Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

          На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

          Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, в которой формируется опыт и создаются широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_zateevoy_v.p.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по математике
как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.

Затеева Валентина Павловна учитель математики

МБОУ « СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Энгельс Саратовской области

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
        Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
               В.А.Сухомлинский

  1. Введение. Проблема, ее актуальность, цели и задачи.
  2. Основная часть:
  • а) теория;
  • б) практика (используемые приемы и методы).
  • 3.Заключение. Выводы, практическая значимость.
  • 4.Список использованной литературы.

                    «Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». (Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров)

          Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, способного к самостоятельному   приобретению   знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать  стойкие  познавательные  мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя, а не исполнителя.

          Каждый учитель должен помогать ребёнку, постигать жизнь, раскрывая перед ним её содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития, социализации. Необходимость совершенствования образования находит своё отражение в российских нормативно-правовых документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.).

          Внеурочная деятельность по математике должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни.

          И, наконец, в Концепции структуры и содержания общего среднего образования зафиксировано: «В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект всё больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса страны. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. Все остальные задачи лишь средства, помогающие достижению этой цели. Следовательно, приоритет свободного развития личности как основной принцип общества в области образования – это и есть основа дифференциации и интеграции образовательного процесса. Следует исходить из посылки: можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и индивидуальных различий, ведь именно в этом заключается гуманизм и демократизм школьного образования».

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе технологий развивающего обучения, стержневой идеей которых является идея об опережающем развитии мышления, способном повести за собой умственное развитие ребёнка в целом, обеспечить развитие его творческого потенциала.  От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

          На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

          Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, в которой формируется опыт и создаются широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

          Актуальность опыта неоспорима и объясняется тем, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. На организацию внеурочной деятельности  в каждом классе, работающем по новым стандартам, отводится 10 часов в неделю. Из них целесообразно 1-2 часа потратить на повышение математической культуры школьников, на развитие их логического мышления. Внеурочная деятельность по математике способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, даёт новый взгляд на образовательные результаты.

Цель работы :создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе; обмен опытом с педагогами по работе с одаренными детьми.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

   Задачи:

  • способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
  • формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
  • повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
  • расширять его представление об окружающем мире.

Что такое внеурочная деятельность?

  • Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

    «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!

  • Внеурочная деятельность направлена на:
  • Планируемые результаты
  • Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
  • УУД

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

В своём педагогическом опыте я ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования, не могут быть решены при организации внеурочных занятий, направленных только на формирование знаний, умений, навыков. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

          Не ученик приспосабливается, адаптируется к системе обучения, а система внеурочных занятий по математике построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании.

          На своих внеурочных занятиях я отвожу важную роль проектно – исследовательской деятельности в ходе которой мы чётко выделяем следующие этапы:

  • подготовительный этап (формулировка темы для исследования, деление учеников на группы по направлениям работы, обсуждение плана работы в группах, определение сроков работы над проектом);
  • этап реализации проекта (работа в группах – сбор информации, отбор материалов, обмен информацией с одноклассниками; оформление результатов работы);
  • заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).

          В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

          Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических  отношений  и  развития  способности  обобщать  математический  материал. 

          Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:

  • чётко продуманная логика занятия;
  • преемственность этапов;
  • активная позиция ребёнка;
  • максимальная смена образовательной среды;
  • наличие благоприятной психологической атмосферы;
  • творческое разнообразие занятий;
  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;
  • умение ставить цель, делать выводы.

          Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их  родителями, корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Проектная деятельность

Проект-это самостоятельное исследование по выбранной теме, которое может выполняться как индивидуально, так и группами

 учащихся.

Советы по организации работы над проектом.

1. При выборе темы необходимо учитывать её актуальность, наличие источников информации в литературе и интернет- ресурсов. Здесь важно ваше желание проявить себя в качестве исследователя в работе над выбранной темой.

2. Работа начинается с составления предварительного плана, в котором отражается замысел и этапы реализации задуманного. После знакомства с основными источниками и литературой с помощью руководителя проекта составляется окончательный план.

3.Важно четко формулировать цели исследования. Они могут быть записаны в такой форме: изучить, проанализировать, доказать, сравнить и т.п.

4. Работа завершается подведением итогов исследования, делаются выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

5. Примерный объем работы – 10-15 страниц. Дополнительно может прилагаться иллюстративный материал.

6. Работа может быть оформлена в виде реферата, доклада, компьютерной презентации.

Я работаю в классах с углубленным и расширенным изучением математики по учебникам А.Г.Мерзляка, В.М. Попова. В каждом учебнике есть рубрика « Проектная работа» , где излагаются требования к проекту, темы проектов и список литературы и интернет-ресурсов.

  В начале учебного года мы с детьми распределяем темы, работаем над ними, защищаем свои работы. Каждый ученик должен в конце года защитить проект . Лучшие работы заслушиваем на школьной конференции. Учащимся для портфолио выдается сертификат, а лучших учащихся награждаем дипломами.

Ежегодно мои ученики являются участниками районных и областных конференций, всероссийских и являются призерами.

Ф.И.

класс

год

Название конференции

Название

работы

результат

Паринова Ксения

2014

Муниципальный конкурс ученических проектов « Математика вокруг нас»

Математика в жизни

нашей семьи.

призер

Розманов Влад

2014

Муниципальный конкурс ученических проектов « Математика вокруг нас»

Математика в жизни

моего папы.

призер

Асташов Антон

2015

Муниципальный конкурс ученических проектов « Математика вокруг нас»

Аликвотные дроби.

призер

Раннева Диана

2015

IВсероссийский конкурс « Гордость России»

Математические фокусы

Потапова Виктория

2015

III Всероссийский конкурс            « Гордость России»

Принцип Дирихле

Кулибабина Анастасия

2015

IV Всероссийский конкурс            « Гордость России»

Парадоксы теории

множеств

Раннева Диана

2015

IV Всероссийский конкурс            « Гордость России»

Симметрия в природе и строительстве

Мазур Анна

2016

I Региональная научно-практическая конференция  «Открытие»

Свойства площадей

призер

Кулибабина Анастасия

2016

I Региональная научно-практическая конференция  «Открытие»

Свойства площадей

призер

«Эрудит»-кружок в 5-7 классах.

Внеурочная деятельность в силу особенностей содержания и специфики организации имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям.

          Я считаю, что внеурочная деятельность по математике способствует углублению теоретических знаний и практических навыков учащихся; учит навыкам проектной и исследовательской работы; вовлекает учащихся в работу по выполнению творческих заданий; прививает вкус и навыки самостоятельного чтения математической литературы; организовывает досуг учащихся в свободное от учёбы время.

          Систематически проводимая внеурочная работа укрепляет знания ребят, приобретённые на уроках, расширяет математический кругозор детей. Учитель имеет возможность познакомить их с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных учёных математиков, приучить к чтению научно-популярной литературы и к самостоятельной работе с учебником, привлечь учащихся к самостоятельной творческой работе.

          Посещая внеурочные занятия по математике, ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые характеризуют способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

В 5-7 классах я провожу занятия кружка «Эрудит»

Пояснительная записка.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

        Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи программы: 

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка  и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание программы кружковых занятий

 включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические  и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

Календарно-тематический план для 6б класса

№ п/п

Дата    

Коррек.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

03.09.15

Вводное занятие.

Всякая всячина.

1

2

10.09.15

Логика и не только.

1

3

17.09.15

Посчитаем, поиграем.

1

4

24.09.15

Принцип Дирихле.

1

5

01.10.15

Делимость и остатки.

1

6

8.10.15

Краски и раскраски.

1

7

15.10.15

Графы и графини.

1

8

22.10.15

Шахматы и доски.

1

9

29.10.15

Задачи о разном.

1

10

12.11.15

Задачи о пути и движении.

1

11

19.11.15

Разбор заданий математической олимпиады «Слон»

1

12

26.11.15

Математическая регата.

1

13

3.12.15

Просто решаем.

1

14

10.12.15

Давайте рассуждать здраво.

1

15

17.12.15

Разбор заданий кружка при Меташколе.

1

16

24.12.15

При чем тут граф?

1

17

14.01.16

Разбор заданий олимпиады « Физтех – 2016»

1

18

21.01.16

Мозгодром.

1

19

28.01.16

Солнечный город.

1

20

4.02.16

Математическая карусель.

1

21

11.02.16

Комбинаторика.

1

22

18.02.16

Разбор заданий Международной олимпиады «Кенгуру»

1

23

25.02.16

Сравнения и комбинаторика.

1

24

3.03.16

Принцип Дирихле-2.

1

25

10.03.16

Разбор заданий Международной олимпиады « Фоксфорд»

1

26

17.03.16

Подумаем и разрежем.

1

27

24.03.16

Некоторые вопросы теории графов

1

28

7.04.16

Можно или нельзя.

1

29

14.04.16

Устная олимпиада « Юный мыслитель»

1

30

21.04.16

Составление проектных работ.

1

31

28.04.16

Составление проектных работ.

1

32

5.05.16

Защита проектных работ.

1

33

12.05.16

У меня растут года.

1

34

19.05.16

 Математический футбол.

1

35

26.05.16

Итоговое занятие. На пути к олимпу.

1

    Используемая литература:

  1. Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
  2. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971
  3. Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008
  4. Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
  5. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
  6. Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
  7. Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
  9. Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, Учпедгиз, 1962
  10. Пономарев С.А. и др. «Сборник упражнений по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1971
  11. Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005
  12. Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. «Месячник математики в школе», Уфа, БИУУ, 1992
  13. Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. «Сюрприз? Да, сюрприз!», Уфа, БИПКРО, 1994
  14. Шевкин А.В. «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов», Москва, Русское слово, 2001

15.А.В. Фарков. Математические олимпиады. Москва. « ВАКО» 2015

  При проведении занятий использую материалы кружка 6 класса при Меташколе. Смыкалова Елена Владимировна объясняет теоретический материал, олимпиадные задачи. Дети конспектируют теорию. Решают задачи . За занятие должны разобрать 7 задач. Ребята решают. Получают оценки. Поощряю самых сообразительных. В результате такой работы ученик 6б класса Волков Илья, где я являюсь классным руководителем, стал призером школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике (2015 г), муниципальной олимпиады по математике для обучающихся 5-6 классов              ( 2016 г).

 В течение учебного года учащиеся участвовали в конкурсах и олимпиадах при Меташколе. 10-го числа – конкурс по шахматам, 15 –математические конкурсы «Устный счет», « Крестики-нолики 15х15», « Быки и коровы»

  В этом учебном году впервые была олимпиада « Фоксфорд». Я как учитель могла отслеживать результаты моих детей. Как они выполняют задания.

В 1 сезоне немного участвовало детей. Всего – 20 учащихся стали победителями и призерами.  Во 2 сезоне- 45 учащихся. В 3 сезоне – 35 учащихся.

Заключение

И, пожалуй, самое главное – внеурочная деятельность помогает получать удовольствие от самого процесса познания. Ведь не зря говорят, что если учитель поворачивается всеми гранями дарования  к ученику, то душа того и другого поет, чарует, питает живительной силой сердце. Нерукотворным памятником такому педагогу станут его благодарные талантливые ученики:

Учить других куда как нелегко!

А жизнь идет и надо торопиться.

Успеть бы воспитать учеников,

Чтоб было у кого потом учиться!

                Ведь еще древние говорили: если твои ученики превзошли тебя – ты настоящий учитель.

Литература и интернет - ресурсы

  1. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М.С. Математика. 6 класс. Методическое пособие. М: Вентана- Граф.2014г
  2. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М.С. Алгебра. 7 класс. М: Вентана- Граф.2014г
  3. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М.С. Алгебра. 8  класс. М: Вентана- Граф.2014г
  4. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М.С. Алгебра. 9 класс. М: Вентана- Граф.2014г
  5. http://foxford.ru/
  6. http://metaschool.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»

Тема выступления на  августовской конференции учителей естественнонаучного курса....

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.(доклад) (форма 14)

Внеурочная деятельность по математикекак средство развития детей в условиях реализации ФГОС....