (март,1886 год):

Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Воспитанные люди уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы...  

2. Они уважают чужую собственность, а потом платят долги.

3. Не лгут даже в пустяках. Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

4. Они не  уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в  другом сочувствие...  

 5. Они не суетны...

6. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем. Они брезгливы».

        Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. "Праздная жизнь не может быть чистою",- так говорит доктор Астров у Чехова.

       Сюжеты его просты и ненадуманны. Он берет их из жизни. Вот, к примеру, «Майонез». Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения  вошёл  его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала благодарственная  кредитка. Чиновник ужасно смутился.

— Послушайте! — обратился он к просителю, разжимая кулак.— Вы забыли что-то у меня в кулаке.

       Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову страдающим существом и часто в своей гнусности близким животному. Ему доводилось видеть мужика, изуродованного вилами мужика; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; он записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь — ужасна. Но, если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов — врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.

Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

        При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы и не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И  хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время  беден и всегда болен -  никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с , низким задушевным юмором говорил о пустяках...  

        Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

        А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате -  «Остров Сахалин». Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине  и принять кое-какие меры. Мы упомянули о гордости, и сразу вспомнилась фраза писателя: «Горды только индюки». Она появилась в ответ, когда кто-то из журналистов назвал его гордым писателем. И в этой  фразе тоже весь Чехов.    

        Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, очень подвижный, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обернутый бумагой, и сказать: «Бомба!.. Неси в участок да смотри осторожнее».

       А его письма? Возвращает он приятелю на  время взятый у него сюртук и пишет: «Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков». Или: «Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесёмки…»

        В грусти он был так же могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы «Дом с мезонином» или даму с собачкой». Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как i и своих  современников.

Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего — бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. Давайте раскроем его письма.

      «Роскошь природа! Так бы взял и съел ее!»  «Природа удивительна до бешенства и отчаяния... Подлец я за то, что не умею рисовать...»    «Был в парикмахерской и видел, как одному молодому человеку целый час подстригали бородку. Вероятно, жених или шулер».   Или вот как в двух строчках, мимоходом, Чехов заметил, что пение цыган «похоже на крушение поезда с высокой насыпи во время сильной метели: много вихря, визга и стука».

          А сколько обобщений, верных замечаний найдем мы у Чехова!.. Из его книг мы узнаем, что все вообще люди, встающие рано, ужасные хлопотуны; что, женившись, мужчины перестают быть любопытными; что доктора всегда сопят, когда выслушивают; что почти у всякой молодой женщины в присутствии незнакомого мужчины натянуто-равнодушный вид; что все вообще холодные люди не знают целомудрия…

        А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора?  Интрига сведена к минимуму, текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, столько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст — «подводное течение». Лишь герой осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, «взрыв» дяди Вани против мнимого светила.

      Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивают другим монологом— в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.  «Однажды,- рассказывает Станиславский,- он телеграфировал из-за границы, чтобы вычеркнуть в «Трёх сестрах» великолепный монолог, где Андрей описывает, что такое жена с точки зрения опустившегося человека. Он заменил этот монолог тремя словами: «Жена есть жена». И всё было сказано».

      Известно, что женой самого Чехова была ведущая актриса МХАТА – Ольга Книппер-Чехова – женщина удивительной красоты и таланта. Во МАХАТЕ ставили пьесы Чехова. Он не любил лишнее на сцене. «Драма внутри человека, а не во внешних проявлениях», - считал Чехов. Его пьесы «крепко сбиты». Сюжеты его могут уместиться в трех фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на будущее. После его пьес каждый задумается и спросит себя: «Так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему?»

       «Малая форма», то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким  содержанием, удалась особенно Чехову.  Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор не превзойденный в мире.

Сценка «Жених».

        У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто-то из героев насвистывает, играет на гитаре. Замирают вдали звуки оркестра. В «Вишневом саде» слышатся грустные песни,  щебет птиц, звук лопнувшей струны. Он предвещает несчастье: вишневый сад вырубают. В «Чайке» без конца поют романсы.

Звучит романс.

       Чехов любил «Лунную» сонату Бетховена и ноктюрны Шопена. Думается, что он хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще. И задумчивую красоту, присущую ей. Его авторские ремарки удивительны. Это тоже – высокое искусство.

        «Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно».

«Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах. Стучит сторож».  

          Покупка имения в Мелихово, близ Лопасни, в корне изменила его привычное течение жизни. Он почувствовал единение с природой, стал возводить постройки, сажать деревья. Чехов посадил борлинские  тополя, на старый дуб повесил скворечник.

         «Я заказал 100 кустов сирени и 50 владимирской вишни, придется посадить всего не менее 700 деревьев », - пишет Чехов. «Юг Франции» - так назвал Чехов маленький лекарственный огород, где посадил тыквы, баклажаны, кабачки. Он готовил из них лекарство и лечил ими крестьян.

Чехов в Серпухове.

Знакомство с нашим городом началось с того времени, как Чехов решил поселиться в Мелихове.

Серпухов встретил Чехова колокольным звоном, скрипучим снегом и вороватым солнцем, выглядывающим в просветы облаков, обеденный звон плыл над городом, вдоль Дворянской улицы, по которой санки несли его в центр города, в земельный банк, где он должен был оформить самую большую покупку в своей жизни. Через час - другой он станет владельцем довольно большого имения в деревне Мелихово.

          Всю дорогу от Москвы до Серпухова в скрипучем вагоне Антон Павлович мысленно писал друзьям приглашение на новоселье. По мере приближения к цели настроение улучшилось. Звон колоколов стал казаться малиновым, светило солнце.

- Не изволите ли, барин, на вокзал заглянуть, - весело сказал возница Чехову.

- Изволь любезный. Время обеденное, полагаю я  и трактир посетить.

Четырехчасовая дорога до Серпухова утомила его, вместо чаю он спросил полный обед. Половой мигом принёс ему суп с потрошками и салянку с битками. «Биток с луком» ему не понравился, и «город серый, равнодушный, сплошной колокольный звон 22 церквей и 2 монастырей»,- так отозвался Чехов о нашем городе.

           С Серпуховым Антон Павлович был знаком заочно давно. Здесь в железнодорожной больнице трудится его земляк, однокашник по медицинскому факультету Василий Зембулатов, другой его университетский товарищ Петр Иванович Куркин тоже работает в Серпухове санитарным врачом, Витте – тоже его друг, работал врачом в земской больнице. Из Серпухова подруга сестры, дочь серпуховского врача.

            Чехов приехал в Мелихово в мае 1892 года. Когда дороги подсохли, он решил освоить лесную дорогу в Серпухов, так как путь «чугункой» очень долгий, занимает чуть ли не полдня. «Две трети дороги пришлось ехать лесом, под луной, и самочувствие у меня было удивительное, какого давно уже не было, точно я возвращался со свидания».

                И всё-таки Чехов понял, что лесная дорога в Серпухов не для его здоровья. Избрав на жительство Мелихово, Чехов не мог быть в стороне от общественной уездной жизни. Он привлёк к себе внимание  и был избран в Серпухове земским властным членом училищного и санитарного совета, присяжным заседателем земского суда.

Серпуховский вокзал тогда отстоял от города на 4 км., это сейчас город подошёл вплотную к вокзалу. Чехов иногда заходил в вокзальный буфет. Ему он нравился.   Если Чехов не спешил то ли на заседание санитарного совета, то ли на земское собрание, то ли на заседание окружного суда, то ли по делам строительства сельских школ, он мог зайти в железнодорожную больницу проведать свого земляка и сокурсника Зембулатова. Сейчас там железнодорожная поликлиника.

                    Совсем недалеко от памятника дом 21/31 по ул.Советской, угловой дом. Это здание бывшей земской управы. В земстве Чехов подписывал документы о приобретении и продажи имения в Мелихово. Здесь проходили заседания санитарного совета и собрания земских гласных, в которых участвовал Чехов. Здесь же была земская библиотека.

                Далее дом по улице Советской – «здание присутственных мест». Там Чехов участвовал в заседания окружного суда.

                По первой московской улице свернём направо, пройдем по земляному мосту до Боровской улице (ныне Володарского) –  одноэтажное здание земской больницы, где врачом служил Иван Германович Витте, смелый хирург, друг Чехова. Антон Павлович часто у него останавливался. Пройдя в обратном направлении по 1-ой Московской, подойдём к двухэтажному зданию 13/24.    В рассказе «Невеста» Чехов пишет об этом доме: «На Петров день пошёл с Надей на Московскую улицу». Если выйти к зданию городской почты, то окажешься там, где находится серпуховское дворянское собрание.   Возможно, это дворянское собрание пришло в голову, когда Чехов писал рассказ «Анна на шее»: «Поехали на бал. Вот и дворянское собрание».

               Если смотреть вниз по улице Аристова, то вспоминается деревянное двухэтажное здание почты. Серпухов располагался по пути на юг, поэтому играл не последнюю роль. Здесь часто бывал Чехов, Лев Толстой, который шёл пешком с Москвы в Ясную Поляну. Крылов навещал здесь свого брата.  В Лопасне почта была открыта позже, и всю переписку Чехов вёл через нашу почту.

              Когда Чехов затеял строить в Мелихове баню, то все строительные материалы он покупал в Серпухове, так как здесь было дешевле.

             Датой окончательного его венчания с городом надо считать 6 июля 1892 года. Чехов добровольно принял на себя обязанности санитарного врача в связи с приближающейся эпидемией холеры. Фабриканты Коншина построили больницу (ныне центральная районная больница). Здесь Чехов заседал на санитарном совете.   На плечах Чехова, который к тому же и сам был не здоров, оказались 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Он колесит по волости, наставляет мужиков. Чехов даже изучил последствия холерной эпидемии, случившейся здесь в 1848 году, когда из 377 деревень Серпуховского уезда очаги инфекции вспыхнули в 300 селениях и унесли 4000 жизней серпуховичей. По одним сведениям у Чехова не было ни одного смертельного случая. По другим из 14 заболевших 4 со смертельным исходом, а по всей России холера унесла 300 000 жизней.

             По мере убывания холеры у Чехова появилась возможность для творчества, для знакомства с Серпуховым, черты нашего города оказались рассыпанными по страницам его произведений.

            Итак, «Человек в футляре». Вот две фразы: «На самом краю села Мироносицкого, когда в городе разрешили драматический кружок, читальню».  Село Мироносицкое действительно находилось с большой и красивой церковью жен – Мироносец в северном пригороде Серпухова. Сегодня церковь не сохранилась, как и драматический кружок.

Чехов писал: «Приехал в Серпухов, подзакусив на станции, садитесь на  извозчика (очень плохого, ибо здесь хороших нет) и приезжайте в кружок. Город серый, равнодушный, но рассчитываю, что спектакль здесь даст 75-100 рублей. С марта я начинаю строить школу, деньги нужны ».

            Драмкружок в Серпухове существовал еще в 50-х годах 19 века. Любители арендовали помещение бывшего постоялого двора в центре Серпухова. Состоятельные люди поддерживали артистов, но главным источником доходов было содержание комнат для картежной игры. Чехов долго избегал ставить свои пьесы  в Серпухове. На то были причины. Однажды староста кружка А.Тихомиров обратился к нему с письмом: «Милостивый государь! Совет старейшин имеет честь просить Вас указать, где можно приобрести вашу последнюю пьесу «Чайка», покорнейше просим Вас разрешить ее постановку на нашей сцене». Чехов написал: «Пусть любители ставят «Чайку», но, во-первых, подальше от Серпухова! В этом городе я желаю быть присяжным заседателем, земским гласным – обывателем, но не драматургом. Если «Чайку» поставят в Серпухове, то я утеряю в своем уезде всякий престиж. К тому же серпуховская публика – это нечто такое серое, аляповатое, грубое и безвкусное! Ей нужна не «Чайка» (даже слово ей незнакомо), а Галка!»  И все-таки его уговорили поставить здесь «Дядю Ваню». Сбор – 101 р. – на строительство школы в Мелихове.  

            Общество любителей драматического искусства избрало его Почетным членом.

       «Крыжовник» – второй рассказ небольшой трилогии с теми же героями, с тем же селом Мироносицким из Серпухова.

В Серпуховском уезде больше было водяных мельниц, чем ветряных. В рассказе речь идет о водяной мельнице. Рассказ  «Ионыч» начинается так: «Когда в губернском городе С.  …». Он называет город губернским, чтобы спутать карты, не дай бог, кто-то узнает себя в его героях, так как дальше следует фраза: «Читают в городе С. мало, хоть закрывай библиотеку…»

        В рассказе «Душечка» речь идет об артистической среде, а дом находится на окраине, в цыганской слободе. На юго-западе Серпухова, среди густого соснового бора – цыганская поляна – прозванная так за то, что там останавливались кочующие цыгане. Рядом лесной склад, который снился Оленьке, жившей неподалеку.

          Чехов даже «Даму с собачкой» делает из города С., куда героиня вышла замуж и куда приезжает Гуров. Здесь снова звучит «драматургический мотив»: еще утром на вокзале ему  бросается в глаза афиша о спектакле…

         В рассказе «В овраге» – село, в котором Куркин угадал Крюково; неподалеку – железная дорога и кирпичный завод. В рассказе «Архиереи» - монастырь, на колокольной башне часы, конечно, это Высоцкий монастырь.

           После 7 лет общения с Серпуховым Чехов неплохо разбирался в его географии. В рассказе «Невеста» отрывок связан с упоминанием Московской улицы.

           Чехов строил школы, помогал учителям. Он как-то сказал: «Если бы у меня было много денег, я устроил бы санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы такое светлое здание – очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня бы была превосходная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии. Учителю нужно все знать, батенька, все!»

Весной болезнь обострилась, горлом пошла кровь, и писатель оказался в московской клинике профессора А.А.Остроумова.

Звучит «Песнь жаворонка» из «Времена года» П. Чайковского.

       

 Писатель был полон творческих планов, но неизлечимая болезнь быстро подтачивала его физические силы. Чехов видел, как быстро таяли его силы. Вот в этих условиях возник, оформился и был осуществлен замысел «Вишневого сада». Есть серьезные основания полагать, что «Вишнёвый сад» был завещанием писателя. Завещанием творческим. Он стремился в этом произведении поделиться с людьми самыми сокровенными мыслями о жизни, о прошлом, настоящем и будущем своей Родины. Премьера состоялась в Московском художественном театре 17 января 1904 года. Она была приурочена к 25-летнему юбилею его творческой деятельности.

          Весной болезнь обострилась – 2-го июля 1904 года — Антон Павлович Чехов скончался. Нет с нами писателя, прожившего 44 года. Но не потеряло актуальности осуждение празднословия, бесхарактерности, паразитизма, так же, как и чеховские призывы к самоотверженному труду во имя счастливого завтра. Все более актуальным становится чеховская чуткость, человечность, его забота о совестливости и чувстве гражданской ответственности за всё, что окружает человека, чеховская непримиримость к подлости и несправедливости... А чеховская мечта о человеке, в котором должно быть «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»! Долго будет она нашей путеводной звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна  Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"

Сценарий литературно - музыкальной композиции,  посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу…».

Конспект литературно-музыкальной гостиной по творчеству С.Есенина.Представлены биографические сведения, произведения автора....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»

Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и  творчеству А.С.Пушкина....

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь

   Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся  5-9 классов. Основная цель — привити...