Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
статья по русскому языку (5 класс)

Еремина Галина Анатольевна

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.Учащиеся вовлекаются в исследовательские проекты,творческие занятия и т.д., в ходе которых учатся понимать и осваивать новое, выражать свои мысли. принимать решения. В данной статье  раскрываются формы занятий, применяемые  в ходе реализации программы "Чтение- вот лучшее учение" в 5 классе. Данная программа - необходимое дополнение к программам всех дисциплин, так ставит целью формирование навыков смыслового чтения, необходимого приизучении всех дисциплин.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Еремина Г.А., учитель  ГБОУ школа №497 Невского района  Санкт-Петербурга

Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

                Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. 

         Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

          Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

        Учащиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом, который предъявляет к организации ВУД школьников следующие требования:

  1. Внеурочная  деятельность -  неотъемлемая часть образовательного процесса в школе
  2. Внеурочная деятельность включается в вариативную часть  БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
  3. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
  4. Аудиторных занятий не должно быть более 50%
  5. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
  6. Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы

        Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании»: экскурсии, кружки, факультативы, психологические тренинги и т. д.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями:

1. Духовно-нравственное;

2. Социальное;

3. Общеинтеллектуальное;

4. Общекультурное;

5. Спортивно-оздоровительное.

        В рамках  общеинтеллектуального направления я работала в 5 классе по программе «Чтение - вот лучшее учение». Данная программа является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как ставит целью формирование навыков смыслового чтения, необходимого при изучении всех дисциплин. Чтение является основным способом получения информации, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию зависит успешность учащегося в образовательном процессе.  Кроме того, этот курс наиболее подходит под возрастные особенности пятиклассников. Они еще  любопытны, «не устали» учиться, настроены на творчество. Формы проведения занятий разнообразны: беседы и конкурсы, ролевые игры и библиотечные занятия, состязания и аукционы... На первом занятии задаемся вопросом, вызывающим бурю эмоций: а умеем ли мы читать? И открываем для себя более 10 видов чтения, о которых раньше или не знали,  или не задумывались. Следующее занятие (по договоренности) проходит в библиотеке и является логическим продолжением предыдущего, так как дети находят здесь ответ на вопрос, как выбрать книгу (связанный с видами чтения, которыми чаще всего приходится пользоваться: просмотровое, ознакомительное). Каждое занятие-это открытие. Берем в руки книги,  заранее подготовленные к занятию(это могут быть произведения  В.Катаева,  В.Осеевой и т.д.) Листаем,  просматриваем… Решаем  , казалось бы, совсем простую задачу: с чего начинается текст. Далеко не всегда получаю правильный ответ. А он прост: «Конечно, с названия!» Дети вспоминают  книги, прочитанные самостоятельно, а одноклассники должны по названию определить, о чем они. А потом обсуждается название хорошо знакомого всем произведения и его роль («Руслан и Людмила»А.С.Пушкина, «Васюткино озеро» В.Астафьева и др.)Таким образом формируется умение предвосхищать содержание текста по заголовку .Учащиеся приходят к выводу, что в заглавии в краткой форме выражается главная мысль произведения. Интересно проходит занятие «Зачем нужен эпиграф», расширяющее представление учащихся об этом элементе текста и его глубоком значении. Конечно, ярчайшим образцом в этом отношении является произведение А.С.Пушкина  «Капитанская дочка». Изучается повесть позже, но обратиться к ней можно уже сейчас, чтобы показать детям  богатство и огромную  смысловую нагрузку, которую несут в этом произведении эпиграфы. Дети любят «отгадывать», для чего они, и часто в своих ответах близки к истине. Обязательно проводится тренинг, связанный с прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам. Занятие по данной теме учит  детей умело использовать  эпиграфы в своих творческих работах: сочинениях, эссе, а также использовать в качестве эпиграфов самый разнообразный материал: литературные произведения, пословицы, поговорки и т.д.  Одно из занятий по данному курсу-это тематический конкурс чтецов. Я стараюсь приурочить его к  памятной дате, связанной с именем поэта, писателя или важным событием в стране. Готовятся к нему ребята заранее. Конкурс всегда превращается в маленький театрализованный праздник с музыкальным сопровождением, костюмами или соответствующими содержанию произведения атрибутами. Продолжением его является выход  на школьное или районное мероприятие, а также  выезд на экскурсию. Не  менее занимательны  занятия, связанные с шифровкой и дешифровкой текста (вызывает интерес  уже сама формулировка темы!), знакомство с текстами разных стилей речи (не зная еще стилевого разнообразия, пятиклассники находят лексическое, синтаксическое различие в предложенных для работы текстах разных стилей), учатся  при работе с текстом ставить «толстые» и  «тонкие» вопросы (навык, который в дальнейшем  легко реализуется, например,  на уроках литературы). После библиотечного урока  «Наши друзья и помощники», дающим представление о многообразии словарей и справочников, учащиеся самостоятельно  готовят презентации разных видов словарей по  заранее предложенному плану  к ролевой игре «Заседание Ученого  совета лексикографов». Не менее интересно проходит игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов», являющаяся своеобразным подведением итогов предыдущих занятий по тексту. На практике проверяется умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме. В этой игре победителем становится команда, задавшая последний вопрос. На заключительном занятии подводятся итоги проделанного за год. Это и демонстрация собственного портфолио «Мои достижения», и устные высказывания учащихся, дающие оценку тому, чему научились , а  что не получилось.

        Таким образом, внеурочная деятельность по предмету является важнейшей частью образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Учащиеся в ходе освоения программы научились осознанно читать тексты, использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, овладели элементарными навыками работы с книгой, с текстами разных стилей и типов речи. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся могут осуществлять деятельность, направленную на  поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений определять  тему , цель, отличать главную информацию от второстепенной, уметь её передавать в устной форме, задавать вопросы по содержанию текста, использовать словари, составлять план текста ,преобразовывать его в форме схем, таблиц и т.п.  Учащиеся  могут  использовать полученные базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом  на уроках разных дисциплин. Полученные навыки дают возможность углубить знания, расширить культурный кругозор на основе работы с текстами в разных предметных областях.

        Литература для учащихся

  1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.-М.: Издательство «Экзамен», 2014

        Литература для  учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования.- М.: Просвещение, 2011
  2. Криволапова Н.Я. Внеурочная деятельность  Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. - М.: Просвещение,  2013
  3. Пранцева Г.В, Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Учебное пособие.- М.: Форум, 2015
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса,   также всестороннего развития, воспитания и обучения школьниковЗадачи педсовета...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Приказ о педсовете "«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»"

ПРИКАЗ  13.05.2019 № 270-0с.п. Куть – Ях О подготовке и проведении  педагогического совета по воспитательной работе«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть ...