Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании
статья

Брайнина Анна Геннадьевна

Статья посвящена огромной роли внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брайнина А.Г. учитель истории

ГБОУ Гимназия №49 Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности в патриотическом

воспитании школьников.

          В свое время к проблеме патриотического воспитания школьников обращался В.А. Сухомлинский, педагог-новатор, в произведении «Родина в сердце». В центре данной книги стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека - патриота своей Родины, своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам людей - отвечает автор. Действительно патриотическое воспитание необходимость, которая диктуется современностью.

         Современному учителю и школе необходимо постоянно обновлять формы и методы организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.

         Таким образом, целью патриотического воспитания является создание условий для формирования и развития гражданско- патриотической культуры личности ребенка. Патриотизм- это духовность, нравственность, гражданственность и социальная активность личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Поэтому задачами патриотического воспитания могут выступать формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству; воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны; создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

         И основную, если не главную роль в этом играет как раз внеурочная деятельность. Ведь внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания, в том числе и патриотического. Это деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности; деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности; специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач; разные формы и виды активности учеников после уроков; это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

          В частности, в нашей гимназии осуществляется в рамках внеурочной деятельности и воспитания патриотизма исследовательский проект Историческая гостиная. Этот проект предполагает межпредметные связи. А также привлечение талантливых детей. Историческая гостиная связана с изучением какого-либо исторического события, значимого или памятной даты. Основная нагрузка лежит как раз на внеурочном времени, когда у учеников появляется возможность искать, исследовать, сравнивать, писать сценарии. Кроме этого, в процесс вовлекаются учащиеся всех возрастов. Поэтому гостиная-это еще и преемственность поколений, и воспитание гражданских чувств. Потому что мы не ищем жарких фактов, не закрываем белые пятна. Ученикам должна быть интересна история своей страны.

          Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у школьников. В исторической гостиной эмоциональная составляющая стоит на одном из первых мест.

            Следование традициям в воспитании подрастающего поколения также играет важную роль. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи.

        Патриотическое воспитание всегда рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях. И внеурочная деятельность очень хороший помощник в данном вопросе и решении данной проблемы. Ведь школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого школа должна создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

 Литература.

Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45

Главацкий М.Е. Одна на всех победа. - М., учебная книга-2005-246 с.

Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003

Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.

Элиасберг Н.И. Обращаясь к наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева. LOGOS (Санкт-Петербург)  2006 – 245с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"

В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьника.

Внеурочая деятельность в начальной школе позволяет решить много задач, обеспечивает благоприятную адаптпцию ребенка в школе, улучшает условия для развития ученика....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру к...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Роль патриотического воспитания школьников на внеурочных занятиях по ОБЖ...