Рекомендации к проведению урока с применением педагогической технологии проектно-исследовательской деятельности
проект (5 класс)

Князева Елена Игоревна

Урок-проект в 5б классе по теме "Сказки А.С.Пушкина - уроки нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_po_skazkam_pushkina.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по литературе в 5б классе

Сказки А.С.Пушкина – уроки нравственности

  • Дидактические цели проекта:

освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.

  • Методические задачи проекта:

знакомство учащихся с произведениями А.С.Пушкина, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатания, форматирования текста, выделение заголовков) и создания презентации (освоение компьютерной программы); развитие навыка  анализа художественного текста.

Тип проекта

  • Монопредметный: литература
  • Внутриклассный: 5б класс
  • Краткосрочный: 3 недели
  • Групповой:

- формирует навыки сотрудничества;

- позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в работе, которая ему лучше всего удается;

- создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных детей;

- способствует групповому сплочению;

  • Исследовательский:

- Цель проекта: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

- Проектный продукт: результат исследования, оформленный установленным способом.

- Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.

-Формируется мыслительная компетентность.

Этапы работы над проектом:

1. Представление проблемы проекта учащимся.

  • Учащимся были предложены проблемные вопросы:

- Как  сказка может повлиять на поступки человека?

- Что в сказках осуждается, а что одобряется?

- Почему Пушкин обратился к русскому фольклору, к сказкам?

  • Перед учениками ставились задачи:

- Узнать, чему учат сказки А.Пушкина?

- Подумать, какие персонажи в сказках Пушкина добрые, а какие злые? Почему?

- Подумать, что можно узнать о жизни русского народа из сказок А.С.Пушкина?

  • Учащиеся должны были сформулировать цель проекта:

  - Изучить наследие А.С.Пушкина (цикл из 5 сказок), выявить жизненные уроки, оставленные поэтом потомкам.

2. Цели проекта

  • Ученики 5 класса правильно поняли цель своей работы:

- изучить сказки А.С.Пушкина (прочитать, составить план, знать главных и второстепенных героев, дать им характеристики, проанализировать поступки героев);

- выявить «уроки добрым молодцам», оставленные в наследство А.С.Пушкиным.

Предполагалось создать проектный продукт, который бы являлся оптимальным способом решения проблемы проекта. Результатом работы могла стать презентация по каждой сказке, «слабые» учащиеся могли нарисовать иллюстрации к сказкам.

3. План работы над проектом

Этапы работы

Учитель

Ученики

Погружение в проект

Предлагает проблему проекта

Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом

Намечает цели и задачи

Уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Предлагает создать группы с конкретными задачами; контролирует этот процесс, учитывая пожелания детей

Разбиваются по группам

Предлагает распределить обязанности членов групп

Распределяют обязанности (что нравится, что умеют делать)

Предлагает разработать планы работы групп

Планируют работу группы (самостоятельно)

Предлагает обдумать формы презентации результатов

Выбирают форму презентации результатов работы (слайд-шоу или иллюстрации к сказке)

Осуществление деятельности

Консультирует учащихся по их запросу

Самостоятельно реализуют собственный план работы

Корректно контролирует и стимулирует при необходимости

Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим

Предоставляет необходимую информацию по запросу учащихся

Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта

Оказывает помощь при подготовке презентации

Готовят и репетируют презентацию

Презентация результатов работы

Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги.

Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта

Оценивает приобретенные предметные знания, проектные навыки, умение работать в группе

Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы.

 

4. Реализация проекта

1. Прочтение текстов сказок А.С.Пушкина – каждый учащийся самостоятельно готовится к заданию.

2. Устный пересказ содержания сказок, составление планов (кратких и подробных) – контролирует учитель этот этап работы.

3. Беседа о поступках героев сказок, характеристики добрых и злых персонажей в сказках – помощь со стороны учителя.

4. Анализ всей собранной информации, обобщение выводов по теме проекта (совместно с учителем).

5. Написание отчета о работе над проектом (по группам) – самостоятельная подготовка. (Учителем был предложен шаблон отчета.)

6. Защита проекта и презентация проектного продукта (самостоятельная подготовка; помощь учителя во время репетиции презентации).

5. Рефлексия и самооценка работы учащимися

Критерии оценивания:

  • Критерий 1. Исследование.

Ученики в основном четко определили проблему проекта, нашли нужную информацию из нескольких источников.

  • Критерий 2. Дизайн.

Учащиеся воспользовались готовыми шаблонами презентаций, нашли нужные картинки к сказкам. Не все ученики грамотно и правильно подобрали текст к слайдам. Не во всех презентациях были точные заголовки к текстам.

  • Критерий 3. Планирование.

Не все ученики своевременно выполняли свои задания, не придерживались общего плана работы.

  • Критерий 4. Создание.

Все учащиеся представили свои работы: презентации, иллюстрации к сказкам. Также были написаны отчеты творческих групп.

  • Критерий 5. Оценивание.

Дети попробовали сами оценить работы одноклассников, старались никого не обидеть. Обязательно отметили лучшие работы, им поставили высокий балл.

  • Критерий 6. Отношение к работе.

Все учащиеся работали, выполнили свои задания. Были отмечены самые активные, кто умеет сотрудничать с другими, помогать. Не все были активны, но старались и хотели работать многие.

6. Заключительный этап работы.

На последнем этапе работы были просмотрены презентации учащихся и иллюстрации к сказкам; детям было интересно работать в группах, рассказывать о своей работе. И хотя они были не всегда самокритичны, учащиеся постарались объективно оценить работы одноклассников. Учителем были внесены нужные коррективы и оценена каждая работа ученика в соответствии  с критериями оценивания.

7. Итоги работы над проектом

  • Дидактические цели достигнуты: ученики вместе с учителем провели небольшое исследование проблемы, ознакомились со всем проектным циклом.
  • Методические задачи решены: прочитаны и проанализированы художественные произведения; самостоятельно созданы презентации по теме, проведена большая работа с текстовым материалом.
  • Воспитательный эффект был на протяжении всей работы, т.к. учащиеся учились сотрудничать друг с другом, уважать чужое мнение, помогать «слабым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.

использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....

"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка

1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to   go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Уроки с применением педагогических технологий

Уроки с применением педагогических технологий...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...

Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на уроках Технологии

Работая по учебнику под ред. И.А. Сасовой, в конце каждого раздела идёт разработка творческого проекта. Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активност...

Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...