Статья на тему: "Как удержать внимание учеников на уроке"
статья

Каждый педагог, особенно в начеле своей работы, сталкивается с проблемой невнимательного слушания на уроке. В этой статья я рассмотрела некоторые способы привлечения внимания учащихся и попыталась разобраться, почему же у некоторых школьников слабая концентрация внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_statya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как удержать внимание учеников на уроке

Педагоги знают, как сложно бывает удержать на уроке внимание учащихся, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети, которые способны добыть информацию за считанные секунду, необходим только выход в интернет. Они перенасыщены информацией. А если классы переполнены? Человек по 40. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 45 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, решить задачи обучения и воспитания.

Что же такое внимание? Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём- нибудь. Но как сделать так, чтобы все ученики смогли сосредоточиться, как удержать их внимание?

 Учитель на уроке должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы . Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может с одинаковым вниманием относиться к нескольким вещам одновременно. На что же в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урока? Оказывается, что натренированный учитель реагирует на все, что видит и слышит, ощущает. Ученик отвечает, а он в то же время говорит другим вслух: «Слушай. Закрой книгу. Сиди спокойно. Закрой форточку». Неужели сейчас это все одинаково важно? Нет, конечно. Что главное в цепи этих действий? Конечно, отвечающий ученик. Учитель сам выбрал объект внимания, и теперь его задача – заразить им учеников, сделать так, чтобы ответ ученика и для них стал интересным. Но ведь для этого самому надо уметь избранно сосредоточиться.

Помимо усилий учителя, учащийся может и сам подготовиться к продуктивному уроку. В акте внимательного слушания важную роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. Смысл и назначение этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела. Другая, не менее важная половина , заключается в прекращении всех прочих, не связанных с предстоящей деятельностью движений и реакций.

Такие движения вызывают определенные мышечные зажимы, физиологическое напряжение, которое накопившись приводит к утомлению и как следствие – изменение концентрации внимания и отвлекаемость. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, c начала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Для того, чтобы избежать подобного, следует

  • учитывать возрастные особенности детей. Дети младшего возраста сами сменят позу и отвлекутся. Дети более старшего возраста волевым усилием могут продолжать удерживать внимание, но эффективность будет ниже.
  • следует соблюдать ритмическую структуру занятия с чередованием различных видов деятельности, чтобы напряжения в мышечных системах в течение урока переключалось на различные области
  • возможно применение специальных упражнений. Смысл их всех лежит в кратковременном, но сильном по интенсивности напряжении-расслаблении всех или отдельных групп мышц.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать внимание в течение 40—45 минут, но только при повышенном  интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это, отвлекаемость у них высокая. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентированы на конечный результат , но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Учителю следует использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка. Один из таких приемов — «забывчивость». В ходе рассказа учитель может сделать вид, что он забыл, о чем хотел дальше сказать, и попросит детей подсказать. Естественно, это нужно спланировать так, чтобы детям было очевидно, какой фрагмент речи пропущен. Для повышения внимательности детей на уроке их нужно максимально привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке. Лучше вести диалог, давать ученикам возможность высказать свое мнение, добиваясь таким образом от них ответной реакции.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главную роль в акте внимательного слушания играет учитель.

Помимо того, что педагогу необходимо настроить учеников на продуктивный урок, ему необходимо продумать и свои действия, жесты.  Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость. Неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу – во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой – спокойный, приветливый, уверенный – вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как педагог.

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие. Управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Учителю необходимо выработать манеру того, как  правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы.

Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует надевать в класс маску домашних забот. Лице и  жесты должны выражать лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Особую роль в педагогическом общении занимает речь учителя. Правильная, грамотная речь педагога – это залог педагогического мастерства.

Так в чем же особенности педагогического общения? Безусловно, только в единстве всех элементов, перечисленных выше. Только работая над собой, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, познавая свою природу, дисциплинируя ее, можно добиться продуктивного и полезного общения в ходе преподавательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

Статья "Как привлечь внимание ученика на уроках русского языка?"

Статья на тему: "Как привлечь внимание ученика на уроках русского языка?"...

мастер -класс по теме " Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания"

Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания".    Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача...

"Как удержать внимание учеников на онлайн-уроке иностранного языка"

Данные рекомендации помогут создать положительную атмосферу на онлайн-уроке иностранного языка. Применяя данные рекомендации, ученики будут включены в процесс обучения весь урок....

Выступление на тему: «Работа с трудными учениками на уроке английского языка»

Работа с трудными учениками на уроках английского языка...