Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ
методическая разработка на тему

Фомина Татьяна Михайловна

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturno-muzykalnoy_kompozitsii.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Брянская область

Выгоничский район

МБОУ Хмелевская ООШ

Литературно-музыкальная

композиция

«Выполняя жизни назначенье», посвященная творчеству

Н.М. Грибачева

автор-составитель

Фомина Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

2015г

  • Слайд 1 (Литературно-музыкальная композиция «Выполняя жизни назначенье», посвященная творчеству Н.М. Грибачева) и музыка
  • Слайд 2 (на нем Грибачев Николай Матвеевич в военной форме и подпись «За все в ответе сам!»:

От Подмосковья и до Сталинграда,

И до Берлина шел я по войне.

Я был в аду и вынырнул из ада -

И отступил, и умер страх во мне.

Николай Грибачев

Дима:     От Подмосковья и до Сталинграда,

     И до Берлина шел я по войне.

     Я был в аду и вынырнул из ада -               (Слайд 2)

               И отступил, и умер страх во мне.

Алина:  Самые сложные испытания выпали на долю Николая Матвеевича Грибачева, да и на долю всего нашего народа, с началом Великой Отечественной войны. С первых дней  он на ее фронтах: командовал взводом, затем саперным батальоном.

Диана:   Июль. Жара и пыль. И крик и стон.

                Вот-вот накроет переправу канонада.

                Плетутся старики, спешат обозы вброд.

                Погонщик из реки не может выгнать стадо.

               На лицах малышей смешались слезы, пот,

               С утра уже детей огнем пытает жажда,

               Но сзади топот толп: не время пить —

               Вот-вот накроет переправу канонада.

               Хоть каплю бы дождя, хоть тени бы кусок,

               От пыли поседев, к земле сникают травы.

               Вы спросите меня, когда настанет срок,

               Как я вступил в бои, где сердцем стал жесток?

               Я в этот день стоял в толпе у переправы.

Аня: Это стихотворение было написано в сорок первом году у переправы через Днепр... Николай Матвеевич Грибачев участвовал в боях под Москвой, на Дону, под Сталинградом, Варшавой, Прагой и Берлином. В 1943 году Политуправление фронта назначает его специальным корреспондентом армейской газеты «Боевой товарищ».

Алина: В стихах о войне проявилась прежде всего гражданская позиция Грибачева-поэта. Он был сыном своего времени, и, пожалуй, патриотический порыв большинства советских людей, тех, кто бросились на защиту своей родины, он очень точно передал в стихотворении «Иду!»:

Дима:      И я, покамест смерть не погасила

                 В моих глазах последнюю звезду, -

                 Я твой солдат, твоих приказов жду.

                 Веди меня, Советская Россия,

                 На труд, на смерть, на подвиг - я иду!

Аня: Стихи, написанные на войне, вошли в сборник «По дорогам войны», вышедший в 1945 году. Но и в дальнейшем, уже в послевоенные годы, мысли о войне не покидали поэта: видимо, тем, кто пережил войну, невозможно вычеркнуть ее из памяти.

Алина: Многие, знавшие Николая Матвеевича Грибачева, отмечали его необыкновенную аккуратность, четкость, подтянутость. Эти качества для командира саперного батальона были очень важны, ведь где, как ни при работе со взрывчатыми веществами, так велик риск проститься с жизнью из-за какой-то неосторожности или ошибки. Но, наверное, нельзя утверждать, что это был железный, ни в чем не сомневающийся человек. В своих стихах он очень точно передал сомнения, противоречия, сложное состояние человека, вступающего в бой. Примером подобных переживаний могут служить чувства лирического героя в стихотворении «После боя»:

Дима: Перед атакой, в миг особый,

            Как бы при молнии во мгле,

            Увидишь мир, в единстве собранный,

            Все-все, что любишь на земле.

            И сдавит жалость нестерпимо

            К себе, к земле, к друзьям, к родным,

           Но миг - он миг, он пулей мимо,

           А следом пламя, грохот, дым.

           И тут - как в пропасть все былое,

           Все вон из памяти года.

           Мне кажется, я после боя

           Рождался наново всегда.

Диана: Иным настроением проникнуто стихотворение «Посылать в атаку...». Здесь поэт сумел передать, насколько трудно на войне распоряжаться судьбами своих подчиненных, сколь высока цена приказу идти в атаку, ведь жертвы при этом неизбежны.

 

Аня: Ночь освещает подбитые танки.

          В небе какой-то шатается ас.

          Тихо зачитан приказ об атаке.

          Краткий. Сухой. Беспощадный приказ.

         Снова вести под огонь пулеметный

          Чьих-то мужей и отцов, и сынов.

Алина: Так взбудораженный кратким приказом,

              Тем, что вести на погибель велит,

              Мечется в поисках истины разум,

              Сердце, как старая рана, болит...

              Но, командир, в эту ночь фронтовую

              Сосредоточься и окаменей...

             Трудно в атаку ходить штыковую,

             Но поднимать в штыковую трудней!

Дима: Фронтовые дороги привели Грибачева в Восточную Европу. Ему довелось побывать в Польше, Берлине, Праге, Румынии, Болгарии. Но где бы он ни был, он всегда помнил родную Брянщину, красавицу Десну, места, где прошло его детство. Неудивительно, что в первый послевоенный отпуск он приехал на родину, в Лопушь. Поэт был потрясен увиденным:

Диана: Большого подворья останки:

              Кирпич, головешки, зола...

              Два года в походной землянке

             Семья по-солдатски жила,

             Два года сочились с наката

             По капле вода и смола.

             Уже забывали ребята,

             Что хата когда-то была.

Аня: Но приехавший на родину писатель видел и другое. Его поразили вера в свои силы, самоотверженный труд его земляков, их убеждение, что общими усилиями будет не только восстановлено довоенное, но и сама жизнь станет краше, богаче, культурнее.

Алина:       Через щелки штор — лучи косые,

                     В полосе их искрится пыльца,

Дима:          За окном весна, поля, Россия,

                     Ширь да ширь без края и конца.

Аня:         Ветер густ, и полдень в полной силе,

                  Вербы пух - как первый пух птенца...

Диана:    За окном весна, поля, Россия,

                 Ширь да ширь без края и конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Глоток свободы", посвященной Году Российской истории

Тема литературно- музыкальной композиции- восстание декабристов 1825 года...

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"

Сценарий литературно - музыкальной композиции,  посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной творчеству Е.П. Ростопчиной

Сценарий предназначен для проведения  мероприятия в 9 классе при изучении творчества  писателей Пушкинской поры. Евдокия Петровна Ростопчина была одной из ярких представительниц литературы п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...