Статья. Формирование навыков оказания первой доврачебной помощи
статья (6 класс)

Кочугов Виталий Александрович

Данная статья полезна учителям ОБЖ. В статье описан прием работы со школьниками, изучающими на уроках ОБЖ правила оказания первой доврачебной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочугов В.А. ГБОУ школа № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Статья. Формирования навыков оказания первой доврачебной помощи на уроках ОБЖ

        Человек постоянно подвергается различным угрозам, и количество этих угроз растет, поэтому обеспечение его личной безопасности является одной из первостепенных задач людей с древнейших времен. Изначально для человека угрозами человека были в основном естественные, природные опасности. Человечество развивается и к природным опасностям добавляются техногенные и социальные опасности. Современное общество определяет вопросы безопасности жизнедеятельности, которые приняли черты выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Средства массовой информации постоянно информируют нас то об аварии, то о катастрофе, то о стихийном бедствии, то о социальном конфликте, то о криминальном событии. Это говорит о том, что любой человек может оказаться в опасности. Ужасающие цифры убеждают нас в том, что человек живет при постоянных угрозах. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей каждый год погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Это наносит огромный нравственный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом. Дети должны быть подготовлены к тому, что в любой момент каждый из них или их родственники могут оказаться в опасности. Это является основной задачей учителей ОБЖ. Именно на их плечи ложится эта задача. Учителя ОБЖ должны дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в всяческих жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях напряженных социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

        Воспитание личности, способной обезопасить себя и окружающих это одна из воспитательных целей на уроках ОБЖ. Школа призвана стать ключевым звеном в воспитании человека безопасного типа личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие. Ребенок, оказавшись в сложной ситуации, когда он видит, как страдает его близкий человек или он сам, может растеряться.  Учитель ОБЖ должен помочь ребенку развить умение правильно и вовремя оказать медицинскую помощь пострадавшему.

Мнения ученых неоднозначны в подходах к определению понятия «первая медицинская помощь». Смысловое значение этого определения различно. Медицинская помощь может оказываться только человеком, имеющим медицинское образование. Поэтому говоря о действиях оказываемых сразу после несчастного случая не всегда подходит такое определение как «первая медицинская помощь», поэтому целесообразнее говорить, что оказывается «первая помощь» или доврачебная помощь при несчастном случае.

        Никто не застрахован от того, что может оказаться в экстремальной ситуации, что то-то из близких или он сам не получит травму, поэтому первую доврачебную помощь должны уметь оказывать все, и даже дети. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Это конечно же идеальная ситуация, но на практике получается иначе. Чаще всего, если человек оказывается в сложной ситуации, он находится в растерянности, особенно если он не знает как себя вести в таком случае. Так же бывают случаи, когда человек знает теоретически какие действия необходимо выполнять в данной ситуации, но не может применить их на практике. Так случается потому, что все по разному реагируют на несчастный случай в силу своей психики. Для того, чтобы уменьшить число смертельных исходов и степень тяжести увечий необходимо следующее:  обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, умениям и навыкам оказания первой помощи в экстремальных ситуациях. Знания не всегда могут быть применены, необходимо уметь оказывать помощь; необходимо чтобы медицинские пункты на предприятиях, транспорт, места отдыха были оснащены аптечками и медицинским оборудованием, соответственным современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.  Такое обучение должно проходить в форме практических занятий, а не теоретических.

Практическое занятие  по  оказанию первой медицинской помощи

Цель: Закрепление знаний по оказанию первой медицинской помощи при различных видах травм и ран.

Ход занятия:

1. Участники обсуждают в группах верную последовательность действий в разных ситуациях (Приложение  «Ситуации»).

2. Представители групп рассказывают классу о действиях человека в данной ситуации. Учитель и другие ребята оценивают правильность выбора.

3. Группы делают инфографику*, иллюстрирующую как нужно поступать, на листе формата А4.

*Инфографика — это изображение, передающее смысл, данные, информацию с помощью

изображений, схем, геометрических фигур, с минимальным количеством текста.

4. В конце занятия  из этих листов можно сделать журнал «Первая медико-санитарная помощь».

Необходимое оборудование и реквизит для каждой группы:

  • 2-3  листа формата А4;
  • ручки, карандаши, фломастеры, маркеры; ножницы;
  • старые журналы, альбомы, каталоги, газеты и пр. (для оформления журнала).

Приложение

Ситуация № 1

Дошкольники качались на качели, один ребенок не удержался и упал вниз лицом. У него сильно разбито лицо, кровь бьёт пульсирующей струёй. Ребенок плачет.

Что необходимо предпринять?  Выберите варианты и установите последовательность

  • Определить вид кровотечения
  • Прижать большим пальцем нижнечелюстную артерию
  • Отругать детей, за то, что так неосторожно качаются на качели
  • Наложить жгут на шею
  • Убежать за родителями ребёнка
  • Оценить состояние пострадавшего
  • Вызвать скорую помощь
  • Сообщить родителям ребенка
  • Быстро уйти с места происшествия
  • Кричать, звать на помощь

Ситуация № 2

В зимний период учащиеся школы играли возле гаражей. Сергей предложил попрыгать с гаража в сугроб. Ребята поддержали его и стали прыгать с гаража. Вдруг Андрей громко закричал. Дети подбежали к нему и увидели, что он не может подняться, правая штанина была вся в крови, он не мог встать на ногу и плакал от боли.

Что необходимо предпринять? Выберите варианты и установите последовательность выполнения.

  • Сообщить родителям Андрея
  • Помочь подняться на ноги и довести до дома
  • Отрезать штанину, наложить жгут
  • Вызвать скорую помощь
  • Оценить состояние пострадавшего
  • Позвать прохожих, чтобы помогли донести Андрея
  • Провести иммобилизацию подручными средствами
  • Провести беседу о недопустимом поведении детей
  • Выяснить, кто предложил такую игру

Ситуация № 3

Ребята отправились в лес на скалку. Они веселились, играли, прыгали. Неожиданно один из огромных камней покатился, ребята с визгом бросились в разные стороны. Юра не успел отбежать, и ему придавило ноги. Ребята хотели сдвинуть камень, но у них ничего не получилось. Мальчик плакал и просил о помощи.

Что необходимо предпринять? Выберите варианты и установите последовательность выполнения.

  • Позвать на помощь взрослых
  • Пытаться сдвинуть камень с места, пока это не получится
  • Выше места сдавливания, наложить жгут
  • Вызвать скорую помощь
  • Убежать домой и никому не говорить о случившемся
  • Выяснить, кто виноват, в том, что камень скатился
  • Осуществить иммобилизацию конечности
  • После освобождения конечности туго забинтовать от периферии
  • Отправить в больницу в положении лёжа
  • Оценить состояние пострадавшего

Ситуация 4

Дети купались на речке. Один из мальчиков начал тонуть. Ребята думали, что он просто играет. Догадались, что ребенок тонет только после того, как он скрылся под водой. Сергей вытащил мальчика на берег. Он был синюшный и не дышал. Пульс на сонной артерии прощупывался.

Ваши действия?  Выберите варианты и установите последовательность выполнения.

  • Побить по щекам, чтобы привести в чувство
  • Определить вид утопления
  • Удалить пену и пенистую жидкость из дыхательных путей
  • Очисть ротовую полость
  • Приступить к искусственной вентиляции легких
  • Бегать по берегу и звать на помощь
  • Транспортировать пострадавшего
  • Оценить состояние пострадавшего
  • Подложить под шею валик
  • Вызвать скорую помощь
  • Подготовку к искусственному дыханию проводить грубо и быстро

Ситуация № 5

Ребята на пляже весь день играли в волейбол, температура воздуха превышала 40 градусов. К вечеру у одного из них поднялась температура, кожа сначала покрылась липким потом, затем стала сухой, горячей и багрово-красной. Он потерял сознание.

Что произошло? Какие меры необходимо предпринять? Выберите варианты и установите последовательность выполнения.

  • Физическое переутомление
  • Под голову подложить валик
  • Перенести пострадавшего в прохладное помещение
  • Укрыть пострадавшего
  • Солнечный удар
  • Применить искусственную вентиляцию легких
  • Отправить пострадавшего в больницу
  • Оценить состояние пострадавшего
  • Ничего не предпринимать
  • Дать пить подсоленную холодную воду

Ответы:

Ситуация 1

Верные:

1 Оценить состояние пострадавшего

2 Определить вид кровотечения

3 Прижать большим пальцем нижнечелюстную артерию

4 Кричать, звать на помощь

5 Вызвать скорую помощь

6 Успокоить малыша

7 Сообщить родителям ребенка (по возможности)

Неверные:

1 Отругать детей, за то, что так неосторожно качаются на качели

2 Наложить жгут на шею

3 Убежать за родителями ребёнка

4 Быстро уйти с места происшествия

Ситуация 2

Верные:

1 Вызвать скорую помощь

2 Оценить состояние пострадавшего

3 Отрезать штанину, наложить жгут

4 Наложить повязку

5 Успокоить Андрея

6 Сообщить родителям

Неверные:

1 Помочь подняться на ноги и довести до дома

2 Позвать прохожих, чтобы помогли донести Андрея

3 Провести иммобилизацию подручными средствами

4 Провести беседу о недопустимом поведении детей

5 Выяснить, кто предложил такую игру

Ситуация 3

Верные:

1 Вызвать скорую помощь

2 Оценить состояние пострадавшего

3 Выше места сдавливания, наложить жгут

4 Успокаивать Юру

5 Позвать на помощь взрослых

Неверные:

1 Пытаться сдвинуть камень с места, пока это не получится

2 Убежать домой и никому не говорить о случившемся

происшествии

3 Выяснить, кто виноват, в том, что камень скатился

4 Осуществить иммобилизацию конечности

5 После освобождения конечности туго забинтовать от периферии

к центру

6 Отправить в больницу в положении лёжа

Ситуация 4

Верные:

1 Побить по щекам, чтобы привести в чувство

2 Очисть ротовую полость

3 Оценить состояние пострадавшего

4  Определить вид утопления

5 Подготовку к искусственному дыханию проводить грубо и

быстро

6 Приступить к искусственной вентиляции легких

7 Удалить пену и пенистую жидкость из дыхательных путей

8 Вызвать скорую помощь

Неверные:

1 Бегать по берегу и звать на помощь

2 Транспортировать пострадавшего

3 Подложить под шею валик

Ситуация 5

Верные:

1 Солнечный удар

2 Перенести пострадавшего в прохладное помещение

3 Оценить состояние пострадавшего

4 Дать пить подсоленную холодную воду

5 Отправить пострадавшего в больницу

Неверные:

1 Физическое переутомление

2 Тепловой удар

3 Под голову подложить валик

4 Укрыть пострадавшего

5 Применить искусственную вентиляцию легких

6 Ничего не предпринимать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание первой доврачебной помощи

Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.Практическая работа №1.Цель:1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;2) научить обнаруживать переломы на рентген...

Оказание первой доврачебной помощи учащимся при внезапных заболеваниях и при воздействии неблагоприятных факторов

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему зажив...

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Тест "Оказание первой доврачебной помощи"

Тестовые задания помогут проверить знания студентов по теме "Оказание первой доврачебной помощи"...

Тесты для проверки и закрепления знаний по разделу "Оказание первой доврачебной помощи" 11 класс

Тесты для проверки и закрепления знаний по разделу "Оказание первой доврачебной помощи" для учащихся 11 классов включают в себя тесты по оказанию "ПМП при кровотечениях и ранениях", "ПМП при острой се...

Статья "Основные принципы оказания первой доврачебной помощи"

В статье рассмотрены основные принципы оказания первой помощи. Рассмотрены юридические аспекты оказания первой помощи, типичные ошибки, алгоритм вызова специальных служб и медицинской скорой помощи.Ст...

СТАТЬЯ "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ПДД"

доклад на районном семинаре для участников конкурса методических материалов (среди педагогов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста ...