Главные вкладки

    Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
    план-конспект по теме

     

    Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

    Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

    Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

    Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2008_pedsovet_detskie_strahi-_rabota.doc30.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    2008г.   Табакова С.С.- воспитатель.

    Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

    Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.

    Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.

    Время: 40 мин.

    Ход мероприятия:

    Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

    Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

    Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

    Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.  

    Причины возникновения детских страхов

    Существует несколько причин возникновения страха.

    Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

    Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

    Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

    Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать ребенка разными историями.

    Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

    Виды страхов

    Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

    Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

    Бредовые страхи –самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике ребенка. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

    Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

    К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.  

    Преодоление детских страхов

    Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:

    1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

    2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

    3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

    4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

    В качестве примера в приложении 2 представлен конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

    5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

    Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов. Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе.

    Что делать, если ребенок боится?

    Советы педагогам

    Нельзя оставлять без внимания жалобы ребенка, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

    Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив ребенка на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.

    Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить ребенку о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

    Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

    Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить ребенку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

    Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

    Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Ребенок будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

    Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

    Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

    Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

    Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить ребенку, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

    Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

    Обсуждайте с ребенком его страхи. Главная задача родителей и воспитателей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

    Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

    Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу.

    Конспект занятия по коррекции страхов у детей

    Цель:

    помочь детям справиться с собственными страхами;

    обучить методам релаксации и саморегуляции;

    Задачи:

    переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить;

    с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;

    повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

    Ход занятия:

    Знакомство. Игра "Ласковое имя"

    Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт.

    Педагог:

    Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.  

    (Дети выполняют упражнение.)

    Упражнение "Иголка и нитка"

    Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.

    (Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего.

    Первый ребенок – "иголочка". Он бегает, меняя направление.

    Остальные – "нитка" – бегут за ним, стараясь не отставать.)

    Игра "Чужие рисунки"

    Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

    (Каждый ребенок рисует свой страх.

    Педагог вывешивает рисунки на доске.

    Дети рассматривают их и по очереди рассказывают,что они нарисовали и чего боятся.)

    Игра "Боюська"

    Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

    (Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тот

     или иной страх ("боюську") и передать мяч следующему.)

    Прощание

    Педагог и дети прощаются, вспоминая, что интересного было на занятии.

    Протокол _____________________________________________

    __________________________Состоялся педагогический совет на тему «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления», в составе_____________________________




    Была заслушана педагог___________________________________  

    ______________________________________________________________ с тематикой педсовета: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления.

    Рассматривались вопросы:

    1. Причины возникновения детских страхов
    2. Виды страхов
    3. Преодоление детских страхов
    4. Что делать, если ребенок боится?

    Главная проблема: почему дети так часто испытывают чувство страха, от чего возникают у детей страхи и на фоне чего они прогрессируют.

    Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые.

    В основном к детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.  

    Педагогам было предложена схема, как можно корректировать и преодолевать детские страхи. Для дальнейшей работы с детским коллективом предложена была этапная работа с детьми для коррекции и преодоления чувства страха.

    Педагогам зачитаны советы что следует делать и как реагировать, если ребенок испытывает повышенное чувство страха.

    Самое главное правило педагога: не принижать значение страха для самого ребенка, не игнорировать его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить ребенку, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

    Главная задача родителей и воспитателей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

    Также проработана и спроектирован «Конспект занятия по коррекции страхов у детей»,  чтобы помочь детям справиться с собственными страхами; обучить их методам релаксации и саморегуляции. И что самое повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

    На педсовете было принято решение: обратить внимание на поведение детей, включить в работу педагогов занятия по коррекции страхов у детей.

    Секретарь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

    Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...

    Презентация родительского собрания "Детские страхи и их преодоление"

    Презентация к первому родительскому собранию в 5 классе. К сожалению сильно сокращена. Кому нужно, напишите и я Вам отправлю полную версию....

    Родительское собрание "Детская агрессивность: причины, последствия и пути преодоления"

    Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общес...

    Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"

    Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....

    "Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"

    В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...

    Социальные страхи подростков: причины и пути их преодоления

    В современном обществе на подростков влияет множество неблагоприятных факторов, которые способствуют появлению различных страхов и могут привести к замедлению развития личности подростка.Подростки в с...