«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного и гражданского становления школьника»
статья по технологии по теме

Федотов Евгений Александрович

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 07-ix_statya_fedotov_nefteyugansk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

nefteugansk.gif

город Нефтеюганск

«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного
и гражданского становления школьника».

«Необходимо внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни развитие ума без совершенствования нравственного - пагубно и вредно для государства».

Министр народного просвещения граф С.Уваров, 1837 год.

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского государства.

Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» особо подчеркнуто, что одной из составляющих повышения качества современного образования является духовное развитие личности.

Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений на наш взгляд опирается на традиционные исторические, духовные, культурные ценности предшествующих поколений, что позволит обеспечить успешное развитие России в XXI веке.

При этом в формировании духовности значительную роль играет эмоциональная атмосфера образовательного процесса, так называемый «дух школы». Я работаю в школе, главной задачей которой является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности гражданина и патриота. Центром гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является историко-краеведческий музей. Музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на школьников, так как дает возможность включить учащихся в активную деятельность, в процессе которой они обретают собственный опыт, и бесценные в нравственном смысле личные впечатления и переживания, основанные на опыте предшествующих поколений.

Хотелось бы отметить, что на протяжении 40-летней истории нашей школы преподавание трудового обучения всегда было тесно связано с деятельностью музея.

Задача учителя-предметника – определить свою роль в воспитательном пространстве школы, найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности. Воспитательный потенциал школьного музея мной используется при организации внеклассной работы по предмету.

Я – преподаватель технологии, «учения о сущности ремесел». Воспитательный аспект моего предмета неоспорим. Еще В.А. Сухомлинский в книге «Воспитание гражданина» называл труд «могучим воспитателем», «корнем нравственности». Но я считаю, что если труд не является духовной потребностью человека, не связан с творчеством, не дает возможности для самореализации, то он становится повинностью. «Лень часто расцветает как тяжкая беда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа не вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа в эмоциональной памяти». Нравственный смысл труда состоит в том, что человек получает наивысшую радость – радость творчества.

Важной формой воспитания подростков является внеклассная работа по предмету. Она реализуется через кружки декоративно-прикладного и технического творчества.

Основой современного предмета «технология» является проектная деятельность.

Метод проектов позволяет организовать внеклассную работу по предмету как совместную развивающую деятельность взрослых и детей, активизировать творческую деятельность, реализовать процесс познания учащимися социума.

Метод проектов дает возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал; учит проводить исследования и принимать самостоятельные решения; слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Для реализации различных ученических проектов широкий диапазон предоставляет музей. В школьном историко-краеведческий музее два зала: зал Боевой Славы и зал краеведения. Экспозиции краеведческого зала постоянно обновляются. Из большого коллективно-творческого дела рождаются индивидуальные проекты учащихся, которые имеют два направления.

Во-первых, это проекты, в основе которых лежит создание новых экспонатов для музея. Эти проекты тесно связаны с традиционными народными промыслами русского народа и народов Севера. Целью подобных проектов является приобщение учащихся к культурному наследию народов России. Моими учениками были реализованы такие проекты, как «Северное городище» (макет хантыйского стойбища), «Скатерть-самобранка» (посуда различных народных промыслов – Хохлома, Городец), «Резьба народов русского Севера». Главный источник нравственного воздействия проектов декоративно-прикладного характера - это творение красоты, овладение языком народного искусства.

Во-вторых, проекты, в основе которых лежит оформительская деятельность. Это оформление экспозиций, реставрационные работы по восстановлению экспонатов музея, новые способы этикетажа музейных экспонатов. Проекты подобного рода, с одной стороны, формируют у учащихся основы технологических знаний, развивают дизайнерские способности, а, с другой стороны, воспитывают бережное отношение к памяти поколений: каждый восстановленный экспонат музея – прикосновение к истории. И я, и мои ученики, восстанавливая ряд экспонатов, сделанных нашими предшественниками, ощутимо чувствуем так называемую связь поколений, ответственность за дело, которым занимаемся.

Таким образом, внеклассная работа в музее является для учащихся своего рода возвращением к истокам. Помните грустный диалог Маленького принца с Цветком из сказки Экзюпери: «А где люди?» – вежливо спросил Маленький принц. «А, люди? Их носит ветер. У них нет корней». Духовно-нравственные начала, закладываемые в музее, позволяют нашим ученикам почувствовать свои корни.

Прикосновение к истории – это наша гордость и память. Но память не застывшая в делах минувшего, а активная, обращенная в будущее, призванная тревожить сердца молодых людей, заставлять их соизмерять свои дела и поступки с наследием предшествующих поколений. Без такой памяти трудно взрослеть.

Я убежден в том, что духовно-нравственное воспитание необходимо современной школе, без него невозможно возрождение великой России.

Федотов Евгений Александрович                 г.Нефтеюганск 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

из опыта работы. Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности

Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности  в начальной школе. Представлен опыт работы в МОУ Новопокровской СОШ....

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...