Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьника.
статья на тему

Рукавичка Мария Геннадьевна

Внеурочая деятельность в начальной школе позволяет решить много задач, обеспечивает благоприятную адаптпцию ребенка в школе, улучшает условия для развития ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рукавичка М. Г. учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности

 в духовно-нравственном воспитании школьников.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные  образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников (учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры, библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования).

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.

Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности. В силу этого сегодня необходимы усилия по воссозданию разрушенного механизма передачи традиционной культуры и фольклора подрастающему поколению.

           Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать об истории происхождения своего рода, традициях и семейных устоях,  культуре своего народа. Человеку важно и интересно узнать, какой был уклад народной жизни, что волновало наших дедов и прадедов.

          Через слова, через родной язык дети учатся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает им в этом как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, приметы, сказки.

С учащимися нашей школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

Среди форм нравственного воспитания используются классные часы, торжественные линейки, мероприятия, посвященные военным годовщинам, литературные чтения, конкурсы чтецов, оформление литературных стенгазет, смотр военно-патриотической песни. При проведении таких открытых мероприятий, классных часов учащиеся приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер, эмоционально реагируют на события тех военных лет. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.

Чувство Родины  начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.

Например, концертная программа подготовленная самими учащими ко «Дню Матери». Дети рисуют своих мам и затем оформляют рисунками к празднику  кабинет, готовят презентации. Оформляют портфолио, где отводят страничку для членов своей семьи, пишут пожелания к праздникам, слова поздравлений и любви  каждый пишет самостоятельно, и это даёт возможность задуматься о своем поведении и отношении к старшим в семье. Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывает активность даже у пассивных учеников.

Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному городу. Родина есть только у того, кто ее любит.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

       Через беседы  о доме, хозяйстве, занятиях людей, народных игрушках дети обогащают свои знания о жизни людей. В разговорах с окружающими, в частности, с родителями, учащиеся понимают, что свой дом для человека- крепость, дом- главный фактор в жизни.

Занятия людей, бережное отношение к окружающему миру раскрываются в рисунках «Мой дом», «Береги родную природу!»

         Интересным будет оформление карточек «Мое имя», «Моя семья», которое предполагает помощь не только родителей, но и представителей старших поколений. Эта работа включает в себя элементы поискового характера.

Вместе с восторгом детских впечатлений рождается ощущение родного гнезда. Красоту родной природы дети почувствуют в беседах «Времена года», конкурсе чтецов стихотворений о родном крае, исполнении русских частушек. Зимнему времени года посвящены занятия «Откуда пришел Новый год?», изготовление новогодних игрушек, исполнение новогодних песен. К детям приходит полоса приятных чувств от подарков, новых чудес в доме, ощущение мира, тепла.

    Дети знакомятся с русской культурой, формируя в себе гуманистическое миропонимание на основе принципов русского человека творить добро, любить людей и природу. Этому способствуют беседы о происхождении имен и фамилий, профессиях родителей, старинных вещах, занятиях людей.

В процессе кружковой деятельности дети поймут, что нужно любить и уважать Родину в большом и маленьком, так как все новое строится на основе давних устоев. А память нужно сохранять и передавать из поколения в поколение.

Мы –взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто.

Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Каждый ребенок уникален, но тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей

современной образовательной системы и представляет собой важный момент социального заказа для образования.

 

 Список литературы

  1. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-
  2. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48
  3. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77
  4. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Проект «Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»

Данный проект разработан для учащихся 5 класса.  Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....

«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного и гражданского становления школьника»

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского госу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание

Школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...