Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"
материал по литературе на тему
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_s_gitaroy.doc | 99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Человек с гитарой
Вечер - портрет, посвященный жизни и творчеству Юрия Визбора
Звучит песня Ю. Визбора «Ходик»
1-й ведущий (ученик читает стихотворение Ю. Визбора «Спутники»). Сегодня мы будем вспоминать тихие бардовские песни когда-то молодых людей, которым сейчас далеко за пятьдесят. Тихая гитара способна вернуть ощущение личности.
2-й ведущий. Так кто же начал? Кто эту костровую песню вывел на уровень поэзии? Кто первый взял гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Кто - у истока традиции?
3-й ведущий. Многие полагают: Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основания думать так. Но если быть точным, то у истоков современной звучащей лирики стоит Визбор. Ему и посвящен наш дальнейший рассказ.
4-й ведущий. Юрий Визбор. Было время недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Галича, до Кима. Магнитофонные ленты, передаваемые из дома в дом, и живые голоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением живого облика самого Визбора, веселого, желтоволосого, круглолицего парня в ковбойке, который не то пел, не то шептал, не то рассказывал с берущей за душу простотой.
3вучит песня Ю. Визбора «Домбайский вальс». На экране проецируются портреты, фотографии Ю. Визбора.
5-й ведущий. Он был и впрямь ярко, раскидисто, нерасчетливо талантлив. Песни его пело студенчество, это был главный его дар, его судьба.
6-й ведущий. Но писал он и прозу, которую уже начинал понемногу печатать.
1-й ведущий. И эти знаменитые гуаши на листах ватмана: 3еленые озера да черточки лесов…».
2-й ведущий. И, наконец, в секунду покорявший всех, уверенный артистизм его!
Внешность проказника и потаенная печаль в уголках рта - ясно же было, что кино не должно пропустить такого прирожденного артиста. И не пропустило. Он много снимался.
3-й ведущий. Он сыграл свои роли, написал свои пейзажи, издал свои рассказы.
4-й ведущий. Он прокрутился, побезумствовал, пропел, поликовал, погрустил отмеренные ему пятьдесят лет.
5-й ведущий. Теперь, когда мы слушаем его смеющиеся песни, то думаем о том, что судьба соблазнила его, отманила в сторону, отвела от самого главного дара. От того главного, что он все-таки сделал.
6-й ведущий. Он создал современную студенческую песню.
1-й ведущий. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и с его голоса, с его легкой руки пошло уже поветрие, и явились менестрели следующих поколений, принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью.
2-й чтец. Из автобиографии Юрия Визбора: «Я родился 20 июня 1934 года в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миусах. Моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко была привезена в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата "ас" было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)».
1-й чтец. Из неопубликованной повести «Здравствуйте, я вернулся!» дочери Визбора Татьяны: «На свою фамилию я впервые обратила внимание в школе и подошла к отцу с вопросом: «Почему у всех есть какие-нибудь прозвища, а меня зовут и обзывают одинаково – «Визбор»?» «Потому что, - ответил отец с гордостью, - «Визбор» - это не фамилия, это кличка»».
1-й ведущий. Детство и юность Визбора - это война и послевоенные годы.
3нучит песня О. Визбора «Сретенский двор».
2-й ведущий. Подростком Юрий мечтал о мужественной профессии летчика. Он даже получил в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолет.
3-й ведущий. Но летчиком он не стал, а поступил в Московский педагогический институт и сумел вместе со своими товарищами сделать так, что их MГПИ стал центром, вокруг которого крутилась вся студенческая Москва.
2-й чтец. Из неопубликованной повести «Если бы ты знал...» первой жены Визбора, журналистки, поэтессы Ады Якушиной: «...сижу после сдачи какого-то экзамена в нашем институтском дворике. Блаженствую: можно теперь хотя бы до завтра не заглядывать в учебник. Пригревает осеннее солнце, кружится разноцветная листва. Вижу, недалеко окружили девчонки двух парней.
Один - кареглазый, коренастый, отчаянно жестикулируя, рассказывает, судя по всему, занятную историю.
Второй - стройный, светловолосый, в зеленой ковбойке, и, замечу, очень симпатичный - время от времени что-то добавляет, и тогда вся компания взрывается хохотом.
- Кто это? - осведомляюсь у присевшей рядом однокурсницы.
- Ты не знаешь, кто? - искренне удивляется она. - Это же Володька Красновский и Юрий Визбор. В него пол-института влюблено! Я не уточняю, в кого именно».
4-й ведущий. 3акончив институт, Визбор по распределению уезжает учительствовать в маленькую северную школу, где ведет отнюдь не только те предметы, которым учили в институте. Затем его призывают в армию, и служит он тоже на Севере, так что Север, Арктика стали любовью и потребностью, заставляя всю оставшуюся жизнь искать новых встреч с ледоколами и дрейфующими льдинами.
3нучит песня Ю. Визбора «Хибины».
5-й ведущий. Вернувшись после службы в армии, Визбор занялся журналистикой.
1-й чтец. Из повести Юрия Визбора «3автрак с видом на Эльбрус»:
- Ты кто по профессии?
- Я - журналист, - гордо сказал я.
- Ой, как неудачно, - сказала она.
- Я - хороший журналист, - сказал я.
6-й ведущий. На одном вечере Визбор заявил: «Журналистика - моя единственная профессия. Сейчас я занимаюсь киножурналистикой, документальным кино. Получил пять премий за свои работы в документальном кинематографе. Три из них – международные. Сам не скажешь – никто не узнает».
1-й ведущий. Визбор и в самом деле был хорошим журналистом. Он работал и на радио, изобретал новые жанры звучащей журналистики (радиостанция «Юность», журнал «Кругозор», песни-репортажи - рождение каждого из этих новшеств связано с именем Визбора).
2-й чтец. Вспоминает известный бард Юлий Ким: «Вот он стоит на сцене - мешковатый и в то же время ладный, чуть наклонившись через гитару к микрофону, улыбается.
На экране - кадры выступлений IO. Визбора.
У него замечательная улыбка, мгновенно располагающая к нему: здравствуйте, мы все тут свои люди, давайте, ребята, споем что-нибудь...
Душа всякой хорошей компании. Не тамада, не кумир, а именно душа. Его обаяние действует само по себе, без усилий. Он не стремится первенствовать, он слушает других, и слышит, и всегда откликается...
Он помнит массу историй, какие пережил сам и не сам, и вот рассказывает такой своей скороговорочкой, пересыпанной смешком, на все лады и обязательно в лицах... И любуешься, и заслушиваешься, бывало».
2-й ведущий. Походил, поездил, полетал, поплавал, понасмотрелся, познакомился...
3-й ведущий. И, оказалось, на свете великое множество хороших компаний вокруг него, и если бы их все собрать в одну, кого бы мы только не увидели!
4-й ведущий. Тут тебе и моряки, и летчики, и хоккеисты, и артисты, и космонавты, и писатели, и ученые, студенты...
5-й ведущий. Абсолютно контактный человек. И какой разносторонний!
6-й ведущий. Визбор - альпинист и тренер по горнолыжному спорту.
1-й ведущий. Визбор - поэт и певец, автор трехсот песен, голос поколения.
2-й ведущий. Визбор - кинематографист, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах.
3-й ведущий. Визбор - драматург, написавший несколько пьес и киносценариев.
4-й ведущий. Визбор - художник, автор замечательных акварельных рисунков.
5-й ведущий. И все же главное, за что его помнят и будут помнить, - песни.
6-й ведущий. Его герой - человек с рюкзаком. Человек на крутом склоне. 3а рулем мчащейся машины. 3а штурвалом взмывающего самолета.
3вучит песня Ю. Визбора «Серега Санин».
1-й ведущий. Эту жизнь, этих людей Визбор знал не со стороны, он был с ними в горах, на палубе, в самолете.
3вучит песня Ю. Визбора «Песня альпинистов».
2-й ведущий. Альпинизм не только радость побед, но и горечь потерь.
1-й чтец. Вспоминает Татьяна Визбор: «В то утро, 16 августа 1978 года, на альплагерь опустился сплошной туман. Как шутили тогда: "В раю было холодно, шел снег и дул ветер". На зарядке свою же вытянутую руку невозможно было разглядеть. Наша группа новичков должна была выходить на занятия в ущелье Мырды. Когда мы стояли на построении, мимо нас, казалось, не видя ничего перед собой, пробежал отец с перекошенным лицом в полном альпо-обмундировании. Я тогда ничего не поняла, а после мы узнали, что произошло несчастье. Группа из пяти человек, участвовавшая в соревнованиях... Короче: Олег Коровкин погиб, Ковуненко, 3ыбин, Башкиров - многочисленные сложные ожоги разной степени.
Карпов - единственно не пострадавший! Ночью к ним палатку залетела шаровая молния... Коровкин умер, даже не проснувшись... Самое обидное, что все было сделано по правилам, ошибки не было: они ночевали за 100 метров от гребня, и все металлические вещи отнесли за пределы лагеря. На спасательные работы были брошены все разрядники, все значкисты. Первая группа ушла в 8 утра, последняя пришла в 2 часа ночи. Отец ассистировал доку прямо на горе. Оставаясь в лагере, мы готовили палатку для раненых. В три часа ночи лагерь еще не спал, все курили - и те, кто собирался бросать, и те, кто бросил 20 лет назад, и те, кто вообще не курил».
2-й чтец.
Ну как же тебе рассказать, что такое гора?
Гора - это небо, покрытое камнем и снегом,
А в небе мороз неземной, неземная жара,
И ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был.
Вот так и ложится на сердце гора за горой,
Их радость и тяжесть, повенчанные высотою,
Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой,
Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.
3-й ведущий. Чем бы Визбор ни занимался, он мог писать и писал песни. Любил сочинять «хором». Хотя иногда это заканчивалось конфузом.
1-й чтец. Вспоминает Ада Якушева: «Однажды мы с Юрием решили создать общую песню. Дело было на Неглинке. Моя свекровь, Мария Григорьевна, подремывая, листала журнал. Маленькая дочка спала, а мы, присев на тахту около дверей (комната ведь у нас была одна), принялись за песню. Тихонько споря и слегка поругиваясь, мы благополучно одолели четыре будущих куплета, а на пятом разразился скандал. «Встречать красивые рассветы - это никакие. Надо тогда объяснить эту красоту! Уж лучше в таком случае «дрожащие»!" Настала очередь возмущаться Визбору: «Во всех песнях рассветы только и делают, что дрожат!» «И все-таки «дрожащие», - настаивала я, - ведь у нас песня «Дорожная», и рассветы именно дрожат за вагонным окном!» «Нет, красивые!» - «Нет, дрожащие!» Я, всхлипнув, завернула сонную Таньку в одеяло и вместе с ней помчалась из дома в ночь, в пургу. 3а мной погнался ошарашенный Визбор. А за ним Мария Григорьевна в халате и домашних тапочках, крича: «Мне плевать, какие у вас будут рассветы, но вы же ребенка застудите!» Я, конечно, вернулась, горестно плача. А рассветы стали «холодные...»».
Звучит песня Ю. Визбора «Милая моя».
4-й ведущий. По поводу влюбленностей...
Если бы Визбор взялся отмечать на грифе своего инструмента «разбитые им существования», как говаривали наши предки, одной гитары явно бы не хватило.
1-й чтец. Вспоминает Ада Якушева: «Визбор часто повторял блоковское утверждение, что "только влюбленный имеет право на звание «человека"». И могу засвидетельствовать, что в этом состоянии он пребывал постоянно. Причем мне это было очень заметно. То он влюблялся в комсомольского секретаря, и тогда основными темами его разговоров становились формализм в работе с молодежью и проблемы отношений комсомольских поколений, а во взгляде сверкал непреклонный корчагинский огонек. 3атем на горизонте появлялась отчаянная яхтсменка, и немедленно им приобреталась тельняшка, которую он почти не снимал с себя. Но, правда, она не занашивалась до дыр, поскольку наступала очередь его пристрастия к геологии или изучению фольклора. Возможно, поэтому многие удивлялись потом, сколь широк диапазон его познаний в самых разных областях.
Подозреваю, что из всех этих фрагментов он пытался вылепить цельный образ идеальной для него женщины. И скульптурной этой работе не видно было конца. Когда на свадьбе моей старшей дочери собрались все три жены Визбора - я, Женя Уралова, Нина Тихонова, я поделилась с ними этими наблюдениями, и они, кажется, согласились со мной. Так что у Визбора были все основания повторять шутливую фразу Гердта "Это было три жены назад..."».
5-й ведущий. Вся жизнь Юрия Визбора была связана с кино. В тридцать два года он дебютировал не как-нибудь, а сразу яркой, крупной ролью в фильме, который теперь называют гимном поколения, - «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Дальше были роли в таких фильмах, как «Красная палатка», «Начало», «Белорусский вокзал», «Ты и я».
Выступление ведущих сопровождается показом кадров из фильмов с участием Ю. Визбора.
6-й ведущий. А роль Бормана в телесериале «Семнадцать мгновений весны» принесла ему всенародную известность.
Всякий раз, читая воспоминания о каком-нибудь известном киноактере, сталкиваешься с рассказом о том, как незнакомые люди узнавали нашу знаменитость на улице. Юрий Визбор не был исключением из общего и такого понятного правила.
«Борман» - кричали мальчишки, всегда готовые бить фашистов; «Борман?» - озадаченно вздрагивали работники ГАИ; «Ой, Борман!» - вздыхали прекрасные девушки.
Услышав это непривычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу. Визбор улыбался своей славе, с ней у него были давние добрые отношения.
Звучит песня Ю. Визбора «Я хочу, чтобы вы не забыли меня».
1-й ведущий. Условия кинопроизводства в такой степени становились для него условиями жизни, личного быта и внутреннего мира, что реалии этой жизни то и дело проникали в песни, которые он писал не для фильмов, а для себя и друзей.
2-й чтец.
Над киностудией свирепствует зима.
Стоят фанерные орудия в снегу.
Поземка ломится в картонные дома.
Растут сугробы на фальшивом берегу.
В ночном буфете пьют актеры теплый чай,
Устав от света, как от жизни старики.
По павильонам постановщики стучат
И строят лестницы, дворцы, материки...
2-й ведущий. В фильме М. Калатозова «Красная палатка» Визбор сыграл одного из полярников, оставшихся после крушения на льдине. Наверное, эта работа доставляла ему особое наслаждение: Арктика всегда его манила, занимая в жизни очень важное место. Достаточно сказать, что он трижды прошел Северным морским путем.
1-й чтец. Из записи устного рассказа Юрия Визбора о съемках фильма «Красная палатка»: «Съемки проходили в Арктике, на льдине, между двумя кораблями. Долгое время мы не видели ни одного медведя. Потом появился один, который чуть не съел Никиту Михалкова. Но это было только самое начало, потому что к десяти часам между нашими кораблями разгуливало уже восемнадцать штук или человек (смотря за кого их считать) медведей. Они явились к нам семьями, с родственниками и знакомыми. Особенно их интересовали декорации, смонтированные на льду. Иные ответственные лица плакали горькими слезами.
Мы пытались, естественно, медведей прогнать: у них же выходной день, а нам работать нужно, у нас план.
Пароходы гудели, свистели, пар пускали, что-то кидали в них...
Вот, говорят, будто зверь взгляда боится. Ничего они совершенно не боятся. Они местные! Мы приехали в гости, а они тут живут. Единственный, кого боялись эти странные звери, был наш вертолет. С нами работал замечательный пилот Василий Петрович Колошенко. Он поднимал свой "МИ-4" и, низко летя, загонял этих зверей в тмутаракань, куда-то в туман. Как только площадка освобождалась от медведей, очень быстро на нее выбегали артисты в гриме, гримеры, ассистенты оператора, ассистенты режиссера, пиротехники, электрики, вся киночелядь и начинали в очень высоком темпе создавать художественные ценности. Работа шла очень слаженно, не наблюдалось никаких дискуссий. Рядом на торосе стоял ассистент с мегафоном, который меланхолично объявлял: «Группа медведей, 150 метров». Это всех бодрило. Я такой дружной работы в кино не помню».
3-й ведущий. Кроме работы в кино, занимался Визбор и драматургией.
2-й чтец. Вспоминает руководитель театра «Ленком» Марк Захаров: «В те годы я мучительно искал повод для создания современного поэтического спектакля, некой театральной фантазии на современную тему...
Набравшись смелости, я предложил Юрию Визбору сделать совместную работу, он согласился, и мы стали сочинять пьесу «Автоград-XXI». Возможно, это оказалось не лучшее произведение, которое украсило бы творчество Визбора, да и мою режиссуру, но тем не менее это было что-то горячее, дерзкое, громкое, странное и очень необходимое в то время и мне, и Театру имени Ленинского комсомола... Спектакль, что очень важно, привлек внимание - и зритель в театре заметно помолодел... Конечно, мой первый режиссерский успех в этом театре во многом был связан с именем Юрия Визбора, который насытил наше сочинение помимо драматургии еще oсoбой поэтичecкoй атмосферой. Поэзия была многообразной и несла в себе радостную тайну. В спектакль вошли несколько старых песен Визбора, но он сочинил и новые».
1-й ведущий. Две другие пьесы, «В списках не значился» и «Березовая ветка» - пьесы о войне. Визбор не воевал, но мальчиком заглянул в глаза войне, и она оставила в нем свой след.
Чтец.
Помни войну! Пусть далека она в тумане.
Годы идут, командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...
3вучит песня Ю. Визбора «Виталий Палыч».
5-й ведущий. Человек универсального склада, страстный жизнелюб, Визбор, к сожалению, ушел из жизни рано.
6-й ведущий. Из дневника Ады Якушевой: «Утром приехал Максим и сказал, что Визбор тяжко болен. Диагноз плохой.
Хозяин дома, Василий Михайлович Белов, человек спокойный и рассудительный, много лет проработавший сельским фельдшером, попытался успокоить нас, припомнив, что в подобных случаях может помочь отвар из картофеля.
«Господи, - подумала я, - возьми от меня и передай Юре мои силы». А сил-то уже и не было. Ночью меня скрутила страшная судорога. Мне показалось, что я сама умираю. А когда утром очнулась, увидела, что вся наша маленькая дачная команда... уже ожидала с корзинами в руках.
Надо было собирать цветы картофеля. В Москве я сразу позвонила Юре:
- Давай держаться, - сказала я. - А то родили дочку, а сами разлеглись - это нечестно.
- Давай держаться, - ответил он. - Я забегу к тебе, ладно?
- 3абегай, но ты меня, наверное, не узнаешь, я очень похудел.
- Ты меня тоже. Я вся синяя, и щеки ввалились. Но я повешу на шею табличку с фамилией, как у нас на вечере встречи выпускников института.
Это был наш последний разговор. Юра умер 17 сентября 1984 года».
Чтец. Вспоминает Юлий Ким: «В сентябре я говорил с ним последний раз по телефону. Он был безнадежно болен и, кажется, знал об этом. Голос его был слаб, но бодр.
- По утрам отпускает, а к вечеру опять... - сказал он. - 3айди как-нибудь утром, денька через два.
- Чего тебе принести?
Тут он помедлил, а потом с какой-то полушутливой яростью сказал:
- 3наешь, принеси мне яду. Такого, знаешь, незаметного, без запаха и вкуса, и чтоб сразу.
Я вроде бы нашелся.
- Юр, прямо не знаю. Есть, конечно, у меня цианистый калий, вон целая цистерна, но ведь пахнет, зараза! Горьким миндалем.
Визбор хохотнул и тут же своей скороговорочкой сообщил мне историю, как одного мужика не брал цианистый калий, ну совершенно, и он шантажировал своих семейных, выпивая у них на глазах по стакану отравы. Но однажды забыл, что нельзя сразу после этого пить черный кофе...
- Позвони мне послезавтра. Может, увидимся. 3ахвати... гм... какого-нибудь интересного чтива, хорошо?
Но послезавтра уже нельзя было к нему. А через неделю я - увидел его. А он меня – нет».
1-й ведущий. Вечер его памяти в декабре 1984 года (готовили для его живого пятидесятилетия, а вышел - траурный) показал, сколь прочна его популярность. Гигантский зал был переполнен. Люди словно замерли от переполнявших их слез, но не решались их пролить - такие со сцены лились ликующие, искрящиеся его песни. В зале сидели люди, которые когда-то первыми приняли и подхватили их: постаревшие студенты пятидесятых годов, нынешняя работающая интеллигенция. Визбор был и остается ее поэтом, выразителем ее душевности, ее судьбы. Нашей судьбы.
3нучит песня Ю. Визбора «Ночная дорога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"
Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный учителями литературы...
Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе
Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....
Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной творчеству Е.П. Ростопчиной
Сценарий предназначен для проведения мероприятия в 9 классе при изучении творчества писателей Пушкинской поры. Евдокия Петровна Ростопчина была одной из ярких представительниц литературы п...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....