Главные вкладки

    Публичное представление собственного опыта 2019
    материал

    Вилкова Валентина Николаевна

    Описание педагогического опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_opyt_vilkova_v.n.odt41.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Публичное представление                                                                                                        собственного инновационного педагогического опыта                                                              учителя МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района                                                               Республики Мордовия

    Вилковой Валентины Николаевны

    Введение                                                                                                                                                               1. Тема опыта:    « Проект как активный метод обучения и развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии».                                                                                                                       2. Сведения об авторе:                                                                                                                               Ф.И.О.— Вилкова Валентина Николаевна                                                                          Образование— высшее                                                                                                                                 Стаж педагогической работы — 31год                                                                                                                В данной организации —10лет                                                                                                                              3. Актуальность технологии     проектного    обучения   для     современного образования определяется  возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми   компетенциями, происходит многостороннее развитие растущей  личности: развитие его интеллектуальных способностей, самостоятельности, формирование круга познавательных интересов.                                                                                                                                 4. Основная идея опыта: повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.                                                                        5. Теоретическая база опыта:                                                                                                Основоположником считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Опираясь на теорию Дж. Дьюи, американский педагог Уильям Херд Килпатрик (1871-1965) считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.    В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится все более популярным. А. Ю. Кравцова - доктор педагогических наук ИОСО РАО в статье «Проектирование как метод деятельностного познания» рассматривает сущность современной трактовки метода проектов и его практическое применение. Проблему конструирования учебного курса, учебной темы рассматривают В.В.Краевский, В.В. Гузеев, который подчёркивает, что «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат, Н.Ю.Пахомовой. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение  адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между  знаниями и  умениями.                                                                                   6. Новизна: Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания;  вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.   Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе- практическая, исследовательская деятельность, групповые форма работы.                                                                                                                    Технология опыта.                                                                                                                    Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности.  Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет технология.  Труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.                                                                                                                                                      В информационном письме Министерства образования и науки  РФ под методом проектов понимается «способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда)»                                                                            Активными  считаются методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся, так и обучающего. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.                                                                                 Выбирая тему проекта и выполняя, его обучающиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу и  на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач. У них формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.                                                                                                                      Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше школьные знания служили долго, то в век информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности, которая достигается проектной деятельностью, позволяющей активизировать деятельность учащихся. Учебный проект – это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Одни проекты рассчитаны на реализацию одного урока «мини-проект», другие охватывают серию уроков, самостоятельную или внеурочную деятельность учащихся.  При изучении предмета технология  запланировано четыре проекта по разделам: «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов». Работая над проектами, обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика, при этом решаю педагогические цели: активизация учебного процесса, выявление талантливых детей, формирование у учащихся интереса к исследованию и навыков публичного выступления.                                                                                           Результативность опыта                                                                                                                                                1. Реальный вклад в дело обучения, воспитания личности. На протяжении шести  лет я использую проект как активный метод обучения, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» -  творческий, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.     Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы обучения.  Каждый ученик, выполняя проекты, проводит мини исследования:                                                                                                                                    1. Выявление конкретной потребности. Исследуется возможное решение проблемы, определение степени необходимости. Формируются положительная учебная мотивации, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативности.                                                                                                                                                   2. Выявление традиций, историй, тенденций. Погружаясь в мир истории, учащиеся проводят исследование и сопоставление народной, исторической вещи с современными произведениями. Это помогает создать свое новое, оригинальное, опираясь на то, что исследовали.                                                                                                                                                          3. Анализ предстоящей деятельности, обдумывание этапов работы.                                                        4. Выработка идей, вариантов, альтернатив. Необходимо записать все возникшие идеи по данной проблеме. Учащиеся изучают и ищут закономерности, стремятся проверить свои первоначальные предположения.                                                                                                              5. Анализ и синтез идей по требованиям. Выбор оптимального варианта, которая детально прорабатывается и выполняется. Пересматривают гипотезы, дают лучшее объяснение полученных ими результатов и выявляют новые проблемы.                                                                                                                                                          6. Итогом работы становиться объект как личностный, так и общественно значимый, который учащиеся защищают публично. Для защиты проекта необходимо составить небольшое выступление и презентацию, в котором учащийся описывает и анализирует свой проект.                                                                         В ходе защиты проекта, учащиеся учатся излагать найденную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, оценивать результат. Находят возможность использования результатов проектной работы и его реального спроса.                                                                  2. Стабильность. Полученные знания в результате выполнения учебных проектов, позволяют обучающимся успешно выполнять и ежегодно представлять работы на конкурсах различного уровня:

    Год

    Наименование конкурсов, конференций

    Ф.И.О.   ученика

    Класс

    Результат участия

    Муниципальный уровень

    1

    2014

    III  научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся номинация «Своими руками» (технология)

    Агейкина                   Вера

    6

    призер

    2

    2016

    IV научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся                              Номинация «Исследования в области химии и биологии»

    Струенкова  Дарья

    10

    призер

    3

    2016

    Муниципальный этап XVI олимпиады по школьному краеведению                         Номинация «Природное наследие родного края. Экологический туризм»

    Старцева                   Олеся

    10

    призер

    4

    2016

    IV научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся                            Номинация «Своими руками»  (технология)

    Ларькина                 Елена

    8

    победитель

    Республиканский уровень

    5

    2016

    XVI олимпиада по школьному краеведению   Номинация «Историко-культурное и природное наследие родного края. Экологический туризм»

    Старцева  Олеся

    10

    победитель

    Мои ученики активно принимают участие на муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников по  предмету технология, где защита проекта является одним из обязательных этапов.

    Год

    Предмет

    Ф.И.О. ученика

    Класс

    Результаты участия

    Муниципальный уровень

    1

    2015

    Технология

    Агейкина Вера

    7

    Призер

    2

    2016

    Технология

    Агейкина Вера

    8

    Победитель

    5

    2017

    Технология

    Агейкина Вера

    9

    Призер

    6

    Технология

    Ларькина Елена

    9

    Победитель

    7

    2018

    Технология

    Ларькина Елена

    10

    Победитель

    8

    Технология

    Абрамова Варвара

    7

    Победитель

    9

    Технология

    Агейкина Вера

    10

    Призер

    Республиканский уровень

    1

    2017

    Технология

    Агейкина Вера

    9

    Участник

    Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях, как углублять свои знания, работая над конкретными целями и задачами, так и выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.                                                                                                                                                                                       Одной из форм промежуточной аттестации учащиеся в нашей школе – это защита учебных проектов. В начале учебного года учащиеся ознакомлены с положением по аттестации и критериями оценки проекта все это активирует учащихся к выполнению качественного и значимого проекта, дает хорошие результаты – средний уровень обученности по предмету у моих учащихся за три последних года составляет 95%.

    Учебный год

    класс

    предмет

    качество

    2016-2017

    5

    технология

    87

    2017-2018

    6

    технология

    100

    2018-2019

    7

    технология

    100

    2016-2017

    6

    технология

    93

    2017-2018

    7

    технология

    93

    2018-2019

    8

    технология

    94

    2016-2017

    7

    технология

    80

    2017-2018

    8

    технология

    100

    2018-2019

    9

    технология

    в 9кл. нет технологии

    2016-2017

    8

    технология

    100

    2017-2018

    9

    технология

    в 9кл. нет технологии

    2018-2019

    10

    технология

    100

    2016-2017

    9

    технология

    в 9кл. нет технологии

    2017-2018

    10

    технология

    100

    2018-2019

    11

    технология

    100

    3. Доступность  Опытом своей работы делюсь на педагогических советах, на заседаниях школьного и районного методических объединений учителей технологии, семинарах различного уровня.   Педагогический опыт опубликован на сайте школы: http://marber.schoolrm.ru  личном сайте: http://nsportal.ru/vilkova-valentina-nikolaevna                                            Среди относительных недостатков можно выделить:                                                  -увеличение учебной нагрузки;                                                                                           -требование более сложной системы оценивания;                                                                   -увеличение объёма работы учителя;                                                                                 -существование риска неудачного выполнения работы;                                                    повышение эмоциональной нагрузки, нарастание напряжения к сроку сдачи работ.  Каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения - это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя. Тем не менее, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.                                      

    4. Перспективы применения опыта в массовой практике.                                                                                             Считаю, что использование активных методов обучения в учебном процессе вызывает интерес, позволяет развивать аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения. Методы активного обучения формируют необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, являются важным на пути овладения организации педагогики с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения. Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках технологии, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности; дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Позволяет развить свои универсальные умения повышающие мотивацию изучения материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы. Опыт может применяться в работе учителей технологии, которые только начинают свою педагогическую деятельность.

    Приложение:  

    Публикации ученических проектов:                                                                                              http://nsportal. ru/node/ 2757534

    http://nsportal. ru/node/ 2757817

    http://nsportal. ru/node/ 2757791

    1.   «Мое родное незнакомое Присурье» -Старцева Олеся -победитель республиканского этапа краеведческой олимпиады -2016год;

    2. «Женщина с ребенком на руках»- Агейкина Вера -призер муниципального этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии -2015год

    3. «Химия вокруг нас» - Струенкова Дарья — призер муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся  2016год

    Список литературы:

    1. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
    2. Васильев В.В.  Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
    3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М.  Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
    4. Гузеев В.В.  «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
    5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
    6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
    7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
    8. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.
    9. Пахомова Н. Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
    10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
    11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
    12. Сергеев И.С.  Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев.  –М.: Аркти, 2005.
    13. Слободчиков В. И.  Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2. 
    14. Технология.  Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.—190 с.
    15. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова
    16. Факторович А. А.  Сущность педагогической технологии // Педагогика. 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

    Публичное представление собственного опыта

      ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

    В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

    Публичное представление собственного инновационного опыта

    В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....