«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного и гражданского становления школьника»
статья по технологии по теме

Федотов Евгений Александрович

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 07-ix_statya_fedotov_nefteyugansk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

nefteugansk.gif

город Нефтеюганск

«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного
и гражданского становления школьника».

«Необходимо внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни развитие ума без совершенствования нравственного - пагубно и вредно для государства».

Министр народного просвещения граф С.Уваров, 1837 год.

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского государства.

Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» особо подчеркнуто, что одной из составляющих повышения качества современного образования является духовное развитие личности.

Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений на наш взгляд опирается на традиционные исторические, духовные, культурные ценности предшествующих поколений, что позволит обеспечить успешное развитие России в XXI веке.

При этом в формировании духовности значительную роль играет эмоциональная атмосфера образовательного процесса, так называемый «дух школы». Я работаю в школе, главной задачей которой является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности гражданина и патриота. Центром гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является историко-краеведческий музей. Музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на школьников, так как дает возможность включить учащихся в активную деятельность, в процессе которой они обретают собственный опыт, и бесценные в нравственном смысле личные впечатления и переживания, основанные на опыте предшествующих поколений.

Хотелось бы отметить, что на протяжении 40-летней истории нашей школы преподавание трудового обучения всегда было тесно связано с деятельностью музея.

Задача учителя-предметника – определить свою роль в воспитательном пространстве школы, найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности. Воспитательный потенциал школьного музея мной используется при организации внеклассной работы по предмету.

Я – преподаватель технологии, «учения о сущности ремесел». Воспитательный аспект моего предмета неоспорим. Еще В.А. Сухомлинский в книге «Воспитание гражданина» называл труд «могучим воспитателем», «корнем нравственности». Но я считаю, что если труд не является духовной потребностью человека, не связан с творчеством, не дает возможности для самореализации, то он становится повинностью. «Лень часто расцветает как тяжкая беда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа не вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа в эмоциональной памяти». Нравственный смысл труда состоит в том, что человек получает наивысшую радость – радость творчества.

Важной формой воспитания подростков является внеклассная работа по предмету. Она реализуется через кружки декоративно-прикладного и технического творчества.

Основой современного предмета «технология» является проектная деятельность.

Метод проектов позволяет организовать внеклассную работу по предмету как совместную развивающую деятельность взрослых и детей, активизировать творческую деятельность, реализовать процесс познания учащимися социума.

Метод проектов дает возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал; учит проводить исследования и принимать самостоятельные решения; слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Для реализации различных ученических проектов широкий диапазон предоставляет музей. В школьном историко-краеведческий музее два зала: зал Боевой Славы и зал краеведения. Экспозиции краеведческого зала постоянно обновляются. Из большого коллективно-творческого дела рождаются индивидуальные проекты учащихся, которые имеют два направления.

Во-первых, это проекты, в основе которых лежит создание новых экспонатов для музея. Эти проекты тесно связаны с традиционными народными промыслами русского народа и народов Севера. Целью подобных проектов является приобщение учащихся к культурному наследию народов России. Моими учениками были реализованы такие проекты, как «Северное городище» (макет хантыйского стойбища), «Скатерть-самобранка» (посуда различных народных промыслов – Хохлома, Городец), «Резьба народов русского Севера». Главный источник нравственного воздействия проектов декоративно-прикладного характера - это творение красоты, овладение языком народного искусства.

Во-вторых, проекты, в основе которых лежит оформительская деятельность. Это оформление экспозиций, реставрационные работы по восстановлению экспонатов музея, новые способы этикетажа музейных экспонатов. Проекты подобного рода, с одной стороны, формируют у учащихся основы технологических знаний, развивают дизайнерские способности, а, с другой стороны, воспитывают бережное отношение к памяти поколений: каждый восстановленный экспонат музея – прикосновение к истории. И я, и мои ученики, восстанавливая ряд экспонатов, сделанных нашими предшественниками, ощутимо чувствуем так называемую связь поколений, ответственность за дело, которым занимаемся.

Таким образом, внеклассная работа в музее является для учащихся своего рода возвращением к истокам. Помните грустный диалог Маленького принца с Цветком из сказки Экзюпери: «А где люди?» – вежливо спросил Маленький принц. «А, люди? Их носит ветер. У них нет корней». Духовно-нравственные начала, закладываемые в музее, позволяют нашим ученикам почувствовать свои корни.

Прикосновение к истории – это наша гордость и память. Но память не застывшая в делах минувшего, а активная, обращенная в будущее, призванная тревожить сердца молодых людей, заставлять их соизмерять свои дела и поступки с наследием предшествующих поколений. Без такой памяти трудно взрослеть.

Я убежден в том, что духовно-нравственное воспитание необходимо современной школе, без него невозможно возрождение великой России.

Федотов Евгений Александрович                 г.Нефтеюганск 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы. Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности

Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности  в начальной школе. Представлен опыт работы в МОУ Новопокровской СОШ....

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...