Ритмика и игра - как форма коррекции агрессивного поведения школьников
методическая разработка на тему

Искендерова Светлана Фаритовна

В разработке используются материалы из авторской программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств  № 3 «Младость» Промышленного района городского округа Самара

        

Методическая разработка
«Ритмика и игра – как форма коррекции                  
агрессивного поведения школьников»

                             

Самара, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                3

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность разработки                 3

1.2. Цели и задачи разработки                                                                        5

2. КРИТЕРИЙ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЕНКА                                                                     6

2.1.        Портрет агрессивного ребенка                                                                6

2.2.        Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)                                   6

2.3.        Как играть с агрессивными детьми                                                        7

2.4. Анкета                                                                                                                 8

3.  ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ К РАЗРАБОТКЕ                                                          9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                16


1. Пояснительная записка

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению пробуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Наиболее привычными формами агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить  кому-то, причинении вреда себе.

Таким образом, агрессивное поведение имеет различные (по степени выраженности) формы:

- ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или от чего-либо);

- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
разработки

Новизна данной разработки заключается в том, что к обычным занятиям ритмики добавляются игровые хореотерапевтические блоки направленные на коррекцию агрессивного поведения детей и формирование позитивной установки на отношения друг к другу, к окружающему миру.

Игровые блоки тренируют определенные функции: концентрация внимания, контроль двигательной активности, снятие нервного и мышечного напряжения.

Часто можно наблюдать, что человек фиксируется на какой-то пластике, соответствующей какому-то моменту, пережитому с большой интенсивностью (успеха, одобрения, бунта, агрессии, страха и т.д.). Эта пластика отражает то состояние, которое человек не смог или не захотел в свое время выразить. Она же создает теперь телесные особенности, которое мы называем "путы". Таким образом, фиксированная пластика оживляет и запоминает соответствующие эмоциональные состояния. Путы находятся в соответствующих участках тела. Их можно увидеть или нащупать. В результате их формирования образуются: зоны энергетической перегрузки, которые могут проявляться в виде скованности, напряженности, боли, и даже органического заболевания. Иногда это безжизненные участки с нарушениями мускульного тонуса, плохим кровоснабжением, бессилием, и т.д. С точки зрения сознания - это нераспознаваемые участки телесной схемы.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы человек освободился от своих пут, мог использовать различные пластики и разных персонажей, не застывая в них, и, таким образом, развивал на физическом и психическом уровнях различные центры, чтобы достичь полной слаженности в их работе, чтобы больше не быть подчиненным (рабом того, что механически с ним происходит), а становиться индивидуумом (неделимым, единым). Говоря словами одного из участников группы "не "со мной произошла такая вещь", а "я прошел через" … вещи не происходят, они просто есть. Я прохожу через вещи, вхожу и выхожу, перехожу. Время не идет, я прохожу через время."

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки в том, что педагог стремится в работе достичь специфической цели: развивать текучесть, телесную и психическую экспрессивность. Тело с его ограничениями требует от нас долгой работы, иногда ежедневной, чтобы достичь большего мышечного тонуса, большего растяжения, большей гибкости. Это выражение и репрезентация законов эволюции: необходимо посвящать этому время, терпеливо повторять, делать все новые и новые попытки, удивляться новизне, открываться неожиданному.

Ценность данной программы в том, что разработаны и проводятся, как стандартные так и авторские анкеты, и диагностика учащихся. Исходя из полученных результатов корректируется учебный и воспитательный план.

Таким образом укрепление и оздоровление организма детей идет параллельно с коррекцией агрессивного и гиперактивного поведения.

Блок игр подбирается с учетом возраста. Игры с использованием танцевальной техники и пластики подбираются с учетом года обучения, могут усложнятся или упрощаться в зависимости от уровня подготовки.  

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ

  • Развитие творческого потенциала, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков на уроках ритмики и танца;
  • Создание условий для коррекции и компенсации агрессивного и гиперактивного поведения учащихся;

ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ

Психокоррекционные задачи:

  • Освободиться от мышечных блоков, которые удерживают нас в рамках запрограммированного поведения;
  • Увидеть в себе и суметь выразить индивидуальные черты собственного характера.
  • Повысить устойчивость к агрессии и расширить ресурсы личности;
  • Устранить или уменьшить проявления дезадаптивного поведения;
  • Ослабить или устранить неадекватное поведение.

Развивающие задачи:

•    Развить способности к расслаблению;

•    Развить способности к самоутверждению;

•    Развить способности к саморегулированию.

Воспитательные задачи:

  • Приобщить подрастающее поколение к миру гимнастики, танца и здоровому образу жизни;
  • Воспитать культуру поведения учащихся, культуру взаимоотношений в кол-ве, в паре при исполнении с партнером или партнершей
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • повышение самооценки;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • интеллектуальное.
  • Расширить позитивный социальный опыт личности.

2. КРИТЕРИЙ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЕНКА

2.1.        Портрет агрессивного ребенка

        Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - не разрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Как правило, это связано с дефицитом внимания к ребенку со стороны взрослых, значимых для него людей. Принятие, внимание, интерес к его делам, то чего так не хватает детям. Дальше происходит процесс компенсации – когда ребенок видит, что легче всего внимание привлекается какой-либо негативной формой поведения и взрослый обязательно обратит внимание. Таким образом, происходит процесс закрепления агрессивного и гиперактивного поведения детей. Поэтому работа с такими учащимися должна вестись в двух направлениях:

  • взаимодействие и налаживание отношений с родителями (эта задача не только педагога, но и психолога школы);
  • развитие чувства эмпатии, креактивности и социальной значимости у детей

Для определения уровней этих черт личности также проводится ежегодное тестирование по методам Меграбяна – Эпштейна.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитная реакция.

2.2.        Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:      1) часто теряет контроль над собой;

                2) часто спорит, ругается со взрослыми;

                3) часто отказывается выполнять правила;

                4) часто специально раздражает людей;

                5) часто винит других в своих ошибках;

                6) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

                7) часто завистлив, мстителен;

                8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия

                   окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

        
Работа педагогов с агрессивными детьми должна проводиться в трех  направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

        Разработка комплекса диагностических средств позволяет получить достаточно объективную и детальную информацию об особенностях агрессивного поведения детей.

2.3.        Как играть с агрессивными детьми

        На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок может выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ может вызвать еще большую агрессию, показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, через 4-8 занятий по настоящему отреагировав свой гнев, ребенок начинает вести себя более спокойно.

        Перечисленные ниже игры (описание см. в Приложении) способствуют снижению агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: (рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными).

1 год обучения: «Обзывалки», «Ворвись в круг», «Дракон».

Для снятия мышечного напряжения: «Корабль и ветер», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Винт», «Насос и мяч», «Давайте поздороваемся».

Для снятия нервного напряжения, позитивное настроение: «Театр масок», игра-танец «Представь себя…», игра-танец «Зеркало»

Чувство эмпатии: «Интервью».

Чувство близости: «Связующая нить».

2 год обучения:  «Аэробус» (чувство команды), «Ворвись в круг», «День рождения» (снятие эмоционального напряжения), «Слушай хлопки» (контроль импульсивности и контроль двигательной активности).

 3- 4 год обучения:  «Космический экспресс» (снятие эмоционального напряжения), «Колпак мой треугольный» (концентрация внимания, научить управлять движениями), «Хромой ведет слепого» (снятие нервного напряжения), «Король сказал» (преодоление двигательных автоматизмов), «Запрещенное движение» (развивает быстроту реакции, дисциплинирует, вызывает эмоциональный подъем), «Найди свою пару» (снятие эмоционального напряжения, развитие выразительного поведения – мимика, пантомимика). 

2.4 Анкета

(для педагога – по  выявлению агрессивного ребенка и выработки своей стратегии поведения с ним)

Критерии агрессивного ребенка

1. Временами кажется, что в него вселился слой дух;

2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен;

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же;

4. Когда ему без всякой причины хочется ругаться;

5. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

6. Переспорить его трудно;

7. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

8. Иногда у него вспыхивает желание, сделать что-то плохое;

9. В ответ на обычные распоряжения, стремится сделать все наоборот;

10. Часто не по возрасту ворчлив;

11. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

12. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

13. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых;

14. Легко ссориться, вступает в драку;

15. Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

16. У него нередки приступы мрачной раздражительности;

17. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

18. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность 15-20  баллов

Средняя агрессивность 7-14  баллов

Низкая агрессивность 1-6  баллов

3. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ К РАЗРАБОТКЕ

Игровой блок – 1 год обучения:

«Интервью» (в начале занятия)

Цель: создание атмосферы понимания, развитие навыков общения активного слушания, эмпатии

Ведущий, используя микрофон (любой подходящий предмет), по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, так же могут задать вопросы и остальные дети. – «Что ты любишь делать в свободное время ?» и т.д.

«Связующая нить» (в конце занятия)

Цель: формирование чувство близости с другими людьми принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности

Дети сидят, по кругу передавая мячик (или другой предмет) так, чтобы все, кто уже держал мячик взялись за руки. Передача мячика сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает педагог, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, и сильно втяните щеки … А теперь шумно выдохните, через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз … Я хочу услышать, как шумит ветер !»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук

«Ребята, хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.                

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька.

Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для наших друзей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем … А теперь выступаем. Здорово получилось !»

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива, снятию напряженности

Играющие становятся в линию, держась за пояс друг друга. Первый участник – «голова дракона», последний - «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Тело «дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники. Игра проводится под веселую музыку.

«Театр масок»

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость

«Ребята ! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будите артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-Яга» Дети с помощью мимики изображают Бабу-Ягу. «Хорошо ! Здорово ! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы ! Не которым даже смешно стало.  Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.  

А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр» Дети плотно сжимают челюсти одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание ! Замрите ! Снимаю ! Спасибо ! Молодцы !

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите ! Спасибо !»

«А как хитро улыбалась лиса Лариса, когда хотела понравиться колобку ? Замрите ! Снимаю ! Молодцы ! … Замечательно, хорошо потрудились !»

Далее педагог, на свое усмотрение, может похвалить особо тревожных детей, например так: «все работали хорошо, особенно страшной была маска Саши, когда я посмотрела, то сама испугалась, а Машенька была похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы !»

«Рабочий день актера закончен, мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо !»

 

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть название овощей, фруктов, грибов, или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: (А ты, …, морковка !» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: (А ты, …, солнышко!»

Игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Представь себя …»

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя из домашнего задания. Например: «Я – Золушка», «Я – Мушкетер», «Я – Фея Цветов», «Я – Рыцарь», «Я - Лев», и т.д. При этом выполняет движения, характерные для выбранного персонажа. После того, как участник возвращаться на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Участник, чье имя названо наблюдает за этим процессом со стороны.  

«Зеркало» (игра-танец)

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. Это могут быть любые танцевальные движения, импровизация на пластику. По сигналу педагога участники меняются ролями, затем – напарниками. Игра проводится под различную танцевальную музыку.

Игровой блок – 2 год обучения:

«Аэробус»

Цель: учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать» Один из детей (по желанию) ложиться на живот и разводит руки в стороны, как крылья самолетов. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля …

Так, теперь можно потихонечку можно поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабиться, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

 Игровой блок 3 – 4 год обучения:

«Космический экспресс»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения

Игра проводится под музыку ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот. Дети (пассажиры космического экспресса) встают друг за другом, держась за пояс впереди стоящего «пилота». По команде ведущего (педагога), «Экспресс» начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее медленно делает повороты – обходит метеориты, быстрее – уходит от космических пиратов, пришвартовывается – прыгает на одной ноге и выполняет другие задания. Главная задача - не разорвать единую «цепь» сохранить «Экспресс» в целости.

«Колпак мой треугольный»

Цель: концентрация внимания, тренировка зрительной и двигательной памяти, быстрота реакции

Играющие сидят по кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяет его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове или соединить ладошки «домиком» над головой). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно слово больше. В завершающем кругу дети изображают всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Хромой ведет слепого»

Цель: снятие нервного напряжения

«Хромому» подвязывают ногу повязкой (или он просто подгибает сам ногу). У «слепого» глаза завязаны повязкой. На полу – газетные обрывки «трясина», стулья «препятствия». «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в «трясину» и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

«Инсценировка»

Цель: снятие нервного напряжения, развитие чувства импровизации

Дети по очереди инсценируют фразы, которые произносит ведущий (педагог). Возможные фразы: «Я съел шоколадку», «У меня болит зуб», «Мне купили велосипед», «Я поссорился с другом», «Я пою на большой сцене», «Я солист известной танцевальной группы» и т.д.  


Диагностика интересов учащихся

(анкета для определения результатов действия программы в конце обучения)

1. Нравятся ли тебе уроки ритмики?

2. Что тебе больше всего нравится в процессе урока?

3. Чему полезному (на твой взгляд) ты научился?

4. Что тебе хотелось бы изменить и дополнить в процессе урока?

5. Как ты думаешь, влияют ли уроки ритмики на твое настроение и отношение к твоим сверстникам. Если «да», то как?

6. Оцени себя, до занятия ритмики и в конце обучения – что в тебе изменилось?

7. Оцени сверстников (1-2 примера)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. «Агрессивное поведение». Коррекция поведения школьников, Творческий центр «Сфера» Москва 2006 г.
  2. Боброва Г. "Искусство грации", Ленинград, "Детская литература", 1986 г.
  3. Бондаренко Л. "Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях", Киев, "Музычна Украина", 1985 г.
  4. Пеганов Ю.А., Березина Л.А. "Позвоночник гибок - тело молодо", Москва, "Сов. Спорт", 1991
  5. Руководство по растяжке связок и мышц. Москва, 1990 г.
  6. Латохина Л.И. "Хатхатйога для детей", Москва, "Просвещение", 1993 г.
  7. Мэксин Тобиас, Мэри Стюарт. "Растягивайся и расслабляйся", Москва, "Физкультура и спорт", 1994.
  8. Годин М.А., Барамидзе A.M., Киселева Г.Т., Г. "Стретчинг", Москва "Сов. Спорт", 1991 г.
  9. Лисицкая Т.С. "Ритмическая гимнастика", Москва, "Физкультура и спорт", 1988 г.
  10. Современный бальный танец, под редакцией В.М. Стриганова, В.И. Уральской, Москва, "Просвещение", 1977 г.
  11. Телегин А.А. "Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету "Ритмика и танец", Самара, СГПУ, 1992 г.
  12. Видеосборники: ''Стиль жизни", "90x60x90".
  13. Фонограммы: Б. Савельев к м/ф "О приключениях кота Леопольда и двух мышей", музыку к другим м/ф, различные сборники русской и зарубежной эстрады.
  14. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия - Ярославль, 1994.

http://www.psychology-online.net/49/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников"

Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников...

Проект на тему: "Коррекция агрессивного поведения школьников"

Идея проекта:Определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий (включение детей и родителей в совместную с педагогами деятельность, организация личностно-ориентированного взаимодейс...

Выступление на семинаре по олигофренопедагогике «Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов».

Основные  задачи  и цели игровых  упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста....

"Психологическая коррекция агрессивного поведения у школьников"

Презентация к педагогическому чтению по коррекции поведения школьников....

Психологическая коррекция агрессивного поведения у школьников

Кореккция агрессивного поведения у школьников...