педагогический проект "Формирование математическое компетенции на этапе подготовки к внешней независимой экспертизе"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…» ( Проект ФГОС )
Актуальность У современного учащегося - будущего выпускника школы должны быть сформированы на достаточно высоком уровне компетенции: информационная (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальная (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметная (способность применять полученные знания на практике) А что мы имеем сейчас?
Противоречия между: индивидуализацией и традиционной системой обучения; большим объемом информации и низким уровнем информационных компетенций обучающихся; между необходимостью перехода на новое содержание образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса; между значительным объемом теоретических знаний и неумением качественно и осознанно применять их на практике; между требованиями стандарта и личностными способностями школьников
Проблема:
Гипотеза Внедрение целевой программы по ведению комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе совершенствует образовательный процесс, позволяет повысить результативность, создает индивидуальную траекторию развития ученика.
Цель: Определить педагогические условия для обеспечения эффективного повторения материала Подобрать оптимальное сочетание всех форм организации самостоятельной работы школьников, способов контроля и самоконтроля. Разработать методическую систему и учебно-дидактическое сопровождение Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы Создание условий для повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре Задачи:
Новизна проекта: Описаны понятия математической компетентности, математической компетенции. Выделены предметные компетенции составляющие основу математической компетенции. Сформулированы основные направления и принципы системы подготовки к внешней независимой экспертизе Проведена апробация описанной системы
Предмет исследования: Формирование ключевых компетенций у обучающихся на этапе подготовки к внешней экспертизе Процесс подготовки к внешней независимой экспертизе Объект исследования: Участники проекта: учащиеся 9 и 11 классов классные руководители 9 и 11 классов члены методического объединения родители
Планируемые результаты на уровне ученика : Формирование учебно-познавательной компетентности Повышение уровня успеваемости Успешная сдача ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре Повышение уровня самостоятельности Развитие интереса и мотивации к изучению математики на дальнейшей ступени образования
Планируемые результаты на уровне учителя: Разработка комплексно-целевой программы Накопление методических материалов Создание банка электронных ресурсов Повышение профессионального мастерства
Планируемые результаты на уровне общеобразовательного учреждения: оптимизация школьной нагрузки через систему дополнительных занятий; создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся; следование традициям воспитания и обучения, сложившимся в учебном заведении
Направления работы:
Составление и утверждение программ дополнительного образования Подготовительный этап Изучение аналитической литературы по теме проекта 1 Результаты работы Систематизация теоретических данных 2 Изучение опыта работы по проблеме 3 4 Диагностика качества знаний обучающихся 5
Результаты работы Внедренческий этап Системное использование современных педагогических технологий Разработка дидактического материала Разработка системы уроков комплексного повторения Реализация программы дополнительного образования Диагностика качества обучения 2 3 4 5 1 Использование интернет-ресурсов 6
Результаты работы Анализ достижений учащихся Публикация учебно - методических пособий по вопросам подготовки к ЕГЭ И ГИА Деятельность на региональном уровне Участие в семинарах муниципального уровня Размещение материалов на интернет-сайтах Аналитический этап 2 5 4 3 1
Выводы: Ведение комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе: совершенствует образовательный процесс повышает результативность обучения создает индивидуальную траекторию развития ученика развивает коммуникативные способности учащихся формирует интерес и мотивацию к изучению математики на дальнейшей ступени образования
Литература: 1. В.Г. Плахова Математическая компетенция как основа формирования профессиональной компетенции, http://lib.herzen.spb.ru 2. И.Н.Чултумова Формирование компетентностей на уроках математики, www.profistart.ru 3. Ф.С. Мухаметзянова Компетентностно-ориентированные измерители образовательных достижений учащихся по математике, http://uipk.narod.ru 4. В.Л. Шагин. 30 задач за 90 минут. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. 5. Г.И. Ковалева, Е.В. Конкина . Функциональный метод решения уравнений и неравенств//Первое сентября, серия «Математика», 2008, № 20. 6. В.В.Ткачук. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2006. 7. М.К. Потапов, В.В. Александров, П.И. Пасиченко . Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1996. 8. 3000 конкурсных задач по математике/ Е.Д. Куланин и др. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 2001 . 9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие, М.,АРКТИ, 2010 10. А.В. Белошистая Единый государственный экзамен, М., Экзамен, 2005 и другие назад
Среди наиболее важных компетентностей, которыми должен овладеть школьник является учебно-познавательная компетентность – готовность к самостоятельной познавательной деятельности (планированию, анализу, самооценке и др.) , использованию различных навыков , методов познания. Математическую компетентность можно определить как: • психологическую готовность применять математические знания • опыт применения знаний в математической деятельности; • уверенность в своих возможностях успешно использовать математические методы при решении математических задач на следующем этапе обучения • желание и готовность познавать новое, выходящее за рамки привычной деятельности. Принято различать три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Под математической компетенцией понимаем способность обучаемых, позволяющую им применять систему усвоенных математических знаний, умений и навыков в исследовании математических моделей, включающую умения логически мыслить, оценивать, отбирать и использовать информацию, самостоятельно принимать решения.
Математическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций . Назовем их: алгебраическая (знание основ математического аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению); геометрическая (знание пространственных форм и умение находить основные соотношения между их числовыми характеристиками); функциональная (знание основных функциональных зависимостей и умение использовать их при исследовании реальных процессов); вероятностная (совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений); В структуре содержания математической компетенции основным является операционно-содержательный компонент , определяемый способностью ученика: к оперированию фундаментальными математическими знаниями, умениями и навыками; применению системы усвоенных математических знаний, умений и навыков на практике назад
Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА имеет направления : психологический, технический, методический. Основные принципы подготовки к ЕГЭ: планирования результата оценки субъективной и объективной трудности задания учета временных рамок теста выработки тактики решения теста осознания процесса повторения (учения) оформления работы оценки результата согласованности с требованиями ( из доклада «Формирование математической компетентности при подготовке к внешней независимой экспертизе», февраль 2011г, доклад областной круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения») назад
тип обучения: педагогическая технология:
Методики использования ИКТ для подготовки к ЕГЭ и ГИА методика дифференцированного подхода с применением ИКТ методика организации обобщения и систематизации знаний с помощью тренажеров, тестов методика организации и проведения контроля знаний с применением электронных тестов, контр работ методика использования цифровых учебно-наглядных пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА методика работы с электронными справочниками и энциклопедиями
Этапы формирования умственных действий и технологические приемы 1 этап. Повторение теории: лекционное изложение материла; самостоятельное повторение (с помощью учебной литературы, интернет-ресурсов ); повторение материала по ранее составленному плану 2 этап. Решение задач: приучаю к приемам мысленного поиска способа решения задачи; противопоставляем факты; обсуждаем все предложенные решения их правильность и рациональность; проговариваем действие и подробно записываем; переходим к свернутому выполнению действий, переносим выполнение действий на другой по содержанию материал. Задания выстраиваются по тематическому принципу, соблюдая правило «спирали» - от простых заданий до заданий со звездочками. Каждый тематический тест составляется в виде логически связанной системы, где одно вытекает из другого. Тренировочные тесты проводятся с ограничением времени. Эффективно использовать тесты с возможностью самоконтроля. 3 этап. Контроль и систематизация материала: тестирование с максимальной нагрузкой по содержанию и по времени; решение комбинированных заданий. назад
Дидактические материалы к уроку «Логарифмы» , форма «зачет по вертикали» к уроку- практикуму «Четность, периодичность», проведен на предметной неделе к мастер-классу «Построение сечений многогранников», проведен на городском едином методическом дне учебные презентации: «Сечения многогранников», «Свойства функций», «Преобразования графиков функций» , «Задачи с параметрами», «Текстовые задачи» , «Факториал», «Числовые последовательности» и др. обучающие материалы: карточки-консультации , с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задачи, с указанием метода решений по темам повторяющим учебный курс систематизирующие материалы: листы самоподготовки, с алгоритмом выполнения заданий, тесты с возможностью самоконтроля., тренажеры, индивидуальные задания контрольные тесты по темам: «Свойства функций», «Тригонометрические уравнений», «Логарифмы», «Сечения многогранников», «Пирамида», «Параллелепипед» и др. раздаточные материалы по темам «Функциональный способ решения уравнений и неравенств», «Правильные многогранники», «Нахождение расстояний», «Нахождение углов» и др. назад
Интернет-ресурсы mathege.ru -Открытый банк задач ЕГЭ по математике. egetrener.ru - математика: видеоуроки , решение задач ЕГЭ. school.ug.ru - школа online – портал «Учительская газета» uztest.ru — материалы для подготовки к ЕГЭ (и не только к ЕГЭ) по математике: интерактивные тематические тренажеры. ege.edu.ru – официальный информационный портал единого государственного экзамена. alexlarin.narod.ru - материалы для подготовки к ЕГЭ по математике (сайт Ларина Александра Александровича). diary.ru - сообщество, оказывающее помощь в решении задач по математике, здесь же можно скачать много полезных книг по математике, в том числе для подготовки к ЕГЭ. ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о ЕГЭ. mathgia.ru – Открытый банк задач ГИА по математике. reshuege.ru – дистанционная обучающая система Д.Гущина «Решу ЕГЭ» viripit.ru – виртуальный репетитор по математике назад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы подготовки задачи к компьютерной обработке. 1 урок - Математическая модель, алгоритм
1 урок - Математическая модель, алгоритм...
Инновационные методы подготовки учащихся 10-11 классов к независимой экспертизе качества знаний
Разработка педагогического совета...
Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.
Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....
2.2. Положительные результаты учебных достижений учащихся по итогам независимой экспертизы качества образования (аккредитация ОО, государственная итоговая аттестация, внешние мониторинги)-
Справка, копии протоколов...
Внутренняя и внешняя оценка (экспертиза) методических материалов концертмейстера
Внутренняя и внешняя оценка (экспертиза) методических материалов концертмейстера...
Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению
Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...
Результаты независимой экспертизы(ВПР)
Результаты независимой экспертизы(ВПР)...