Социальные страхи подростков: причины и пути их преодоления
методическая разработка

В современном обществе на подростков влияет множество неблагоприятных факторов, которые способствуют появлению различных страхов и могут привести к замедлению развития личности подростка.

Подростки в силу их эмоциональной восприимчивости более остро переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель исследования: выявить доминирующие страхи современных подростков и определить возможные пути их преодоления

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность страха и описать его виды;
  2. Исследовать и описать социальные страхи у учащихся разного возрастного периода;
  3. Провести эмпирическое исследование по выявлению социальных страхов в подростковом возрасте;
  4. Обработать и проанализировать полученный материал и представить его в исследовании.
  5. Подготовить рекомендации для учащихся, педагогов и родителей в борьбе с социальными страхами.

Объект исследования: учащиеся юношеского возраста (9 класс – 14 – 15 лет; 11 класс – 17 - 18 лет),  в количестве 40 учащихся.

Предмет исследования: социальные и природные страхи современных подростков.

Гипотеза исследования: предположение о том, что проявление тех или иных страхов меняется с каждым возрастным периодом и в разных гендерных группах.

Методы и методики исследования:

  1. Теоритические: анализ источников по изученной проблеме;
  2. Эмпирические: опрос (опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой, методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»  Ю. Щербатых и Е. Ивлевой; Личностный опросник Г.Айзенка)
  3. Статистические: измерение интегрального показателя страха; ранжирование эмпирических данных

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_strahi_podrostkov.docx84.24 КБ
Файл sotsialnye_strahi.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

2

Глава I. Теоритические аспекты изучения страха в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………...

3

  1. Страх как психологический феномен…………………………........

3

  1. Социальные страхи в подростковом возрасте………………….....

5

Глава II. Эмпирическое исследование социальных страхов подростков

2.1.    Организация исследования…………………………………………

7

  2.2.    Анализ и интерпретация данных…………………………………..

9

  2.3.   Методические рекомендации по преодолению социальных страхов подростков………………………………………………………………………….

12

Заключение…………………………………………………………………………

14

Список литературы………………………………………………………………...

15

Приложение………………………………………………………………………...

16


Введение.

В современном обществе на подростков влияет множество неблагоприятных факторов, которые способствуют появлению различных страхов и могут привести к замедлению развития личности подростка.

Подростки в силу их эмоциональной восприимчивости более остро переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель исследования: выявить доминирующие страхи современных подростков и определить возможные пути их преодоления

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность страха и описать его виды;
  2. Исследовать и описать социальные страхи у учащихся разного возрастного периода;
  3. Провести эмпирическое исследование по выявлению социальных страхов в подростковом возрасте;
  4. Обработать и проанализировать полученный материал и представить его в исследовании.
  5. Подготовить рекомендации для учащихся, педагогов и родителей в борьбе с социальными страхами.

Объект исследования: учащиеся юношеского возраста (9 класс – 14 – 15 лет; 11 класс – 17 - 18 лет),  в количестве 40 учащихся.

Предмет исследования: социальные и природные страхи современных подростков.

Гипотеза исследования: предположение о том, что проявление тех или иных страхов меняется с каждым возрастным периодом и в разных гендерных группах.

Методы и методики исследования:

  1. Теоритические: анализ источников по изученной проблеме;
  2. Эмпирические: опрос (опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой, методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»  Ю. Щербатых и Е. Ивлевой; Личностный опросник Г.Айзенка)
  3. Статистические: измерение интегрального показателя страха; ранжирование эмпирических данных

Глава I. Теоритические аспекты изучения страха

в отечественной и зарубежной психологии

  1. Страх как психологический феномен.

Страх является одной из сильнейших эмоций, которые человек испытывал с момента своего появления. Исследователи страха сходятся во мнении, что не существует людей, которые ничего не боятся, что невозможно найти бесстрашного человека. Аристотель считал, что отсутствие страха свойственно тому, кто лишен рассудка. Доказано, что способность испытывать страх заложена в каждом человеке на генетическом уровне и выполняет защитную функцию.

Страхи давно стали объектом психологического исследования. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.  Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

В зарубежной психологии проблемой страхов, которая, в основном рассматривались с точки зрения изучения невротических страхов и фобий у взрослых, а также в аспекте психотерапии страхов, занимались Д.Вольпе, Дж. Келли, З.Фрейд, К.Изард, Г.Айзенк и другие. В отечественной психологии уделили большое внимание изучению страхов: А.И. Захаров, И.П. Шкуратова, И.П. Павлов  и другие.

К.Изард в своей книге пишет, что страх является наиболее опасной эмоцией. Но при этом страх выполняет и охранительную функцию: он  может послужить предупреждающим сигналом, под влиянием которого человек может изменить направление мысли и поведение.[8]

По мнению А.И.Захарова, страх является одной из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего фактора. Страх, являющийся средством познания окружающей действительности,  можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Эмоция страха, как и многие другие эмоции отличаются своей предрасположенностью к закреплению в памяти человека. Страх в отношении каких-либо предметов или поступков, доставивших боль и неприятности, тем полезен, что побуждает к их избеганию в будущем.

З.Фрейд считал, что страх детей первоначально является выражением того, что им не хватает любимого человека, поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхом; они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека, и успокаиваются, если могут держать в темноте его руку.[11]

Существует несколько различных классификаций страхов. З.Фрейд поделил страхи на две группы: реальные страхи и невротические. Реальный страх – это совершенно нормальный эмоциональный процесс. Он возникает в ситуации опасности и помогает организму мобилизоваться, чтобы этой опасности избежать.  А невротический страх – это то, что мы привыкли называть фобией; он возникает при столкновении с ситуацией и объектами, которые на самом деле не являются опасными.

А.И.Захаров считает, что условно все страхи можно разделить на природные и социальные. В своей книге он писал, что природные страхи основаны на инстинкте самосохранения. К социальным страхам автор относит страх одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д.

Также, Захаров считает, что в общем виде страхи можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. [7]

Кроме того, есть классификация страхов Ю.В. Щербатых. В ней ученый делит все страхи на три основные группы. Биологические страхи – страхи, которые напрямую связаны с угрозой жизни для человека(например, страх пожара, наводнений, цунами, явлений природы). Социальные страхи – это, например, страх «быть белой вороной», боязнь потерять свой статус в обществе, страх публичности, страх общественного мнения и т.д. Последняя, третья группа – это экзистенциальные страхи. Они олицетворяют страх перед сущностью человека, страх смерти, страхи собственных мыслей. Эти страхи рождены лишь фантазией и воображением человека, не имеющие под собой реальной основы.[13]  

Таким образом, рассмотрев теории страха в отечественной и зарубежной психологии, можно прийти к выводу, что абсолютно одинаковых трактовок понятия страха не дает ни один из представленных ученых. Но, между тем они солидарны во мнении, что чувство страха всегда влечет за собой ряд психических и физиологических нарушений.

  1. Социальные страхи в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека.  Подростковый возраст характеризуется формированием мировоззрения, познанием окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка отличается нестабильностью и восприимчивостью к происходящему вокруг. Особое место в социальном развитии подростка занимает общение со сверстниками. С. А. Кулаков отмечает, что «подростковый возраст – период особой концентрации конфликтов, приводящим к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, наркомания, суициды и т.п.»[9]

Подростки в этом возрасте стремятся к индивидуальности, происходит формирование собственного «Я». Это непосредственно связано с беспокойством и страхом «быть не собой», но в то же время подросток хочет быть частью общества и принадлежать определенному социуму, что обуславливает страх «быть кем-то другим». В этот период подростки отличаются повышенной чувствительностью к осуждению, что становится причиной  возникновения определенных комплексов, например несовершенство фигуры или необходимость носить очки.

На данном этапе развития у многих подростков формируются эталоны красоты, идеал семьи и отношений отличных от реальных. Для подростка очень важно быть идеальным и лучшим для всех. В последствии может возникнуть «синдром отличника», что приводит к опасением возможных неудач и провалов. У подростков склонных к мнимости, повышенному беспокойству возникает навязчивые опасения, будто они некому не нужны, что их жизнь бессмысленна и т.п.

Взаимоотношения в семье, в свою очередь, оказывают влияние на количество социальных страхов подростка. Чем больше взаимопонимания в семье, тем меньше страхов будет развиваться у ребенка. А.И. Захаров отмечает, что в возрасте 11-16 лет главным приобретением считается появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством уважения и уверенности к себе. Большое число страхов понижает самооценку ребенка, что приводит к трудностям в общении с людьми. В коммуникативных ситуациях ребенок становится особо уязвимым, когда испытывает различные социальные страхи.

Термин «социальный страх», введенный в мировую науку Дж. Вольпе, обозначает страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Специфика социального страха заключается в том, что во-первых они опосредованы, т.е. объекты вызывающие страх не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку, и, во-вторых, чрезвычайно распространены. Социальный страх вызывает психологический барьер, то есть устойчивую установку, негативный настрой, деструктивно-тревожное состояние ребенка, которые, по словам Б.Д. Парыгина, «консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности».[10] Социальные страхи блокируют коммуникативные потенциалы, приводят к обезличиванию подростка, стереотипизации и инфантилизации способов общения, ограничивают свободу самовыражения подростка.

Социальные страхи подростков тесно связаны с нейротизмом. Нейротизм – это личностная черта человека, которая проявляется в беспокойстве, тревожности и эмоциональной неустойчивости. Те люди, у которых высокий уровень нейротизма, под внешним выражением полного благополучия скрывают внутреннюю неудовлетворённость и личные конфликты. Они реагируют на всё происходящее чересчур эмоционально и не всегда адекватно к ситуации. [6]

Нейротизм, как одна из особенностей психики человека, относится к признакам неудовлетворённости личностных потребностей, биологических и социальных. Невротические симптомы чаще возникают у подростков, неудовлетворённых потребностью в доминировании, им трудно завоевать власть и авторитет.

По результатам теоритического исследования можно сделать следующие выводы: подростковый возраст отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью и восприимчивостью к внешним стимулам. Социальные страхи оказывают влияние на дальнейшее развитие личности ребенка, на формирование его уверенности в себе. В большей степени страхи подростков связанны с межличностными отношениями: боязнь определенных людей, страх позора, осуждения и насмешек со стороны сверстников. На уровень и развитие страха влияет многие факторы, один из которых гендерные различие. Уровень развития страха у девочек выше, чем у мальчиков. Одной из главных причин этого является более требовательное отношение девочек к собственной личности. Немало важным фактором также является отношения в семье, подросток менее подвержен развитию страхов при гармоничных и доверительных отношениях. Эмоциональные переживания подростков имеют большую устойчивость, по сравнению с младшим возрастом. Подросток испытывает психологические и социальные трудности, которые могут привести к повышению уровня нейротизма.

Глава II. Эмпирическое исследование социальных страхов подростков

2.1 Организация исследования

Эмпирическое исследование предполагало изучение социальных страхов подростков, учитывая гендерные и возрастные особенности.  Проверялась гипотеза, что проявление тех или иных страхов меняется с каждым возрастным периодом и в разных гендерных группах.

В исследовании приняли участие 20 подростков 14-15 лет (9 класс) и 20 подростков 17-18 лет (11 класс) МБОУ гимназии № 44 г. Пензы.

Предметом психодиагностический работы стал социальный страх и особенности его проявления в подростковом возрасте.

В соответствии с теоретическими аспектами, приведенными в первой главе, применялись следующие психодиагностические методики:

  1. для выявления выраженности различных видов страхов у подростков -  опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой
  2. для определения интенсивности страха - методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»  Ю. Щербатых и Е. Ивлевой
  3. для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений подростков -  личностный опросник Г.Айзенка)

Обследуемым раздавался пакет, в который были включены тексты вышеуказанных методик с инструкциями по работе с ними.

Методика «Виды страха» И.П. Шкуратовой. (Приложение 1)

Опросник содержит 36 факторов, выживающих переживание страха.

Все эти факторы сгруппированы в пять групп:

  • фобии
  • учебные страхи
  • социальные страхи
  • криминальные страхи
  • мистические страхи

Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов.

0– такого страха у меня никогда не было

  1. – такой страх у меня был однажды
  2. – такой страх у меня был несколько раз
  3. – периодически такой страх у меня возникает
  4. – этот страх преследует меня постоянно

Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю.Щербатых и Е. Ивлевой (Приложение 2)

Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 18 предложенных вопросов о социальных страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным – 10.

Испытуемый должен прочитать вопросы. При положительном ответе на вопрос попытаться оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха. Если испытуемый совсем не испытывает данного страха, ставит крестик на цифре «1».

Обработка результатов осуществляется путем вычисления интегрального показателя страха.

Методика «Личностный опросник Г.Айзенка» (Приложение 3)

Данный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений подростков.

Опросник содержит 42 вопроса, 18 вопросов работают по шкале экстраверсии-интроверсии, другие 18 вопросов – по шкале нестабильности-стабильности (нейротизма), а остальные входят в контрольную L-шкалу, предназначенную для оценки искренности-неискренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитывается сумма баллов по трем показателям в отдельности.

Если по шкале лжи получено более 4 баллов – результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренними.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Г.Айзенк в своих трудах дает подробный анализ характерологических проявлений подростков.(Приложение 3)

2.2 Анализ и интерпретация данных

Анализ результатов исследования проводился по следующим направлениям:

  1. Анализ выраженности различных видов страха у детей подросткового возраста.

Было рассчитано среднее арифметическое, позволяющее исследовать степень выраженности страхов у подростков. Суммарные значения по группам по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение выраженности видов страха у детей подросткового возраста:

Группа

Возраст

Фобии

Учебные страхи

Социальные страхи

Криминальные страхи

Мистические страхи

1

14-15 л

12,9

10,3

13,7

11,4

6,8

2

17-18 л

9,55

8,5

11,7

7,5

14,7

 Наиболее выраженным у подростков обеих возрастных групп оказался страх смерти близких.  Показатели примерно одинаковые как у юношей, так и у девушек, но наибольшую тревожность показала 1 группа учащихся. В свою очередь, возможность собственной смерти страшит подростков значительно меньше. Это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Наибольшую выраженность у учащихся 1 группы имеют социальные страхи, особенно у девушек. Второе место делят фобии и криминальные страхи, на третьем месте находятся учебные страхи, и замыкают ряд мистические страхи.

Учитывая возрастные особенности, в приоритете учащихся 2 группы остаются социальные страхи, но здесь уже расхождение явно заметно между юношами и девушками. Но меняют степень своего влияния учебные страхи, они находятся на пике в настоящее время, что вполне объясняется поступлением в высшие учебные заведения.

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что у подростков 14-15 лет больше различных страхов, чем у подростков 17-18 лет.

  1. Анализ опросника иерархической структуры актуальных страхов личности

Был рассчитан интегральный показатель страха подростков обоих возрастных групп.

В 1 группе (14-15 лет) по результатам исследования у юношей выявлено преобладание повышенного интегрального  показателя страха, у девушек – средний показатель.

  1. группа (17-18 лет) характеризуется наличием повышенных интегральных показателей как у юношей, так и у девушек.

Среди социальных страхов самый большой показатель имеют страхи, связанные с изменением отношений в семье и близкими людьми.

Страх ответственности преобладает у юношей 2 возрастной группы (17-18 лет). Основанием для этого может служить несколько факторов, такие как суровое наказание родителей, чрезмерная критика за самостоятельные решения, постоянные запреты.  Также причиной такого показателя можно считать перфекционизм наряду с заниженной самооценкой. Следствием подобной позиции становится постоянное чувство тревоги и боязни при малейшей необходимости брать на себя любые обязательства.

 Неопределенность будущего преследует испытуемых 1 группы. Мы предполагаем, что это связано с неопределенностью в профориентации, так как в возрасте 14-15 лет подростки выбирают свое место в жизни.

Особое место в рейтинге страхов занимает страх публичного выступления, в частности, ответа у доски. Такой страх возникает небезосновательно, так как подростковый возраст характеризуется стремлением к авторитету, как перед одноклассниками, так и пред учителями и родителями.

  1. Анализ выраженности нейротизма у детей подросткового возраста.

Было рассчитано среднее арифметическое, позволяющее описать наиболее типичную величину (среднее значение) данных и процентное распределение по степени выраженности нейротизма.

Наиболее тесно нейротизм связан с социальными страхами. По результатам опроса мы выявили, что учащиеся 2 группы наиболее остро переживают чувство вины. Такие показатели можно объяснить тем, что человек испытывает угрызения совести, его преследует страх разочаровать близких. Чувство вины тесно связано со страхом ответственности, уровень которого повышен у юношей 2 группы, как было выявлено из второй методики.

Также нами было выявлено, что наибольшего пика у юношей 14-15 лет достигают страх насмешек (гелотофобия), осуждения со стороны  сверстников и близких. Интересно заметить, что страх быть не таким как остальные, преследует учащихся 1 и 2 группы гораздо реже, что, в свою очередь, говорит о стремлении к индивидуальности.

Испытуемые 1 и 2 группы одинаково часто испытывают страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания, связанные с необходимостью самораскрытия, самопрезентации себя другим, отстаивания своей точки зрения. Это объясняется тем, что такие ситуации учащиеся рассматривают как стрессовые, трудные, ситуации вызова.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов:

  1. Полученные результаты свидетельствует о том, что у подростков 14-15 лет проявлений страхов больше, чем у подростков 17-18 лет.
  2. Среднее значение выраженности нейротизма говорит о том, что подростки 17-18 лет более эмоционально устойчивы, чем подростки 14-15 лет.
  3. Девушки обеих групп более склонны к проявлению страхов, чем юноши.
  4. Переживанию страхов обеих групп больше способствуют скрытые формы агрессивности такие, как вина, раздражительность, подозрительность.
  5.  Используемые в исследовании методики для диагностики страхов могут активно применяться в работе с подростками на базе школы.

2.3. Методические рекомендации по преодолению социальных страхов подростков.

Для того что бы страхи у подростков проходили менее заметно и приносили меньше отрицательных последствий, подростку нужно учиться не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми. Задача родителя - быть примером уверенного и гибкого поведения, быть готовыми принять своего ребенка со всеми недостатками и не стараться демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнением.

 Степень влияния страха на подростка можно скорректировать, применяя различные коррекционные методики. К таким методикам можно отнести: рисование как способ выражения положительных и отрицательных эмоций; выстраивание по иерархическому принципу раздражителей, провоцирующих тревогу и воспроизводящих психотравму в целом.

На базе МБОУ гимназии № 44 реализуется проект «Open look», который обеспечивает внеурочную деятельность, развивает их творческое и личностное развитие, социально самореализует учеников путем ознакомления с различными видами социальной активности. Создается мобильная группа учащихся, которая работает с учениками по принципу «равные-равным». Одной из методик, применяемых в рамках проекта, является «Упражнение Джеффа», которая помогает преодолеть многие социальные страхи подростков. Методика развивает такие навыки как принятия решения и умения нести ответственность за свой выбор, умение отстаивать собственное мнение, уважать и принимать мнение другого человека. Проведя повторные тестирования, по окончании курса, мы видим положительную динамику, что интегральный показатель страха снизился, что говорит об эффективности методики.(Приложение 1)

Для совместного решения данной проблемы подростков с психологами г. Пензы (Куренчаниным А.В., Смирновой А.В., Кожевниковой Д.Н.) на базе гимназии организована «Школа для родителей», которая проводится в форме тренингов, бесед, практических занятий.

Темы родительских встреч:

  •  воспитание у детей активности, самостоятельности, ответственности
  •  наказание ребенка: стоит ли наказывать и как сделать это правильно?
  •  как помочь подростку максимально комфортно пройти период взросления, определиться с будущим и сохранить доверие в семье.

В гимназии существует кабинет психологической поддержки. Учащиеся в неформальной обстановке могу рассказать о своих проблемах и тревогах школьному психологу и социальному педагогу.

Систематически социально-психологической службой совместно с классными руководителями проводится мониторинг социальных сетей подростков, через которую мы имеем возможность выявить проблемы учащихся.

Очень важно на ранней стадии выявить страхи подростков, которые постепенно накапливаются и могут перерасти в глобальную проблему. С помощью ряда мероприятий учитель и родитель, работая в комплексе, могут помочь подростку успешно адаптироваться в обществе.

Заключение

Человек переживает страх в самых различных ситуациях. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап имеет свою специфику переживания и проявления страхов.

Раскрывая сущность страха в своей работе, мы пришли к выводу, что страх не только неизбежен, но и необходим. Страх – положительное качество, он мобилизует нас на какое-то действие или предостерегает. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, полноценное общение со сверстниками и достижение целей.

Проведя эмпирическое исследование, мы выявили самые распространенные социальные страхи, такие как: страх быть осмеянным и отверженным, страх наказания, страх ответственности, страх публичности.

Обработав и проанализировав полученный материал, мы предложили ряд мероприятий, проводимых на базе гимназии, которые могут помочь в борьбе с социальными страхами. Коррекция таких страхов эффективна только в том случае, если она ориентирована на целостную систему значимых отношений. В коррекционной работе необходимо участие семьи, учителей, сверстников.

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что на количество социальных страхов влияют как гендерные, так и возрастные особенности. Данные полученные по всем методикам, подтверждают гипотезу исследования.

Список литературных источников

  1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества//Социальная психология – СПб, 2002
  2. Айзенк Г.Ю. Структура личности – СПб, 1990
  3. Баринов Д.Н. Социальный страх и феномен отчуждения// Вестник Новосибирского гос. университета, 2008
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста//Психология развития ребенка – «Эксмо», 2003
  5. Гуляихин В.П., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции// Философия социальных коммуникаций, 2010 № 10
  6. Ермак Н.В. Понимание психологической природы страха при работе социального педагога с подростками: материалы Пятых научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики – МГСУ, 2003, №1
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи  у детей. Серия «Психология ребенка»/А.И.Захаров – СПб: «Издательство Союз», 2000
  8. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2002
  9. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников//Вопросы пстхологии. – Воронеж, 2009
  10. Парыгин Б.Д. Социальная психология – СПб, 2003
  11. Фрейд З. Страх. М., 1927
  12. Шкуратова И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью нейротизмом и агрессивностью/ И.П. Шкуратова, В.В. Ермак//Прикладная психология: достижения и перспективы. – Ростов Н/Д Фолиант, 2004
  13. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. Серия «Психология общения»/Ю.В. Щербатых – М. Изд-во «Эксмо», 2005

Приложение 1.

Диаграмма 1. Первичный результат тестирования

Диаграмма 2. Результаты повторного тестирования после проведенных мероприятий

Приложение 2.

Методика «Виды страха» И.П. Шкуратовой.

Инструкция: Оцените интенсивность каждого страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

0-такого страха у меня никогда не было

1-такой страх у меня был однажды

2-такой страх у меня был несколько раз

3-периодически такой страх у меня возникает

4-этот страх меня преследует постоянно

1

Страх темноты

19

Страх попасть в транспортную аварию

2

Страх перед вызовом отвечать на уроке

20

Страх перед вызовом к директору

3

Страх утраты любви со стороны близких

21

Страх выглядеть смешным или жалким

4

Страх физического насилия

22

Страх перед Богом

5

Страх оказаться заложником в руках бандитов

23

Страх полета в самолетах

6

Страх высоты

24

Страх быть не таким, как остальные ученики

7

Страх быть осмеянным классом

25

Страх быть уличённым во лжи

8

Страх предательства со стороны друзей

26

Страх аттракционов

9

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

27

Страх быть ограбленным на улице

10

Страх перед потусторонними силами

28

Страх болезни

11

Страх животных

29

Страх быть выгнанным из класса

12

Страх получить плохую оценку

30

Страх медицинских процедур

13

Страх быть высмеянным друзьями или родными

31

Страх критики со стороны близких

14

Страх оказаться в толпе в момент паники

32

Страх смерти близких людей

15

Страх сглаза или порчи

33

Страх одиночества

16

Страх закрытых помещений

34

Страх собственной смерти

17

Страх перед вызовом родителей в школу

35

Страх полового контакта без обоюдного согласия

18

Страх наказания родителями за неуспеваемость

36

Страх террористического взрыва

Приложение 3.

Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю.Щербатых и Е. Ивлевой

Инструкция: Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным-10.

 Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха. Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте крестик на цифре «1».

1. Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2. Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3. Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на «ковер» к начальству?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4. Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение взаимоотношений с близким человеком, неверность и т. п.), которые могут произойти в будущем?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5. Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

6. Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

7. Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

8. Насколько Вас страшит перспектива бедности?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

9. Пугает ли Вас неопределенность будущего?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

10. Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

11. Тревожит ли Вас возможность войны?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

12. Часто ли посещает Вас страх смерти?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

13. Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

14. Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

15. Испытываете ли Вы какие-либо страхи, связанные с половой функцией?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

16. Насколько Вам знаком страх самоубийства?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

17. Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

18. Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)?

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Обработка результатов осуществляется путем вычисления интегрального показателя страха.

Интерпретация результатов:

Мужской вариант интегрального показателя страха:

18-66 – пониженный показатель;

67-77 – средний показатель;

78-240 – повышенный показатель.

Женский вариант интегрального показателя страха:

18-94 – пониженный показатель;

95 – 101 – средний показатель;

102 – 240 – повышенный показатель.

Показатели интенсивности страхов вопросы № 1, 7, 12-13, 15-18

Приложение 4.

Методика «Личностный опросник Г.Айзенка»

Инструкция: Вам предлагается ответить на 42 вопроса. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если не согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак – (нет).

  1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?
  2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других?
  3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
  4. Бываешь ли ты злым, раздражительным?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими?
  7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Меняется ли твое настроение без какой-либо причины?
  11. Ты когда-нибудь нарушал правила?
  12. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
  13. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
  14. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не смог ее сохранить?
  15. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих?
  16. Если ты хочешь познакомиться с другим парнем или девушкой, то ты всегда первым начинаешь разговор?
  17. Ты часто врешь?
  18. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
  19. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?
  20. Можешь ли ты сказать, что ты более обидчивый человек, чем другие?
  21. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?
  22. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?
  23. Ты любишь иногда похвастать?
  24. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других, ты чаще всего молчишь?
  25. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  26. Тебе временами снятся кошмары или неприятные сны?
  27. В компании других ты ведешь себя сдержано?
  28. Тебя легко обидеть?
  29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
  30. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?
  31. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
  32. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?
  33. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо(психологически)?
  34. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
  35. Верный ли ты?
  36. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участия в общем веселье?
  37. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?
  38. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
  39. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?
  40. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?
  41. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?
  42. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строго контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу человек. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности и обычных стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности , беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеяности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим стимулам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования города Пензы МБОУ гимназия № 44 г. Пензы XXII научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений города Пензы Социальные страхи современных подростков: причины и пути их преодоления Автор: Талалаева-Бутина Елизавета Владимировна, социальный педагог МБОУ гимназии № 44 г. Пензы Руководитель: Корякина Ирина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ гимназии № 44 г. Пензы

Слайд 2

Цель исследования: выявить доминирующие страхи современных подростков и определить возможные пути их преодоления В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: Раскрыть сущность страха и описать его виды; Исследовать и описать социальные страхи у учащихся разного возрастного периода; Провести эмпирическое исследование по выявлению социальных страхов в подростковом возрасте; Обработать и проанализировать полученный материал и представить его в исследовании. Подготовить рекомендации для учащихся, педагогов и родителей в борьбе с социальными страхами. Объект исследования : учащиеся юношеского возраста (9 класс – 14 – 15 лет; 11 класс – 17 - 18 лет), в количестве 40 учащихся. Предмет исследования : социальные и природные страхи современных подростков. Гипотеза исследования : предположение о том, что проявление тех или иных страхов меняется с каждым возрастным периодом и в разных гендерных группах.

Слайд 3

Психодиагностические методики : для выявления выраженности различных видов страхов у подростков - опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой для определения интенсивности страха - методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений подростков - личностный опросник Г.Айзенка

Слайд 4

Методика «Виды страха» И.П. Шкуратовой фобии учебные страхи социальные страхи криминальные страхи мистические страхи Инструкция: Оцените интенсивность каждого страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0-такого страха у меня никогда не было 1-такой страх у меня был однажды 2-такой страх у меня был несколько раз 3-периодически такой страх у меня возникает 4-этот страх меня преследует постоянно

Слайд 5

Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю.Щербатых и Е. Ивлевой Интерпретация результатов: Мужской вариант интегрального показателя страха: 18-66 – пониженный показатель; 67-77 – средний показатель; 78-240 – повышенный показатель Женский вариант интегрального показателя страха: 18-94 – пониженный показатель; 95 – 101 – средний показатель; 102 – 240 – повышенный показатель. Показатели интенсивности страхов вопросы № 1, 7, 12-13, 15-18

Слайд 6

Методика «Личностный опросник Г.Айзенка » Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да ), если не согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак – (нет ). Опросник содержит 42 вопроса , 18 вопросов работают по шкале экстраверсии-интроверсии , другие 18 вопросов – по шкале нестабильности-стабильности ( нейротизма ), а остальные входят в контрольную шкалу , предназначенную для оценки искренности-неискренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов . При совпадении ответов с ключом начисляется один балл . Подсчитывается сумма баллов по трем показателям в отдельности. Если по шкале лжи получено более 4 баллов – результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренними.

Слайд 7

Анализ результатов исследования Анализ выраженности различных видов страха у детей подросткового возраста по методике «Виды страха» Группа Возраст Фобии Учебные страхи Социальные страхи Криминальные страхи Мистические страхи 1 14-15 л 12,9 10,3 13,7 11,4 6,8 2 17-18 л 9,55 8,5 11,7 7,5 14,7

Слайд 8

Анализ опросника иерархической структуры актуальных страхов личности по методике Ю.Щербатых и Е. Ивлевой

Слайд 9

Анализ выраженности нейротизма у детей подросткового возраста Нейротизм – это личностная черта человека, которая проявляется в беспокойстве, тревожности и эмоциональной неустойчивости. Социальные страхи подростков Страх осуждения Страх публичных выступлений Страх потери индивидуальности Страх ответственности Страх неопределенности будущего Страх одиночества Страх изменений отношений с близкими

Слайд 10

Полученные результаты свидетельствует о том, что у подростков 14-15 лет проявлений страхов больше, чем у подростков 17-18 лет. Среднее значение выраженности нейротизма говорит о том, что подростки 17-18 лет более эмоционально устойчивы, чем подростки 14-15 лет . Девушки обеих групп более склонны к проявлению страхов, чем юноши. Переживанию страхов обеих групп больше способствуют скрытые формы агрессивности такие, как вина, раздражительность, подозрительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...

Нарушение навыка чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления

В данном докладе раскрывается проблема нарушения навыка чтения у учащихся начальных классов. В последнии годы наметилось увеличения обучающихся с нарушениями навыка чтения в 5-6 раз....

Социальная дезадаптация подростков: причины и психокоррекционная работа

Работа содержит обзор литературы по проблеме социальной дезвдвптации в подростковой среде, особенности делинквентного поведения в этом возрасте (по материалам Ю. Клейберг, О.Васильевой. И.Вачкова, Д.К...

Неуспешность обучения. Причины и пути её преодоления.

В презентации объясняются некоторые причины неуспешности обучения обучающихся. Даны рекомендации по их устранению...