"Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого
проект по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Свалова Ирина Владимировна

Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого

Предметная область: литература

Типология проекта:

- групповой (по количеству участников);

- творческий, информационный (по доминирующей деятельности);

- внутришкольный (по характеру контактов);

- краткосрочный (по продолжительности).

Участники проекта: обучающиеся 9-11 классов

Автор проекта: Свалова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина Озерского городского округа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Счастье – это путешествие…»

(сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной В.С. Высоцкому)

Участники литературно-музыкальной композиции: обучающиеся 9-11 классов (8-12 человек)

Декорации: стул, гитары, свечи.

Костюмы: джинсы, черные водолазки (для всех участников литературно-музыкальной композиции).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, записи песен В.С.Высоцкого «Песня о поэтах», «Баллада о любви».

Пустая сцена. Звучит «Песня о поэтах». На экране слайд 1. После первого куплета звук приглушается, ведущие  по очереди выходят из кулис на сцену, выносят стул, ставят на него гитару со словами:

Ведущий 1: (слайд 2.1) В. Высоцкий. Поэт. Актер. Певец. Талантливый человек талантлив во всем.

Ведущий 2: (слайд 2.2) Два десятилетия на границе между песней и театром. Ровно сорок два с половиной года вместили в себя сотни стихотворений, почти тысячу песен, десятки ролей в театре и кино, бесчисленные концерты и выступления.

Ведущий 3: (слайд 2.3) И каждодневная работа, а работал он на полной отдаче, до сбитых в кровь пальцев, не обращая внимания на изношенное сердце и рваные в буквальном смысле слова голосовые связки.

 (Уходят в кулисы под звуки окончания песни)

Выходит юноша:

(слайд 3) Всенародная любовь  пришла к нему еще при жизни – его песни знала вся страна.  И неправда, что слава его была скандальной. И счастье свое он полагал не в ней.

Однажды, давая интервью пятигорскому телевидению, Высоцкий сказал: «Счастье – это путешествие. Путешествие может быть в душу другого человека – в мир писателя, поэта - любого». Он любил путешествовать, создавая песни, похожие на роли. И делал это так талантливо, что иные слушатели даже путали его с персонажами песен. Путали и – восторгались, путали и – недоумевали…

С последними словами выходит девушка. Читает стихотворение «Высота» (слайд 4):

Вцепились они в высоту как в свое,

Огонь минометный и шквальный,

А мы все лезли толпой на нее,

Как на буфет вокзальный.

И крики ура застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Семь раз занимали мы ту высоту,

Семь раз мы ее оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,

Земля как горелая каша.

В восьмой раз возьмем мы ее насовсем,

Свое возьмем, кровное, наше.

А можно ее стороной обойти,

И что мы к ней прицепились.

Но, видно, уж точно, все судьбы-пути

На этой высотке скрестились!

Вцепились они в высоту как в свое,

Огонь минометный и шквальный.

А мы все лезли толпой на нее,

Как на буфет вокзальный.

Девушка уходит, во время чтения последних строк выходит юноша:

(слайд 5) Но еще до того как в нем родился поэт, до того как появилась первая песня, он играл. В нескольких «чужих» театрах, в разношерстных фильмах. Не играть не мог. Искал «свой» театр, рвался в кино. Пожалуй, это было самое увлекательное путешествие в его жизни! В 1964 году началось его врастание в Таганку (слайд 6). А играл он не щадя сил, с полной затратой энергии, души, и каждый вечер свершалось чудо: на подмостки выходили его удивительные, неистовые герои: (слайд 7) Хлопуша, Гамлет, Галилей, Свидригайлов. И ни один спектакль уже не обходился без песен Высоцкого.

Его любили все наши лучшие кинорежиссеры (слайд 8), хотя снимался он у лучших довольно редко. Но были роли и песни, рвущиеся за кадром.

(Из разных кулис выходят все участники композиции, выстраиваются на сцене, юноша и девушка  с гитарами садятся на край сцены. Под аккомпанемент гитар звучит «Баллада о борьбе»).(слайд 9)

«Баллада о борьбе» (в сокращении)

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

          Детям вечно досаден

          Их возраст и быт,-

          И дрались мы до ссадин,

          До смертных обид.

          Но одежды латали нам матери в срок,

          Мы же книги глотали,

          Пьянея от строк.

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий миг у забав – столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

          Испытай, завладев еще теплым мечом

          И доспехи надев, что почем, что почем!

          Разберись, кто ты – трус

          Иль избранник судьбы,

          И попробуй на вкус

          Настоящей борьбы.

Если мяса с ножа  ты не ел ни куска,

Если руки сложа, наблюдал свысока.

И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,-

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

(Участники уходят в кулисы, остаются  юноша и девушка с гитарами, садятся на край сцены)

Юноша: Он любил путешествовать не один. И люди, близкие ему по духу, неизменно жили в его душе: (слайд 10) будь то знаменитый русский художник Михаил Шемякин или  артист, близкий друг Высоцкого Иван Бортник (слайд 11), моряки теплохода «Шота Руставели» или печальный клоун Леонид Енгибаров – незаурядный человек, талантливый артист, который умер так нелепо и совсем молодым (слайд 12).

Девушка: Этот вор, с коленей срезав путы,

По ночам не угонял коней.

Умер шут. Он воровал минуты –

Грустные минуты у людей.

Многие из нас бахвальства ради

Не давались: проживем и так!

Шут тогда подкрадывался сзади

Тихо и бесшумно на руках…

Сгинул, канул он – как ветер сдунул!

Или это шутка чудака?..

Только я колпак ему – придумал,-

Этот клоун был без колпака.

                           

                                                           В.Высоцкий. Енгибарову от зрителей

Юноша и девушка уходят. Выходит юноша:

Заканчивая то интервью, Владимир Семенович добавил: «Но путешествовать надо не одному, а с человеком, которого ты любишь, мнением которого дорожишь». (слайд 13) Последние 12 лет жизни таким человеком для него была француженка с русским происхождением Марина Владимировна Полякова, или просто Марина Влади. Это про нее Высоцкий писал: «Маринка, слушай, милая Маринка, // Кровиночка моя и половинка…». Это в нее много лет был влюблен заочно, а когда увидел, то понял, что это уже навсегда. Это ей он читал свое последнее стихотворение… (Уходит)

(Девушка, перебирая в руках платок, идет к стулу): «… Ты читал мне эти стихи всего один раз, и они отпечатались у меня в памяти…»

(Кутаясь в платок, произносит, как будто вспоминая):

«…В ночной тишине я закрываю глаза и словно прокручиваю фильм об этих проклятых месяцах. Наши тяжелые телефонные разговоры, твои многодневные отсутствия и преступный отказ в визе. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Тебя придавил этот лед…»

(Садится на стул, берет в руки гитару, словно обнимая. В зале приглушают свет).(слайд 14)

( Звучит голос юноши за сценой):

И снизу лед и сверху – маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там за дело, в ожидании виз.

Лед надо мною – надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним.

Я жив, двенадцать лет тобой храним.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

Во время чтения последнего четверостишия все участники композиции выходят на сцену выстраиваются в глубине.

Звучит запись песни «Баллада о любви» (слайд 15). Под звуки мелодии все участники композиции идут из глубины сцены зрителям, держа в ладонях зажженные свечи.

Ведущий:

(слайд 16) Жизнь Владимира Семеновича Высоцкого очень рано оборвалась, но мы по-прежнему можем бесконечно путешествовать по его песням, стихотворениям, ролям в театре и кино, открывая для себя все новые  счастливые горизонты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Счастье- это путешествие…» В. С. Высоцкий 1

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ В.С.ВЫСОЦКОГО «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…»

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с личностью В.С.Высоцкого;- показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен;-развивать устную речь учащихся, уме...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Спасибо, что живой"

Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир С...

Литературная викторина, посвященная творчеству В.В. Высоцкого

Литературная викторина "Своя колея", посвященная творчеству В.В. Высоцкого (материалы викторины могут использоваться в качестве промежуточного контроля по теме, проведения конкурсов, творчестких вечер...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."

Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..." (11 класс)...