Проект "ТРИЗ для детей 3-5 лет «Почемучки»
материал

Айметова Рузиля Ахатовна

ТРИЗ для детей 3-5 лет «Почемучки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_dlya_detey_3-5_let_pochemuchki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ТРИЗ для детей 3-5 лет «Почемучки»

Автор: Айметова Рузиля Ахатовна

Описание проекта

Тип проекта

Информационно-творческий.

Участники проекта

Воспитатели группы, воспитанники и родители средней группы. №2

Продолжительность

Долгосрочный

Объект исследования

Процесс формирования связной речи и творческого начала детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологии.

Предмет исследования

Влияние ТРИЗ – педагогики на формирование творческого потенциала дошкольников.

Цель: Использовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителями

Задачи проекта:

Познавательные

1. Развивать системное мышление дошкольников

2. Решать задачи творческого характера: придумывать сказки, загадки, стишки

3. Реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания, предполагающую уважение к ребенку, деловое сотрудничество с ним

Образовательные:

- обучение составлению творческих интерпретаций

- обучение составлению рассказов фантастического плана по мотивам русских народных сказок

-обучение составления лимериков

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных способностей ребенка;

- способствовать развитию творческих способностей ребенка;

- выработать стремление к изобретательности, к поиску новых решений;

- совершенствовать связную речь в ходе игр и творческих заданий.

Воспитательные:

- воспитание творческой личности;

- воспитанием нравственного облика эстетических чувств детей;

-порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты в отношении детей:

- рассказ как творческий проект изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

- придумывание ситуаций, как раскрытие темы;

- развернутое описание конкретного объекта.

- рассказ как фантастическое преобразование содержания;

- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;

- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;

- сказки по мотивам содержания картины.

Составление лимериков

Взаимодействие с родителями:

повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Критерии оценок

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.

Ребенок может

- выделить объекты, изображенные на рисунках;

- установить взаимосвязь между объектами;

- характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);

- представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);

- представить себя в качестве одного из объектов;

- составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

В отношении родителей

-через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

- через активное участие в предлагаемых формах работы.

Формы реализации

1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2.Проведение мастер-классов, творческих гостиных, театральных вечеров;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

4. Чтение художественной литературы;

5.Художественное творчество;

6. Музыка;

7. Познание.

8. Свободные беседы на темы, предложенные родителями

9. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

10. Индивидуально-творческая деятельность;

11. Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);

12. Игровая деятельность:

Формы работы над проектом:

1. Информационно – аналитические:

• Опросы.

• Консультации.

• Метод написания родителями мини – сочинения «Творческие способности моего ребенка».

2. Наглядно-информационные формы:

• Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.

• Фотовыставки.

3. Познавательные:

• Родительское собрание «Что такое ТРИЗ»

• Информационно-практические занятия Родительский клуб «Сила единства».

• Участие родителей в конкурсах, выставках.

Этапы реализации проекта:

1.Организационно-подготовительный (октябрь – март).

- игровые упражнения, игры-головоломки, сочинение загадок и сказок;

;- НОД с ТРИЗ технологиями;

- обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;

- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.

- оформление фотовыставки на темы: «Наши питомцы»

-подбор и изготовление дидактических игр, набор картинок, плакатов, пособий по теме проекта.

-игры и упражнения по ТРИЗ, как элементы занятий и игры.

2.Внедрение и проведение запланированных мероприятий (март).

3.Заключительный (март).

Главным результатом реализации проекта - усвоение детьми основных понятий, представлений, навыков, устойчивых алгоритмов для творческого поиска, решений и реализации своих замыслов.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.
Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.
Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т.е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны. При этом желательно не просто дофантазировать сюжет, решая поставленную проблему, но и применять в рамках сказки другие методы-игры, речь о которых пойдет далее.
Какие методы и игры можно использовать в играх с дошкольниками. Собственно, это главный вопрос, ибо про ТРИЗ мало говорить, гораздо важнее действовать. Описанные игры можно проводить отдельно, «на ходу». Но для детей 3-4 лет удачнее вариант, когда в рамках сказки мы играем в такие игры. Например, игру «да-нетки» можно использовать при угадывании названия сказки, в которую предлагается поиграть.

Игра "Да-Нетки" или "угадай загаданное".

Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры - научить ребенка задавать "правильные" вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени. Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится. Сначала ребенок будет задавать вопрос «в лоб». Например, «это мишка?», «это котик?», «это кубик?». Потом он догадается задавать другие вопросы: «это живое?», «это игрушка?».

Игра "Хорошо-плохо".

А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.
У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры - назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: "Книга". Хорошо - из книг узнаешь много интересного . . . Плохо - они быстро рвутся.

Игра "Противоположности".

Аналог нашей детской забавы "съедобное-несъедобное". Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Мама кидает мяч ребенку и называет предмет, ребенок мяч ловит и называет противоположное. Такая игра учит видеть мир системно.

Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.

В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.

Игра на решение противоречий.

Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности. Например, на прогулке увидев бабочку и голубя спросите, что у них общего (у них есть крылья). А что будет, если они обменяются крыльями.
В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову - орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела. И наоборот - голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.

Метод фокальных объектов.

Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва и жирафа на общее существо и додумать умения получившегося животного.

Системный анализ.

Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему. Например, колобок состоит из теста (подсистема): вода, мука, яйцо. А убежал колобок в лес (это система). Прошлое колобка - его испекла бабка, будущее - его съела лиса.
Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система - болото.

Игра "Что будет, если.."

Игра на воображение и построение причинно-следственных связей.
Например, что будет если:
- не нужно будет платить в магазине
- птицы не смогут летать
- исчезнет электричество и т.д.

Игра в ассоциации.

Например, ветер-вентилятор
шуба-шкура
певец-птица певчая
духи - цветок
душ- мойка- мочалка-мыло
Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить "пару".
Важно научить детей видеть
 идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева "Яблоко". Яблоко только одно, а желающих его получить - трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат - звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.

А теперь главное - зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата. Решать можно долго, затратив массу сил, средств. Кроме того, решение может быть не идеальным: требовать слишком много ресурсов, быть невыполнимым и т.д. Но у всякой проблемы есть идеальное решение, просто его возможно еще не нашли. Описанные игры - первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, методика ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению, что уже немало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К экскурсии "Москва для почемучек"

К любой экскурсии надо готовиться. Тем более, к экскурсии с детьми. Материал помогает пробудить познавательную активность, подготовиться к восприятию материала по краеведению, организовать рабочий на...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

"Почемучки"

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания....

Интеллектуальная игра «День Незнаек и Почемучек»

Интеллектуальная игра, направленная на развитие любознательности, находчивости, познавательных способностей учащихся....

внеклассная работа"детские почемучки"

Работа может быть применима на первых уроках физики в 7кл.,а так же на внеклассных мероприятиях по физике ,ОБЖ, классных часах....

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Приказ 25.01.2019 № 11/1-в Об организации и проведении интеллектуальных состязаний среди детей старшего дошкольного возраста «Почемучки»

Входила в состав жюри  интеллектуальных состязаний среди детей старшего дошкольного возраста «Почемучки»...