Мой Пушкин
статья

Князева Елена Игоревна

Данная статья раскрывает возможности организации проектной деятельности учащихся в образовательном процессе (на примере проекта урока по теме "Мой Пушкин" и отдельно взятого модуля раздела, посвящённого изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе "Проектная деятельность в системе уроков литературы" ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pushkin.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности организации проектной деятельности учащихся в образовательном процессе

       Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные,  групповые,  игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

       Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету?

       Продуктивный путь решения данной проблемы, на мой взгляд, – это проектная деятельность. Метод можно использовать в любом классе. Хочется отметить, что проектная  деятельность оправдывает себя: все ученики, даже  «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов могут  принимать участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом.

Раскрепостить ребенка – задача  важная  и  нелегкая. Мы  часто  замечаем  зажатость, скованность  детей, которая  с  возрастом  усиливается. А ведь  это  особенности  наших  школьников, особенности, которые  находят  выражение  прежде  всего  во  внешних  проявлениях (неподвижные, напряженные  лица, «деревянные» губы, невнятная  речь, неловкие  движения), которые влекут  за  собой  неспособность  ребенка  свободно  мыслить, чувствовать, а  значит – познавать, радуясь.

         Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.

           В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Литература как учебный предмет  – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,– могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Актуальность темы заключается в следующем: проектная технология обучения является одним из ведущих методов  ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования. Для того  чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо  умело  организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать и направлять их познавательную  деятельность. Знания сегодня должны не передаваться, а получаться в процессе личностно-значимой для ученика деятельности.

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Необходимым потенциалом для этого обладает метод проектов. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных задач, творческих по своей сути. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным, это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, открывают новое для себя, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки. При проектном обучении в центре внимания оказывается ученик, его творческие возможности. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить полученные знания, принести пользу, публично представить результат.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.

Исследовательский проект «Мой Пушкин»

         Предлагаю проект урока  по литературе, разработанный на основе рабочей программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Данный урок в системе уроков, посвящённых изучению творчества А.С.Пушкина в 9 классе, является вступительным и посвящён биографии поэта. Также в приложении дан вариант  проектной  деятельности в системе уроков литературы на примере творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

    Данный проект предполагает более детальное знакомство с глубоким национальным характером пушкинского гения. Пушкин – это неотъемлемая часть великого российского наследия. Нравственная польза от этого проекта для девятиклассников очевидна. Они попытаются по-новому осмыслить творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём – пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и сказок.

         Этот проект вернёт  детей в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к Пушкину.

      Данный проект является интегрированным, так как связывает различные предметные области.

Визитная карточка исследовательского проекта

Параметры характеристики проекта

Характеристика

1.

Тема проекта

К познанию Пушкина

2.

Дидактические цели         

– рассмотреть детально детство и юношеские годы Пушкина;

– изучить литературоведческие комментарии, статьи, монографии;

 –сравнить поэтическую  образность раннего и позднего Пушкина;    самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;

–повышение мотивации учащихся к учебному процессу

3.

Компетентности, которые формирует проект        

– в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

– в сфере культурной деятельности

4.

Основные проблемные вопросы, которые ставятся перед учащимися

– Существует ли связь творчества Пушкина с творчеством современников?

– В чём разногласия литературоведов в пушкинской тематике?

– Интересен ли Пушкин сегодня?

5.

Основные темы самостоятельных исследований        

– комментарии  Пушкина к собственным произведениям;

– дружеская переписка;

– женские образы в лирике поэта

6.

По участию в разработке        

групповой

7.

По времени исполнения        

 

долгосрочный

8.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект        

учащиеся 9 класса

9.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

 – литература;

– история;

– музыка

10.

Система оценки деятельности учащихся

– оценка руководителя проекта;

– взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата проекта        

– презентация;

– сочинения;

– информационный бюллетень

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

1.Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация)

2.Деление на 3 группы:

1группа – Дата 19 октября в жизни и творчестве поэта;

2группа – Лицейские друзья в судьбе Пушкина;

3группа – Как повлиял Лицей на дальнейшую судьбу поэта?

1. Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся.

2. Формирует идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов.

3. Помогает подобрать и систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина.

2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы

1. Самостоятельная работа над выбором материала для презентации.

2. Создание иллюстративного материала.

3. Распределение ролей (оформители, редакторы , ведущие, чтецы) и оформление проекта

Консультирует, направляет, стимулирует активность детей, помогает в создании совместной презентации

3.Внесение необходимых изменений

Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией.

Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся

4.Заключительный этап (презентация проекта)

1. Доклад о результатах работы.

2. Выступление перед учащимися (приглашаются 5- 6 классы)

Помогает готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогает сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Защита проекта (по плану):

1. Как распределялись обязанности в группах.

2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

3. Выбор формы отчета.

4. Всё делали сами или просили помощи у старших?

5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

6. С какими трудностями столкнулись?

7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

8. Довольны или нет своим результатом?

9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации

         Ведущие от каждой группы представляют приготовленную часть презентации.

Первая группа для активизации мыслительной деятельности использует прием кластера. «Когда мы слышим имя Пушкин, какие ассоциации возникают у нас?»

         Таким образом, учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные  друзьям.

Вторая группа проводит исследование «Лицейские друзья в судьбе Пушкина», результаты представлены в виде презентации. По ходу презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные  друзьям.

         Третья группа подготовила и провела диспут «Что такое дружба», использовав в презентации толкование слова «дружба» словарем Ожегова и понимание этого слова друзьями-лицеистами. Что значит «дружба» в вашем понимании? Учитель помогает сделать вывод.

В итоге можно предложить всем составить синквейн на тему «Дружба».

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Рефлексия

• Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?

•  Что было трудным для вас в ходе работы?

•  Что, по вашему мнению, в работе над проектом получилось лучше?

•  Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем:

1. «Школа в моей жизни»

2. «Что такое дружба?»

Приложение

Проектная деятельность в системе уроков литературы                             (на примере изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе)

Система проектных работ на вступительных занятиях

Задачи: пробудить интерес к личности А. С. Пушкина, расширить представление о значении поэта в духовной жизни современников, культурном наследии.

Культурологические проекты

Творческие проекты

«Читатели А. С. Пушкина» (например, «Пушкин и Ахматова», «Пушкин и моя семья»)

«Интервью

с  А. С. Пушкиным»  (по письмам поэта)

Цель: по письмам обозначить глубину миросозерцания поэта, которое потом будет усиливаться при анализе конкретных произведений

«А. С. Пушкин и его современники»  («Пушкин и Пущин», «Пушкин,  карамзинисты и шишковисты», «Пушкин и декабристы», «Пушкин и Николай I»)

«А. С. Пушкин в переписке с друзьями»

Система проектных работ для уроков изучения биографии писателя 

Задачи: увлечь учащихся жизнью и творчеством писателя, вызвать желание познать не только отдельные стороны биографии, но и художественный мир.

Информационные/прикладные

Лингвостилистические

Презентации («Подруга дней моих суровых…», «Детство Пушкина», «Москва Пушкина», «Южная ссылка Пушкина», «Личная жизнь поэта», «Роковые перстни Пушкина», «Последний год жизни Пушкина», «Судьба семьи Пушкина»)

Сопоставление черновиков и окончательного текста произведения (н-р, «Анчар» – эволюция философской мысли поэта)

«Адресаты лирики Пушкина»

– Лицейские друзья

– Адресаты любовной лирики

Сопоставление и сравнение произведений поэтов/писателей, современников

А. С. Пушкина

Виртуальные экскурсии

(н-р, «Экскурсия в Царскосельский лицей», «Дорога в Михайловское»)

Исследовательский проект

«Путь к слову»

Карта передвижений поэта

(н-р, во время южной ссылки)

Система проектных работ при текстуальном анализе произведения

Ролево-игровые

Лингвостилистические

Постановка спектакля по созданному сценарию

Исследовательский проект

«Путь к слову»

  1. Лексическое значение слова
  2. История слова
  3. Словообразовательное гнездо
  4. Синонимы и антонимы слова
  5. Слово в иностранных языках
  6. Слово во фразеологических словарях
  7. Слово в фольклоре
  8. Слово в искусстве
  9. Слово в художественном произведении
  10.  Слово в моем творчестве

(н-р, стихотворения «Пророк», «Мадонна»)

Система проектных работ при текстуальном анализе произведения

Информационные

Культурологические (индивидуальные)

Читательский комментарий к произведению

(н-р, гл.1, строфа18)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Эпоха в романе:

  1. «Мода пушкинского времени и ее отражение в романе»
  2. «Что наша жизнь? – Игра!» (карты и карточные игры в произведениях

А.С. Пушкина)

  1. «Театр пушкинской поры»
  2. «Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры первой трети 19 века)
  3. «Мы все учились понемногу…» (образование и воспитание дворян по роману «Евгений Онегин»)
  4. «Вальса вихрь шумный…» (Бал в русской литературе пушкинского времени)

Система проектных работ на заключительных занятиях

Культурологические

«Творчество А. С. Пушкина и современная литература»

«Пушкинские мотивы в творчестве …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...