Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."
материал по теме

Дворянова Наталья Викторовна

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_po_chekhovu.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Сценарий литературного вечера, посвященного

                 150-летию со дня рождения А.П. Чехова:

            «В человеке должно быть все прекрасно…»

Автор сценария: Дворянова Н.В.

(в тексте сценария сохранены имена  юных исполнителей)

Танец (вальс), в конце танца - чтение стихотворения:

Время, бесстрашный художник,

Словно на белых страницах,

Что-то все пишет и пишет

На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.

Перышком тоненьким тоже.

Острой иглою гравера.

Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.

Стрелы, круги и квадраты.

Ранние наши потери,

Поздние наши утраты.

Черточки нашего скотства.

Пятна родимые страха.

Бремя фамильного сходства

С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.

Суетность наша и тщетность.

Ханжество или гордыня,

Мужество и добродетель…

Отсветы. Отблески. Блики.

Пятна белил и гуаши.

Наши безгрешные лики.

Лица греховные наши…

(Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»)

Ведущий:

В далеком скучном Таганроге

Над морем серо-голубым,

В степной глуши, где вдоль дороги

Стоят желтеющие стоги

И пыль клубится, точно дым

Родился он…

Ведущий:

В далеком скучном Таганроге

Он видел жизни серый тон,

Пустые радости, тревоги,

Заботы, дрязги, лень и сон,

Среди тупой мертвящей тины

Он видел скучные картины

Тоскливой жизни без лучей,

Смешных и сумрачный людей,

Ведущий:

И, покидая степь родную,

Их жизни скуку вековую

Он сохранил в душе своей.

Он понял царство душ туманных,

Тоскливо спящих вечным сном,

И ряд страниц благоуханных

Он написал о них потом…

Ведущий:

Чехов вошел в русскую литературу в начале 80-х годов 19 столетия как автор юмористических рассказов. Смех Чехова беззаботен до слез. Его задача – развлекать, а не высмеивать. Основным жанром раннего творчества писателя становится рассказ-сценка. В чем же секрет чеховских рассказов-миниатюр? В начале дана краткая экспозиция (описание места и обстановки последующего действия), далее сама сценка, в которой авторские комментарии сведены до минимума. Но а самое главное – неожиданный финал произведения, как, например, в рассказе-миниатюре «Женщина без предрассудков», который исполнят ученики 8-х классов – Душина Настя и Пиксаев Андреев.

     

                                                            Ведущий:

Сценка «Необходимое предисловие» посвящена молодоженам. В роли предусмотрительного супруга выступит Ермаков Антон, а в роли юной супруги -  Маклаева Маша.

                                                            Ведущий:

Что же все-таки сделало произведения Чехова вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность автора в жизнь, вера в ее преображение. Писателю интересно все: природа, человеческие отношения, лица, манера говорить, двигаться. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну и свежесть. На сцене школьного театра сегодня для вас выступит Смирнова Арина и Степанкин Артем с инсценировкой рассказа Чехова «Беззащитное существо».

                                                           Ведущий:

Для многих исполнителей сегодняшнее выступление станет дебютом. Мы хотим представить нашего дебютанта – Часовских Александра, ученика 3 «А» класса. Он исполнит роль злого мальчика из  рассказа Чехова «Злой мальчик». Неужели ребенок может быть злым? Если ему очень хочется заполучить какой-нибудь подарок, то, наверное, он может использовать для этого совсем недетские приемы. А какие именно -  мы сейчас узнаем. В инсценировке также принимают участие Максимов Илья и Безродная Софья.

                                                            Ведущий:

Каждый человек мечтает о славе, но не всякий может предугадать, что обычный случай может сделать его знаменитым, как, например героя рассказа Чехова «Радость» - Митю Кулдарова. В роли Мити – Березутский Александр, а в роли его родителей – Одинокова Маша и Боканхель Артем.

                                                            Ведущий:

Стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и недостатков пришел в русскую литературу Антон Павлович Чехов.

Наши маленькие герои попробуют сегодня передать эти противоречивые стороны человеческой натуры. Сказка посвящается журналисту, который любит похвастаться своими литературными достижениями. Выступают юные артисты - Маринченко Игорь, Ермаков Антон, Маклаева Маша.

                                                            Ведущий:

У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. В своих произведениях художник чутко уловил непостоянство человеческой природы: чувство грусти сменяет чувство радости,  состояние одиночества недолговечно, его сменяет устремленность человека к полноте бытия, к житейскому счастью. Таковы герои пьесы Чехова «Медведь». Встречайте – Степанкин Артем, Каспарова Анна и Лисенков Антон.

                                                            Ведущий:

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина. С Щедриным писателя сближает тема обличения в человеке рабской угодливости, хамелеонства, чинопочитания и такие приемы творчества, как говорящие фамилии, контрастное сопоставление образов и событий.

Вспомните фамилии героев рассказа «Хамелеон»: Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Да и название рассказа требует особого осмысления. Кого в нем можно назвать хамелеоном?

Роль Очумелова исполняет Глушановская Мария, Хрюкина – Безродная Софья, Елдырина – Рахлина Лада, наблюдатель – Мамонтова Настасья.

                                                          Ведущий:

Главная задача писателя, по мнению Чехова,  не обвинять, не преследовать и обличать, а призывать к состраданию. Что же такое сострадание? Сострадать – значит чувствовать страдание другого человека, воспринимать его боль как свою собственную. Это чувство позволяет человеку ощутить свое единство с ближним. Полюбить его. Чехов настойчиво пытается достучаться до души человеческой. Он употребляет все творческие усилия на возбуждение у читателя чувства сострадания. Таковы его многочисленные рассказы - «Тоска», «Егерь», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ванька».

                                                          Ведущий:

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..» («Крыжовник») Это слова повествователя из рассказа Чехова «Крыжовник».

Все творчество великого художника можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего.

                                                        Ведущий:

Жизненный путь Чехова – яркий пример для подражания:

- сотни произведений, посвященных своему народу;

- героическая поездка на остров каторжников – Сахалин;

- бескорыстная врачебная деятельность;

- организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых;

- неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры;

- строительство на личные средства школ для крестьянских детей;

- строительство городской библиотеки в Таганроге.

 

                                Танец, в конце танца – чтение стихотворения:

                                                      Ведущий:

Его я часто вспоминаю.

Вот и теперь передо мной

Стоит он, точно как живой,

Такой, каким его люблю и знаю:

Сухие, тонкие черты,

Волос седеющие пряди

И эта грусть в глубоком взгляде,

Сосредоточенном и полном доброты.

Больной и бесконечно милый,

Он был похож на первоцвет,

Сквозь снег, пробившийся на свет.

                                                     Ведущий:

Он о своей судьбе молчал,

Хотя до дна источник видел,

Страдая, жизнь не ненавидел,

Жалея всех людей, он их не презирал.

Неумолимый рок унес его в могилу,

Болезнь тяжелая туда его свела.

Она была в груди и всюду с ним ходила:

Вся жизнь страны родной – болезнь его была!

                                                    Ведущий:

Он, верно, с нами здесь, печален, но и кроток.

Он с нами навсегда! И в каждом сером дне,

И в русских сумерках, и в летней дреме сада,

И в нежной девушке с задумчивостью взгляда,

И в скорбной женщине с надломанной душой…

В молитвенной тоске, и чистой и большой,

В осеннем вечере и в музыке Шопена…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Татьяничевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Л. К. Татьяничевой предназначен для проведения в коррекционной школе 7 вида и посвящается 100-летию со дня рождения поэтессы...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь

   Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся  5-9 классов. Основная цель — привити...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной творчеству Е.П. Ростопчиной

Сценарий предназначен для проведения  мероприятия в 9 классе при изучении творчества  писателей Пушкинской поры. Евдокия Петровна Ростопчина была одной из ярких представительниц литературы п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.ЛермонтоваМузыка. Кассета “Я сын страданья…”Выходят ведущие.Ведущие:15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рож...