Рабочие программы, рецензии
рабочая программа

Программы работы педагога-психолога, рецензии

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Департамент образования и молодежной политики
  2. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета №

от «___»_________2017   г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ №___

от «___»___________2017   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 психологических занятий

                                                                                    Объем –  165,5  часов

                                                                                    Индивидуальные занятия – 37,5 часов

                                                                                    Групповые занятия – 128 часов

           педагог – психолог Н.А. Шапошникова

г. Нефтеюганск

 Содержание

Название раздела

Стр.

1.

Нормативное обеспечение программы

2

2.

Планируемые результаты освоения программы

3

3.

Содержание программы

4

4.

Тематическое планирование

10

5.

Приложение к программе

13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Нормативное обеспечение программы

Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы, Адаптированной основной общеобразовательной программой КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с:

 - нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):

  • уставом ОО;
  • положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • положением о формах обучения. 

2. Планируемые результаты освоения программы

Программа психологического сопровождения является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных и предметных результатов.

Ожидаемые личностные результаты освоения программы. 

1. Формирование социально ориентированного взгляда на мир, осознание себя как школьника, принятие норм поведения в классе, на перемене, в столовой.

2. Управление проявлением своих эмоций,  формирование уважительного отношения к педагогам, родителям, иному мнению одноклассника, взрослого, расширение поведенческого репертуара, умение сдерживать негативные эмоции, используя методы и приемы переключения внимания.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, соотнесение со сферой интересов, коррекция поведенческих проявлений в соответствии с ролью ученика.

4. Развитие самостоятельности, умение выражать словами свою цель, проговаривать, поэтапно выполнение заданий, в том числе с дозированным внешним контролем, в учебной деятельности, в области поиска информации и информационной деятельности.

5. Развитие произвольного внимания, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, ориентации в общественных местах, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Предметные результаты

1. Овладение способностью принимать инструкцию, применять, использовать знания по предметам, на коррекционных занятиях, а также методы принятия инструкции использовать как в учебной деятельности, так и  в общественных местах (при посещении поликлиники, магазина, школы), реализовывать цели и задачи учебной и предметно-практической деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем бытового и социального характера, путем формирования алгоритма внутреннего плана действий на основе деловых игр, сюжетных картинок.

3. Формирование умений планировать, контролировать (с дозированной помощью) и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Запоминать задание, концентрироваться на нем, выполнять его до конца.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Нахождение предметов относящихся к профессиям, описания деятельности профессий.

5. Готовность слушать педагога, одноклассника и вести диалог, используя алгоритм «Как задавать вопрос», признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

6. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

  1. Содержание программы психологического сопровождения

                                               3.1.  Направления работы

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание:

  • диагностическое

Диагностическая работа включает:

- изучение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

- проведение комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с УО с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

  • коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

- развитие и укрепление личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

- формирование навыков адаптации в реальных жизненных условиях.

  • консультативное

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

  • информационно-просветительское

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематического обсуждения для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

- размещение рекомендаций и памяток для родителей и педагогов в местах открытого доступа (на стендах, на сайте школы).

3.3 Содержание программы по основным направлениям.

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

  1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого – педагогической  литературы по требованиям внедрения ФГОС в основной школе.
  2. Участие в школьных методических объединениях специалистов по разработке инструментария оценки БУД.
  3. Совместный анализ мониторинга БУД в основной школе.
  4. Совместный анализ процесса и результатов формирования БУД у обучающихся.

Профилактическое направление.

Консультирование и просвещение педагогов

  • Семинары – практикумы для педагогов:

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»;

«Психопрофилактика эмоциональных срывов у педагогов»;

 «Детская агрессивность. Пути решения проблемы»;

Анкетирование «Психологический климат в коллективе».

  • Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению обучающихся.
  • Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и обучающихся.

Консультирование и просвещение родителей

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

- информационные;

- проблемные.

  • Общешкольные и классные родительские собрания на темы: «Общение подростка со сверстниками», «Этот непонятный и непонятый подросток», «Причины и последствия детской агрессии».

  • Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
  • Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы.

Анкетирование «Удовлетворенность работой образовательного учреждения»

Диагностическое направление

Примерный график психологического сопровождения (диагностическая работа)

БУД

Инструментарий

Сроки

6-8 класс

Познавательные

Исследования особенностей познавательной сферы (диагностический комплект Семаго)

сентябрь –

октябрь;

апрель –   май

Личностные

1.Методика «Тест Рука» (Э. Вагнер) (выявление особенностей реагирования ребенка, наличие ожидаемой агрессии, определение активной или пассивной личностной позиции);

2.Методика «Эмоциональные лица» (оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, соотнесение с личными переживаниями);

Регулятивные

Методика «Интеллектуальная лабильность»

 модификации С.Н. Костроминой.

Коммуникативные

1.Методика «СОМОР» (оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных отношений и взаимодействий);

2.Тест Люшера (изучение эмоционального компонента отношений обучающегося к значимым для него людям и себе);

3. Контурный «САТ – Н» (определение динамики межличностных отношений)

   Плановая диагностическая работа проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года) для определения динамики развития основных психических функций. Внеплановая диагностика проводится с целью выявления изменившихся особых образовательных потребностей ребенка и корректировки содержания коррекционной помощи. Анкетирование педагогов и родителей в консультативном блоке для педагогов, родителей.

Коррекционно – развивающее направление

Цель коррекционно – развивающей деятельности – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у обучающихся когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения.
  • Развитие у обучающихся социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции обучающихся.

Коррекционно – развивающая работа с обучающимися проводится в форме специально организованных индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. При планировании занятий подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулируют познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия направлены на коррекцию познавательной сферы обучающихся. В ходе занятий используются следующие направления:

- развитие аналитико – синтетической сферы (овладение общественно выработанными системами сенсорных эталонов; формирование наглядно – образного мышления, развитие межанализаторных систем, их взаимодействия (слухомоторной, зрительномоторной, слухозрительной, зрительнодвигательной координации))

- развитие внимания (всех видов);

- развитие пространственного восприятия и воображения (формирование целостности восприятия предметов и явлений, восприятия свойств и качеств предметов, формирование пространственных и временных представлений (установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями)

- развитие памяти (тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов, произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций, развитие тактильной и кинестетической памяти);

- развитие общей, мелкой моторики и графо-моторных навыков (расширение двигательного опыта учащихся, развитие умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия, действия по инструкции педагога).

Для коррекции эмоционально – волевой сферы выбрана групповая форма работы. Основное содержание групповых занятий составляют арттерапевтические методы (игры и психотехнические упражнения, аутотренинг, музыкальная релаксация, психогимнастика, элементы сказкотерапии, куклотерапии, игротерапии, изотерапии), элементы песочной терапии, направленные на развитие навыков адекватного социального поведения обучающихся, групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового коллектива.

Структура группового занятия обучающимися.

  • Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
  • Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
  • Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Тематика коррекционно – развивающих занятий определена на основе рекомендаций ПМПК.

Примерная тематика коррекционно-развивающих занятий для обучающихся основного уровня обучения

Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1.

«Основы коммуникации»

6-8 классы

Групповые

коррекционно –

развивающие занятия

Помощь детям в

адаптации к школе,

развитие

социально-

психологических

навыков

2.

Развитие познавательной сферы

6 – 8 класс

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

Коррекция познавательной деятельности обучающихся

Консультативное направление

Примерная тематика консультаций

Консультации

Контингент

Сроки

1.

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители,

учителя

Сентябрь,

октябрь

2.

Индивидуальные консультации для учителей по

результатам индивидуальной психологической

диагностики учащихся. Оформление индивидуальных

карт развития учащихся

Педагоги

В течение

 года

3.

Индивидуальные консультации для родителей по

вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители

В течение

года

4.

Консультирование педагогов по результатам итоговой

диагностики развития БУД учащихся основной школы

Педагоги

В течение

года

5.

Индивидуальные консультации учащихся

 (по запросу)

Учащиеся

В течение

 года

4. Тематическое планирование

Коррекционно – развивающее направление

Индивидуальные занятия

Название

раздела

 

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

 

1.Развитие аналитико – синтетической сферы

- умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;

- умение выделять существенные свойства предметов, явлений;

- умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;

- умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;

- умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;

- умение образовывать понятия формулировать определения понятий;

- умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания.

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- использовать учебно - познавательные мотивы овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности);

- использовать обще учебные интеллектуальные умения (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль; осуществлять самооценку деятельности;

-активно включать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)

-уметь анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

-способность формировать базовые представления и умения, необходимые для успешного усвоения школьной программы

 

 2.Развитие внимания

- уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему;

- уметь удерживать и  концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия;

- уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией

3.Развитие пространственного восприятия и воображения

- уметь получать заданные геометрические фигуры из других фигур,

- уметь складывать узоры по образцу и памяти;

- уметь искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

4.Развитие памяти

- уметь выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации;

- уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту;

- уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду

Подгрупповые занятия

Название

раздела

 

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

1.Развитие эмоционально - волевой сферы

- умение практически примененять правила самоорганизации и саморегуляции личности;

- умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;

-  аргументирова

нно оценивать поступки героев одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- вести диалог с учетом наличия разных точек зрения,

- аргументировать свою позицию,

- соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

-развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах;

- развитие навыков совместной и самостоятельной деятельности;

- владение

навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование потребности и умения распознавания собственных интересов (области интересов).

- принимать цель и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности (контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять);

- развивать этические чувства, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Приложение к программе

Приложение 1

5.1.      Календарный график

                                                                                         

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по занятиям

 

Фактически проведенных часов 

Индивидуальные занятия

ФИ обучающегося

Часы

*

III четверть

09.01.18-22.03.18

10

50

Герман Д.

Раяна Д.

Михаил С.

Данил Х.

4

5

5

5

VI четверть

02.04.18-30.05.18

8

40

Герман Д.

РаянаД.

Михаил С.

ДанилХ.

8

16

16

16

ИТОГО:

18

90

37,5

*переведена на должность с 01.03.2018 г.

Приложение 2

5.2.      Календарный график          

                                                                                         

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по занятиям

 

Фактически проведенных часов 

Групповые занятия

ФИ обучающегося

Часы

*

III четверть

09.01.18-22.03.18

10

50

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Группа 7

5

5

5

5

3

7

3

VI четверть

02.04.18-30.05.18

8

40

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Группа 7

15  

16

16

15

8

17

8

ИТОГО:

18

90

128

*переведена на должность с 01.03.2018 г.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения специалистов

Протокол  от «30» августа 2018 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______201_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционным курсам

(психокоррекционные занятия)

                                                             Класс: 5, 6 а, 7 а, 8, 9, 11, 12

                                               Объём: 952 занятия

                                                                                  Педагог – психолог Н.А. Шапошникова

г. Нефтеюганск-2018

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Нормативное обеспечение программы

3

1.2

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

5

1.3

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

7

1.4

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

14

2

Содержательный раздел

16

2.1

Содержание коррекционного курса

16

2.2

Календарно – тематическое планирование

22

  1. Пояснительная записка

1.1        Нормативное обеспечение программы

Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы, Адаптированной основной общеобразовательной программой КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с:

 - нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

-        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

-        Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-        Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

-        Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):

-        уставом ОО;

-        положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;

-        положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;

-        положением о внутренней системе оценки качества образования;

-        положением о формах обучения.

Программа психокоррекционных занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью, адресована обучающимся 5 – 12 классов.

Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действия. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом, повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). 

Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: оказание дозированной помощи, индивидуальная психолого – педагогическая поддержка, использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка, сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций. Подбор заданий, подготавливающих к восприятию  трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания, преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр и др.

  1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Всего обучающихся – 14 человек

Из них:

1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 12 человек

2. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 1 человек

3. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата – 1 человек

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

Для данной категории детей характерно:

- Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;

 - Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам;

- Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;

- Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;

- Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;

- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;

- Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения.

Это группа обучающихся - дети с зрительными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Характерны особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, остроты, поля зрения, цветоразличения, контрастной чувствительности, глазодвигательных функций. Появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств. Нарушено: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов и др.

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Это группа обучающихся - дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

 Для данной категории обучающихся характерны сенсорные расстройства (особенно с недостаточностью ощущений собственных движений). У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Активные движения не в полном объеме, замедлены, напряжены, фрагментарны, недостаточно дифференцированы (у обучающихся наблюдаются неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).

  Структура нарушений познавательной деятельности при легкой степени умственной отсталости в сочетании с ОДА имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Обучающиеся с ОДА не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничениями контактов со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительными трудностями передвижения; затруднениями познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанными с проявлениями двигательных и сенсорных расстройств. Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием познавательных интересов.

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

В соответствии с ПМПк от 24.05.2018 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. таблица 1).                                                                        

Задачи индивидуальных образовательных маршрутов

Таблица  1

группы

Ф.И обучающегося

Задачи

5 а класс

2

Азамат Г.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекционно – воспитательная  задача:

Способствовать формированию умения работать в малых группах

Коррекционно – развивающая задача:  

Коррекция  восприятия пространственных представлений.

5 б класс

3

Руслан Х.

Учебно – коррекционная задача:

Способствовать формированию умения понимать, принимать и выполнять пошаговую инструкцию педагога.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения готовиться к уроку до звонка самостоятельно.

Коррекционно — развивающая задача:

Сформировать временные представления.

6 а класс

1

Рамазан Г.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения работать в малых группах.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция восприятия пространственных представлений.

4

Екатерина У.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями здоровья.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с направляющей помощью учителя.

Коррекционно — развивающая задача:

Сформировать умение работать в малой группе.

7

Алексей К.

Образовательные задачи:

  1. Адаптация на новом учебном месте.
  2. Развитие коммуникативных умений в коллективе сверсников.

7 а класс

3

Артем Л.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция модели поведения в отношениях со сверстниками.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи

8 а класс

2

Данил В.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция коммуникативных навыков.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи

8 б класс

1

Михаил С.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Профилактика девиантного поведения.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи.

9 а класс

2

Ислам А.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения самостоятельно составлять алгоритм своей деятельности.

Коррекционно – развивающая задача:  

Составлять алгоритм своей деятельности самостоятельно.

9 б класс

2

Шохруххон К.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача на 2018-2019 учебный год:

Способствовать формированию умения самостоятельно составлять алгоритм своей деятельности

Коррекционно – развивающая задача:

Определять конечный результат, цель деятельности самостоятельно.

3

Никита К.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения самостоятельно выполнять поставленную учебную задачу.

Коррекционно – развивающая задача:

Учить применять «Я – высказывания» при оценке своего эмоционального состояния.

11 а класс

2

Антон Н.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция коммуникативных навыков.

Коррекционно – развивающая задача:

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

3

Дмитрий О.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция восприятия пространства и времени.

12 а класс

1

Алексей Е.

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии.

Коррекционно – воспитательная задача:

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школ.

Ожидаемые результаты на конец учебного года 

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения коррекционного курса представляют собой описание возможных ожидаемых результатов данной категории обучающихся (см. таблица 2)

                                             Возможные ожидаемые результаты                                            

                                                                                                                                 Таблица 2

Класс

 

Личностные

БУД

5

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- принятие норм поведения;

- развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах;

- преодоление моторной неловкости;

- уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия;

- слушать и понимать инструкцию к заданию;

- следовать предложенному плану и активно участвовать в деятельности;

- вступать и поддерживать коммуникацию;

- развивать      чувства доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- адекватно реагируют на внешний контроль и оценку.

6

- уметь уважительно относится к чужому мнению;

- развивать познавательную активность и чувства уверенности в своих силах;

- уметь определять понятия, создавать обобщения;

- уметь получать заданные геометрические фигуры из других фигур;

- уметь складывать узоры по образцу и памяти

-активно включать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)

7

- уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту;

- уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду;

- уметь сдерживать негативные эмоции, используя методы и приемы переключения внимания

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога

8

- способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми;

- уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией

- уметь принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

9

- уметь выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей);

- использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации;

- инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

- знать свои способности и возможности; знать основные правила выбора профессии.

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности (контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять);

- осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

11

- уметь искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

-уметь анализировать процесс и результаты познавательной деятельности

12

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- использовать обще учебные интеллектуальные умения (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль;

- осуществлять самооценку деятельности;

- осознанно относиться к выбору профессии

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Основной задачей в области реализации права на образование детей с интеллектуальными нарушениями является создание образовательной среды с учетом их психофизических возможностей  (см. таблица 3)            

Создание образовательной среды с учетом психофизических возможностей обучающихся

                                                                                                                                      Таблица 3

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Решение наглядно-практических задач
  • Простейшие логические операции анализа и синтеза (дописывание незаконченных предложений, сравнение понятий, моделирование и анализ заданных ситуаций, решение занимательных задач, проблемных ситуаций)
  • Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
  • Предметно – игровая деятельность, направленная на побуждение интереса и мотивации (игры – этюды, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игра – интервью, игра - ситуация).
  • Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения.
  • Элементы арттерапии: элементы изотерапии (рисуночные методы), психогимнастика, музыкальная релаксация, игры и психотехнические упражнения.
  •  Элементы песочной терапии

2

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью,

с нарушением зрения

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

3

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-многократное повторение практических и умственных действий;

 -наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

-подражательные упражнения; дидактические игры;

  • Наглядные методы:  

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

  1. Содержательный раздел

Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным возможностям и уровню развития ребенка, выявление трудностей в овладении программным материалом  и условий их преодоления.

Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через создание специальных условий для обучающихся, обеспечивается посредством взаимодействия с учителем, учителем – логопедом, учителем – дефектологом, родителями и другими участниками сопровождения.

  1. Содержание коррекционного курса (см. таблица 4) 

                                                                                                                                          Таблица 4

п/п

Раздел

Формы организации коррекционного курса

Формируемые БУД

Коррекционно – развивающая работа

1

Диагностика на начало года

индивидуальная

2

Коррекция эмоционально – волевой сферы, формирование коммуникативной компетенции

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Познавательные

Актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний.

Освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность. Регулятивные

Принимают цель и произвольно включаются в деятельность.

Осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

- упражнения на развитие мимики и жестов;

- рисуночные методы;

- рассматривание рисунков и пиктограмм;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- психогимнастика;

- дописывание незаконченных предложений;

- сравнение понятий;

- элементы арттерапии;

- элементы групповой дискуссии;

- метод воображения;

- беседа;

- упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение;

- релаксация

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

- тренировка мышечного напряжения /расслабления;

- графический диктант;

- логические цепочки;

-упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков;

 - выделение существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности;

 - упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой;

 - построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение;

- упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам;

- упражнения на межполушарное общение;

- кинестетические упражнения;

- мнемотехники

- развитие ловкости, точности, одновременности движений;

- тренажер для отработки умений и навыков повторения и закрепления пройденного материала (ИКТ);

- психогимнастика и релаксация

4

Профориентация

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных

ситуациях социального взаимодействия, слушают собеседника, вступают в диалог и поддерживают его

Познавательные 

Расширяют кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, ориентируются в мире профессий, проявляют готовность к самостоятельному выбору профессии

Регулятивные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания).

Умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования).

- беседа;

- рассказ;

- наглядные методы (иллюстрации, ИКТ)

5

Диагностика на конец года

индивидуальная

  1. Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование занятий

Азамата Г.

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

I четверть (18 занятий)

1

Диагностика на начало года

4

04.09.2018

06.09.2018

11.09.2018

13.092018 

2

Коррекция эмоционально – волевой сферы, создание условий для формирования коммуникативной компетенции

Язык жестов и движений. Пантомимика и мимика

1

18.09.2018

Деловое общение. Коммуникация

1

20.09.2018

Эмоциональное общение

1

25.09.2018

Познавательное общение

1

27.09.2018

Кто я? Мой автопортрет

2

02.10.2018

04.10.2018

Мое настроение

2

09.10.2018

11.10.2018

О дружбе

2

16.10.2018

18.10.2018

Конфликт. Мое поведение в трудных ситуациях

2

23.10.2018

25.10.2018

Моя семья. Взаимоотношения с родными

2

30.10.2018

01.11.2018

II четверть (14 занятий)

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности

Развитие движений пальцев

1

13.11.2018

Развитие движений кистей рук

1

15.11.2018

Концентрация внимания

2

20.11.2018

22.11.2018

Переключение внимания

2

27.11.2018

29.11.2018

Распределение внимания

2

04.12.2018

06.12.2018

Объем внимания

2

11.12.2018

14.12.2018

Практическое выделение формы и зрительное восприятие формы

2

18.12.2018

20.12.2018

Практическое выделение величины и зрительное восприятие величины

1

25.12.2018

Зрительное соотнесение и различение цвета

1

27.12.2018

III четверть (20 занятий)

Целое и часть

2

10.01.2019

15.01.2019

Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

2

17.01.2019

22.01.2019

Ориентировка в пространстве листа бумаги

2

24.01.2019

29.01.2019

Восприятие времени и пространства

2

31.01.2019

05.02.2019

Развитие зрительной и слуховой памяти

2

07.02.2019

12.02.2019

Логическая память

3

14.02.2019

19.02.2019

21.02.2019

Опосредованное запоминание

2

26.02.2019

28.02.2019

Развитие наглядно – образного мышления

2

05.03.2019

07.03.2019

Развитие элементов логического мышления

3

12.03.2019

14.03.2019

19.03.2019

IV четверть (16 занятий)

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез

2

02.04.2019

04.04.2019

Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение

2

09.04.2019

11.04.2019

Решение логических задач

2

16.04.2019

18.04.2019

Развитие элементов воображения

2

23.04.2019

25.04.2019

Составление рассказа по картине

2

30.04.2019

02.05.2019

Работа с деформированными предложениями

2

07.05.2019

14.05.2019

4

Итоговая диагностика

4

16.05.2019

21.05.2019

23.05.2019

28.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на рабочую программу по Технологии.

Рабочая программа «Обрядовая кухня» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии. Данный курс носит интегрированный харак...

Рецензия на рабочую программу по предмету физическая культура

Рецензия на рабочую программу по предмету физическая культура  для обучающихся 5-9 классов с  ограниченными возможностями здоровья...

Рецензия на рабочую программу по предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" 5 класс

Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...

Рецензия на рабочую программу 1 класса по предметам учебного плана

Рецензия на рабочую программу 1 класса по предметам учебного плана...

Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"

Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...

Программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям, рецензия на рабочую программу

Рабочая программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям 5,6А, 7А, 8, 9 класс и рецензия.Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Ф...

Рабочие программы, рецензии, методический материал

Рабочий материал педагога-психолога...