"Почемучки"
рабочая программа (5 класс) по теме

Киселева Элисо Раминовна

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kkkkkkk.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

Председатель МС                                                Директор школы

О.М.Журавлёва_________                                        О. Н. Самойлова_______

                                                        Пояснительная записка.

           

        Все мы – дети "Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  1. систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
  2. экологическое мышление,
  3. культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
  4. культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

       Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

        Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

        Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

        Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

        Программа  "Почемучки” разработана на один год

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  2. Формировать культуру поведения в природе.
  3. Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) школы-интерната под редакцией Е.Д. Худенко.

Актуальность программы

        Детство  – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

        Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на  занятиях  по экологии   отводится главная роль.

       Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Содержание программы

Курс программы состоит из 9 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”

        Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Пернатые друзья”

         На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой.

3раздел – "О чем шепчут деревья”

       Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

      Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

4 раздел – "Загадки животного мира”

       Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина и других писателей.

       Познакомиться с дикими животными помогают телепередачи, презентации. Дети знакомятся с животными Липецкой  области, занесенными в Красную книгу.

5 раздел – "Секреты неживой природы”

       Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в пятом  разделе программы.

6 раздел – "Оранжерея на окне”

        Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел – "Человек – часть живой природы”

        В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать овощные культуры  в комнатных условиях,  работают в отведенных участках школы, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

8 раздел – "Охрана природы”

       В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

9 раздел – "Досуговые мероприятия”

        Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Примерный тематический план.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

4

3

1

2

Пернатые друзья

4

2

2

3

О чем шепчут деревья

4

2

2

4

Загадки животного мира

8

5

1

5

Секреты неживой природы

7

5

           2

6

Оранжерея на окне

8

2

4

7

Человек – часть живой природы

11

4

5

8

Охрана природы

7

4

2

9

Досуговые мероприятия

12

6

6

 

ИТОГО:

58

33

25

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, прогулки, экскурсии, походы, конкурсы, презентации,  выставки и т. д.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

  1. Основы экологической культуры.
  2. Некоторые особенности природы своего края.
  3. Основные признаки времен года.
  4. Значение природы для человека.
  5. Группы растений и животных.
  6. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  7. Правила поведения в природе.
  8. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь: 

  1. Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  2. Выполнять правила личной гигиены.
  3. Различать изученные растения, животных.
  4. Вести наблюдения в природе под руководством  воспитателя.
  5. Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  6. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  7. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

  1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
  2. Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
  3. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
  4. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
  5. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
  6. Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
  7. Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники)
  8. Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ”, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К экскурсии "Москва для почемучек"

К любой экскурсии надо готовиться. Тем более, к экскурсии с детьми. Материал помогает пробудить познавательную активность, подготовиться к восприятию материала по краеведению, организовать рабочий на...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Интеллектуальная игра «День Незнаек и Почемучек»

Интеллектуальная игра, направленная на развитие любознательности, находчивости, познавательных способностей учащихся....

внеклассная работа"детские почемучки"

Работа может быть применима на первых уроках физики в 7кл.,а так же на внеклассных мероприятиях по физике ,ОБЖ, классных часах....

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....


 

Комментарии