Главные вкладки

    Сценарий литературно- музыкальной гостиной, посвященной творчеству В.С. Высоцкого
    материал по литературе (11 класс) на тему

    Знакомство с личностью и творчеством В.С. Высоцкого, биографические факты из жизни поэта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy.docx32.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бодрых Владимир Анатольевич,

     учитель русского языка и литературы

    Кривцовского филиала МКОУ «Охочевская СОШ»

     Щигровского района Курской области

    Литературно-музыкальная гостиная

     по творчеству Владимира Высоцкого

    Цели: познакомить с личностью и особенностями творчества Владимира Высоцкого; развивать читательский и музыкальный вкус старшеклассников, творческие способности, интерес к поэтическому слову;

    воспитывать активную гражданскую позицию.

       

    / Слайд 1 /

    Литературно – музыкальная гостиная

     по творчеству Владимира Высоцкого

    /Слайд 2 /

    Уч-ль:       Владимир Высоцкий. 

    Он и при жизни был легендой. А после смерти его именем  назвали горную вершину, новую планету, океанский танкер, его именем называли театры. Человек  талантливый, многогранный. Он был прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец.

     Родился Владимир Семенович Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью – переводчицей с немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным. Тяга к творчеству появилась в старших классах. Володя, поддавшись родительскому влиянию, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института.

     В коллектив студентов влился сразу, но удовлетворения от учебы не получал: душа рвалась на подмостки театра. В конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Закончив актерское отделение, он стал работать в Московском драмтеатре имени Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актер снимался в художественных фильмах.

       Театр был делом его жизни, а песни, поэзия – его судьбой. Мир песен Высоцкого – явление неповторимое. Гордый гражданин, тонкий лирик, наследник воинов Великой Отечественной войны – таким предстает перед нами этот необыкновенный певец-поэт.

    Его песни – это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где исполнение, и, главное, кто исполняет – играет очень большую роль. Авторская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что особенно скребет по нервам, рвет душу. По мнению Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу. А Высоцкий писал очень сильные тексты.

    Пойдем от истоков творческого пути Высоцкого. Как и с чего он начинал?

    / Слайд 3  «Дворовые песни» /

    Вед.1:  «Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немного старше, писал всевозможные пародии», - рассказывал Высоцкий своим слушателям.Ранние песни Высоцкого,  зачастую именуемые «блатными» (сам Высоцкий предлагал называть их «дворовыми») – песни, сочиненные от лица простого человека, как правило, связанного с криминальными кругами.

    «Тот, кто раньше с нею был»

      Слагая песни от имени хулиганов, воров и бандитов, Высоцкий заставлял слушателей задуматься о причинах преступности, о тех социальных  обстоятельствах, которые толкают людей на неверный путь.

      От «криминальной» темы в творческой судьбе Высоцкого тянется отчетливая нить к теме военной.

    /Слайд 4 «Вечный огонь Великой Отечественной войны»/

      Первой песней о войне стали «Штрафные батальоны» (1964).

    Затем была «Песня о звездах», «Песня о госпитале», но все свои концерты Высоцкий начинал с песни «Братские могилы».

    Звучит фонограмма

      Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз. Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.

    После выхода первых пластинок с песнями о войне он стал получать письма от разных людей. Спрашивали: «Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым мы вместе выходили из окружения под Оршей?» Или, например: «Не воевали ли Вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там был друг, он похож на Вас по голосу…»

      Нет, Высоцкий, конечно, не мог воевать: во время войны он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, памятью конкретного времени, общей памятью победившего народа. И уже после, начав работу в песне, он постоянно возвращался в эту память, все время проверял себя выросшего недавним грозовым прошлым. Проверял так, будто спрашивал: «А я бы мог?..» «А я бы не струсил?..» «Я бы выстоял?..»

             Это было одновременно и творчеством, и становлением собственного характера, ибо Высоцкий вживался не в какой-то заранее заданный «образ героя», а в реальную, невероятно трудную солдатскую профессию, в смертельные солдатские будни. И ощущал их всем своим существом, каждой клеткой собственного тела. Поэтому кажется даже, что свои военные песни, большинство из которых написано от первого лица, он не сочинял, а вспоминал!

    Почему все не так? Вроде все как всегда:

    То же небо - опять голубое,

    Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

    Только он не вернулся из боя.

    Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

    В наших спорах без сна и покоя.

    Мне не стало хватать его только сейчас,

    Когда он не вернулся из боя.

    Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

    Он всегда говорил про другое,

    Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

    А вчера не вернулся из боя.

    То, что пусто теперь, - не про то разговор,

    Вдруг заметил я - нас было двое.

    Для меня будто ветром задуло костер,

    Когда он не вернулся из боя.

    Нынче вырвалась, будто из плена, весна,

    По ошибке окликнул его я:

    - Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:

    Он вчера не вернулся из боя.

    Наши мертвые нас не оставят в беде,

    Наши павшие - как часовые.

    Отражается небо в лесу, как в воде,

    И деревья стоят голубые.

    Нам и места в землянке хватало вполне,

    Нам и время текло для обоих.

    Все теперь одному. Только кажется мне,

    Это я не вернулся из боя.

      Гибель каждого человека – невосполнимая потеря. Пусто становится на земле и умирает какая-то часть твоей души, когда погибает близкий человек.

    / Слайд 5 «Бить человека по лицу я с детства не могу» /

    Спорт давал богатые возможности для построения сюжетных метафор. В «Песне о сентиментальном боксере» противопоставлено два характера, два типа, которые встречаются в жизни всегда, в любой стране и в любое время:

    фонограмма

    Можно ли в боксерском поединке победить, не нанеся сопернику ни одного удара? Конечно, нет! А вот в жизни такое возможно: победителями по большому счету здесь нередко становятся те, кто не суетится, не борется за первенство, кто органически не способен двигаться вперед, оттесняя других людей, причиняя им боль. А жизнерадостные Буткеевы нередко оказываются в проигрыше, растрачивая свои силы на бессмысленную борьбу с конкурентами. Высоцкий заставляет нас задуматься, подвергнуть сомнению правила игры, не столько в спортивном, сколько в жизненном смысле.

    / Слайд 6 «Аллегорические истории о животных» /

    Высоцкий умел быть не только серьезным, но и очень ироничным в своих песнях. Есть тематический цикл, который можно определить как аллегорические истории о животных: будь то Жираф, влюбившийся в Антилопу, или взбунтовавшийся Козел. Аллегорическая фауна нужна была поэту не для «маскировки» заветных и крамольных идей, а для большей экспрессивности, броскости образа и сюжета.

        В заповеднике (вот в каком - забыл)

       Жил да был Козел - роги длинные,-

       Хоть с волками жил - не по-волчьи выл -

       Блеял песенки, да все козлиные.

        И пощипывал он травку, и нагуливал бока,

        Не услышишь от него худого слова,-

        Толку было с него, правда, как с козла молока,

        Но вреда, однако, тоже - никакого.

        Жил на выпасе, возле озерка,

       Не вторгаясь в чужие владения,-

       Но заметили скромного Козлика

       И избрали в козлы отпущения!

    / Слайд 8 «Я не люблю…» /

    Вед.1:  Особую тематическую группу составляют в его наследии песни о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости. Сюда относятся и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль».

    / Звучит «Песня о друге» (под гитару) /

    Если друг оказался вдруг
    И не друг, и не враг — а так…
    Если сразу не разберешь,
    Плох он или хорош,
    Парня в горы тяни — рискни! —
    Не бросай одного его,
    Пусть он в связке одной с тобой —
    Там поймешь, кто такой.

    Если парень в горах — не ах,
    Если сразу раскис — и вниз,
    Шаг ступил на ледник — и сник,
    Оступился — и в крик,
    Значит рядом с тобой — чужой,
    Ты его не брани — гони,
    Вверх таких не берут, и тут
    Про таких не поют.

    Если ж он не стонал, не ныл,
    Пусть он хмур был и зол, но шел,
    А когда ты упал со скал,
    Он стонал, но держал;
    Если шел он с тобой, как в бой,
    На вершине стоял хмельной,
    Значит, как на себя самого,
    Положись на него.

     Мотив мужества – сквозной в его песнях. Мужество – это способность честно, достойно, не отступая пройти предназначенный тебе путь до конца. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил.

    / Слайд 9 «Я люблю, и значит – я живу…» /

     «Баллада о любви»

    Когда вода всемирного потопа
    Вернулась вновь в границы берегов,
    Из пены уходящего потока
    На сушу тихо выбралась любовь,
    И расстворилась в воздухе до срока,
    А срока было сорок сороков.

    Свежий ветер избранных пьянил,
    С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
    Потому что если не любил,
    Значит и не жил, и не дышал.

    Но многих захлебнувшихся любовью
    Не докричишься, сколько не зови,
    Им счет ведут молва и пустословье,
    Но этот счет замешан на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.

    И душам их дано бродить в цветах,
    Их голосам дано сливаться в такт,
    И вечностью дышать в одно дыханье,
    И встретиться со вздохом на устах
    На хрупких переправах и мостах,
    На узких перекрестках мирозданья.

    Я поля влюбленным постелю,
    Пусть поют во сне и наяву,
    Я дышу и значит я люблю,
    Я люблю и значит я живу.

      В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости. А облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства.

    Здесь лапы у елей дрожат на весу,
    Здесь птицы щебечут тревожно.
    Живешь в заколдованном диком лесу,
    Откуда уйти невозможно.

    Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
    Пусть дождем опадают сирени -
    Все равно я отсюда тебя заберу
    Во дворец, где играют свирели.

    Твой мир колдунами на тысячи лет
    Укрыт от меня и от света.
    И думаешь ты, что прекраснее нет,
    Чем лес заколдованный этот.

    Пусть на листьях не будет росы поутру,
    Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
    Все равно я отсюда тебя заберу
    В светлый терем с балконом на море.

    В какой день недели, в котором часу
    Ты выйдешь ко мне осторожно?
    Когда я тебя на руках унесу
    Туда, где найти невозможно?

    Украду, если кража тебе по душе,-
    Зря ли я столько сил разбазарил?
    Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
    Если терем с дворцом кто-то занял!

      - Маринка, слушай, милая Маринка,

                Кровиночка моя и половинка…

    Так писал Высоцкий Марине Влади

    / Слайд 10 «Марина Влади» /

    (Марина Владимировна Полякова, француженка, но русская по происхождению). Это в нее много лет он был влюблен заочно, а когда увидел ее воочию, то понял, что это уже навсегда. Это ей посвящены многие стихи и песни.

    Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера и…признанием в любви. Им было по 30, у них был большой жизненный опыт: в прошлом – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их судьбе.

    Став мужем и женой, они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский союз. Шесть лет Марина Влади делала все возможное и невозможное, чтобы ее муж получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Визу все-таки дали. Высоцкий побывал в нескольких европейских городах, выступал с концертами, даже записал несколько пластинок. А ведь на родине его стихи почти не печатали, из множества песен, написанных для кинофильмов, прозвучали немногие. Но и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена это считалось предательством. Да и сам он писал: «Без России я ничто. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».

    Володя часто говорил мне,- вспоминает Марина Влади, - что на  Западе люди знают Сахарова, отказников, диссидентов, о которых пишут газеты, но плохо представляют себе, что такое ежедневное, изматывающее давление, борьба с «ватной стеной», как он называл любое общение с чиновниками, решавшими его судьбу, личную жизнь, карьеру. Я помню, как на волоске висела судьба нового спектакля, как боялись комиссий и согласований, с ужасом ждали очередного запрета, который перечеркивал не только месяцы, но иногда и всю жизнь. Володины концерты отменяли прямо перед его выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить. Коммунистические бюрократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов…

    Стихотворение  «Серебряные струны».

    Вед.1:  Жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победы и поражения…

    / Слайд 11 «Жизнь и судьба в стихах В. Высоцкого» /

    Мы подошли к разговору о философской лирике Высоцкого.

    Вед.2:  С незапамятных времен идут разговоры о том, должно ли искусство учить людей, воспитывать их, должен ли художник давать ответы, или же ему достаточно поставить правильно вопросы.

    Каждое произведение Высоцкого – это вопрос, не надуманный, а прямой, нужный. Но в самой постановке вопроса таится и ответ, который каждый читатель-слушатель может открыть для себя лично. Об этом идет речь в песне «Чужая колея», которую Владимир Высоцкий любил исполнять перед молодежной аудиторией, полагая, что неожиданный финал этой песни способны воспринять и применить в жизненной практике те, у кого еще вся жизнь впереди.

    Сам виноват - и слезы лью,

    И охаю -

    Попал в чужую колею

    Глубокую.

    Я цели намечал свои

    На выбор сам,

    А вот теперь из колеи

    Не выбраться.

    Крутые скользкие края

    Имеет эта колея.

    Я кляну проложивших ее,-

    Скоро лопнет терпенье мое,

    И склоняю как школьник плохой,

    Колею - в колее, с колеей...

    Эй, вы, задние! Делай, как я.

    Это значит - не надо за мной.

    Колея эта - только моя!

    Выбирайтесь своей колеей.

    Вед.1:  Стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбиваться в лидеры, или же лучше оставаться в тени, но зато сохранять независимость?

    Была пора - я рвался в первый ряд,
    И это все от недопониманья.
    Но с некоторых пор сажусь назад:
    Там, впереди, как в спину автомат -
    Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

    Мне вреден первый ряд, и говорят,
    (От мыслей этих я в ненастье ною) -
    Уж лучше - где темней, в последний ряд.
    Отсюда больше нет пути назад
    И за спиной стоит стена стеною.

    И пусть хоть реки утекут воды,
    Пусть будут в пух засалены перины -
    До лысин, до седин, до бороды
    Не выходите в первые ряды
    И не стремитесь в примы-балерины.

    Надежно сзади, но бывают дни -
    Я говорю себе, что выйду червой.
    Не стоит вечно пребывать в тени.
    С последним рядом долго не тяни,
    А постепенно пробивайся в первый.

           
      Жизнь – сложное и гибкое искусство, не терпящее готовых и стандартных рецептов. В одних случаях надо мужественно уйти в тень, отказаться от скорых успехов, не гнаться за славой и признанием. А в других надо не пасовать, не малодушничать, не скромничать, а смело навстречу жизни и людям, брать на себя бремя ответственности, а если пошлет судьба, то и бремя успеха, славы.

     Сам Высоцкий умел достойно держать себя и в последнем ряду, и в первом. Ради успеха не поступался своими художественными принципами, не гримировал живых и нескладных своих персонажей, не редактировал своих песен в угоду боязливым чиновникам от искусства. Терпел все тяготы последнего ряда: почти не печатался при жизни, не часто слышал свои песни с экрана, хотя сочинял для кино немало, сыграл в кино и театре отнюдь не все, что мог и хотел. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждет народ песенного слова, без страха выходил в первый ряд и вел со своими современниками страстный разговор о самом главном и трудном.

    25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Ему было 42 года. За полторы недели до смерти на концерте в НИИ Пастера он исполнил песню "Грусть моя, тоска моя...", за неделю до смерти он еще играл Гамлета на сцене Таганки, а 25 числа его не стало...  Москве шла Олимпиада. Ни радио, ни пресса ничего не сообщили. В театре на Таганке над кассой висело маленькое объявление о смерти актера, но никто из зрителей и не подумал сдать билет. В день похорон у Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседних зданий. Стояла жара, и люди зонтами закрывали цветы, чтобы не завяли. Стадионы в тот день были полупустыми. Двести тысяч человек пришли проститься с Высоцким. Очередь за траурной  процессией растянулась на 10 километров. А над толпой звучал голос Высоцкого…

    Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело.». Невольно вспоминаются строки из его песни:

                                    Мы успели,

                                    В гости к Богу

                                    Не бывает опозданий… (читает дальше…)

     К Ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.

                                    Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

                                    Не указчики вам – кнут и плеть      

                                    Но что за кони мне достались привередливые,

                                    И дожить не успел, мне допеть не успеть...

     И вот последний приют… Ваганьковское кладбище (читает стихи)

                                      И снизу лед и сверху – маюсь  между.

                                      Пробить ли верх иль

                                      Пробуравить низ?

                                      Конечно, всплыть и не терять  надежду. 

    / Слайд 12 запускается по щелчку, далее до 41 слайда переходы автоматические. Вместе с 12 слайдом запускается аудиозапись песни «Прерванный полет» /

    Почему же народ так любил Высоцкого? В чем секрет его популярности?

     В песне «Прерванный полет»  есть такая строчка:

    Ни единою буквой не лгу!

    Песни Высоцкого были наполнены правдой. Казалось даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду самого времени. И получалось, что говорит он то, что жаждут, но не умеют сказать самые обыкновенные люди. Поет не только о них, но еще и за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого

    Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. ВысоцкогоПредметная область: литератураТипология проекта:- групповой (по количеству учас...

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

    Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной 255-летию шотландского поэта Р.Бернса (с презентацией).

    Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной творчеству шотландского поэта Роберта Бернса на английском и русском языках дает возможность погрузиться полностью в материал учащимся 5-11 класс...

    Литературно- музыкальная гостиная по творчеству В.С. Высоцкого«Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведёт…»

    В материалах представлен сценарий к юбилею Высоцкого, презентация, видеоролики с песнями Высоцкого. Материалы можно использовать как материалы к уроку по творчеству поэта....

    Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».

    Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...