Агрессивное поведение школьников: причины, последствия, профилактика
статья

Куприянова Светлана Геннадьевна

В работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением различных видов проявления агрессии среди школьников, так называемым явлением буллинга в образовательной среде современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kupriyanov_s.g_agressivnoe_povedenie.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 316.6

Агрессивное поведение школьников: причины, последствия, профилактика

Куприянова Светлана Геннадьевна, учитель биологии;

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего  общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской  области

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением различных видов проявления агрессии среди школьников, так называемым явлением буллинга в образовательной среде современной школы.

Ключевые слова: буллинг, школьное насилие, физический, поведенческий буллинг, вербальная агрессия, кибербуллинг, образовательная среда.

Современный мир способствует формированию и развитию искаженных форм индивидуализма. Социальная изоляция приводит к изменению организации жизни человека, его коммуникаций, к изменению традиционных социальных связей [4]. В совокупности данные факторы приводят к возникновению жестокости и насилия в отношениях между людьми. Кроме того, социальная напряженность, стрессы, агрессия в повседневной жизни также влекут за собой появление конфликтов. Особое беспокойство вызывает тот факт, что насилие находит свое отражение на взаимодействии детей с одноклассниками, следствием чего является его распространение в образовательных учреждениях. Явление буллинга имеет глубокие негативные последствия, мешает становлению коллектива, развитию нормальных взаимоотношений между одноклассниками, может нанести серьезную психологическую или физическую травму.

Автором статьи была предпринята попытка изучения проблемы буллинга в современной школе на примере ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель 

Школьное насилие – это эмоциональное или физическое насилие, которое проявляется между детьми или учителями по отношению к ученикам и крайне редко учениками по отношению к учителю [6]. Как правило, такое насилие направлено на отдельную личность, которая слабее или как-то отличается от других, а также на целые группы людей, называемых аутсайдерами или лузерами. В современной научной литературе направленное на человека открытое негативное психологическое или физическое давление получило название буллинг. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган».

Первое упоминание о школьном буллинге появилось довольно давно. Еще в 1905 году английский психолог К. Дьюкс опубликовал свою работу по этой теме. Но знания о буллинге были систематизированы только в 90-е годы 20 века такими учеными, как Д. Лэйна, Е. Мунте, Д. Олвеус, Е. Роланд и др. По данным исследований Д. Олвеуса, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира систематически становятся жертвами буллинга в той или иной форме [4]. В отечественных исследованиях начала 21 века эта проблема нашла свое отражение в работах И.С. Бердышева, И.С. Кона и др. Данные исследования показывают, что существование буллинга в школе обусловлено тем, что школа для детей является местом выплеска накопленной дома негативной энергии. Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показали, что 22% мальчиков и 21%  девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.

Буллинг можно рассматривать как отдельное социальное явление, при помощи которого человек скрывает свою несостоятельность посредством агрессии, направленной на другого человека. Дети, которые подверглись насилию, склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, и предпочитают не сообщать никому об издевательствах и унижениях.

Буллинг имеет свои закономерности, такие как: возрастные, гендерные и психологические. За ними стоит не только физическое неравенство, но и дисбаланс власти, при которой один ребенок подчиняет другого, различными способами и продолжительное время.

Выделяют несколько видов буллинга:

- Физический. Проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.

- Поведенческий. Это: бойкот, сплетни, игнорирование, интриги, шантаж, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневники, тетради).

- Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже в проклятиях.

- Кибербуллинг. Жертву унижают и оскорбляют через различные социальные сети. Сюда также входит съемка и выкладывание в общий доступ неприглядного видео или фотографий.

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем издеваются, испытывает психологические и физические мучения.

Причины буллинга могут быть различными. Пример поведения школьники часто берут от своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным учат детей определенным способам поведения. Иногда учителя сами дают начало буллингу. Некоторые педагоги придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии одноклассников или же транслируют свое неуважительное отношение к отдельным ученикам при помощи тона и выражения лица.

Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов, как:

- Беззащитность. Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится.

- Неготовность биться «насмерть». Все буллеры – трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок слабых, тех, кто не сможет ответить.

- Низкая самооценка. В голове жертвы сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание и т.п.

- Психологические и социальные проблемы. Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться со сверстниками, комплекс неполноценности, пассивная покорность насилию – вот предпосылки того, что ребенок может оказаться в роли жертвы в школе.

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Жертвой буллинга в школе может стать любой ребенок. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от большинства сверстников: физическими данными, материальными возможностями, успехами в учебе, дефектами во внешности, даже просто характером. Буллер (агрессор) - как правило, физически и психологически сильный ребенок, со сниженным ощущением собственного достоинства и за счет унижений и оскорблений он самоутверждается. Наблюдатели. Они не принимают участия в травле и не придерживаются определенной позиции. Наблюдатели обычно не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы.

Последствия буллинга для жертвы: ребенок получает огромное количество психологических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни. Падает самооценка, повышается тревожность, возникает депрессия, развиваются нервно-психические расстройства, теряется интерес к любимым занятиям, снижается успеваемость, нарушается сон и аппетит. В отдельных случаях буллинг может привести даже к самоубийству.

Последствия для буллера: агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но для него это все-таки не проходит бесследно. Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. Их жизнь часто заканчивается в тюремной камере. Они становятся настоящими диктаторами в семье, не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми. На работе они часто плетут интриги, подсиживают своих коллег, идут к своей цели «по трупам», поэтому наживают себе огромное количество врагов.

Осенью 2017 года было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей и основных видов буллинга в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель, в котором приняли участие 987 учащихся из разных параллелей и классов (1 по 11). Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов:

Класс____           ваш  пол _____

У нас в классе

никогда

редко

иногда

часто

постоянно

1.

Сплетничают о ком-то, плохо говорят

2.

Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов

3.

Смеются над кем-то, плохо отзываются

4.

Регулярно прячут или портят чьи-то вещи

5.

Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в игры, не приглашают на дни рождения и т.д.

6.

Кому-то объявляют байкот

7.

Кого-то постоянно бьют, пинают, толкают

8.

Распространяют через интернет какую-либо неприглядную информацию, фотографии о ком-то.

9.

Я испытываю на себе подобные выходки со стороны одноклассников

За каждый ответ в первой колонке – 0 баллов, во второй – 1 балл, в третьей – 2 балла, в четвертой – 3, в пятой – 4 балла. Максимально возможное число баллов – 4 умноженное на №, число вопросов в анкете. Результат по каждому классу  высчитывается как процентное соотношение, где за 100% принимается 4N. 100% - 36 баллов

В результате исследования было выявлено, что для образовательной среды  ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель проблема буллинга является актуальной.

Таблица 1

Результаты анкетирования по параллелям. Средний процент буллинга.

1-е кл

2-е кл

3-и кл

4-е кл

5-е кл

6-е кл

7-е кл

8-е кл

9-е кл

10-е кл

11-е кл

15

26

32

33

32

43

40

29

34

18

20

В каждом исследуемом классе  оказались дети, которые часто или постоянно сталкиваются с проявлением разных видов агрессии по отношению к себе со стороны своих одноклассников.

Таким образом, было выявлено, что проблема буллинга является актуальной для современной школы. Буллинг чаще всего распространен  в параллелях  6-7-х   классов. В параллелях 10-11 классов  процент буллинга незначительный.

Исследование показало, что жертвами буллинга в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель  регулярно становятся  20% мальчиков и  14% девочек, что немного ниже по сравнению с результатам исследований в целом по России (22% мальчиков и 21% девочек). Чаще всего в школе встречаются такие виды буллинга, как вербальная агрессия (37%), поведенческий (28%), кибербуллинг (22%). Физическая агрессия встречается намного реже (13%).

Травля – болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. На помощь учителям и родителям должен прийти школьный психолог.

Необходимо усиление индивидуальной работы с теми, кто оказался в роли как агрессора, так и в роли жертвы, а также необходима работа с сообществом класса. Главными стратегиями деятельности в этом направлении, на наш взгляд являются: повышение толерантности и навыков саморегуляции агрессоров; развитие социальной компетентности детей, ставших предметом травли;  усиление атмосферы взаимопомощи и поддержки, взаимного доверия в классе.

Добиться улучшения ситуации можно, только объединив усилия педагогов, классных руководителей, школьного психолога, родителей и самих обучающихся. Таким образом буллинг можно уменьшить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса,  оказывая сопротивление и  системно работая на всех уровнях. 

Литература:

  1. Бердышев И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005 - №18
  2. Губанова С.А. Школьный буллинг – что это? М.: Астрель, 2007
  3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. – 2006. - №11
  4. Кувшинова О.А. Люди и время: конфликт поколений в зеркале социального согласия. – Тюмень: Печатник. – 2009
  5. Маланцева О.Д. Буллинг в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. - №4
  6. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. - №6 (июнь) http://e-koncept.ru/2014/14158.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

Проект на тему: "Коррекция агрессивного поведения школьников"

Идея проекта:Определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий (включение детей и родителей в совместную с педагогами деятельность, организация личностно-ориентированного взаимодейс...

Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика.

Презентация на тему - "Девиантное поведение подростков"...

Ритмика и игра - как форма коррекции агрессивного поведения школьников

В разработке используются материалы из авторской программы...

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прям...