"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"
статья на тему
В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвертом классе устраивают настоящую охоту за обидчиком. Попробуем ответить на эти вопросы и выяснить, кто и что является толчком для появления признаков жестокости у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_zhestokost_i_agressivnost._istoki_i_kak_eto_predotvratit.docx | 69.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие агрессивность имеет широкое значение и не сводится только лишь к факту физического насилия. Оно означает атакующую направленность энергии против чего-либо, для достижения каких – либо сиюминутных целей. Агрессия включает различные по форме и результатам акты вредоносного поведения – от таких как: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.
В чем их причина? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвертом классе устраивают настоящую охоту за обидчиком. Попробуем ответить на эти вопросы и выяснить, кто и что является толчком для появления признаков жестокости у детей.
Предположим, что причинами негативных проявлений являются: «болезнь» общества и неправильное воспитание в семье. В таком случае, нам необходимо определить факторы, способствующие на возникновение данных проявлений.
В ранний подростковый период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся структур, но и возникают новые образования, закладывающие основы сознательного поведения, вырисовывающие общую направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
С одной стороны, показательны негативные проявления ребенка. | С другой стороны, подростковый возраст, отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными, содержательными становятся его отношения с другими людьми и взрослыми и т д. |
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и внутри собственного представления о себе. Это является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске и недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств как развязанность и застенчивость.
Известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Чаще всего агрессивное поведения встречается у мальчиков. Результаты показывают, что соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно, т.к мальчики младшего подросткового возраста прибегают в основном к словесному способу выражения негативных чувств, взрослея у них начинает преобладать физическая агрессия (нападения , драки). | |
Девочки созревают гораздо раньше. Преобладает вербальная агрессия ( замечания, угрозы, сплетни, оскорбления) |
Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.
Помимо взросления, на развитие агрессивности ребенка влияют и природные особенности темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. Если у мальчика нет возможности «пинать» мячик, он будет «пинать» других детей. Еще один источник – это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Дети, страдающие от эмоционального голода, находят удовлетворения в обжорстве, в замкнутости на себе и на своих переживаниях, а иногда в причинении боли другим без разбора и причин – они мучают животных, издеваются над другими детьми, ябедничают и оскорбляют. И тем самым обретают внутреннее равновесие, как будто домогаются любви или мстят за незаслуженную свою заброшенность.
Потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, дети не только не занют, во что верить, но и считают, что большинство взрослых говорят неправду. Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации – репортажи о природных технических катастрофах, террористических актах, похищениях детей, убийств, о маньяках, о войнах.
Поток американских, западноевропейских, а теперь уже и отечественные фильмы заполнены сценами обмана, насилия, которые пагубно влияют на неокрепшую психику ребенка. Дети более подвержены негативному воздействию СМИ, т.к они в отличии от взрослых принимают негативную информацию за образец поведения.
Изучая сетку вещания телевидения, психологи обнаружили, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия ( в том числе и мультфильмы производства США и Европы). Исследования, проводимые в США показали, что средний 10-ти летний ребенок проводит перед ТВ около 30 часов в неделю. И такое положение не меняется уже несколько лет. Исходя из этого, можно сделать вывод, что просмотр насилия содействует развитию агрессии и жестокости, снижает чувствительность к виду насильственных действий, ослабляет действующие внутренние силы, изменяет восприятие действительности.
Все большему числу детей становятся доступными компьютерные игры, которые за частую пропагандируют жестокость. На сегодняшний день практически у каждого ребенка имеется свой личный телефон , в котором он содержит всю необходимую информацию и приложения ( в том числе и игры) для проведения своего досуга. Игра сама по себе – с одной стороны вещь хорошая, т.к способствует развитию детей, а с другой стороны способствует развитию различных заболеваний, в том числе психических отклонений. Зададим себе вопрос. Что происходит с нами во время компьютерной игры? Мы оказывается в виртуальном мире , в котором есть свои законы, ты можешь подчиняться им либо нет, в таком случае ты не сможешь пройти в следующий раунд. Также этот мир полон монстров и чудовищ. Ужасные создания противостоят вам, они злы, они имеют цель, как можно скорее убить или сожрать вас. Во время игры не только ребенок, но и взрослый переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Позже именно этот страх расценивается, как самое яркое впечатление от игры. Постепенно знакомые образы проникают в сновидения, и игра продолжается там, в запределье, а потом у заядлых игроков проявляется галлюцинациями наяву. Исходя из этого, у специалистов появился новый термин – игромания.
Нестабильность общества сказывается не только на детях , но и на взрослых. Родители вынуждены сдерживать свои эмоции, негативное настроение, а дома соответственно ищут «козла отпущения». Чаще всего – это дети. Таким образом, можно выделить еще одну причину детской агрессии, которая заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей.
В последнее время резко увеличилось количество случаев насилия над детьми. Более сильные бьют более слабых. В результате наступает разрядка. Но агрессия имеет свойство цепной реакции. Ударил тебя – ударил ты. И злость , и агрессия у ребенка нарастает со скоростью снежного кома. Что же представляют собой родители, жестоко обращающиеся со своими детьми? Обычно это люди, находящиеся в стрессовых условиях или переживающие собственные неудачи. Самые распространенные проблемы, которые характерны для таких родителей – это депрессии, чувство одиночества, супружеские раздоры, отсутствие работы, злоупотребление психотропными веществами, перенесенный развод, насилие в семье, пьянство и беспокойства, связанные с нехваткой денег.
Часть родителей понимают, что они не должным образом обращаются со своими детьми, но они не могут себя остановить. Другая же часть родителей, где насилию дети подвергаются постоянно, откровенно ненавидят их или чувствуют отвращение к ним. Испачканные вещи после улицы, неубранная комната, не заправленная кровать , детские потребности просто невыносимы для подобных родителей. Мать, которая жестоко обращается со своим ребенком, считает, что ее ребенок делает все специально, делает все «назло». Нередко родители с такими отклонениями в психике мечтают, что ребенок сразу после своего рождения сделает их счастливыми. Когда же ребенок начинает невольно разочаровывать их, следует подобная смертельно опасная реакция.
Жестокость родителей к детям бывает импульсивной или намеренной, сознательной или неосознанной. Родительская жестокость, согласно исследованиям, имеет место в 45% семей. Однако, если учитывать еще и угрозы, подзатыльники, запугивания и шлепки, то практически каждый ребенок подвергается хотя бы изредка проявлениям родительского насилия.
Среди основных причин недовольства своими детьми – неудовлетворенность их учебой – 59 %. Хвалят своих детей за правильно выполненные домашние задания – 25% родителей, а ругают и избивают за неуспеваемость – 35%. Более трети всех родителей на вопрос: «Каким вы считаете своего ребенка?» дали своим детям такие характеристики: «плохим», «неуспевающим», «неаккуратным», «приносящим много хлопот» и т. д. На вопрос: «Почему вы так говорите о своем ребенке?» – родители отвечали: «Мы так воспитываем его. Он должен знать свои недостатки. Пусть делает все, чтобы стать лучше».
В основой всех случаев жестокого обращения с ребенком является во многих случаях насилие, перетекающее от одного поколения к другому в прошлом. Примерно треть всех тех родителей, которые подверглись жестокому обращению в раннем детстве, переносят опыт воспитания своих родителей на собственное воспитание своих детей. Еще треть всех родителей не проявляют жестокости в отношении к детям в повседневной жизни. Однако они иногда поступают жестоко, находясь в стрессовом состоянии, либо в состоянии алкогольного опьянения. Такие родители никогда раньше не учились тому, как любить детей, как их воспитывать и как общаться с ними. Большинство детей, которые подвергались жестокому обращению со стороны родителей, во взрослой жизни сами начинают проявлять к своим детям жестокость.
Главные мотивы жестокости родителей к своим детям – стремление «воспитать» , месть за то, что ребенок не оправдывает надежды, что-то просит, постоянно требует внимания . В некоторых случаях жестокость к детям является самоцелью – кричать ради крика, избивать ради избиения.
Наиболее типичными причинами жестокости в семье являются:
1. Традиции патриархального воспитания. Ремень и порка долгие годы считались лучшим (и единственным) воспитательным средством. Причем не только в семьях, но и в школах. Вспоминается некогда популярный афоризм: «Побольше тумаков – меньше дураков».
2. Современный культ жестокости. Резкие социально-экономические изменения в обществе, стремительная переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто оказываются в состоянии стресса. При этом они переживают прилив ненависти к более слабому и беззащитному существу – к ребенку. «Разрядка от стрессов» тоже зачастую происходит на детях, чаще на дошкольниках и младших школьниках, не понимающих, почему родители сердятся на них.
3. Низкий уровень правовой и общественной культуры современного общества. Ребенок тут выступает, как правило, не субъектом, а объектом воздействия. Вот почему некоторые родители добиваются поставленных воспитательных целей жестокостью, а не какими-то другими средствами.
Итак, еще одна из причин агрессивного поведения ребенка связана с особенностями семейного воспитания, микроклимата в семье, недостатка тепла, ласки и эмоциональной близости.
Нужно всегда помнить, что дети копируют модели поведения взрослых, поэтому, если родители разговаривают дома всегда на повышенных тонах, кричат, шлепают ребенка – точно так же будет вести себя ребенок со своими сверстниками, в а дальнейшем и во взрослой жизни.
Во многих семьях утрачены добрые традиции совместного ужина, теплой беседы за чаем, чтения книг вместе с детьми, их обсуждение, уважение старших поколений, т.е всего того, что несет нравственность и истинные черты воспитанности нашим детям.
Что же можно сделать уже сейчас для предупреждения агрессивности и жестокости у детей. И как вы родители, можете предотвратить негативное поведение вашего ребенка?
Асоциальное агрессивное поведение формируется долгие годы. Оно не складывается, и не возникает из не откуда и тем более не формируется за день. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессивность лишь тогда, когда она принимает открытые формы. Однако некоторые признаки могли бы насторожить вас и раньше. Если ребенок 5-6 лет подвержен немотивированным и необъяснимым вспышкам агрессии, не играет со сверстниками и ищет уединение, сочиняет страшные истории, боится шкафов, углов, стоит насторожится и обратиться к специалистам.
Самим родителям не стоит являться плохим примером для своих детей, не проявлять агрессивного настроения по отношению к своим детям, более взрослым людям ( родственникам), к окружающим. Внимательно отнестись к тому, что и в каком количестве смотрит их ребенок по ТВ. И не забывать, что одно лишь ласковое слово способно снять у ребенка озлобленность.
Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...
Причины возникновения подростковой агрессии
Материал подготовлен для выступления на родительском собрании в 8 классе....
Родительское собрание на тему: "Причины возникновения детской агрессии"
Уважаемые родители, эта тема для обсуждения, прежде всего, предназначена Вам! Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и ...
Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика.
Этот материал подойдёт для родительского собрания. В нём отражены: примеры детской агрессивности и поведение родителей, причины детской агрессивности, принципы общения с агрессивными детьми и пути пре...
Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"
Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....
Презентация Детские страхи. Причины возникновения и методы их преодоления.
Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолж...