Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.
методическая разработка по литературе по теме

Рыжкина Марина Викторовна

 

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна

 

 

Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга.

 

Задачи:

Расширение представлений учащихся о драматургическом творчестве А.П. Чехова, роли писателя в создании «нового» театра.

Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

Совершенствование навыков выразительного чтения, расширение кругозора учащихся.

 

Оборудование : презентация.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

Жизнь  и творчество  А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна

Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга.

Задачи:

Расширение представлений учащихся о драматургическом творчестве А.П. Чехова, роли писателя в создании «нового» театра.

Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

Совершенствование навыков выразительного чтения, расширение кругозора учащихся.

Оборудование : презентация.

Ведущий.

-Сегодня мы назначили встречу Чехову и героям его рассказов. Я надеюсь, что эта встреча будет полезной, поможет нам посмотреть на себя со стороны.
      Мне бы хотелось, чтобы вы задумались над словами Чехова: «Победа из побед– победа над собой».

     Чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что же такое человеческие пороки. В этом нам сегодня поможет мудрый учитель и тонкий психолог Антон  Павлович Чехов и герои его рассказов.
      «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»(слайд 1). Такую цель ставил перед собой великий писатель (данные слова можно прочитать на экране).      «Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный ум» (М. Горький).(слайд 2)
      «Чехов –это Пушкин в прозе» (Л. Толстой).(слайд3)
Такую высокую оценку творчеству Чехова дали классики русской литературы. Действительно, Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются там навсегда.
      Давайте, ребята, совершим путешествие по чеховским рассказам .


Звучит музыка («Песнь жаворонка» из «Времен года» П.И. Чайковского). На фоне тихо звучащей музыки выступают чтецы.(слайд 4)

 

1 чтец.

 «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему--то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпита, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (Рассказ «Крыжовник», 1898)
2 чтец.

«Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «Человечком с молоточком», который напоминал, что в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве»

3 чтец.

Такие рассказы мог написать только человек, любящий жизнь, веселый, неистощимый на выдумки. Об этом говорят  и такие забавные его псевдонимы
Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.(слайд 5) Эти псевдонимы соответствовали юмористической направленности его рассказов  (инсценирование рассказа «Хамелеон» Приложение№1)(слайд 6)

4 чтец.

Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет, с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. (Показать на портретСлайд7). Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

5 чтец.

Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге(слайд8,9,10), в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «Хозяйского ока» в главке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах.

6 чтец.

Долг перед семьей был для Чехова святым: «Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук…» В семье Чеховых жила легенда о том, как Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог.


7 чтец.

Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание – великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание(март1886г.). (Слайд11,12)
«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:


1 чтец.

Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы…


2 чтец.

 Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

3 чтец.

 Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровениями, когда их не спрашивают…

4 чтец.

 Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
5чтец. Они не суетны…
6 чтец. Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем. Они брезгливы…

 
7 чтец.

 Они воспитывают в себе эстетику… Им нужна от женщины не постель… Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть матерью…
Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…
1 чтец.

Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность и многозначительность. «Возвышенные слова» его раздражали. Когда один знакомый пожаловался ему:
- Антон Павлович! Что мне делать. Меня рефлексия заела?
Он ответил:
- А вы поменьше водки пейте.

2 чтец.

 Он не мог терпеть таких слов, как «красиво», «сочно», «красочно». И возмущался вычурностью московских модернистов. «Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать!.. Все это новое … искусство – вздор… Ново только то, что талантливо».

 
3 чтец.

Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. «Праздная жизнь не может быть чистою» – так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо стеклами пенсне, говорил:
- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодцы! Хотите, парочку продам?
Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поразил контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась «Скучная история».

4 чтец.

Его рассказы емкие по содержанию. Это достигалось простой, ясной речью автора, динамичным действием, выразительной деталью сюжета, говорящими фамилиями и именами героев. В произведениях Чехова описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек (инсценировка рассказа «Смерть чиновника»Приложение №2)(слайд !3).


5 чтец.

 Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом, страдающим и часто в своей гнусности близким животному.

6 чтец.

Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; Он записывает: когда живешь в доме, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.
Но если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим?

7 чтец.

Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.
Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.


1 чтец.

Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина – его жена, а литература – любовница». Поэтому при всей поэтичности ум его был, прежде всего, аналитическим, и смотрел он на вещи и на людей, как врач: «Так, например, простой человек смотрит на луну и умиляется, как перед чем-то ужасно загадочным и непостижимым… Но астроном не может иметь на этот счет дорогих иллюзий… И у меня, - ибо я доктор, - их не много…И мне, конечно, очень жаль, потому что это иссушает жизнь…»

2 чтец.

 Работая врачом в земской больнице, Чехов не оставляет литературную деятельность. В своих юмористических рассказах он критикует угодничество, чинопочитание, беззаконие властей, утрату чувства человеческого достоинства (инсценировка рассказа «Толстый и тонкий»Приложение №3)(слайд 14).


3 чтец.

 При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую теме и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках…

Слушание произведений П.И.Чайковского «Баркарола» и «Подснежник»(слайд 15)

 

4 чтец.

Чехов очень любил Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».

Чехов.

– Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку вам,- писал Чехов Чайковскому 12 октября 1889 г.

А еще чуть позже он писал: «… Я ужасно люблю его музыку…»

5 чтец.

Антон Павлович очень высоко ценил Чайковского. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом», - писал Чехов. Поэтому, когда Чайковский умер, Чехов очень переживал: «Известие поразило меня. Страшная тоска… Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан…»

Слушание заключительной части VI симфонии. (16 слайд)

6 чтец.

В произведениях Чехова и Чайковского есть нечто общее: глубокая теплота, душевность, горячее сочувствие человеку. Писатель и композитор обращаются к своим читателям и слушателям с любовью и уважением, с полным доверием, как к близким людям.

Любовь к музыке зародилась у Чехова ещё в юности, одновременно с увлечением литературой и театром.


7 чтец.

Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.


1 чтец.

 А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом.(слайд17,18) Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате «Остров Сахалин». Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое-какие меры. Мы упомянули о гордости, и сразу вспомнилась фраза писателя: «Горды только индюки». Она появилась в ответ, когда кто-то из журналистов назвал его гордым писателем. И в этой фразе тоже весь Чехов.


2 чтец.

 Но вернемся к его милосердию, активному состраданию. Как они проявились в творчестве? В полной мере. В его писательской этике, прежде всего. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей, есть зло… Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть.
Никакой многозначительности, никакой позы не терпел он ни в литературе, ни в жизни. Жене писал за три месяца до смерти:
- Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно.

3 чтец.

 Литература, с точки зрения Чехова, должна быть правдивой и честной, писатель должен быть подобен химику, «отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые»
Да он любил все настоящее, искреннее, органическое. В своих работах, да и в жизни он никогда не говорил о себе, о своих вкусах, взглядах. Кстати, это привело к тому, что его долго считали беспринципным, необщественным. Но симпатии его были чрезвычайно устойчивы, определенны. И среди них первое место занимала естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое».


4 чтец.

Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать:
- Бомба!.. Неси в участок, да смотри осторожнее… Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во

дворе…

5 чтец.

 Все изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войн, революций прошла юмористика Чехова, да и только ли юмористика? В грусти он был также могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы «Дом с мезонином» или «Даму с собачкой». Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников.
-Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.

 
6 чтец.

А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем.
Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст – «подводное течение». Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, взрыв дяди Вани против мнимого светила. Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивает другой со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.

7 чтец.

 Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставил он? Вот его слова: «… свобода от силы и лжи, в чем последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником»
Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека

и подлинное чувство любви.

1 чтец

.«Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ…. И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!»  - вспоминала жена писателя.

2 чтец.

Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справиться со сложностями жизни.

3 чтец.

Чехов не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц.

4 чтец.

Он действительно творил благо «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»,  -  писал он.

5 чтец

.Эти слова Чехова, сказанные в далеком 19 веке, и сейчас актуальны. Давайте творить добро, смеяться над своими недостатками, при этом стараясь их обязательно исправить.

6 чтец.

И если каждый из нас последует совету Чехова, земля наша действительно станет прекрасной.

7 чтец.

А чтение рассказов Чехова поможет нам развить чувство юмора – способность понимать смешное, веселое; ценить его в повседневной жизни. Ведь остроумная,  веселая шутка украшает жиз

1 чтец.

 Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.


2 чтец.

 Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

 
3 чтец.

 Это и есть то чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

 
4 чтец.

 Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.

5 чтец.

Мы по праву можем называть А.П.Чехова своим земляком.

Восемь из сорока четырех лет его Чехов провел в Серпуховском уезде  с 1892 по 1899 - это немало! При чем это время было самым активным периодом в его литературной и общественной жизни. Без отрыва от врачебной практики и при максимальной общественной деятельности было создано 40 произведений!

6 чтец

.Он купил имение в Мелихов(слайд 19)е, когда ему было только тридцать два года. Болезнь еще ходила стороной, и сам он являл собой совсем не тот облик, к которому мы привыкли по портретам из школьных учебников: сухой изможденный старик в пенсне... Нет! Вернувшийся из кругосветного путешествия после обследования Сахалина, Чехов был по-настоящему молод и красив. Отличного телосложения, высокого роста -186 см, он дружил с атлетом Гиляровским и был в числе основателей первого гимнастического общества в России. С юношеским лицом прекрасной лепки, с глазами, полными света и доброты, неутомимый в работе, остроумнейший и необыкновенно легкий в общении, к тому же еще и обладающий благо -родством самой высокой пробы!

7 чтец.

Серпухов»  поначалу писателю не понравился. Но со временем, когда он осваивая «земскую тундру» от-,, дал уезду много сил и времени, он с большой теплотой вспоминал и отзывался о городе и его людях.

1 чтец.

Чехов станет идеальным земским врачом, будет сочетать в одном лице литератора, врача-лечебника, санитарного врача, земского гласного, присяжного заседателя в суде, строителя и попечителя сельских школ и библиотек, каждым прожитым днем утверждающим идею человеческой жизни: - желание служить обществу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья!

2 чтец.

В Серпухове есть  улица Чехова,которая ранее называлась Фабричной. Здесь располагались мелкие фабрики, парусиновые и рогожные.
Оказавшись на пересечении улиц Чехова и Советской, мы увидим серое двухэтажное здание. Это бывшая Земская управа. Здесь же находилась и земская аптека. В этом доме часто бывал врач А.П.Чехов, покупал лекарства для больных своего участка, в который входили 26 деревень, 4 фабрики и один монастырь. О посещении писателем этого здания в 1892-1899 гг. повествует мемориальная доска.

 

3 чтец.

Справа на углу улиц Чехова и Ворошилова стоит памятник А.П.Чехову (авторы - московский скульптор С.В.Согайко и архитектор В.В.Шувалов).
Ранее в скверике, неподалеку, стоял другой памятник писателю. Его автором был учитель рисования школы №6 А.Я.Певзнер. Скульптура была копией ялтинского памятника Чехову. Время, увы, не пощадило его.

4 чтец.

История же серпуховского театра насчитывает уже 106 года - он был создан Антоном Чеховым и Гликерией Федотовой в 1903 году. Спустя 58 лет в Серпухов из Мурманска приехал Юрий Туровский - основатель Серпуховского театра «Текстильщик». Этому театру в 1963 году было присвоено звание «народного». За 25 лет существования в театре поставлено 987 спектаклей, не один десяток пьес, сотни концертов прошли во всех клубах города и района.

 

5 чтец.

 Центральная библиотека носит имя А.П.Чехова. За многолетнюю деятельность по пропоганде Чеховского наследия Центральной городской библиотеке в 1969 году было присвоено  имя великого русского писателя, которое она с гордостью  носит уже 40 лет.

Ведущий.

Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю отечественной литературы новое большое слово.

Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.

Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
      Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.



Предварительный просмотр:

СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА(сценка)

АВТОР

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

 

ЧЕРВЯКОВ

"Я его обрызгал!  Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо".

АВТОР

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

ЧЕРВЯКОВ

- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно..

 

ГЕНЕРАЛ

- Ничего, ничего...

 

ЧЕРВЯКОВ

- Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

 

ГЕНЕРАЛ

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

АВТОР

Черняков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

 

ЧЕРВЯКОВ

- Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

ГЕНЕРАЛ

- Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же!

ЧЕРВЯКОВ

"Забыл, а у самого ехидство в глазах, И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.."

АВТОР

Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась.

- А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

ЧЕРВЯКОВ

- То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

АВТОР

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

ЧЕРВЯКОВ

- Вчера в "Аркадии", ежели припомните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

ГЕНЕРАЛ

- Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? – (обратился генерал к следующему просителю)

 

ЧЕРВЯКОВ

"Говорить не хочет! Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню..."

АВТОР

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

 

ЧЕРВЯКОВ

- Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

АВТОР

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

ГЕНЕРАЛ

- Да вы просто смеетесь, милостисдарь!

 

ЧЕРВЯКОВ

"Какие же тут насмешки? Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

АВТОР

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

ЧЕРВЯКОВ

 - Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

 

ГЕНЕРАЛ

- Пошел вон!

ЧЕРВЯКОВ

 - Что-с?

ГЕНЕРАЛ

- Пошел вон!!

АВТОР

В животе Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.



Предварительный просмотр:

А. П. Чехов

Хамелеон (сценка)

АВТОР

Через базарную  площадь идет полицейский  надзиратель Очумелов  в новой

шинели  и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху

наполненным  конфискованным  крыжовником.  Кругом  тишина...  На  площади ни

души... Открытые двери лавок  и кабаков глядят  на  свет  божий  уныло,  как

голодные пасти; около них нет даже нищих.

ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕР ХРЮКИН

- Так  ты  кусаться, окаянный?  - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

АВТОР

Слышен собачий визг.  Очумелов глядит в сторону и  видит: из  дровяного

склада  купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За

ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке.

Он бежит за ней  и, подавшись туловищем  вперед, падает  на землю  и хватает

собаку за задние лапы. Слышен  вторично собачий визг и крик: "Не пущай!"  Из

лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно

из земли выросши, собирается толпа.

ГОРОДОВОЙ

- Никак беспорядок, ваше благородие!..

 

АВТОР

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот

склада,  видит  он,  стоит вышеописанный  человек  в  расстегнутой жилетке и,

подняв  вверх  правую   руку,  показывает  толпе  окровавленный   палец.  На

полупьяном  лице  его  как бы написано: "Ужо я  сорву с тебя, шельма!", да и

самый палец  имеет  вид знамения  победы. В этом  человеке  Очумелов  узнает

золотых дел  мастера  Хрюкина. В  центре толпы, растопырив передние  ноги  и

дрожа всем телом, сидит на земле сам  виновник скандала - белый борзой щенок

с острой мордой и  желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение

тоски и ужаса.

полицейский  надзиратель Очумелов  

 - По какому это случаю  тут? - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!

ХРЮКИН

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю(кашляя в кулак). - Насчет дров с Митрий Митричем, -  и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну...  Этого,  ваше  благородие, и  в  законе  нет,  чтоб  от  твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

Очумелов

- Гм!.. Хорошо( строго, кашляя и шевеля бровями). -

Хорошо...  Чья собака?  Я  этого так  не  оставлю. Я покажу  вам, как  собак

распускать!  Пора   обратить  внимание  на  подобных   господ,  не  желающих

подчиняться  постановлениям! Как  оштрафую  его, мерзавца,  так  он узнает у

меня,  что  значит  собака  и  прочий бродячий скот! Я ему  покажу  кузькину

мать!..  Елдырин, узнай,  чья это собака,  и  составляй  протокол!  А  собаку  истребить надо. Не  медля!  Она наверное бешеная... Чья это собака,спрашиваю?

ИЗ ТОЛПЫ

     - Это, кажись, генерала Жигалова!

Очумелов

- Генерала Жигалова?  Гм!.. Сними-ка,  Елдырин, с  меня пальто... Ужас,

как жарко!  Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как

она могла  тебя  укусить? (обращается Очумелов  к  Хрюкину.)  Нешто она

достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно

быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и  пришла в твою голову идея, чтоб

сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

ИЗ ТОЛПЫ

- Он, ваше благородие,  цигаркой  ей в харю для смеха, а она - не  будь

дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

ХРЮКИН

- Врешь, кривой!  Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие

умный  господин и  понимают,  ежели кто врет,  а кто по  совести, как  перед

богом...  А  ежели  я  вру,  так  пущай мировой  рассудит. У  него в  законе

сказано... Нынче  все  равны... У меня у самого брат  в  жандармах...  ежели

хотите знать...

Очумелов

 - Не рассуждать!

ГОРОДОВОЙ

- Нет, это не генеральская. У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

Очумелов

- Ты это верно знаешь

ГОРОДОВОЙ

- Верно, ваше благородие..

Очумелов

 - Я и сам  знаю. У  генерала собаки дорогие,  породистые, а  эта - черт

знает что! Ни шерсти,  ни вида...  подлость  одна только... И  этакую собаку

держать?! Где же  у  вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве,

то знаете,  что  было бы? Там не посмотрели бы  в закон, а моментально -  не

дыши!  Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!

Пора...

ГОРОДОВОЙ

 - А может  быть, и генеральская...На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видели.

ИЗ ТОЛПЫ

- Вестимо, генеральская!

Очумелов

 -  Гм!.. Надень-ка,  брат  Елдырин,  на меня  пальто...  Что-то  ветром

подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я

нашел и  прислал... И  скажи, чтобы ее  не выпускали на  улицу... Она, может

быть,  дорогая, а  ежели каждый  свинья будет ей в нос  сигаркой  тыкать, то

долго  ли  испортить.  Собака- нежная  тварь... А ты, болван,  опусти  руку!

Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

     - Повар генеральский идет, его  спросим...  Эй, Прохор! Поди-ка, милый,

сюда! Погляди на собаку... Ваша?

ПОВАР

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов

- И спрашивать  тут долго нечего Она  бродячая!Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть,  и

бродячая... Истребить, вот и все.

ПОВАР

 -  Это  не  наша.Это генералова  брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

Очумелов

-  Да  разве  братец  ихний  приехали?  Владимир  Иваныч? Ишь ты, господа!А я и не знал! Погостить приехали?

ПОВАР

 - В гости...

Очумелов

-  Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не  знал! Так

это  ихняя  собачка?  Очень рад...  Возьми  ее...  Собачонка ничего  себе...

Шустрая такая... Цап этого  за палец! Ха-ха-ха... Ну,  чего  дрожишь? Ррр...

Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

АВТОР

 Прохор зовет собаку и  идет с  ней от дровяного склада... Толпа хохочет

над Хрюкиным.

Очумелов

 - Я еще  доберусь  до тебя!  - (грозит,запахиваясь  в

шинель, продолжает свой путь по базарной площади).



Предварительный просмотр:

рассказ А.Чехова "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"(сценка)

АВТОР         

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом . Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

ТОЛСТЫЙ

- Порфирий!  Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

ТОНКИЙ
- Батюшки !Друг детства! Откуда ты взялся?

АВТОР
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены

ТОНКИЙ
.- Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства!

ТОЛСТЫЙ

 В гимназии вместе учились!

АВТОР
Нафанаил немного подумал и снял шапку

ТОНКИЙ
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах... лютеранка.

АВТОР
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

ТОЛСТЫЙ

- Ну, как живёшь, друг? Служишь где? Дослужился?

ТОНКИЙ
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

ТОЛСТЫЙ

- Нет, милый мой, поднимай повыше Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

АВТОР
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира..

ТОНКИЙ
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

ТОЛСТЫЙ

- Ну, полно! –( поморщился )Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

ТОНКИЙ
- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, ещё более съёживаясь.- Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

АВТОР
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...