Родительское собрание "Детская агрессивность: причины, последствия и пути преодоления"
методическая разработка по теме

Лыткина Татьяна Николаевна

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса [7].

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи.

В последние десятилетия во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей и школы, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Также наблюдается «омоложение» возраста проявления агрессии. В связи с этим научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях.

Представленная методическая разработка включает в себя как теоретическое обоснование проблемы детской агрессивности, так и практическую интерактивную работу с родителями по принятию и регуляции эмоциональных реакций ребенка младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

Детская агрессивность: причины, последствия и пути преодоления

(ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова)

Лыткина Татьяна Николаевна

Аннотация:

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса [7].

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи.

В последние десятилетия во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей и школы, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Также наблюдается «омоложение» возраста проявления агрессии. В связи с этим научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях.

Представленная методическая разработка включает в себя как теоретическое обоснование проблемы детской агрессивности, так и практическую интерактивную работу с родителями по принятию и регуляции эмоциональных реакций ребенка младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов и родителей.

Цель: обеспечить практическую готовность родителей к пониманию проявлений агрессивности ребенка

Задачи:

  1. Формировать представления у родителей о детской агрессивности;
  2. Способствовать пониманию взаимосвязи проявлений детской агрессивности и психологического неблагополучия ребенка.
  3. Способствовать формированию родительской компетентности  посредством обучения эффективным методам регуляции своего эмоционального состояния и поведения ребенка.

Прогнозируемые УУД, формируемые у детей посредством работы с родителями:

Личностные: 

  • Углубление знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
  • Получение опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к эмоциональному состоянию другого человека.
  • Получение опыта эмоциональной разрядки без нарушения принятых в обществе правил поведения.

Метапредметные:

- Регулятивные: 

  • Умение контролировать и оценивать свои действии в соответствии с актуальной ситуацией, принятыми общественными нормами.
  • Приобретения навыка саморегуляции эмоционального состояния.

- Познавательные: 

  • Способность принимать и сохранять поставленную задачу.
  • Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении способами эмоциональной саморегуляции.

- Коммуникативные:

  • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками при решении проблем.
  • Умение слушать и вступать в диалог.
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Время проведения: 1,5 – 2 часа.

Посадка в круг.

Сопровождение слайдами мультимедиа презентации (см. Приложение).


Ход проведения:

1. Приветствие.

2.Ввод в тему.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли».

Эрих Фромм.

Сегодня никого уже не удивишь все возрастающей агрессивностью детей и подростков. Проявление жестокости по отношению к сверстникам и взрослым становится реальностью нашей жизни. Многие объясняют это нестабильным экономическим положением, социальной незащищенностью граждан и многими другими причинами. Данные факторы, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, но почему даже в материально обеспеченной и внешне благополучной семье дети становятся озлобленными и агрессивными? Наше собрание даст ответ на этот и другие вопросы.

3. Мозговой штурм «Копилка чувств».

Родительские ассоциации на тему собрания (злость, гнев, ругань, оскорбления) выписываются на доску без обсуждения.

4. Проблемная лекция «Детская агрессивность».

Итак, что же такое агрессивность? Бытует твердое убеждение, что агрессивный человек- это плохой человек. И ваши негативные ассоциации тому верное подтверждение. Это убеждение никак нельзя считать справедливым. С точки зрения, психологической и педагогической науки в социальном плане личность должна обладать некоторой степенью агрессивности. Проверим, что вас больше всего обрадует в вашем ребенке: будет он настойчивым, активным, предприимчивым или пассивным, податливым и ведомым?

Т.е., агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны.

Обратимся к толковому словарю [5]. Агрессивность - готовность к причинению ущерба другому человеку, группе лиц или животному; может быть намеренной и ненамеренной, физической (удары) и вербальной (оскорбления, крики).

Агрессивность, как черта личности, развивается у каждого параллельно с развитием ребенка и имеет определенные законы [2].

0-3года: агрессивность проявляется в крике, брыкании, кусании и драчливости. Причина проста: ребенку чего-то не хватает (голодный, мокрый, хочет спать и т.д.) или ему что-то не позволяют делать, в чем-то отказывают. Конечно, малыш самостоятельно не может удовлетворить свои потребности, с самого рождения он целиком и полностью зависит от взрослых. А мы, взрослые, в силу целого ряда причин иногда не можем уделять ребенку должного внимания, зачастую вынуждены навязывать детям то, что их сердит и злит, даже если наши заботы о них совершенно оправданы. Здесь агрессивность условна, ведь ребенок не наносит никому вреда.

3 года: агрессивность = протест против взрослых

И если за это ребенка наказывать, то протест нарастает как снежный ком - он все делает назло. Когда же взрослый не выдержит и сдастся, то малыш быстро соображает, каким образом он достиг победы. И такое агрессивное поведение ребенка может закрепиться Единичные случаи такого поведения встречаются у всех людей, но как постоянное поведение это может закрепиться у тех детей, которым не хватает тепла и любви. Так они стремятся привлечь к себе драгоценное внимание взрослых. Так же такое поведение характерно для детей, которые не знают слова «НЕТ», и своими истериками они добиваются исполнения своих желаний.

3-летний ребенок действует, не рассуждая. Если он рассержен, то бьет родителей, предметы, которые его рассердили, причем зачастую мы сами его учим этому («Споткнулся о порог, ах, какой плохой порог…»).

4 – 5 лет: ребенок уже может выразить протест словами. Замечено, что до этого возраста у детей, в основном, нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных проявлений у мальчиков и девочек. Но с возрастом у мальчиков агрессивные реакции возрастают, а у девочек убывают. Почему? Девочки, имея те же агрессивные зачатки, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессивности мальчиков взрослые относятся более благосклонно. Это мужской стереотип, который создает и семья, и СМИ.

Дошкольник направляет свою агрессивность в игровую форму, т.к. он уже понимает, что агрессивность причиняет боль другим, что это плохо. И весь свой гнев он пытается перевести в игру (то он полицейский, который наказывает преступника, то солдат, воюющий с врагом).

Младший школьный возраст: агрессивность ребенка уже является свидетельством того, что у ребенка с объектом злобы нарушен контакт. И если замечено, что жестокое поведение и отрицательные эмоции младший  школьник испытывает не от случая к случаю (толкнули - злость), а длительное время и без видимых причин, то здесь речь идет уже о специфической форме взаимоотношения ребенка с окружающими. Нужна диагностика, а возможно, и помощь специалиста.

Старшие дети (подростки): агрессия принимает формы вражды. У подростков возникает желание причинить боль намеренно. Здесь речь идет об организованной, намеренной и продуманной деятельности[2].

Возникает вопрос: если агрессивность закономерно развивается, то почему же одни дети склонны к проявлению жестокости в отрицательной, болезненной форме, а другие – нет?

        На это влияют очень многие причины [9]:

  1. Стиль воспитания родителей. Перенос модели воспитания родителей на своих детей. Сравните две родительские фразы: «Меня отец порол, я стал человеком. И я буду драть с сына три шкуры – хуже не будет» и «Я никогда себе не позволю поднять руку на ребенка». Степень агрессивности у детей из этих семей будет соответственно разной.
  2. Агрессивное поведение членов семьи в обыденной жизни: крики, ругань, оскорбления, унижения. Доказано, что ребенок проявляет жестокость в обыденно жизни гораздо чаще, если агрессию взрослых он видит ежедневно, и она стала нормой его жизни. Помните, младшие школьники, как маленькие обезьянки, перенимают стиль поведения родителей и копируют его досконально.
  3. У родителей нет единых требований к ребенку. Ситуация усугубляется еще и при отсутствии целостности нравственных убеждений: сегодня проповедуются одни ценности, а завтра другие. (Пример: мама учит ребенка, что всегда надо говорить правду, что правда-фундамент нашей жизни, тут же звонит телефон, и мама просит ребенка: «скажи, что меня нет дома»). Т.е. ребенок интуитивно понимает, что пропагандируемые мамой ценности не стали ее убеждениями, почему же они должны стать его убеждениями? Именно личный пример, родительские представления о нравственности и морали – вот то, что впитывается ребенком как губка. Такое неправильное поведение родителей приводит к растерянности, агрессии, озлобленности против родителей и других людей. Дети становятся циниками, «старичками с потухшими глазами».
  4. Положительная реакция на агрессивность детей. Очень часто родители по-разному реагируют на агрессивность своих детей. Это зависит от того, направлена она на взрослых или на сверстников. Как правило, строже наказываются дети за жестокость по отношению к взрослым, чем по отношению к своему сверстнику, особенно, если последний, по мнению родителей, действительно это заслужил: «Молодец! Дал сдачи!»

Причем мы, взрослые, сами иногда провоцируем ребенка на агрессивное поведение (пример: неумелое поведение детей, когда дети просто не научены что-то делать, а их наказывают за это; оставленная взрослыми без присмотра вещь, а ребенок в силу своей любознательности ее взял и т.д.).

  1. Неправильное и непоследовательное применение механизмов поощрения и наказания. Существует золотые правила воспитания. Наказывая, помните:
  • ребенок должен осознавать, за что его наказывают;
  • наказание должно следовать сразу за проступком ребенка;
  • наказание должно быть суровым (т.е. наказанному ребенку не должно быть комфортно), но не жестоким;
  • вы должны объяснить ребенку, что он должен сделать в следующий раз, чтобы не быть наказанным.
  1. Активизация родителей при «плохом» поведении ребенка. Во многих семьях родители делают очень мало для поощрения вежливого и тактичного поведения со стороны детей – такое поведение, как правило, игнорируется. Зато нередко родители начинают предпринимать какие-либо действия (уговаривать, беседовать, проявлять эмоции и т.д.) при «плохом» поведении ребенка, когда тот разгневан, непослушен и зол. В результате ребята быстро усваивают такую модель поведения, и в дальнейшем используют ее для получения желаемого.
  2. Ситуация, в которую попал ребенок.

Большую роль для развития нездоровой стороны агрессивности играет ситуация, в которую попал ребенок:

  • положение ребенка в коллективе;
  • отношения с учителем;
  • оценка третьих лиц (пример: драка на перемене при учителе; при старшеклассниках, подначивающих дерущихся);
  • намеренность агрессии (догадка, что другой настроен агрессивно – мнительность, тревожность, подозрительность).
  1. Влияние СМИ.

Считается, что сцены насилия и фильмы ужасов негативно влияют особенно на тех детей, кто сам подвергался агрессии и думает о возмездии. Причем, при отсутствии возможности совершить возмездие, уровень агрессивности повышается.

5.Энергизатор на снятие напряжения, переключение внимания и сотрудничество «Моя стая»: каждому участнику на ухо говорится название животного (собака, кошка, утка, хрюшка). По команде ведущего все начинают говорить на языке своего животного. Задача – найти свою команду.

6. Кооперативное обучение. Анализ ситуаций.

Родители посредством энергизатора поделены на группы. Каждой группе дается проблемная ситуация с описанием нежелательного для родителей, агрессивного поведения ребенка (ситуации берутся с учетом возраста детей участников тренинга). Задание: выяснить причины агрессии, найти способы конструктивного решения проблемы [4].

7. Обучение родителей регуляции эмоционального состояния ребенка и своего поведения.

Для того, чтобы предотвратить конфликт и конструктивно решить проблемную ситуацию, когда ребенка переполняет злоба, необходимо дать ему возможность избавиться от этой негативной эмоции, от чувства гнева, от злости. Важно, чтоб ребенок смог «выпустить пар». Нужен выход на действие, и на эту ситуацию мы, взрослые, должны смотреть с позиции ребенка. Спросите его: «Что сейчас тебе хочется сделать?» И ребенок ответит вам, правда его желания в состоянии гнева не всегда могут быть адекватны и соответствовать социально приемлемому поведению [6]. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию упражнения, позволяющие ребенку сбросить негатив без нарушения принятых в обществе правил поведения.

Упражнения сопровождаются демонстрацией ведущего.

  • Упражнение «Бой листами»: лист бумаги делится на две части – поле ребенка и поле взрослого. «Бойцы» вооружаются карандашами и одновременно начинают зачеркивать, штриховать свою половину. Побеждает тот, кто быстрее заполнит «гневными штрихами» свою половину.
  • Упражнение «Ругаемся овощами». Например:

-Да ты редиска!

-А ты капуста!

-Картошка!

-Морковка!

И т.д., постепенно желание ругаться уходит, а остаются позитивные эмоции и смешливое настроение.

  • Упражнение «Спорщики»: да-нет! Цель - выкричаться, «выспориться».
  • Дыхательная гимнастика.

По утверждению психотерапевтов, все наши негативные эмоции, страхи, тревоги аккумулируются в области груди. Отсюда и неприятные ощущения при стрессах: «холодок внутри», «сосет под ложечкой» и т.д. Для того, чтоб избавиться от этого груза, необходим крик «нутром», необходимо «прокричаться» не горлом, а прямо изнутри. Чтоб осуществить это, можно сходить на спортивное соревнование в качестве болельщика, покататься с горок, выехать за город, активно отдохнуть и т.п.

  • Приемы релаксации.

Эмоциональное напряжение влечет за собой напряжение всей мускулатуры тела, и, наоборот, мышечное расслабление  позволяет человеку избавиться от неприятных эмоций, сбросить негатив. Существует масса разнообразных приемов релаксации: аутотренинги, музыкальное релаксирование, а также упражнения-энергизаторы. Пример упражнений К.Фопеля [8]: «Надувная игрушка», «Тряпичная кукла и солдат» и т.д.. Упражнения проигрываются вместе с родителями.

Рекомендация: сборники упражнений К. Фопеля, Г. Нижегородцевой.

  • Психотерапевтический прием «Прямая установка перед сном». Перед проведением данного упражнения, необходимо успокоить ребенка, снять напряжение (визуальный и тактильный контакт, спокойный тон, улыбка). Прямая установка (без НЕ) дается в промежуточной фазе между сном и бодрствованием (бодрствование - 10 мин. - сон) спокойным, ласковым тоном. Пример: «Сынок/доченька, у тебя все будет хорошо», «Ты несешь в мир добро», «У тебя все получится» и т.д.

8. Закрепление материала посредством моделирования конкретных жизненных ситуаций по алгоритму Ю.Б. Гиппенрейтер «Кувшин негативных эмоций» [1](сопровождение слайдами ММП).

Уважаемые родители, когда мы в состоянии покоя и душевного равновесия, наше самочувствие можно сравнить с сосудом. Когда же нас переполняют эмоции, наш сосуд переполнен, что называется «через край». Итак, в верхней части нашего сосуда (кувшина) – самые неприятные эмоции - гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они - постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн. Во внешнем поведении человека это так, к сожалению, знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т.п. Т.е., все те ассоциации, которые вы назвали в самом начале нашего собрания.

Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев- чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Возьмем несколько примеров из жизни. Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь.

Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли.

Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители «больше любят». Его агрессия- результат невысказанной боли и обиды.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций ( II слой «кувшина»).

Заметим, что все чувства этого второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам не очень осознает («Просто зол, а почему – не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать: «Не реви, лучше научись давать сдачи!».

А отчего возникают страдательные чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей. И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним всегда найдется какая-нибудь нереализованная потребность.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле – с жизнью человека.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

В среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска! Т.е. любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к разрушительным эмоциям. Например, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

Что же лежит ниже слоя потребностей? Это отношение к самому себе, заключение о себе, иначе – самооценка.

Понятно, что отношение к самому себе может меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в нем есть некий « общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой и ущербной. Его образ строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание. А положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

Он ждет от нас подтверждений того, что он - хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Это базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой в нашей схеме). Например, родитель в запальчивости бросает сыну: «Ты – плохой мальчик!», на что малыш, топая ногой, возражает: «Нет, я хо-ло-сый!»

И на самое дно нашего кувшина поместим главную «драгоценность», данную нам от природы – ощущение энергии жизни, и обозначим ее словами : «Я есмь!».

Итак, вот наш кувшин переполнен, отрицательные эмоции бьют через край, что же делать?

1. Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!»

Мы уже знаем, что за его гневом скрывается боль, обида и т.п. ( I и II слой нашей схемы). В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его страдательное чувство.

Чего не стоит делать, так это осуждать и наказывать его в ответ. Так можно только усугубить его отрицательное переживание (да и ваше тоже).

Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а ваш тон – дружелюбным.

2. «Тебе больно»…

Если ребенок открыто страдает от боли, обиды, страха, то активное слушание – незаменимо. Этот способ прямо предназначен для переживаний из II слоя нашей схемы.

Если же чувства испытывает родитель, то лучше всего их высказать в форме «Я-сообщения».

Однако, при этом важно помнить, что если «сосуд» ребенка тоже наполнен, то уши могут не услышать вас, сначала стоит выслушать его.

3. Что ему не хватает?

Если недовольство или страдание ребенка повторяются повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поговорить, почитать вместе, или, наоборот, постоянно не слушается, дерется, грубит. Очень вероятно, что причина – в неудовлетворении какой-то его потребности ( III слой схемы). Ему может не хватать вашего внимания или, наоборот, чувства свободы и самостоятельности, он может страдать от запущенной учебы или неуспехов в школе.

В таком случае активного слушания недостаточно. Правда, с него можно начать, но затем постараться понять, что же все-таки не хватает вашему ребенку. Вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним время, чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать его на каждом шагу.

Необходимо создавать условия, которые не пртиворечат, а отвечают потребностям ребенка. Помните, что грести по течению легче, чем против него.

4. «Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!»

Чем дальше вниз мы продвигаемся по слоям нашей схемы, тем значительнее влияние на ребенка стиля общения с ним. О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, неудачник – он узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.

Если самый глубокий слой – эмоциональное ощущение себя – складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Посмотрим, как мы можем это сделать.

9. Пополнение «Копилки успешного родителя»:

  • Безусловно принимать ребенка.
  • Активно слушать его переживания и потребности.
  • Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  • Помогать, когда просит.
  • Поддерживать успехи.
  • Делиться своими чувствами (значит доверять).
  • Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой.

Я рад(а) тебя видеть.

Мне нравится, как ты…

Я по тебе соскучился(ась).

Ты, конечно, справишься!

Как хорошо, что ты у нас есть!

  • Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку!

10. Рефлексия. Вспомните, с каким настроением и мыслями вы пришли сегодня на собрание. Как изменилось ваше состояние на настоящий момент? Какие идеи, мысли родила в вашей голове наша встреча? Чем вы хотите поделиться здесь и сейчас? (родителям предлагается высказаться по кругу)

11. Домашнее задание: применение техники активного слушания в реальных жизненных условиях; отслеживание своего состояния и состояния ребенка.

Список литературы:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.:АСТ: Астрель, 2011.-240 с.
  2. Детская агрессия. Диагностика, профилактика, методы психологической коррекции. Методическое пособие. Сыктывкар, 2000, 40 с.
  3. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2009.-190 с., ил.
  4. И.М. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2005, с. 180, ил.
  5. Ожегов С.И.: Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008.
  6. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления.-2-е изд.-М.: Генезис, 2007.-191с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  8. К.Фопель. Чтобы дети были счастливы. Пер. с нем.- М.:Генезис, 2010.-336 с.
  9. И.А.Фурманов. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2008. – 480 с.

Предварительный просмотр: