Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Спасибо, что живой"
учебно-методическое пособие по музыке (9 класс) на тему

Херувимова Наталья Евгеньевна

Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир Семёнович, а также воспитание  через его песни чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного  отношения к людям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Головинская средняя общеобразовательная  школа

Судогодский район Владимирской области

Литературно-музыкальная композиция

по творчеству     В.С. Высоцкого        

 «СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

                                                                                 Подготовили:         зав. библиотекой

                                                                                                                      Молькова  А.М.

                                                                                                                      Учитель музыки

                                                                                                                       Херувимова  Н.Е.

Литературно-музыкальная композиция  

«СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

(Звучит песня  «Кто кончил жизнь трагически…»)

Библиотекарь:

Сегодня  у  нас  не  совсем обычная  встреча.  Мы  успеем  за  это  время  мысленно  побывать  во  времени  и  пространстве, в   котором  жил и  творил  великий  бард  и актёр,  прекрасный человек  Владимир  Семёнович Высоцкий.

Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир Семёнович, а также воспитание  через его песни чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного  отношения к людям.

И начать нашу встречу мне хотелось бы словами из его же песни..

Я, конечно, вернусь –

Весь в друзьях и в мечтах, -

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

1 ведущий:

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актёр, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно. Его песни …. Мудрые и лукавые, веселее и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

2 ведущий:

Владимир Высоцкий собирал полные залы зрителей, выступал на полной отдаче, как будто в последний раз.

   И  все  свои  концерты  он  неизменно начинал  с  песни «Братские могилы». Он  войну сделал понятной  для всех. Пел  так, что у зрителей выступали  слёзы на глазах.

(Звучит песня  «Братские могилы»  в исполнении гр.учащихся 9 класса)

3 ведущий:  

Владимир Семёнович Высоцкий родился  «25 января 1938 года в г.Москве. Его мать – Нина Максимовна, была переводчицей, отец – Семён Владимирович, был военным, ушёл в отставку в звании гвардии полковника, участник  Великой Отечественной Войны.

Ранее детство Владимир провел в Московской коммунальной квартире. Во время войны находился с матерью в эвакуации на Урале.

1 ведущий   Отец на фронте. Война наложила отпечаток на творчество Владимира Высоцкого. Внешне он никак не выражал неприятие чужого образа мысли и действия. Не сорил и не говорил плохо за спиной. Это предельно открытый человек был самым скрытным. Всё неугодное ему прятал внутрь. Там это варилось и наружу выходило только  в песне.

2 ведущий:

В  1955 – 1956 учился в Московском инженерно- строительном институте имени В.В.Куйбышева, но Новогодняя ночь 1956 года  стала

 « поворотным пунктом» в решении Владимира уйти из вуза.

(Из воспоминаний Игоря Кохановского)

ЧТЕЦЫ:  Волкова Ирина

 «  Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января. К 2 часам закончили чертить и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но как-то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на чертеж.

- Ты что, спятил?

- Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться  в театральный.

3 ведущий:

   В 1956 Владимир Высоцкий поступил в школу – студию МХАТ им. В.И. Немировича – Данченко на актерское отделение. Первая авторская работа Владимира Высоцкого – роль Порфирия Петровича в «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского на сцене Московского дома учителя. В 1960 году окончил школу студию МХАТ, работал в Московском  драматическом театре имени А.С.Пушкина  и в театре миниатюр.

1 Ведущий:

 В 1964-1980 г Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу. Так появилась в жизни Высоцкого бардовская песня.

   Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель должен донести, прежде всего, смысл песни, её чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво, этому способствует аккомпанемент гитары, доверительная интонация, высокий уровень стихов, образность песни.

2 Ведущий:

   Гитара – самый интимный  музыкальный инструмент. Кто-то из великих сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

(Звучит песня  « Я не люблю фатального исхода» - в исполнении Херувимова Вадима  Александровича)

3 Ведущий:

   Особое место в творчестве Владимира Высоцкого заняла военная  тема. В одном из своих интервью он сказал:

Чтецы:   (Ахвердиева Вика)

« Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и свои творчеством я как бы « довоёвываю».

   С военным песнями, вспоминал Владимир Высоцкий, - у меня было много интересных  историй. Мне писали письма:  « Володя! Помнишь, как мы под Сталинградом лежали в окопах……»  - Я не помню. Мне было тогда 5 лет. Я лежать в окопе не мог. Но мне приятно, что люди видят в этих песнях какие-то настоящие строчки».

  1 ведущий:

В его проникновенных песнях невольно ощущается причастность поэта к фронтовым событиям. Военные стихи Высоцкого трагичны, но вместе с тем в них нет безысходности, они полны оптимизма, в котором слышна глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь к Родине.

2 ведущий: 

    Любви Высоцкого хватало на всех.

В нем существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок, доверчивый и ранимый, дерзкий и застенчивый. Он был любим и дорог многим, сам влюблялся, был трижды женат.

    А следующие строки как нельзя ярче и точнее выражают его отношение к любви:

Чтецы:   (Волкова Ирина)

« Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу – и, значит, я люблю!

Я люблю, и значит, я живу!»

( Слайд – шоу  Марина и Владимир)

под песню « Я несла свою беду ..»

3 Ведущий:

   Величайшим счастьем и благом для поэта оказалась любовь к французской актрисе, русской по происхождению, - Марине Влади.

Самоотверженная любовь марины Влади  к Высоцкому – запоздалый, но сокрушительный реванш за своё поруганное прошлое. Эта любовь не вписывается  в безбожную концепцию « принципа наслаждения» и                      « уклонения от страданий» как лейтмотива человеческого существования.

1 Ведущий:

    Если бы даже с математической точностью оказалось возможным вычислить процент страданий и наслаждений за 12 лет совместной жизни Влади  и Высоцкого,  то соотношение оказалось бы наверняка не в пользу последних. Марина любила Высоцкого отнюдь не по-европейски, а по-русски, - широко и  безоглядно.

3 ведущий:

   У него о дружбе были самые романтические представления. Как он пел в песнях, так и дружил.

Он был готов помочь каждому, ну а другу в первую очередь.

Чтецы:  Булатова Аня  уч-ся 10 класса

( из книги М.Влади «Владимир, или прерванный полёт»)

    « Среди людей, которых ты любишь, есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Это Енгибаров. Он тоже поэт на свой лад, ибо заставляет смеяться до слёз зрителей от четырёх до девяноста лет. Мы часто встречаемся в цирке в компании добряка Никулина, старейшины клоунов. Я чувствую, что вы взаимно восхищаетесь друг другом.

    Однажды тебе звонят, твоё лицо становится серым, ты вешаешь трубку и  плачешь, как ребёнок всхлипывая. Я обнимаю тебя, и ты кричишь:

- Енгибаров умер. Утром на улице. У него был сердечный приступ, никто не помог ему, люди решили, что он пьян.

   А позже он написал стихотворение «Енгибарову от зрителей».

Читает стих:  Волкова Ирина  уч-ся 10 кл.

« Шут был вор, он воровал минуты,

Грустные минуты тут и там.

Грим, парик, другие атрибуты

Этот шут дарил другим шутам.

Ну, а  он, как будто в воду канув,

Вдруг при свете, нагло, в две руки

Крал тоску из внутренних карманов

Наших душ, одетых в пиджаки.

Мы потом смеялись обалдело,

Хлопали, ладони  раздробя,

Он смешного ничего не делал,-

Горе наше брал он на себя.

Только балагуря, тараторя,

Всё грустнее становился мим,

Потому что груз чужого горя

Из упрямства он считал своим.

В сотнях тысяч ламп погасли свечи,

Барабана дробь …. И тишина.

Слишком много он взвалил на плечи

Нашего. И сломана спина.

Зрители и люди между нами,

Думали: Вот пьяница упал...

Шут в своей последней пантомиме

Заигрался - и переиграл.

Он застыл не где-то, не за морем,-

Возле нас, как бы прилёг, устав.

Первый клоун захлебнулся горем,

Просто сил своих не рассчитав.

1 Ведущий:

Высоцкий был необыкновенным человеком во всех отношениях. Он брал гитару в руки – закрывал глаза и уплывал куда-то в свою страну. Пел только то, что сам хотел.

2 ведущий:

    Пел только то, что сам хотел. Высоцкий выдумал себе манеру исполнения  с длящимися, но жесткими согласными, раскатистыми «Р», открыто и ясно  звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона.

3 Ведущий:

   Ему выпала удача – судьба: был актером Таганки, лучшим её сыном. Без Таганки он не мыслим, как  немыслим без зачина Окуджавы,  без общения с Шукшиным и многими, многими художниками, писателями, музыкантами. Высоцкий был здесь одним из ведущих, и не потому, что играл  центральные роли – Гамлета, Галилея, Хлопуши, Свидригайлова.

1 Ведущий:

 Но потому, что голос его врезался даже в готовые спектакли – достаточно было услышать его гитару, и становилось ясно, что всё преобразил его хриплый  и мужественный баритон…  .  

Из тёмной  глубины сцены к зрителям шёл современный парень в свитере и джинсах,  с гитарой в руках. Перебирая струны, изнемогая от  внутренней боли, он выкрикивал в зал:

Читает стих: Чуркина Женя уч-ся 9б класса

Гул  затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю  твой замысел упрямый

И играть, согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь?

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

2 ведущий:

Жизнь. Смерть. Владимир был накоротке с обеими. Не расшаркивался перед жизнью, не лебезил перед смертью. Кто еще так безоглядно любил жизнь, кто ещё так бесстрашно врезался в её упоительную круговерть?

25 ИЮНЯ 1980 ГОДА от инфаркта умер Владимир Высоцкий. Смерть  всегда приходит не во время, но с Владимиром она поступила предательски.

И чтобы не заканчивать эту встречу на этой грустной ноте, посмотрим  небольшую инсценировку в исполнении уч-ся 8 класса.

(Звучит песня. В.С.Высоцкого «Утренняя гимнастика» )

Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Альпинисты называют его именем труднодоступные  горные вершины. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, кинолентах, а главное, в памяти людей. Знакомство с творчеством Высоцкого состоялось, говорить о нём, слушать его песни можно не  один урок, но мне хочется надеяться, что теперь каждый из вас обретёт «своего» Высоцкого, выберет те его произведения, которые понравятся больше других, потому что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

В песнях  Высоцкого есть то, что нужно в трудную минуту – неистощимая сила, непоказная нежность и размах души.

Презентация  Владимир Семёнович Высоцкий

(звучит песня «Если друг оказался вдруг»  )

                                         Подготовили:  зав.библиотекой МБОУ                              «Головинская средняя

                   общеобразовательная школа»

                                           Молькова А.М.,  учитель музыки Херувимова Н.Е.                                                                                                                              и учащиеся 9,10 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.

Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...

Литературно-музыкальный час «Жизнь и творчество Бориса Вахнюка» для учащихся 13 – 18 лет

Музыкальная гостиная студии "Гитара и Мы" по жизни и творчеству российских бардов....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Страниц живых прикосновенье…» (Школьный этап конкурса «Живая Классика»)

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Страниц живых прикосновенье…»(Школьный этап конкурса «Живая Классика»)Оформление зала: Плакат «Живая классика», п...