педсовет "Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников"
методическая разработка по теме

Щитова Елена Владимировна

Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.rar1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Проблемы коррекции агрессивного поведения у

 умственно отсталых школьников

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, социологии, педагогики, медицины.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

        Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов,  новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума.

Агрессия — это любая форма поведения человека, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения с собой.

Основными задачами обучения и воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида являются коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

 Умственная отсталость - это понятие широкое, оно включает в себя разные формы

Дети с нарушением интеллекта предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией.

В качестве причин, стимулирующих возникновение агрессии следующие:

-неблагополучная ситуация в семье;

-повышенная возбудимость детей;

-интеллектуальные нарушения;

-низкий уровень самоконтроля;

-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается нормой поведения;

-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);

-защита в ответ на «нападение».

При изучении особенностей поведения школьников с нарушением интеллекта,  условно разделили детей данной категории на три группы:

первая группа: дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя;

вторая группа: у детей часто наблюдаются эмоциональные расстройства, которые выражаются в раздражительности, аффективной неуравновешенности, сопровождающейся агрессией;

третья группа: дети пассивны, легко попадают под влияние окружающих, часто становятся жертвами агрессоров, ищут защиты у педагога.

Какие факторы способствуют возникновению агрессии?

  1. Внезапный, непривычный, категоричный запрет. Поэтому любой запрет надо вводить мягко, постепенно.
  2. Поведение другого человека, воспринимающееся как произвол (просто не хочу, не буду...).
  3. Категоричный отказ может вызвать вспышку агрессии, поэтому его лучше заменить возможностью выбора.
  4. На любую провокацию — вербальную или физическую, как правило, последует физическая агрессия.
  5. Очень мощным дополнительным стимулом агрессивного поведения является присутствие при конфликте других людей. Сам факт их присутствия усиливает агрессию. Кроме этого, сторонние наблюдатели могут «подогревать» конфликт своими советами, оценками и пр.
  6. Алкогольное или наркотическое опьянение, сильная усталость могут вызывать агрессию.

Психологи различают три основных вида агрессий: физическая агрессия, словесная агрессия и косвенная агрессия.

1. Физическая агрессия - (нападение) - это использование физической силы против другого лица.

Проявление физической агрессии: агрессивные дети щипают играющих с ними малышей, кусают их. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже взрослых.

2. Словесная (вербальная) агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).

Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются.

3. Косвенная агрессия - это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.)

Другие проявления косвенной агрессии: косвенная агрессия может принимать форму разрушительного отношения к вещам: дети рвут книги, высыпают продукты из пакетов и т.п. Может доходить и до таких опасных проявлений как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет разные предметы в других детей и взрослых.

Причины агрессивного поведения в детском возрасте.

- агрессия как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей, т.е. ситуация фрустрации;

- агрессия как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других значимых лиц, кинематографических персонажей);

- дезадаптация, возникшая вследствие нарушений ранней социализации;

- неустойчивость нравственных установок;

- несформированность саморегуляции поведения;

- блокирование потребности в общении со сверстниками;

- эгоцентризм и социальная незрелость ребенка;

- враждебные мысли и воспоминания;

- давление агрессивной группы.

Были выделены факторы, которые способствуют развитию агрессивности, это:

- биологические факторы;

- психологические факторы;

- социально-психологические факторы.

Работа с гневом.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.  Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

  1. НАРИСОВАТЬ ОБИДЧИКА. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.
  2. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
  3. УВЕСТИ РЕБЁНКА в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.
  4. КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ
  5. БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ
  6. ТОПАТЬ НОГАМИ
  7. НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРОСИТЬ
  8. ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В БУМАГУ ИЛИ КАРТОНКУ
  9. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ
  10. БАТУТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ
  11. ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА, СДЕЛАННУЮ ИЗ ВАТМАНА"
  12. ПИНАТЬ ПОДУШКУ НОГОЙ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ (из-под "пепси", "спрайта")
  13. "ЛИСТОК ГНЕВА", с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить
  14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК.

Для успешного проведения психокоррекционной работы рекомендуют использовать следующие методы:

- беседы;

- ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;

- арттерапия;

- трудотерапия;

- игротерапия;

- релаксационный тренинг;

- поручения;

- методы, стимулирующие социально-нормативное поведение (поощрения, наказания).

Для организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у школьников с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения необходимо взаимодействие разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и школьного врача).

Работа по снижению агрессивного поведения у школьников с нарушением интеллекта очень трудный и кропотливый процесс.

Для получения устойчивого результата психокоррекционной работы по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

Положительный результат коррекционной работы зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной.

Считаю уместным закончить свое выступление высказыванием В.А. Сухомлинского, известного педагога в нашей стране.

«… Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств - а без этих качеств труд педагога превращается в муку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Коррекция агрессивного поведения школьников"

Идея проекта:Определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий (включение детей и родителей в совместную с педагогами деятельность, организация личностно-ориентированного взаимодейс...

Ритмика и игра - как форма коррекции агрессивного поведения школьников

В разработке используются материалы из авторской программы...

"Психологическая коррекция агрессивного поведения у школьников"

Презентация к педагогическому чтению по коррекции поведения школьников....

Психологическая коррекция агрессивного поведения у школьников

Кореккция агрессивного поведения у школьников...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...