Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
статья по технологии

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности по предмету «Технология» и индивидуальному проекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Проектно–исследовательская деятельность на уроках  технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Организация учебно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни.

Технология проектного обучения построена в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Если урок или внеурочное занятие проводятся в соответствии с этой технологией, то автоматически выстраивается алгоритм проектно–исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность — это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста.

Технология предполагает проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом. 

Универсальной методики организации проектно-исследовательской деятельности не существует, так как, с одной стороны, составы обучающихся различаются по своим возрастным возможностям, индивидуальным особенностям, уровням интеллектуального и

творческого развития, а с другой стороны — сама методика исследования всегда зависит от характера изучаемого объекта, методологии, цели исследования.

Ведущими стимулами познавательной инициативы обучающихся в проектно-исследовательской деятельности являются новизна и интерес.

Стремление ко всему новому заложено в организации головного мозга человека. Отсутствие новизны в обучении приводит к снижению мотивации и успеваемости, тревожности, неудовлетворенности жизнью, нарушениям дисциплины, различного рода трудностям и другим негативным явлениям у обучающихся.

 Педагогу важно определять степень новизны в проектно-исследовательской деятельности, так как если она чрезмерна, то она не сможет вызвать энергию познавательного поиска у всех обучающихся. С другой стороны, «слабая» новизна также не организует продуктивную деятельность обучающихся.

Другим стимулом проектно-исследовательской деятельности является интерес. Интерес представляет собой состояние человека, побуждающее его к познавательной или практической деятельности. Интересы обучающихся весьма разнообразны и различаются

по своей направленности.

Интерес связан с эмоциональной оценкой выполняемой проектно-исследовательской деятельности. Взаимодействие интереса и эмоций создает мотивационную основу для продуктивной деятельности.

Педагогу следует учитывать, что сложное, но интересное задание (проблема) будет вызывать положительные эмоции; а вот сложное, но неинтересное задание положительных эмоций вызывать не будет, поэтому проектно-исследовательская деятельность будет реализовываться с трудом, формально и неэффективно.

В МОУ СШ № 19 учебный предмет «Технология преподается в 5 – 8 классах. С методами и средствами творческой и проектной деятельностью учащиеся начинают знакомить с 5 класса. Сначала выполняют на уроках простые мини-проекты. Но уже к 8 классу проекты усложняются. Изучив раздел «Электротехника» выполняют творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности», который наглядно демонстрирует основные правила безопасного пользования электроприборами. Вместо плаката учащиеся, чаще выбирают подготовить презентации по теме «Электробезопасность в быту». Чтобы лучше освоить теоретический материал по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение» и практически применить полученные знания, учащиеся выполняют проект «Мой профессиональный выбор».  

              Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения.

Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности  

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Предлагаемый курс состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать еѐ, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.

В работе можно использовать следующие типы проектов:

Исследовательские - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления ( видеофильме, празднике, экспедиции и др.).

Информационные проекты - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные - эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта.    

Программу курса можно освоить за один или два года в зависимости от интенсивности — два или один час в неделю.

Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно также варьировать с учѐтом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные, в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует рекомендовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.

В нашей школе курс реализуется, как учебный предмет, но как вариант может быть и элективный курс. Индивидуальный проект выполняется, в течение двух лет. Тему для проекта учащиеся выбирают самостоятельно. В 10 классе в конце учебного года учащиеся представляют паспорт проекта и проходит предзащита, в 11 классе  - документацию (пояснительную записку) и защита проекта.

Использование современных педагогических технологий помогает учителю решать задачи активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и достижения результатов, предъявляемых новым образовательным стандартом.

Технология проектно-исследовательской деятельности — одна из педагогических технологий, способствующих рождению познавательной инициативы обучающихся. Эффективность технологии проектно-исследовательской деятельности является доказанной многолетней педагогической практикой. Она способствует формированию у обучающихся внутренней мотивации поиска, а также основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Литература:

1.Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015.

2. Проектная и исследовательская деятельность в школе: мотивация, содержание, проблемы: сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции (п. Пролетарский, 8 октября 2020 года) [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Присада, Н.В. Немыкиной, И.В. Трапезниковой, О.А. Поляковой, Е.И. Шестаковой, Н.В. Журавель. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020.

3. Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.]. — М. : Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»

Тема выступления на  августовской конференции учителей естественнонаучного курса....

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.

        На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без п...

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.(доклад) (форма 14)

Внеурочная деятельность по математикекак средство развития детей в условиях реализации ФГОС....