Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С.Высоцкого
статья по литературе (9 класс) по теме

"И  душу  нежную  под  грубой  робой..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_dushu_nezhnuyu_pod_gruboi_roboi_pryacha.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«И  душу  нежную  под  грубой  робой  пряча…»

Посвящается  75-летию со дня  рождения  Высоцкого  В.С.

(Звучит песня  «Парус».)  

О  Володе  Высоцком  я  песню  придумать  решил:

Вот  ещё  одному  не  вернуться  домой  из  похода.

Говорят,  что  грешил,  что  не  к  сроку  свечу  загасил…

Как  умел,  так  и  жил,  а  безгрешных  не  знает  природа.

Ненадолго  разлука,  всего  лишь  на  миг,  а  потом

Отправляться  и  нам  по  следам  по  его  по  горячим.

Пусть  кружит  над  Москвою  охрипший  его  баритон,

Ну,  а  мы  вместе  с  ним  посмеёмся  и  вместе  поплачем.

О  Володе  Высоцком  я  песню  придумать  хотел,

Но  дрожала  рука,  и  мотив  со  стихом  не  сходился…

Белый  аист  московский  на  белое  небо  взлетел,

Чёрный  аист  московский  на  чёрную  землю  спустился.

                                (Б.Окуджава  «О  Володе  Высоцком»)

Жил  талантливый  человек.  Всем  известный.  Песни  его  ворвались  в  наши  квартиры,  в  наши  души,  а  говорить  и  писать  о  нём  было  нельзя.  Его  не  издавали.  Кого-то  очень  пугала  острая  социальная  направленность  его  стихов,  кого-то  раздражала  его  популярность.  Трудно  сказать  что испытывал  человек,  знавший  себе  цену  и  не  имевший  возможности  увидеть  свои  стихи  опубликованными.  Имя  этого  человека – Владимир  Высоцкий.

Когда  я  отпою  и  отыграю,

Где  кончу  я,  на  чём – не  угадать?

Но  лишь  одно,  наверное,  я  знаю:

Мне  будет  не  хотеться  умирать!

Посажен  на  литую  цепь  почёта,  

И  звенья  славы  мне  не  по  зубам…

Эй,  кто  стучит  в  дубовые  ворота

Костяшками  по  кованным  скобам!..

Ответа  нет,  но  там  стоят,  я  знаю,

Кому  не  так  страшны  цепные  псы.

Но  вот  над  изгородью  замечаю

Знакомый  серп  отточенной  косы…

Я  перетру  серебряный  ошейник

И  золотую  цепь  перегрызу,

Перемахну  забор,  ворвусь  в  репейник,

Порву  бока – и  выбегу  в  грозу!

Смерть  легализовала  его.  Смерть  и  новые  обстоятельства  нашей  жизни. Вообще  с  человеком,  которого  нет  обществу  легче.  Он  был  непредсказуем  и  неуправляем.  У  Высоцкого  был огромный  талант – понимать  суть  вещей.  Он  пел  про  то,  чем  живёт  и  о  чём  думает  народ,  и  потому  был  истинно  народным  певцом  современной  России.

Граждане!  Зачем  толкаетесь,

На  скандал  и  ссору  нарываетесь?

Сесть  хотите?  Дальняя  дорога?..

Я  вам  уступлю, ради  Бога!

Граждане, даже  пьяные!

Все  мы – пассажиры  постоянные,

Все  живём,  билеты  отрываем,

Все  по  жизни  едем  трамваем…

Тесно  вам?  И  зря  ругаетесь –

Почему  вперёд  не  продвигаетесь?

Каши  с  вами,  видимо,  не  сваришь…

Никакой  я  вам  не  товарищ!

Ноги  все  прокопытили,

Вон  уже  дыра  в  кулак  на  кителе.

Разбудите  этого  мужчину –

Он  во  сне  поёт  матерщину.

Граждане!  Жизнь  кончается –

Третий  круг  сойти  не  получается!

«С  вас,  товарищ,  штраф – рассчитайтесь!

Нет? Тогда  ещё  покатайтесь!»

Высоцкий  прожил  сорок  два  с  половиной  года.  Кто-то  подсчитал,  что этот составило  15520  дней.  

Из  личного  архива  Владимира  Семёновича  Высоцкого,  студента  Московского  инженерно-строительного  института.  Автобиография,  написанная  для  института.

«Родился  в 1938  году  в  городе  Москве  в  семье  служащего.  Когда  началась  война,  мой  отец  Высоцкий  Семён  Владимирович,  окончивший  к  тому  времени  техникум  связи,  уехал  на  фронт,  а  я  и  моя  мама  Высоцкая  Нина  Максимовна  остались  в  Москве.  В  1943  году я  и  моя  мать  эвакуировались  в  город  Бузулук  Казанской  области.  В  1945  году  мы  возвратились  в  Москву,  и  я    поступил  учиться  в  657-ю  школу  Щербаковского  района  в  первый  класс.  В  1947  году  отец,  находящийся  на  военной  службе,  был  направлен  в  ГДР в  город  Оберсвальд.  Я  также  поехал  с ним.  Возвратился  в  1948  году,  поступил  в  5-й  класс  167-й  школы  и  в  1955  году  окончил  десять  классов.  В  апреле  1952  года  был  принят  в  ряды  ВЛКСМ.  За  время  пребывания  в  комсомоле  был  членом  комсомольского  бюро.  В  10-м  классе  был  редактором  стенной  газеты.»

Володя  рос  очень  занятным  ребёнком,  рано  начал  говорить.  Первой  фразой,  которую  он  произнёс,  стоя  вечером  на  крыльце  дачи,  была: «Вон  она,  луна»  К  двум  годам он  знал  много  стихов  и  читал  их  довольно  выразительно…  В  июле  1941  года  (Володе  тогда  исполнилось  3  года)  немцы начали  бомбить  Москву.  Мать,  Нина  Максимовна,  и  сын  спускались  в  убежище,  и  там  он  находил  место  повыше  и  читал  стихи.

(Звучит 1 куплет  песни  «Большой  каретный».)  

Из  воспоминаний  Евгении  Степановны  Высоцкой,  женщины,  ставшей  для  Володи  второй  матерью:  «Он  не  был  паинькой,  был  живым  мальчиком.  Как  и  все  послевоенные  дети,  возился  в  Германии  с  патронами…  Я  боялась  за  него.  Когда  вернулись  в  Москву,  в  нашем доме  на  Большом  Каретном  он  подружился  со  многими  молодыми  людьми,  которые  потом  стали его  друзьями».

(Звучит 2 куплет  песни  «Большой  каретный».)  

Впрочем,  о  том  времени  лучше,  чем  сам  Высоцкий,  нам  никто  не  скажет,  потому  что  именно  то  время,  та  эпоха  положили  начало  творчеству  «поэту  с  гитарой».

 Из  воспоминаний   Владимира  Высоцкого:  «Когда  я  начал  писать  свои  стихи,  никогда  не  рассчитывал  на  то,  что  у  меня  будет  такая  аудитория:  залы,  дворцы, даже  стадионы,  и  не  только  здесь,  но  и  в  других  странах.  Я  рассчитывал  на очень  маленькую  группу,  компанию  своих  самых  близких  друзей.  Мы  жили  полтора  гола,  а  может,  и  два  в  Большом  Каретном  переулке.  Была  там  такая  компания,  из  которой  уже  некоторые  не  живут.  Был  такой  Лёва  Кочерян,  который  успел  снять  всего  одно  кино,  Андрей  Тарковский,  Вася  Шукшин…  Этой  компанией  мы  прожили  всю  нашу  молодость,  и,  в  общем,  я  писал  для  них…»

        (Звучит 3 куплет  песни  «Большой  каретный».)  

Когда  Володя  окончил  десятый  класс,  он  довольно  решительно  заявил:  хочу  в  театральный.  Но  родители  были  против,  и  он  поступил  в  инженерно-строительный  институт.  Недолго  проучился  там – всего  полгода –  и  не  выдержал: «Хватит!»  А  в  1961-м  он  окончил  школу-студию  МХАТ  в  Москве  и  стал  актёром  Театра  на  Таганке  под  руководством  Юрия  Любимова.  Любимов  всю  жизнь  был  другом  Высоцкого.  Верил  в  него,  доверял  ему  и  многое  прощал.  А  Владимир  играл  не  щадя  сил,  и  каждый  вечер  совершалось  чудо.  На  подмостки  таганки  выходили  Галилей,  Маяковский,  Гамлет,  Свидригайлов…  Но  главное – он  любил  концерты  и  встречи  с  публикой  и  даже  подумывал  уйти  из  театра.  Несмотря  на  то,  что  именно  поэтом-то  его  не признавали  официально.  Его  стихи  не  печатались.  Зато  они  использовались  в  кино.  Он  пел  перед  студентами,  рабочими – самой  разной  аудиторией.  Он  пел  на  сцене  и  на  экране.  «Моя  песня – это  почти  крик»,  «Я  не  люблю  лёгких  песен» - говорил  он.

(Звучит песня  «Я  не  люблю».)  

Высоцкий  родился  с  обнажённой  душой. Его  песни  могут  нравиться,  могут  раздражать.  Но  в  них  всегда  звучит  беспощадный  вопрос:  «Как  жить  по  совести?»  Может  быть,  этим  объясняется  их  неслыханная,  феноменальная  слава? А  бюрократы,  запрещая  его  песни,  лишь  увеличивали  популярность  Высоцкого.  На  все  преграды,  которые  строила  ему  власть,  он  отзывался  стихами.

У  меня  гитара  есть – расступитесь,  стены!

Век  свободы  не  видать  из-за  злой  фортуны!

Перережьте  горло  мне,  перережьте  вены,

Только  не  порвите  серебряные  струны!

Я зароюсь  в  землю, сгину  в  одночасье,

Кто  бы  заступился  за  мой  возраст  юный?

Влезли  ко  мне  в  душу,  рвут  её  на  части,

Только  не  порвите  серебряные  струны!

Но  гитару  унесли – с  нею  и  свободу.

Упирался  я,  кричал: - Сволочи! Паскуды!

Вы  втопчите  меня  в  грязь,  бросьте  меня  в  воду,

Только  не  порвите  серебряные  струны!

Что  же  это,  братцы?  Не  видать  мне,  что  ли,

Ни  денёчков  светлых,  ни  ночей  безлунных?

Загубили  душу  мне,  отобрали  волю,

А  теперь  порвали  серебряные  струны!

И  всё  же его  огромная  популярность  существовала  благодаря  тому,  что  он  писал  замечательные,  очень  сильные  тексты. И,  конечно,  передавал  их  в  своей  оригинальной  манере.  Из  записи  выступления  Владимира  Высоцкого:  «…Как  пишутся  песни?  Об  этом  я  никогда  не  рассказываю – это  невозможно  объяснить  или  рассказать.  Я  не  отношу  себя  к  числу  тех,  кого называют  бардами  или  менестрелями,  или  ещё как-то.  Недавно  я  слышал,  как  один  из  них  рассказывал,  что  он  сидел  на  берегу,  а  у  его  ног  плескалась  волна,  а  он  подумал…Нет,  я  сажусь – работать!  Иногда  получается  смешно,  иногда – грустно,  иногда – не  очень,  но  песни  сами  за  себя  говорят.  А  рассказывать – это  ни  к  чему…»

В  другом  своём  интервью он признался: «Когда  я  ощущаю  эту  штуку – вдохновение,  которое  ночью  сядет  тебе  на  плечо,  пошепчет  где-то  до  шести  утра,  когда  уже  изгрыз  ногти  и  кажется,  что  ничего  не  выйдет, - и  вдруг  оно  пришло!  Знаете,  вдохновение-то  посещает  неизвестно  когда.  Ночью,  когда летишь  в  самолёте,  или  просыпаешься  часа  в  три  и  не  можешь  отойти  от  стола  до  утра».

Любовь…  На  вопрос: «Почему  вы  начали  писать  эту  книгу?» - Марина  Влади (или  Марина  Владимировна  Полякова,  француженка, но  русская  по  происхождению,  в  одном  из  интервью  ответила: «Просто  потому,  что  так  про  него  захотелось  рассказать,  про т нашу  любовь,  нашу  жизнь…  И  восстановить  какую-то  правду»  Это  про  неё,  про  Марину  Влади,  Высоцкий  писал: «Маринка,  слушай, милая  Маринка,// Кровиночка  моя  и  половинка…»  Это  в  неё  много  лет  был  влюблён  заочно,  а  когда  увидел  её  воочию,  то  понял,  что  это  уже  навсегда.  Это  ей  посвящены  многие  стихи  и  песни  Высоцкого.

(Звучит песня  «Здесь  лапы  у  елей  дрожат  на  весу…»)  

Зная  друг  друга  только по  рассказам  друзей  и  фильмам,  в  которых  снимались,  они  как будто  ждали  этой  встречи.  И  она  произошла.  В  1967  году  Марина  Влади  приехала  в  Москву  на  фестиваль  и  попала  на  репетицию  спектакля  «Пугачёв»,  где  Высоцкий  играл  главную  роль.  Марина  была  потрясена  силой,  отчаяньем,  необычайным  голосом  актёра  и…  признанием  в  любви.  Им  было  по  30,  у  них  уже  был  большой  жизненный  опыт,  в  прошлом – несколько  жён  и  мужей,  пятеро  сыновей  на  двоих,  профессиональные  успехи  и  неудачи,  взлёты  и  падения,  слава.  Но  эта  встреча  многое  изменила  в  их  судьбе.

(Звучит песня  «07».)  

В  1968  году  Владимир  Высоцкий  и  Марина  Влади  поженились,  но  жили  в  разных  странах,  и  только  Марина  имела  возможность  приезжать  в  Советский  Союз.  Шесть  лет  Марина  Влади  всё  возможное  и  невозможное,  чтобы  её  муж,  Владимир  Высоцкий  получил визу  на  поездку  за  границу,  в  Париж,  где  она  жила  и  работала.  Ведь  он  так  мечтал  о  свободных  от  цензуры  концертах,  о  путешествиях  на  край  земли.  Но  и  речи  не  могло  быть  о  том,  чтобы  Высоцкий  уехал  за  рубеж  окончательно.  В  те  времена  уехать  за  границу  считалось  предательством.

Кто-то  вякнул  в  трамвае  на  Пресне:

«Нет  его,  умотал,  наконец.

Вот  и  пусть  свои  чуждые  песни

Пишет  там  про  Версальский  дворец!»…

…Я  смеюсь,  умираю  от  смеха,

Как  поверили  этому  бреду?

Не  волнуйтесь,  я  не  уехал,

И  не  надейтесь – я  не  уеду!

И  не  уехал.  Почему?  Всё  до  банальности  просто. Он  говорил:  «Без  России  я  ничто.  Без  публики,  которая  меня  обожает,  я  не  могу  жить.  Без  их  любви  я  задыхаюсь.  Но  без  свободы  я  умираю».

А  что  из  его   песен  знала  публика  в  своё  время?  Сто  песен  были  известны.  По  двести  песен  имели  коллекционеры  и любители  Высоцкого.  Но  он  написал  800  текстов!  А  какое  разнообразие  тем!  Любовь,  спорт,  война,  сказки,  Россия…  Песни  Высоцкого – это  монологи  разных  людей.  Он  всегда  пел  от  первого  лица  и  становился  участником  того,  о  чём  поёт.  Неудивительно,  что  часто  воры,  шпана  принимали  его  за  своего,  считая  мастером  блатных  песен.

(Звучит песня  «Диалог у телевизора».)  

Слушая  песни –«Братские  могилы»,  «Звёзды»,  «Он  не  вернулся  из  боя»,  трудно  поверить,  что  Высоцкий  не  воевал.  Его  рассуждения  о  выборе  темы  были  просты  и  доходчивы: « Во-первых,  нельзя  об  этом  забывать.  Война  всегда  будет  нас  волновать,  и  всегда  к  этому  будут  возвращаться  все,  кто  в  какой-то  степени  владеет  пером.  Во-вторых, у  меня  военная  семья.  В-третьих,  мы  дети  военных  лет,  для  нас   это  вообще  не  забудется.  Один  человек  метко  заметил,  что  мы  «довоёвываем»  в  своих  песнях.  У  нас  всех  совесть  болит  из-за  того,  что  мы  не  приняли  в  этом  участия.  Я  вот  отдаю  дань  этому  времени  своими  песнями.»

(Звучит песня  «Он  не  вернулся  из  боя».)  

По  особому  лукавству  стихотворных  текстов  всегда  можно  узнать:  это  Высоцкий .  Юмор  Высоцкого  многозначен.  Даже,  казалось  бы,  простенькие  шуточные  песни  содержат  «второй  слой»,  подтекст.  Послушаем  одну  из  таких  песен.

(Звучит песня  «О  переселении  душ».)  

А  если  вспомнить  его  сказочные песни,  которые  он  писал  для  «Алисы  в  стране  чудес»,  для  кинофильма  «Иван-да-марья»  и  просто  так,  для  себя…

(Звучит песня  «Нечисть».)  

Высоцкий  продолжает  свою  жизнь  сегодня.  Его  можно  услышать  в  городских  многоэтажках и  сельских  клубах,  на  огромных  стройках  и  на  маленьких  полярных  станциях,  вместе  с  нашими  кораблями песни  Высоцкого  уходят  в  плавание,  вместе  с  самолётами  взмывают  в  небо.  А  однажды  даже  из  космоса  донесся  звёздный  дуэт  космонавтов  Ковалёнка  и Иванченкова: «Если  друг  оказался  вдруг

И  не  друг,  и  не  враг – а  так…»

(Звучит песня  «Песня  о  друге».)

В канун 75-летнего  юбилея Владимира  Высоцкого  в Краснодаре  открылся  Дом  творчества  его  имени.  У  входа – бронзовый бюст работы  известного  скульптора  Александра  Аполлонова  и броская,  издалека  приметная  вывеска. По  сути,  Дом  творчества – это   музей,  галерея.  Однако  название  обязывает…  Помимо  исследовательской  и  экскурсионной работы  здесь  будут  проводиться  творческие  встречи,  уже  сформирована  библиотека    книг, DVD-дисков,  магнитофонных  плёнок,  пластинок.  На  Кубани  он  снимался  в  фильме  «Стряпуха»,  пел,  писал  свои  песни,  стихи.

 

«Песни  Владимира  Высоцкого  все  слушали,  их  все  пели,  пели  для  себя,  но  никто  не  мог  исполнить.  Это  удивительно,  но  никто  по  настоящему  не  пел  и  не  споёт  его  песен.  Нужен  его  темперамент,  нужен  этот  сложный,  странный,  надорванный,,  казалось  уже  погибающий  голос,  которым  он  пел  столько  лет,  ни  разу  его  не  сорвав.  И  только  он  мог  на  таком  смертельном  пределе  вложить  всего  себя  в  песню – несмотря  на  порой  непритязательный  текст,  несмотря  на  подчас  уличную  мелодию.  Песня  Высоцкого  становилась  горьким,  глубоким  философским  раздумьем  о  жизни», - убеждён  Михаил  Ульянов.

(Звучит песня  «Купола».)  

«В  сорок  два  года  ты  издаёшь  свою  первую  книгу  в  сорок  два  года  у  тебя  выйдет  вторая  книга,  и  другие  тоже  в  сорок  два,  в  сорок  два  придут  проститься  с  тобой,  в  сорок  два  поставят  тебе  памятник – всё  теперь  в  твои  вечные  сорок  два.

Постой,  Володя,  не  уходи,  спой  ещё,  не  уходи,  пусть  подождут  там,  спой  ещё… «Чуть  помедленнее,  кони,  чуть  помедленнее…», - писал  Андрей  Вознесенский.

Я – снова  я,  и  вы  теперь  мне  верьте, - я

Немного  прошу  взамен  бессмертия –

Широкий  тракт,  холст,  друга  да  коня;

Прошу  покорно,  голову  склоня,

Побойтесь  бога,  если  не  меня,-

Не  плачьте  вслед,  во  имя  Милосердия!

(Звучит песня  А.Макаревича «Памяти  Высоцкого».)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого

Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. ВысоцкогоПредметная область: литератураТипология проекта:- групповой (по количеству учас...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Спасибо, что живой"

Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир С...

Литературно-музыкальный час «Жизнь и творчество Бориса Вахнюка» для учащихся 13 – 18 лет

Музыкальная гостиная студии "Гитара и Мы" по жизни и творчеству российских бардов....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."

Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..." (11 класс)...